Конвейеры


Все более входящим в употребление механическим средством внутризаводского транспорта является конвейер.
Все более развертываясь, идея конвейера воплощается теперь в самых разнообразных формах. В основе своей идея конвейера сводится к принципу бесконечной ленты, своим движением перемещающей те или иные предметы.
Если бесконечная лента охватывает 2 цилиндра (или барабана) и они (или хотя бы один из них) приводятся во вращательное движение какой-либо механической силой (электричеством), то лента будет непрерывно двигаться. Можно одновременно пользоваться обратным движением нижней части ленты. На табачной фабрике им. Урицкого (в Ленинграде), напр., верхняя часть конвейера отвозит коробки, наполненные папиросами, а нижняя часть подает пустые коробки для наполнения их папиросами.
Если при этом на верхнюю часть ленты положить какой-либо предмет, то он будет перемещаться с одного места на другое вместе с лентой.
Практически бесконечную ленту делают из холста, кожи либо резины, либо даже из деревянных или металлических узких планок, гибко соединенных между собой так, как это делается в жалюзи (для окон) или в закрывающихся крышках конторских столов (шведского типа),— словом так, чтобы лента при своем движении могла гибко охватить оба цилиндра.
Характерным для такого типа конвейера можно считать, что здесь не предметы передвигаются вдоль пути, а путь перемешается вместе с предметами, на нем находящимися. Это представляет по сравнению с передвижением предметов вдоль пути то преимущество, что преодолевание трения сосредоточено исключительно в подшипниках осей цилиндров.
Еще важнее то, что на конвейере совершенно не приходится охватывать передвигаемые предметы цепями или канатами, не надо зацеплять чем-либо эти предметы и т. п. Достаточно положить на конвейер предметы, чтобы они уже сами передвигались куда нужно. Вместе с тем отпадает сложная работа, необходимая при употреблении подъемных кранов, т. е. устраняются значительные вредные промежутки. Все значение этого преимущества конвейера станет ясным, если вспомнить, что при применении крана на эти вредные промежутки уходит больше времени, чем на самое перемещение груза краном.
С одной стороны, конвейер имеет более узкую сферу действия, чем подъемный кран (особенно—мостовой): этот последний может переместить груз из любой точки в любую другую—в пределах большой площади. Конвейер же действует только в пределах линии, соединяющей оба крайних цилиндра.
Зато, с другой стороны, конвейер в пределах этой линии работает непрерывно,—не так, как кран. Когда нужен подъемный кран, его раньше надо освободить от другой работы, затем его переместить в холостую туда, где он нужен. Вся эта холостая работа также отпадает при применении конвейера: в пределах своей сферы действия он, как и наш пионер, всегда готов к выполнению своей функции, всегда моментально подставляет свою спину, чтобы транспортировать груз.
Наконец еще одна особенность конвейера: он работает с регулярностью часового механизма. Его движению можно придать определенный темп, и его он выдерживает все время работы, пока ей не захотят придать другой темп.
В связи с этой регулярностью стоит легкая возможность учета грузов, перемещаемых конвейером: в определенном пункте помещают счетчик, за рычажок которого задевает каждый проходящий предмет,—таким образом автоматически отмечается число перемещенных предметов. Если конвейер перемещяет сыпучие тела, то в определенном звене конвейера эти тела, попадая на особые весы, автоматически взвешиваются.
Из всех особенностей конвейера вытекает наиболее подходящая сфера его применения: массовое производство, особенно стандартизованное, содержащее элемент однородности, правильной повгорности подлежащих перемещению предметов, следующих один за другим,—вот естественная среда, к какой конвейеры оказываются наиболее приспособленными и дающими наилучший эффект.
Если оба цилиндра расположены не в горизонтальной плоскости, а один выше другого, то охватывающая их бесконечная лента будет перемещать предметы снизу вверх.
Чтобы бесконечная лента охватывающая цилиндры, не прогибалась в промежутке между ними под давлением грузов, на всем ее протяжении устроены поперечные ролики: они поддерживают ленту и вращаются при ее продвижении.
Для того, чтобы при наклонном положении ленты полаженные на нее предметы не соскальзывали вниз, лента снабжена поперечинами, прикрепленными к ней на соответствующих расстояниях. Самый уклон ленты можно легко изменять; в данном конвейере, когда ящики уложены уже штабелем до уровня верхнего цилиндра и дальнейшие ящики надо укладывать еще выше, легко увеличить угол наклонения ленты к горизонтали, следовательно и высоту верхнего цилиндра: для этого достаточно сделать несколько поворотов рукояткой. Если нужно перейти к (укладке ящиков в штабель, правее или левее уже сложенного,—легко передвинуть куда надо весь конвейер, как двигающийся на колесиках.
Вместо сплошной ленты, сделанной из того или иного материала, конвейер делается иногда в виде цепи, вернее—в виде двух бесконечных цепей, надетых на одну и ту же пару цилиндров. Двигаясь вместе с цилиндрами, цепи передвигают и те предметы, какая-либо часть которых так или иначе вставлена в звено цепи.
Свободное пространство между цепями конвейера служит местом, где хранятся необходимые для работы разные вспомогательные части: металлические накладки, болты и т. п. Все описанные типы конвейров, как и другие механические средства внутреннего транспорта, имеют одну отрицательную сторону: они занимают известную, иногда немалую, площадь пола. К этому обстоятельству пренебрежительно относиться нельзя. Во-первых, площадь пола требует известных расходов на арендную плату, на амортизацию здания, на страховку, охрану и т. п.; во-вторых, транспортное средство, занимающее известную площадь пола, стесняет свободу передвижения, стесняет также свободу в отношении рационального расположения станков и других элементов производства. Где это неудобство приобретает слишком большое значение, избавиться от него можно, перенеся транспортное приспособление с уровня пола на некоторую высоту. Тогда дело сводится к устройству подвесной дороги. Она состоит из металлического тросса или конструкции типа фермы, к которой подвешены вагонетки, передвигающиеся вдоль фермы или тросса.
Особенно часто это практикуется при транспорте сыпучих тел. Чаще всего такие подвесные транспортные приспособления устраиваются на угольных, копях, цементных заводах и т. п.
Но и обычные конвейеры нередко устраиваются на высоте,—так, что они не занимают никакой площади пола. Такой конвейер—цепной, с той разницей, что описанный конвейер состоит из двух цепей, охватывающих пару лежащих цилиндров, вращающихся вокруг горизонтальных осей, между тем как подвесной конвейер может состоять из одной бесконечной цепи, надетой на пару стоймя поставленных цилиндров, вращающихся вокруг вертикальных осей. Вся цепь в этом случав совершает свое движение в одной горизонтальной плоскости.
Такие подвесные конвейеры применяются для транспортирования не сыпучих тел, а, наоборот, твердых отдельных предметов, которые и подвешиваются на крючьях к конвейерной цепи в соответствующих расстояниях друг от друга и двигаются вместе с нею.
Такие две конвейерных цепи с крюками, устроенных в сушильной печи на заводе братьев Юнг в Детройте (Америка). Но, конечно, подвесные конвейеры аналогичного образца применяются не только в сушильнях. Они чаще всего применяются в поставленных по-современному литейных мастерских, где проведены новейшие методы автоматического хода и непрерывного потока процессов. Подвесные конвейеры применяются и в обыкновенных мастерских на машиностроительных заводах, особенно в сборочной мастерской. Здесь нередко в одном месте устраиваются два конвейера—один над другим, в два этажа: один занимает известную площадь пола, другой расположен над ним на известной высоте и служит преимущественно целям снабжения работающих у первого конвейера необходимыми вспомогательными частями (болтами, накладками, гайками и т. п.).

Вернуться в оглавление книги...