Торговля с деревней


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.
OCR www.biografia.ru
Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

Государственная промышленность может расширяться и углубляться только при условии проникновения ее продуктов в деревню.
С другой стороны, крестьянин может быть хорошим потребителем городских фабричных товаров только при условии сбыта сырья и хлеба, которые дадут ему деньги на приобретение товаров. Получается самая тесная связь между сбытом товаров и сбором сырья, которая должна влиять и на построение самих органов торговли. Проникновение государственной промышленности в деревню важно еще и потому, что более подвижной мелкий капиталист, часто строящий все свое производство в расчетах на сбыт среди окрестного сельского населения, благодаря приспособленности к местным условиям, установлению тесной связи со скупщиками сырья, овладевает рынком и является конкурентом государственной промышленности, несмотря на то, что товары его дороги и уступают по качеству. И если в торговле среди трестов и в городах требуется гибкая организация, приспособляемость, то при торговле в деревне и при заготовке сырья необходима не меньшая гибкость аппарата. Наиболее приспособленным к этому аппаратом для сбора сырья является сельско - хозяйственная кооперация, а для торговли — потребительская кооперация.
В отделе о сельском хозяйстве мы уже достаточно говорили о роли сельско - хозяйственной кооперации в деле восстановления сельского хозяйства. Не менее значительна ее роль в деле заготовки сырья. Наиболее простой формой этого вида кооперации является объединение в целях сбыта своих продуктов непосредственно оптовому покупателю; наиболее совершенная форма — коммуна, объединенное кооперативное производственное предприятие, которое также нуждается в оптовой продаже продуктов своего изделия. И поскольку отдельные ячейки сельскохозяйственной кооперации объединены в губернском и всероссийском масштабе („Сельскосоюз"), они получают возможность сбывать свои продукты непосредственно губернским и центральному Сырьевому Отделу. Сельско - хозяйственная кооперация, объединяя свою работу по сбыту сырья, становясь органом заготовки его для нужд промышленности, тем самым способствует не только освобождению крестьянина из цепких лап посредника, но помогает государству организованно получать запасы сырья. Укрепление сельско - хозяйственной кооперации и развитие ее производительных сил должно постепенно превращать кооперативы в деревенские фабрики сырья.

Потребительская кооперация

Большое значение для развития торговли имеет потребительская кооперация. Наряду с сельско - хозяйственной, она может помочь заготовке сырья путем товарообмена фабричных товаров на продукты сельского хозяйства, как непосредственно, так и в порядке продажи и покупки. Потребительская кооперация объединяет массы потребителей и может производить заготовки, минуя посредников и скупщиков. Поэтому декрет Совета Народных Комиссаров от 26 октября 1921 года предписывает всем государственным заготовительным органам привлечь кооперацию в качестве контрагента, преимущественно леред всеми другими: пункт „а" первого параграфа декрета говорит:
.„С предложением заключать договор госорганы обращаются, в первую очередь, к Центросоюзу или соответствующему Губсоюзу, и только при отказе кооперативных органов — можно обращаться к другим посредникам". Декрет этот устанавливает почти монопольное право кооперации на заготовку сырья для государства. И это вполне понятно, так как только кооперация настолько связана с деревней через свои лавки, что может достаточно полно наладить и товарообмен, и покупку за деньги. Никакие государственные органы, роль которых заключалась бы исключительно в заготовке сырья, не могли бы ее осуществить с той полнотой, с какой может кооперация, хотя бы уже потому, что организация сырьевых контор по деревням невозможна, а наличность городских контор не гарантирует от вмешательства посредников. Кооперативные же органы, разбросанные в самой гуще крестьянского населения, могут связаться с производителем сырья непосредственно, пользуясь доверием, обладая возможностью платить товарами, получать сырье в кредит под обеспечение товара и т. д.
Потребительская кооперация в России стала быстро развиваться с начала войны, когда она давала возможность потребителю получать товары по ценам, более или менее доступным. В условиях капиталистического производства кооперация является в некоторой степени средством борьбы рабочих и крестьян против монопольных цен, против произвола торговца; кооперация дает более дешевый продукт, потому что оптовые закупки дают возможность избегать посредника. В период войны потребительская кооперация выросла в могущественный аппарат, который производил большие заготовки и внутри у себя налаживал плановое хозяйство.
Потребности гражданской войны, уничтожив торговлю, должны были перестроить и весь аппарат кооперации, сделав ее аппаратом для планового снабжения. С другой стороны, огосударствление кооперации было и политической мерой, так как вокруг кооперации объединились все те мелко - буржуазные группы, которые встретили враждебно пролетарскую революцию и в кооперации видели единственную свою силу. По мнению этих групп, кооперация является и в капиталистических условиях средством перехода к социалистическому строю, к уничтожению эксплоатации человека человеком и установлению трудового хозяйства. Но после Октября закрепление в кооперации для них было важно не только материально, но и политически. А национализация кооперации, включение ее в аппарат государственного снабжения граждан по плану — лишало возможности эти группы активно направлять кооперацию.
Точка зрения этих групп на кооперацию совершенно неправильна; кооперация создана капиталистическим хозяйством и является формой приспособления к нему либо мелкого производства, либо потребителя.
Через кооперацию производитель избавляется от посредника и получает возможность сбывать большими партиями свой товар, не попадая в руки того же перекупщика - посредника. Объединяя мелкого производителя и потребителя, регулируя не производство, а потребление, распределение продуктов, кооперация приспособлена к условиям капиталистического производства, и через нее невозможен переход к социализму, где прежде всего важно регулирование производства и затем плановое распределение продуктов.
В первый период пролетарской революции кооперация должна была совершенно устранить ту форму, которая была создана буржуазной революцией и заключалась в образовании в коопераци самостоятельного хозяйства, независимо от государственных органов. Уничтожение торговли, регулирование всего производства и введение планового снабжения— все это должно было уничтожить кооперацию, как самостоятельную хозяйственную организацию. Но ее аппарат нужно было использовать в интересах планового снабжения, как наиболее налаженный аппарат. Поэтому декретом 20 марта 1919 года в руки кооперации переданы были все государственные распределительные пункты и всё население включено автоматически в число членов потребительских обществ взамен прежнего добровольного членства. На территории городов и губерний были слиты все виды потребительской кооперации в одну общую сеть и объединены в единое потребительское общество (ЕПО), которые, в свою очередь, объединились в Центросоюзе (Центральном Комитете Союза Потребительских обществ). Кооперация перестала существовать в том виде, как она существует в капиталистическом обществе, работа ее стала протекать по плану, кооперативы распределяли получаемые от государства продукты среди населения, не производя самостоятель ных закупок (средства кооперации были влиты в общегосударственный фонд, а членские взносы отменены). Такая система организации была тесно связана с общей хозяйственной политикой „военного коммунизма", и централизация кооперации, в целях снабжения населения продуктами: планового снабжения, была необходима, как общая хозяйственная мераг единственно обеспечивающая правильное распределение.
Вот что говорит о роли кооперации в период „военного коммунизма" видный кооперативный работник Н. Л. Мещеряков:
„Для того, чтобы потребительская кооперация могла хорошо выполнить работу распределения продуктов, нужно было из всей сети потребительских обществ, охватывающих Россию, создать один целый, централизованный аппарат, работающий по одному плану. А для этого нужно было в пределах города объединить все многочисленные мелкие кооперативы в один. Такой кооператив получил название сперва „Потребительской Коммуны", а позднее „Единого Потребительского Общества". Нужно было далее связать все потребительские кооперативы в ряд губернских союзов, а эти последние — в один центральный союз (Центросоюз). Вхождение потребительских обществ в союзы нужно было сделать обязательным для них. И это было сделано декретом от 20 марта 1919 года.
„Раньше кооперация работала только по своим собственным заданиям. Эту работу она должна была вести на свои средства. В эпоху военного коммунизма на кооперацию были возложены только задания государства — распределения среди населения передаваемых ей государством продуктов. Собственных заготовк кооперация делать не могла. Поэтому вся работа кооперации должна была производиться на средства государства.
„Но если кооперации не нужны стали собственные средства, то нужно было уничтожить вступительные взносы и паи. И это было сделано декретом от 20 марта 1919 г.
„Потребительская кооперация должна была выполнять важную работу распределения, порученную ей государством. Советская власть была глубоко заинтересована в том, чтобы эта работа выполнялась хорошо и добросовестно. Поэтому государство оставило за собой право направлять, регулировать и контролировать работу кооперации. Оно поставило кооперацию в зависимость от Наркомпрода. Оно оставило за собой даже право вводить своих представителей в состав правлений кооперативных обществ и кооперативных союзов".
Новые формы хозяйства должны возродить и кооперацию, не как одну из форм капитала, а как элемент советского хозяйства, как объединение наименее состоятельных групп населения в целях .защиты своих материальных интересов и в интересах борьбы с хозяйчиком - кулаком.

Продолжение книги