Паспортизация станков


Несколько слов надо здесь сказать о другом—тоже техническом— пункте: о паспортизации станков и машин.
Эта задача сводится к осуществлению изложенного выше правила подготовки. Паспортизация станков именно и имеет в виду важность предварительной подготовки всего того, что понадобится знать о станках во время работы на них. Не годится это выяснять во время самой работы. Все, что касается данного станка и надо будет знать при его использовании, должно быть заранее выяснено и изложено в индивидуальном «паспорте» этого станка.
Перед составлением такой карточки-паспорта приходится изучить данный станок в различных отношениях.
Необходимо прежде всего установить состояние данного станка, степень его изношенности. В, связи с этим стоит и определение его фактической мощности. Необходимо выяснить наиболее выгодное назначение данного станка в зависимости от его конструкции; и состояния.
Затем требуется исследовать оптимальные условия обработки предметов на данном станке. Если станок предназначен для резания металлов, то для этой его работы устанавливаются как оптимальные условия: скорость резания, величина подачи, глубина резания, толщина стружки и т. п.—в зависимости от степени твердости как обрабатываемого металла, так и того металла, из которого сделан режущий инструмент (фрезер, резец).
К этой области применимо единственное научное исследование, которое произведено было в свое время Ф. Тэйлором и которое изложено в его книге «Искусство резания металлов». Практически для решения это задачи применяются специальные счетные линейки Тэйлора—Барта (у нас есть несколько видоизмененные линейки инженеров Глебова и Каткова).
На этих линейках нанесены (в виде делений) взаимные зависимости между глубиной резания, величиной подачи, скоростью резания и т. д. Пользуясь такими линейками, каждый грамотный рабочий в состоянии отыскивать оптимальные величины всех этих элементов для каждого частного случая.
Что здесь идет речь именно об оптимуме, а не о максимуме (напр., скорости резания),—известно всякому инженеру и даже всякому знающему свое дело рабочему. Каждый из них понимает или чувствует, что нельзя пускать станок в ход с максимальной скоростью, на какую он способен, что это невыгодно, что есть какая-то другая, наивыгоднейшая или оптимальная скорость. Но, понимая это в отношении мертвой машины, тот же инженер перестает это понимать, когда идет речь о работе живой машины—человека. Заявление о необходимости уменьшения скорости работы машин встречается у нас за последнее время нередко. Вот, напр., инженер А. Федотов, трактуя о необходимости увеличения дневной выработки при замене 8-часового рабочего дня 7-часовым, говорит, что, однако, увеличить число оборотов машины нельзя. Наоборот,, если следовать указаниям и примеру заграницы, особенно Америки то скорость машин следовало бы даже понизить».
Установление оптимальных условий обработки предметов на станках относится; к их паспортизации. К той же задаче относится и установление нормальных простоев станков (в связи с их чисткой смазкой и прочими видами их обслуживания). Должен быть выработан план наиболее рациональной нагрузки станков.
Паспортизация станков является не только условием рационального использования станков, но и безусловно обязательной предпосылкой планирования всего хода производства в данном предприятии. Та же паспортизация уничтожает или ослабляет тягостную зависимость предприятия от «незаменимого» служащего, ведающего работою станков. Наконец, паспортизация станков создает возможность использования менее квалифицированных рабочих.

Вернуться в оглавление книги...