.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




К. Маркс и Ф. Энгельс о прогрессивной роли России в политической и культурной жизни Европы и Азии


вернуться в оглавление работы...

В.Н.Котов. "К.Маркс и Ф.Энгельс о России и русском народе"
Изд. "Знание", Москва, 1953 г.
OCR Biografia.Ru

Лекция первая

Советский Союз является братской семьей равноправных народов СССР. В многонациональной семье советских народов русскому народу принадлежит руководящая роль. Все народы нашей могучей Родины строят величественное здание коммунизма в прочном содружестве и во главе с русским народом. По определению товарища Сталина, русский народ является «наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза» (1).
Эти слова гениального вождя и учителя трудящихся блестяще подтверждаются героическим прошлым и славным настоящим русского народа, его самоотверженной борьбой с многочисленными врагами за свободу и независимость Родины, его неоценимым вкладом в мировую культуру. Великий русский народ, имеющий "ясный ум, стойкий характер и терпение" (2), шел впереди всех народов нашей страны в борьбе за победу Великой Октябрьской социалистической революции. Он был руководящей силой многонациональной страны Советов в годы иностранной интервенции и гражданской войны, в период победоносного строительства социализма и во время Великой Отечественной войны Советского Союза. Русский народ, говорит товарищ Сталин, «заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны» (3). Глубокую общую признательность завоевал русский народ и в послевоенный период своим трудовым героизмом на фронте борьбы за построение в нашей стране коммунизма, а также своей выдающейся деятельностью по укреплению мира и дружбы между народами мира.
Любовь, неограниченное доверие народов мира великий русский народ заслужил всем своим боевым и революционным прошлым. Высокая и благородная историческая миссия народа-героя, народа-воина, друга и защитника угнетенных
-----------------------------------------------------------------------
1. И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза, стр. 196. Госполитиздат. 1950
2. Там же.
3 Там же.
-----------------------------------------------------------------------
народов, миссия передовой революционной силы была всегда присуща русскому народу. Вот почему трудящиеся массы капиталистических стран и угнетенные народы колоний и полуколоний жадно изучают славный путь нашей страны для того, чтобы использовать ее революционный опыт в своей борьбе против империализма, за мир, демократию и социализм. В письме к Демьяну Бедному в 1930 году товарищ Сталин писал:
«Руководители революционных рабочих всех стран с жадностью изучают поучительнейшую историю рабочего класса России, его прошлое, прошлое России, зная, что кроме России реакционной существовала ещё Россия революционная, Россия Радищевых и Чернышевских, Желябовых и Ульяновых, Халтуриных и Алексеевых» (1).
Россия на протяжении всей своей многовековой истории была важным фактором в международной политической жизни. Русский народ играл решающую роль в исторических судьбах народов Европы. На протяжении только шести столетий — с XIII по XIX век — русский народ дважды спасал народы Европы от угрозы порабощения и физического истребления жестокими завоевателями. В XIII — XIV столетиях он, мужественно сражаясь против татаро-монголов, остановил завоевателей на своей земле, преградил им путь в Западную Европу и обеспечил ей, таким образом, условия, необходимые для развития ее экономики и культуры. В начале XIX столетия русский народ своим беспримерным героизмом спас народы Европы от наполеоновского ига.
Огромный опыт освободительной борьбы трудящихся масс России против внешних врагов сочетался с героической борьбой против внутренних угнетателей. В обстановке чудовищного произвола в России зрели могучие революционные силы. Классовая борьба между крестьянами и феодалами в России выливалась в крестьянские войны, которые по своей силе и размаху превзошли все известные в Европе крестьянские восстания.
В конце XIX столетия в России сформировался самый революционный в мире пролетариат, который возглавил борьбу широких народных масс страны против феодального и капиталистического гнета и стал затем авангардом мирового революционного движения.
На протяжении XIX столетия Россия выдвинула три поколения революционеров: дворянских революционеров-декабристов, революционных демократов во главе с Чернышевским и Добролюбовым и пролетарских революционеров во главе с. В. И. Лениным и И. В. Сталиным. Небывалая по своему масштабу героическая освободительная борьба народных масс России определила высокий идейный уровень передовой на-
--------------------------------------------------------------------------
1. И. В. Сталин. Соч., т. 13, стр. 25.
--------------------------------------------------------------------------
циональной общественной мысли и обусловила широкое распространение в России идей марксизма.
«Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, — указывал В. И. Ленин, — Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы» (1).
Россия явилась родиной ленинизма. Самый революционный в мире русский рабочий класс показал всему трудящемуся человечеству земного шара пример беззаветной борьбы за свое освобождение и освобождение трудящихся масс России от капиталистического гнета. Плоть от плоти этого героического рабочего класса является большевистская партия, созданная, выпестованная Лениным и Сталиным, закаленная в боях с многочисленными врагами.
России обязана культура всего человечества многими лучшими своими достижениями. Под мощным воздействием революционных идей в России возникли и расцвели прекрасная классическая литература, изумительная живопись, оригинальная музыка, означавшие новый шаг в художественном развитии человечества. Мировую известность приобрело также русское научное и техническое творчество.
Почетное место России и русского народа в мировой истории, кипучая революционная энергия трудящихся масс России, бесстрашные дерзания в политической, общественной и теоретической области, великий вклад русского народа в сокровищницу передовой науки и его высокие моральные качества определили глубокий интерес гениальных теоретиков пролетарского научного мировоззрения К. Маркса и Ф. Энгельса к России и русскому народу, к его героической многовековой истории и революционному опыту, к его языку, к русской культуре и науке, к передовым общественным деятелям России.

К. Маркс и Ф. Энгельс о прогрессивной роли России в политической и культурной жизни Европы и Азии

До последнего дня своей славной жизни и героической деятельности основоположники научного социализма с пристальным вниманием следили за развитием одной из крупнейших стран мира, лежащей на стыке Европы и Азии, раскинувшейся от Арктики до Памира, от Балтийского моря до Тихого океана. К. Маркс и Ф. Энгельс всесторонне и глубоко изучали внешнюю и внутреннюю политику России, отводя ей большое место в своих многочисленных статьях, исследованиях и письмах. В письме к Бебелю от 14 сентября 1886 года Энгельс писал о
-----------------------------------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 31, стр. 9. Изд. 4-е.
-----------------------------------------------------------------------
Марксе: «...я не знаю никого, кто бы так хорошо, как он, знал Россию, ее внутренние и внешние отношения...» (1). Слова эти с полным правом надо отнести и к самому Энгельсу, в течение всей своей жизни проявлявшему глубокий интерес к России и русскому народу.
К. Маркс и Ф. Энгельс часто беседовали с представителями русского революционного движения и поддерживали связь со многими русскими учеными, общественными деятелями, которые в поисках правильной революционной теории ставили перед ними кардинальные вопросы из области исторического развития России, обращались за советами и указаниями. В своей борьбе против царского самодержавия русские революционеры XIX века черпали необходимые им истины из богатой сокровищницы знаний и опыта Маркса и Энгельса.
Основоположники марксизма вели оживленную переписку с русскими политическими деятелями: П. В. Анненковым, Н. Д. Сазоновым, А. А. Серно-Соловьевичем, Н. И. Утиным, Г. А. Лопатиным, В. И. Засулич, Г. В. Плехановым и многими другими представителями русской революционной эмиграции.
В своих статьях и письмах Маркс и Энгельс высказывались по самым разнообразным вопросам экономической и политической истории России, давали ответы на вопросы, которые ставились русскими революционерами. Их высказывания о России, исключительно глубокие оценки событий русской истории становились достоянием русской революционной мысли. «Маркс и Энгельс,— писал В. И. Ленин,— оба знавшие русский язык и читавшие русские книги, живо интересовались Россией, с сочувствием следили за русским революционным движением и поддерживали сношения с русскими революционерами» (2).
Ф. Энгельс проявил глубокий интерес к общественной деятельности и научному творчеству русских ученых XVIII и XIX столетий. Он выписывал из доступных ему книг биографию великого русского ученого М. В. Ломоносова и список его научных трудов по естествознанию и истории, с увлечением читал труды великого русского ученого Д. И. Менделеева. «...Работа Менделеева, — писал Энгельс в 1892 году, — оказалась особенно интересной» (3). Своей периодической системой элементов, лежащей в основе современной химии и явившейся крупным переворотом в науке, Менделеев, по оценке Энгельса, совершил «научный подвиг» (4).
----------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXVII, стр. 586—587.
2. В. И. Ленин. Соч., т. 2, стр. 12.
3. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 155. Госполитиздат, 1951.
4. Ф. Энгельс. Диалектика природы, стр. 45. Госполитиздат, 1947.
-----------------------------------------------------------------------
К. Маркс живо интересовался русской музыкой. Наряду с книгами ему посылали из России музыкальные тексты русских опер. В письме к Марксу от 15 декабря 1882 года русский корреспондент писал: «Мне очень хотелось бы знать, какое впечатление произвели на Вас и на Вашу семью эти оперы» (1).
К. Маркс и Ф. Энгельс знали и изучали две России: Россию дворянскую, буржуазную, реакционную и Россию крестьянскую, рабочую, революционную.
Основоположники марксизма с презрением относились к представителям господствующих классов России, дворянам и буржуазии, которые не только душили революционное движение в собственной стране, подвергали русский народ неслыханной эксплуатации и насилию, но и выступали палачами свободы народов других стран. Маркс и Энгельс глубоко ненавидели Россию самодержавную, Россию реакционную, бездарным представителям которой они дали множество метких и острых уничтожающих характеристик.
Творцы научного социализма с любовью относились к русскому народу и его освободительной борьбе, восхищались его героизмом и самоотверженностью. Маркс и Энгельс отмечали в русском народе храбрость, революционный дух, способность к выдающимся действиям в борьбе за свободу и лучшую жизнь. В русском народе основоположники марксизма видели силу, способную свергнуть царское самодержавие — оплот европейской реакции, уничтожить феодально-крепостнические порядки и вместе с пролетариатом Западной Европы привести страну к социализму. «Внутри самой русской империи имеются элементы,— говорил Энгельс,— которые мощно работают над ее разрушением» (2).
Русский народ — не только трудолюбивый народ, а и народ-воин. В прогрессивных, справедливых, освободительных войнах, которые пришлось вести русскому народу, он неизменно одерживал победы. Храбрость русских солдат выгодно отличала их от солдат других стран. «Русские солдаты, — говорит Энгельс,— являются одними из самых храбрых в Европе» (3). Энгельс наряду с храбростью высоко ценил необычайную стойкость русских солдат: «...всегда легче было русских расстрелять, — замечает он, — чем заставить бежать обратно» (4).
Эти свойства русских солдат основоположники марксизма объясняли высокими моральными качествами русского народа, которые выработались у него в течение многовековой освободительной борьбы против внешних захватчиков и внутренних
-----------------------------------------------------------------------
1. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 88.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XV, стр. 252.
3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. X, стр. 650.
4. Там же.
-----------------------------------------------------------------------
угнетателей. «Весь его жизненный опыт,— говорил Энгельс о русском солдате,— приучил его крепко держаться своих товарищей» (1). Взаимная ответственность, инстинкт сплоченности сложились у русского солдата за многовековую историю России как отличительная черта характера. «Эта черта характера, — отмечает Энгельс, — сохраняется у русского и на войне; сплошную массу русских батальонов почти невозможно рассыпать; чем больше опасность, тем плотнее смыкаются люди» (2). Основоположники марксизма высоко ценили не только боевые качества русских воинов, но и военное искусство их полководцев. О замечательном альпийском переходе русской армии под руководством великого полководца А. В. Суворова Ф. Энгельс писал: «Этот переход был самым выдающимся из всех современных альпийских переходов» (3). Стойкость характера и терпение, которые издавна выработал в себе русский народ и которые стали его национальными чертами, чувство глубокой и беспредельной любви к родине делали русский народ непобедимым в борьбе против захватчиков и угнетателей. «...Россию завоевать очень трудно» (4), — констатировал Энгельс в письме к Вейдемейеру от 12 апреля 1853 года.
Ф. Энгельс неоднократно указывал на высокие качества русского «великого и высокоодаренного народа» (5), с именем которого связаны многие выдающиеся события прошлого и настоящего народов Европы и Азии. Это «нация, играющая важную роль в мировой истории» (6), — писал Энгельс.
Россия оказала огромное влияние на исторические судьбы народов Европы и особенно славянских народов. Русский народ сыграл решающую роль в освобождении народов Балканского полуострова от многовекового турецкого ига, которое принесло им тяжкие бедствия и задерживало их общественное развитие.
Господство турецких угнетателей на Балканах, присутствие их в Восточной Европе представляли собой, по словам Маркса и Энгельса, «серьезное препятствие для развития естественных богатств фракийско-иллирийского полуострова» (7).
В течение второй половины XVIII и в XIX столетии Россия вела успешные войны против Турции, проводившей реакционную, захватническую политику по отношению к соседним с Россией народам. Крупные военные поражения Турции в войнах с Россией способствовали развертыванию национально-
--------------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XVI, ч. II, стр. 350.
2. Там же, стр. 351.
3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XI, ч, II, стр. 13.
4. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXV, стр. 184.
5. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 178.
6. Там же, стр. 161.
7. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т, IX, стр. 374.
--------------------------------------------------------------------------
освободительного движения славянских народов Балканского полуострова за независимость и вселяли в сердца порабощенных народов надежду на освобождение от турецкого ига.
В своей героической борьбе против турецких ассимиляторов, за национальное освобождение, славянские народы неизменно обращали свои взоры к России. Они искали помощи прежде всего со стороны братского русского народа и всегда получали ее. «...Серб, болгарин, боснийский райа, славянский крестьянин из Македонии и Фракии питают большую национальную симпатию к русским и имеют с ними больше точек соприкосновения, больше средств духовного общения, чем с говорящими на том же языке римско-католическими юго-славянами; что бы ни случилось, они ожидают из Петербурга своего мессию, который освободит их от всех зол» (1). В начале XIX столетия Россия открыто приняла участие в судьбе славянского населения, изнывавшего под гнетом султанской Турции. В результате русско-турецкой войны и заключения Бухарестского мира в 1812 году находившаяся под гнетом турецких ассимиляторов Сербия получила внутреннюю административную автономию, расширенную также с помощью России при заключении Адрианопольского мира. «Когда в 1804 году разразилась сербская революция, — писал К. Маркс, — Россия тотчас взяла под свою защиту восставших «райа» и, поддержав их при помощи двух войн, закрепила в двух договорах внутреннюю независимость Сербии» (2).
К. Маркс справедливо отмечал, что политика России по отношению к Турецкой империи способствовала утверждению независимости славянских пародов и повышала авторитет России среди народов Европы. До тех пор, указывает Маркс, пока Россия, несмотря на противодействие со стороны английской буржуазии, будет проводить эту политику по отношению к Турции, «девять десятых населения Европейской Турции будет видеть в России свою единственную опору, свою освободительницу, своего мессию» (3).
Передовые люди России горячо сочувствовали славянским народам, стонавшим под невыносимым гнетом турецких ассимиляторов. Родственные чувства к угнетенным народам Балканского полуострова всегда были сильны в демократических кругах русского общества. Русские добровольцы охотно вступали в армии славянских патриотов, с оружием в руках боровшихся против турецких захватчиков. Победы русской армии над Турцией в XIX веке имели исключительное значение для освобождения славянских народов от жестокого турецкого ига. Эти победы, стоившие русскому народу немалых жертв, открыли народам Сербии, Греции, Болгарии, Румынии, Чер-
---------------------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. IX, стр 377.
2. Там же, стр. 394.
3. Там же.
---------------------------------------------------------------------------------
ногории путь к национальному возрождению. Благодаря помощи русского народа не удалось турецким завоевателям уничтожить свободолюбивые славянские народы, их многовековую культуру, их язык. «Турецкие ассимиляторы,— указывает И. В. Сталин,— наиболее жестокие из всех ассимиляторов, — сотни лет терзали и калечили балканские нации, но они не только не добились их уничтожения, а оказались вынужденными капитулировать» (1).
В течение XVIII и XIX столетий Россия добилась присоединения к ней территорий Молдавии, Грузии, Северного Кавказа, Дальнего Востока и Средней Азии. Независимо от целей и желаний царского правительства, русского дворянства и русской буржуазии, это присоединение имело огромное прогрессивное значение. Россия играла цивилизующую роль по отношению к более отсталым в общественном развитии народам названных территорий. Включение в состав России этих народов дало им возможность приобщиться к передовой демократической культуре великого русского народа и избавиться от угрозы порабощения со стороны английских колонизаторов и турецких ассимиляторов. К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно указывали на прогрессивную цивилизующую роль России по отношению к Востоку. В одном из писем к Марксу Энгельс отмечал, что «...Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку... господство России играет цивилизующую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар...» (2). Эта цивилизующая роль в полной мере распространялась и на народы Кавказа, где в первой половине XIX века по указке буржуазной Англии и султанской Турции разжигалось реакционное мюридистское движение горцев под руководством Шамиля. В статье «Лорд Пальмерстон» Маркс разоблачил английских колонизаторов, которые, мечтая овладеть Кавказом, выступили в качестве поджигателей братоубийственной войны горцев против России.
Во всех областях человеческой деятельности русский народ выдвигал многих одаренных, талантливых людей, за которыми утверждался научный приоритет и которые оказали огромное влияние на развитие науки и культуры других народов мира, В письме к В. Засулич 6 марта 1884 года Ф. Энгельс писал: «Теоретическая и критическая мысль, почти совершенно исчезнувшая из наших немецких школ, повидимому, нашла себе убежище в России» (3). Только за последние 30 лет XIX столетия Россия, указывал Энгельс, дала человечеству «...много критически мыслящих умов» (4).
-----------------------------------------------------------
1. И. В. Сталин. Соч., т. 11, стр. 347.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXI, стр. 211.
3. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 305.
4. Там же, стр. 249.
------------------------------------------------------------
К. Маркс обращал внимание на тесную связь передовых русских общественных деятелей со своим народом и с борьбой последнего против помещичье-феодального строя. В письме к Мейеру 21 января 1871 года Маркс писал: «Идейное движение, происходящее сейчас в России, свидетельствует о том, что глубоко в низах происходит брожение. Умы всегда связаны невидимыми нитями с телом народа...» (1).
Основоположники марксизма резко выступили против лживых утверждений идеологов правящих классов Европы о неспособности русского народа к самостоятельному творчеству, о внешнем, иностранном влиянии, которое якобы определяло государственную, общественную и культурную жизнь русского народа. «Сорок миллионов великороссов,— писал Ф. Энгельс,— слишком великий народ, и у них было слишком своеобразное развитие, чтобы им можно было навязать извне какое-либо движение» (2).
Передовые мыслители России, русские деятели науки и культуры являлись, по убеждению Маркса и Энгельса, не только национальной гордостью русского народа,— они были гордостью всего прогрессивного человечества. В беседе с русским революционером Лопатиным К. Маркс указал, что «... политическая смерть Чернышевского есть потеря для ученого мира не только России, но и целой Европы...» (3).
Гениальные теоретики пролетариата любили русский народ и высоко ценили его демократическую культуру. Желая глубоко изучить жизнь русского народа, его историю, познакомиться в подлинниках с русской научной, революционной и художественной литературой, они изучали могучий русский язык. В письме К. Марксу 18 марта 1852 года Ф. Энгельс писал: «Я две недели прилежно занимался русским языком и порядочно освоился теперь с грамматикою, еще два-три месяца дадут мне необходимый запас слов, и потом я смогу приступить к чему-нибудь другому» (4).
С 1869 года русский язык начал изучать и К. Маркс. В 1870 году Энгельс писал Марксу: «Поздравляю тебя с успехами в русском языке» (5). К этому времени Маркс уже прочел на русском языке произведение А. И. Герцена «Тюрьма и ссылка» (6) и книгу русского публициста Н. Флеровского «Положение рабочего класса в России». Маркс и Энгельс свободно читали книги на русском языке, на полях которых они часто делали пометки и надписи тоже на русском языке, а Эн-
-------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, стр. 256. Госполитиздат, 1947.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XV, стр. 253.
3. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 188.
4. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXI, стр. 341.
5. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXIV, стр. 280.
6. «Былое и думы» (2-я часть).
--------------------------------------------------------------------
гельс свои письма русским корреспондентам подписывал русским текстом: «Энгельс, Федор Федорыч».
В личной библиотеке К. Маркса и Ф. Энгельса имелись сотни русских книг, в том числе сочинения Плеханова, Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Ковалевского, Флеровского, Лаврова, Семевского, Энгельгардта, Соловьева, Чичерина, Костомарова и др.
Вожди пролетариата с увлечением читали русскую художественную литературу — произведения Пушкина, Грибоедова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и других русских классиков, в творчестве которых нашли свое отражение лучшие черты и традиции русского народа. Как вспоминает П. Лафарг, «когда Марксу было уже 50 лет, он принялся за изучение русского языка и, несмотря на трудность этого языка, настолько овладел им через каких-нибудь шесть месяцев, что мог с удовольствием читать русских поэтов и прозаиков, из которых особенно ценил Пушкина, Гоголя и Щедрина» (1).
К роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», где великий русский поэт дал изображение огромной исторической полосы в жизни русского общества, К. Марксом и Ф. Энгельсом были составлены подстрочные словари, а отдельные места романа они цитировали в статьях и письмах. Большое впечатление произвели на основоположников научного социализма прочитанные ими произведения великого русского писателя, революционера-демократа М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Господа ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге», «Убежище Монрепо», «За рубежом», «Сказки» и т. д., которые они высоко ценили.
Ф. Энгельс указывал, что именно богатство русского языка, сила и обаяние русской классической литературы объясняют распространение русского языка в Европе. В статье «Эмигрантская литература» Энгельс писал: «Знание русского языка,— языка, который всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой им литературы, — теперь уж не такая редкость...» (2).
Точность, ясность, звучность, гибкость русского языка, творцом и носителем которого является русский народ, способность русского языка передавать тончайшие оттенки мысли и чувства, разносторонность его грамматического строя и богатство основного словарного состава поражали Маркса и Энгельса. О языке русского народа Энгельс писал в письме 6 марта 1884 года: «Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости» (3).
-------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, стр. 662. Изд. «Искусство». 1937.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XV, стр. 239.
3. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 375.
-------------------------------------------------------
Величие и мощь русского языка, его огромное внутреннее богатство неоднократно отмечали В. И. Ленин и И. В. Сталин.
В статье «Нужен ли обязательный государственный язык?» Ленин так отвечал идеологам буржуазии, либералам: «Мы лучше вас знаем, что язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч» (1).
Язык, учит И. В. Сталин, является орудием общения между людьми, формой национальной культуры, орудием борьбы и развития общества. Язык — важнейший фактор духовного развития народа, его творчества, национального самосознания.
Русский язык с его грамматическим строем и основным словарным фондом таит в себе огромные жизненные силы, колоссальную устойчивость. С русским языком в ходе исторического развития скрещивались языки ряда других народов, и он всегда выходил победителем. «Конечно,— указывает И. В. Сталин,— словарный состав русского языка пополнялся при этом за счёт словарного состава других языков, но это не только не ослабило, а, наоборот, обогатило и усилило русский язык.
Что касается национальной самобытности русского языка, то она не испытала ни малейшего ущерба, ибо, сохранив свой грамматический строй и основной словарный фонд, русский язык продолжал продвигаться вперёд и совершенствоваться по внутренним законам своего развития» (2).
------------------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 20, стр. 55.
2. И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания, стр. 30. Госполитиздат. 1951.

продолжение работы...