План мастерской при непрерывном потоке производства


Тут получается диференцированная, но чрезвычайно простая и донельзя ясная схема планирования в пространстве. В этой схеме (в идеале) все производство делятся на два момента: 1) изготовление частей и 2) их сборку в окончательный продукт. Изготовление и сборка каждой составной части—скажем, мотора, шасси и пр. в автомобиле—обыкновенно также отличаются некоторой сложностью, требующей ряда различных операции. Их выполнение производится в особой части здания, которая составляет, как уже упомянуто был, нечто вроде особой фабрики или завода.
Схема получающегося таким образом плана, характеризуется тем, что все потоки, в которые развертываются операции изготовления всех частей целого, идут по параллельным линиям в одном и том же направлении. Точки, в которых заканчиваются все эти линии, находятся на одной стороне и лежат опять-таки в одной линии, параллельно которой и расположен поток процессов сборки окончательного продукта. Получается, следовательно, типичная схема. Каждая часть (например, мотор, шасси, оси, колеса и пр.—в автомобильном производстве) вырабатывается и собирается по методу непрерывного потока. Готовая часть поступает в общий поток операций окончательной сборки автомобиля, притом попадает в этот поток как раз в том месте и в тот момент, где и когда она подлежит включению в собираемый автомобиль. Если изготовление и сборка данной части,—например, мотора,—представляют сложные операции, то по линиям производятся только сборка этой части, изготовление же ее совершается по линиям, перпендикулярным к ним.
Это, конечно, не больше, чем схема, притом упрощенная, но такая, приближение к которой весьма желательно.
Готовые части должны быть перемещены для окончательной сборки в соответствующие точки линии AB. Это перемещение лучше всего производить с использованием притяжения земли. Это достигается тем, что линии ab располагаются на уровне, который лежит несколько выше линии AB. Тогда получается в каждой из точек поток моторов, колес и т. п.; они самотеком скатываются к соответствующим точкам сборочного конвейера в надлежащей последовательности и в надлежащем темпе один за другим.
По этому типу организована, сборка на заводе Форда, на автомобильном заводе Citroen (в Париже) и пр. Нужно ли говорить о колоссальном выигрыше во времени, в расходуемых силах и регулярном ходе производства, который такой организацией достигается.
На заводе Форда линия AB имеет около 250 м в длину. На ней совершается около 45 сборочных операций 45 группами рабочих, расположенными вдоль линии AB на соответствующих расстояниях. Каждая группа рабочих подхватывает спускающуюся к ней часть, устанавливает и закрепляет ее на ходу конвейера, который находится в непрерывном движении. Таким образом постепенно собирается весь автомобиль. Предпоследняя операция на сборочном конвейере состит в том, что в бак наливается бензин, а последняя—в том, что на готовый автомобиль садится шофер, и машина выезжает из мастерской. В общей сложности фордовский завод таким путем выпускает до 10 тысяч автомобилей в день (при работе в три смены).
Рассмотрим план другого предприятия, в котором идея непрерывного потока воплощена не в полной мере, но где основные ее черты все-таки явственно видны. Это—германский завод мотоциклеток Stock-Motorrad A.-G. Завод представляет одно здание. В центральной части здания расположены: на переднем плане механическая мастерская А для изготовления рам; несколько позади— отделение В для сборки моторов, а справа от него С—сборка передних и задних осей; дальше расположен конвейер Д для окончательной сборки мотоциклеток, а позади него и перпендикулярно к нему— линии E сборки других частей, мотоциклетки. В этом здании по улице Niederschoneweide моторы только собираются, изготовление же их частей совершается в другом месте (по улице Kopenickerstrasse),— что вызвано особыми обстоятельствами.
Здесь ежедневно утром на завод прибывает определенное количество сырого материала (да еще готовые части моторов), который к концу того же дня обязательно превращается в готовые мотоциклетки. Метод непрерывного потока, в противоположность цеховой структуре, проведен здесь довольно последовательно: нет цехов—токарного, фрезерного и т. п. Станки расположены в порядке последовательной смены фазисов обработки и сборки. Не только в центральной части здания, но и его основных частей приноровлено к тому чтобы предмет проходил через любую дверь только один раз.
Контроль изготовляемых частей производится у самых станков. Все части изготовляются при помощи предельных калибров и отличаются полной взаимозаменяемостью, так что пригонки никакой не требуется. Все установки у станков делаются один раз, так что нет надобности в новых каждый раз заправках. Промежуточные склады совершенно отсутствуют. Рама с относящимися к ней частями поступает в лакировочное отделение, где большие площади окрашиваются по методу обрызгивания, а небольшие части окунаются в баки с краской. Окрашенные части поступают с помощью цепного конвейера в сушильную печь, отапливаемую газом. Натягивание шин, спиц и пр. совершается машинным способом. Сборка производится на длинном конвейере идущем в поперечном направлении, и на перпендикулярно к нему (позади) расположенных линиях частичной сборки. На последних идет сборка вилки переднего колеса, резервуара для горючего и т. п. частей. Каждая из них попадает как раз к тому пункту конвейера общей сборки, где данная часть понадобится.
Продолжительность времени сборки каждой части, конечно, совпадает с продолжительностью соответствующей операции на общем сборочном конвейере.
Этот последний расположен на такой высоте, которая подходит для главнейших операций, на нем совершающихся. Там, где для отдельной операции требуется иная высота, разница высот достигается при помощи подставки, на которой стоит соответствующий рабочий.
В результате всей организации со сборочного конвейера сбегает через каждые 4 минуты новая мотоциклетка. И себестоимость этого германского изделия настолько понижена, что оно может конкурировать на внешнем рынке и является предметом экспорта.

Вернуться в оглавление книги...