Заготовка сырья


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.
OCR www.biografia.ru
Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Государственная торговля, как средство регулирования всей торговой и производственной жизни, в значительной мере зависит от производства, — количество выпущенных товаров, их качество и стоимость являются основными условиями для успешной торговли.
К этим условиям торговые органы (синдикаты, торговые отделы Советов Народного Хозяйства во главе с Центральным Отделом, магазины и склады и т. д.) должны присоединить гибкость аппарата, удешевление содержания его, наибольшее уничтожение числа посредников, комиссионеров и передаточных инстанций. Но наряду с этим от торговых аппаратов зависит в значительной мере и промышленность, так как заготовка сырья лежит на торговых органах, тогда как в условиях старой экономической политики заготовка сырья производилась путем разверстки и обязательной поставки.
Заготовка сырья декретом ВЦИК от 10 ноября 1921 года была возложена на Высший Совет Народного Хозяйства, и для вывоза за границу — на Комиссариат Внешней Торговли. В составе ВСНХ был организован Сырьевой Отдел (в Центральном Управлении по снабжению), который получает сырье по налогам и заготовляет его путем покупки через органы кооперативные, государственные и частных лиц.
Такие же сырьевые органы были организованы при областных и губернских Советах Народного Хозяйства, которые ведут непосредственно заготовку сырья на месте путем обмена и покупки у производителей. Заготовка сырья, как и продажа и купля фабричных товаров, требует хорошо налаженного аппарата. Если в торговле крупных государственных предприятий и их объединений нам важна их взаимная связь и согласованность действий, то в заготовке сырья и сбыте товаров фабричного производства в обмен на сырье требуется большой и сложный аппарат. Здесь также возможно и неизбежно появление перекупщиков-посредников, которые скупают у крестьян сырье и продают его с повышением цены, а затем продают крестьянам готовые городские товары также с повышением цены. И в прежние времена крестьянин очень страдал от этих посредников, которые в определенные периоды (а именно когда наступали сроки уплаты налогов и недоимок) скупали по пониженным ценам крестьянские продукты, сбывая их большими партиями в города. Эта зависимость крестьянина, производителя сырья, обусловливалась отсутствием налаженной связи с городом, слабостью железнодорожной сети, остатками натурального хозяйства (не требовавшего от крестьянина постоянно бывать в городе за товарами и проч.), и отсутствием деревнях организаций, объединяющих торговые операции крестьян.
И в сбыте сырья, и в приобретении городских товаров мелкий производитель и потребитель крестьянин зависел полностью от кулака-лавочника и скупщика - спекулянта.
А между тем и здесь синдикаты должны играть огромную роль. Тот же сборник о деятельности синдикатов, о котором мы уже говорили, отмечает крайне слабую роль синдикатов в снабжении промышленности сырьем.
„Громадное влияние на производство трестов всякий синдикат может оказать своей снабженческою деятельностью, в особенности в современных условиях, когда централизация приобретения сырья и материалов могла бы, независимо от уменьшения конкуренции, дать предприятиям более дешевое сырье и более дешевые вспомогательные материалы. Сейчас в калькуляции себестоимости сырье и вспомогательные материалы являются значительно более дорогой статьей, чем в мирное время. По хлопчатобумажной пряже вместо 15 руб. 40 к. довоенного времени мы имеем 23 руб. 50 коп. к первому января 1923 года, 28 р. 42 к. —-к первому апреля, 28 руб. 54 коп. — к первому июля и 24 р. 44 коп. к первому октября.
По подошвенной коже вместо 19 руб. 13 коп. довоенного времени мы имеем к 1 января 1923 г. —26 руб. 08 к., а к 1 апреля 30 р. 82 к.,' к 1 июля —39 руб. 59 коп. и к 1 сентября —55 руб. 49 коп. и т. д. Какое громадное влияние на производство могли бы оказать синдикаты, если бы умели широко использовать конъюнктуру и заготовлять дешевое сырье. Затем планомерная снабженческая деятельность обеспечивала бы отсутствие перебоев в производстве, а предварительное определение максимума сырья и материалов была бы базой производственной программы, и синдикат мог бы тем самым предопределить размах и развитие работы предприятий, его членов.
Картина снабженческой работы всех наших синдикатов очень пестра, и хотя ни один из них не отказывается от попыток помочь своим трестом, однако если не считать согласованного распределения сырьевых рынков, ни в одном из синдикатов эта (включенная повсюду в уставы) работа не получила сколько - нибудь заметного развития, и этого орудия влияния на тресты синдикаты не имеют" 1). Руководство заготовкой сырья должно быть сосредоточено в одних руках, т. к. государство заинтересовано в наиболее плановом проведении всей заготовительной работы, важной не только в интересах снабжения нашей промышленности, но и заготовления фонда для вывоза за границу. В связи с нашим курсом на расширение и упорядочение вывоза, а также в виду необходимости цетрализовать заготовку сырья в общесоюзном масштабе — при Комвнуторге создано постановлением Совета Труда и Обороны постоянное совещание (постановление СТО от 9 февраля 1924 года).
Согласно постановления СТО, на это совещание возлагались следующие обязанности:
1. Для выяснения вопросов, связанных с внутренней и внешней торговлей, сельско - хозяйственным и техническим сырьем (лес, хлопок, лен, шерсть, кожа, пушнина, сахарная свекла, табак, масленичные семена, пенька и др. виды сырья), а равно вопросов поддержания и развития в Союзе ССР соответствующих отраслей сельского хозяйства и промыслов, при Комиссии СТО по внутренней торговле (Комвнуторг) учреждается Постоянное Совещание (ПСС).
2. В задачи Совещания входят: а) изучение сырьевого рынка, условий заготовки сырья и выяснение мер к предотвращению и смягчению сырьевого кризиса; б) распределение районов закупки сырья ; в) разработка вопросов о стандартизации сырья; г) разработка вопросов о контингентах для вывоза сырья за границу и ввоза его в пределы Союза ССР и о контролировании качества ввозимого и вывозимого сырья; д) подготовка и дача заключений по всем законопроектам, регулирующим производство, улучшение культуры, переработка и торговля сельско - хозяйственным и техническим сырьем; е) выяснение всех других мер, могущих содействовать восстановлению и развитию производства и обработки сельско - хозяйственного сырья и торговли им; в частности, обсуждение мероприятий, необходимых для улучшения ныне действующих систем первичной обработки сырья.
В состав этого Сырьевого Совещания входили: председатель и два заместителя его, назначаемые Комвнуторгом, и в качестве членов представители от ВСНХ, НКВТ, Наркомпрода, Наркомфина, Госбанка, Госплана, ЦСУ, ВЦСПС, а равно представители постоянных Сырьевых Совещаний при Комвнуторгах союзных республик (ст. 10).
В состав Постоянного Сырьевого Совещания включаются также представители крупных сырьевых и промышленных организаций и объединений общесоюзного значения по списку, составляемому Комвнуторгом и утверждаемому СТО.
Таким образом, мы имели государственный орган, который объединяет всю нашу заготовительную деятельность и помогает Комвнуторгу руководить всем внутренним рынком.
Подводя итоги деятельности синдикатов, мы должны отметить, что значение их возрастает.

Продолжение книги