Конвейерный фетишизм


Необходимо несколько остановиться на вопросе о транспорте, обслуживающем линию непрерывного потока или целую систему потоков.
И тут надо, прежде всего, устранить одно недоразумение, которое у нас начинает приобретать прочность предрассудка. Мы имеем в виду чрезвычайно распространенный у нас «конвейерный фетишизм».
Конвейер—очевидно, вследствие его новизны—поразил воображение многих: создалось своеобразное преклонение перед конвейером, которому приписывают чудеса и свойства, ему совершенно чуждые. В частности и в особенности наблюдается у многих склонность приписывать конвейеру все выгоды, получающиеся от непрерывного производственного потока, или даже прямо отождествлять этот поток с конвейером.
Между тем из всего изложенного о конвейере и о методе непрерывного производственного потока; совершенно ясно, что это—две совершенно pазличных вещи, которые могут практически быть соединены друг с другом, но вовсе не таковы, что одна обязательно подразумевает другую. Вполне возможен и нередко в практике применяется метод непрерывного потока без всяких конвейеров; с другой стороны, конвейер, как транспортное средство, встречается часто и там, где работа ведется вовсе не непрерывным потоком.
На американском заводе, например National Cash Register Co, изготовляющем знакомые нам автоматически регистрирующие кассы, мы встречаем чуть не все виды механического транспорта в я том числе, конечно, конвейеры, а между тем завод этот работает вовсе не по методу непрерывного производственного потока. Или у нас в Ленинграде на табачной фабрике им. Урицкого действует целый ряд конвейеров, которые из цеха в цех переправляют табак, гильзы, коробки, ящики,— но работа организована вовсе не по принципу непрерывного потока, а построена на основе старой цеховой структуры. В угольных копях подземный транспорт угля также производится посредством конвейеров, хотя здесь о методе непрерывного потока процессов нет речи.
С другой стороны, в том же Ленинграде на «Красном путиловце» мы встречали сборку тракторов по способу непрерывного потока, но без всяких конвейеров.
Конвейер неуместен во многих случаях,—особенно там, где обрабатываемые и передаваемые с одного рабочего места на другое предметы невелики по размеру и легки по весу. В таких случаях ничего не стоит эту передачу совершать от руки: вместо того чтобы один рабочий клал обрабатываемый им предмет на движущийся конвейер, а следующий рабочий снимал этот предмет с конвейера для своей операции,—первый рабочий тем же броском, который надо было бы сделать при конвейере, перемещает предмет ко второму рядом с ним стоящему рабочему. Это относится к значительному количеству отделений таких фабрик, как швейные, обувные, табачные и т. п.
Этим объясняется то обстоятельство, которое бросается в глаза всякому на некоторых наших швейных или обувных фабриках, где работа ведется непрерывным потоком: работницы энергично ведут свою работу на машинах перед конвейером, который часто двигается порожняком, впустую, так как обрабатываемые легкие предметы передаются работницами вручную от одной к другой.
Во всех таких случаях конвейер вовсе не нужен был. Такое явление наблюдается нередко и на Западе, где «понастроили множество конвейеров, которые пришлось позже устранить».
Это с полной отчетливостью уж совсем недавно (в декабре 1929г.) подтвердил в своем докладе и американский инженер У. Карвер (из General Motors Company), осмотревший значительное количество советских заводов и пришедший к выводу, что у нас слишком преклоняются перед конвейером. «Не повторяйте—говорил Карвер—ошибок некоторых американских заводов; не смотрите на конвейер, как на панацею. На многих американских предприятиях себестоимость продукции возросла после установки механического конвейера; это звучит необычно, но на практике было именно так. Приходилось выбрасывать конвейер и переходить к правильному планированию продвижения продукции по заводу».
Ясно, что непрерывный поток производственных процессов не только не тождествен с конвейером, но иногда даже исключает его разумное применение и диктует простую ручную передачу предметов.
Нерациональна такая ручная передача, конечно, во всех тех случаях, когда передаваемый предмет обладает значительным весом и размерами. Тут необходимо механическое транспортное приспособление.
Это особенно относится к сборке машин и всяких вообще сложных изделий, тем более что сами процессы сборки—большей частью ручные процессы, не требующие заправки предмета в машину для обработки; благодаря этому предмет может непрерывно оставаться и продвигаться на линии сборки. Тут весьма важна возможность обходиться без того, стобы каждый раз предмет снимать, поднимать, опускать и т. д. Тут поэтому навязывается такой способ механического транспортирования, который обеспечивает регулярное и спокойное перемещение предметов в горизонтальном направлении.

Вернуться в оглавление книги...