Усиление критического начала в прозе, внимание писателей к сложным жизненным конфликтам


вернуться в оглавление работы...

В.А.Ковалев и др. "Очерк истории русской советской литературы"
Часть вторая
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1955 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение работы...

8

Вторжение литературы в жизнь, ee действенное участие в созидательном труде выражалось прежде всего в широком охвате явлений современности. Горячее сочувствие писателей к носителям нового, передового во всех областях строительства, науки и культуры послужило основанием для создания ряда ярких положительных образов. Стремление разоблачить все старое, отжившее и косное, мешающее росту Советской страны, привело к появлению в литературе ряда убедительных отрицательных персонажей. Естественно, что жизненно-правдивое отражение действительности привело к созданию произведений, в которых раскрываются резкие столкновения характеров и с большой остротой и принципиальностью поставлены многие злободневные вопросы современности.
Положительный герой этих произведений — волевой и целеустремленный человек, живущий богатой и многогранной духовной жизнью. Отрицательный персонаж чаще всего характеризуется такими чертами, которые несовместимы с социалистической моралью, хотя этот персонаж иногда и не совершает прямых преступлений. В связи с возросшим вниманием писателей к проблемам идеологической жизни советского общества, к вопросам морали, конфликты стали глубже и сложней, чем во многих произведениях предшествующих лет. Само понимание труда стало более широким и всеобъемлющим: горьковское определение жизни как деяния, творчества получило более полное воплощение в литературе. Внимание ряда писателей было направлено на отражение тех процессов, той борьбы нового со старым, которые характерны не только для сельского хозяйства и промышленности, но и для современной советской науки, стремящейся к непрерывному движению вперед.
Творчество советских ученых, борьба с псевдонаучными «школами», тормозящими движение науки,— такова тема «Открытой книги» В. Каверина (1949—1952).
Роман написан от лица Тани Власенковой, чья жизнь и научная биография составляют основное его содержание. В романе охвачен большой исторический период — от первой мировой войны до предвоенных лет, описаны крупные исторические события. Жизнь Советской страны оказывала воздействие на формирование характера Тани. Этап за этапом проходит перед читателем жизнь героини: детство и юность в маленьком городке, где старый доктор Павел Петрович научил Таню любить труд и науку; учение в медицинском институте, первая самостоятельная работа, медицинская практика в далеком Анзерском посаде и в большом совхозе, научные исследования, неутомимые научные поиски, жажда творчества, стремление прочитать страницу за страницей открытой перед человеком книги природы; любовь к труду, стремление на своем маленьком участке быть полезной народу, борьба с «чистой» наукой за науку, которая вторгается в жизнь и реально помогает людям, — таковы черты характера и биографии Тани Власенковой.
Ученых старшего и младшего поколений — Николая Васильевича Заозерского, Рубакина, Таню Власенкову — объединяет глубокая общность мировоззрения, взглядов на задачи науки, на место ученого в жизни общества.
«Наука требует от человека всей его жизни... Будьте страстны в вашей работе и в ващих исканиях». Эти слова И. П. Павлова могли бы служить эпиграфом к роману. С этой позиции автор разоблачает людей равнодушных, любящих в науке лишь себя, готовых на любые меры для сохранения своего научного престижа. Образ Крамова, этого лжеученого, поборника «чистой науки», родственен некоторыми своими чертами образу Грацианского из «Русского леса» Леонова.
Подготовляя отдельное издание романа, ранее опубликованного в журнале «Новый мир». В. Каверин убрал некоторые сюжетные ходы, продиктованные стремлением к внешней занимательности, изменил трактовку ряда образов, придал им большую глубину и объемность.
И все же в романе сохранился один из недостатков первой редакции: известная статичность центрального образа. Показав в первой части романа формирование Тани Власенковой, Каверин в дальнейшем почти не раскрывает движения характера, процесс возмужания героини. Во второй части романа речь идет больше о внешних, хотя и серьезных переменах в жизни Тани, о ее поведении в этих изменившихся условиях, но не о внутреннем ее обогащении.
Одним из крупнейших произведений, посвященных большим и острым , современным проблемам, является роман Л. Леонова "Русский лес" (1954).
Роман построен как многоплановое эпическое произведение, в котором скрещиваются и развиваются судьбы многих персонажей; все линии романа объединены вокруг образа русского леса. Лес дается в романе в самых разнообразных аспектах. Это и картины прекрасной русской природы с ее вековыми лесами, со столетними деревьями, охраняющими прохладные, живительные родники (и родник приобретает значение символа, возбуждая мысль о глубоких истоках народной жизни); и широкая историческая картина развития и использования русских лесных богатств и той борьбы за лес, которая велась на протяжении многих десятилетий (и тут Леонов применяет смелый композиционный прием, посвящая целую главу подробному изложению страстной, поднимающейся до поэтического пафоса вводной лекции профессора Вихрова); и рассказ о борьбе за разумное лесопользование, о борьбе передовой научной мысли, представленной Вихровым, против рутины, лженаучных взглядов (и тогда Леонов вводит в ткань романа элементы острой сатиры, изображая начетнические ухищрения «вертодоксов», пытающихся заглушить смелые научные выводы передовых ученых). Леонов иногда ведет прямой разговор о народнохозяйственных проблемах, связанных с русским лесом, и тогда в романе звучит деловая речь писателя, отстаивающего передовые научные взгляды; порою русский лес предстает, как живой, почти сказочный богатырь, готовый укрыть Полю Вихрову в своей чаще и помочь ей в свершении того подвига, который она не побоялась взять на свои слабые девичьи плечи. Из всего этого многообразия возникает многогранный образ леса, в котором воплощается идея Родины, ее необозримых богатств и просторов, преемственности ее исторического развития, ее богатырских сил, ее национальной самобытности.
В многочисленных картинах леса с особенной силой сказалось своеобразие сложного, чрезвычайно индивидуального стиля Леонова. С поразительным богатством красок, используя неисчислимое количество синонимов, почерпнутых из глубоко изученных им лексических сокровищ русского языка, автор создает картины неповторимой живописной и эмоциональной силы, определяющие общую тональность романа как произведения полифонического, подчиненного одному идейно-художественному заданию.
На фоне эпических картин русского леса развивается многогранный и обаятельный образ русского ученого Ивана Вихрова, человека из народа, всеми своими делами и помыслами связанного с народной жизнью и народными интересами. Образ Вихрова, занимающий центральное место в романе и несущий главную мысль, нарисован со всей жизненной конкретностью. Вся его жизнь,— начиная с детства, проведенного в лесной деревне, и юности, наполненной упорным трудом, до его настойчивых научных исканий — проходит перед читателем. Образ профессора Вихрова, наделенный глубоким индивидуальным своеобразием, обладает чертами высокой типичности, является обобщением большого социального содержания. Обобщенное значение этого образа определяется прежде всего тем, что судьба Ивана Вихрова на всех ее этапах тесно связана с историей русского общества конца XIX— начала XX в. Картины Петербурга периода реакции после революции 1905 года, события, завершившиеся убийством Столыпина, важны не только как фон, но и как факторы формирования характера Ивана Вихрова и его друзей, оставшихся верными прогрессивным идеям. Они важны и для окончательного формирования таких ничтожных людей, таких подлых врагов народа и прогресса, как Грацианский.
Конфликт между Вихровым и Грацианским, изображенный как столкновение двух характеров, как развитие двух индивидуальных конкретных биографий и воплощенный в конкретных моментах — встречах, спорах, отношениях между этими двумя людьми, связанными многолетним знакомством,— приобретает, таким образом, глубокий социальный смысл. В этом конфликте Вихров выступает как представитель передовой науки и, главное, как представитель народа, а Грацианский, выражающий чуждые советской науке взгляды, является вместе с тем представителем реакции, представителем капиталистического мира, врагом советского строя. Эта трактовка его образа подчеркнута такими сюжетными ситуациями, как непосредственная связь Грацианского с царской полицией, а позже — с иностранной разведкой.
Образ Ивана Вихрова раскрывается не только путем прямого изображения его судьбы, но и через сложную историю отношения к нему его дочери Поли. Девушка, смутно угадывающая какую-то тайну в давнем разрыве отца с матерью и подозревающая в отце, о котором она читала немало клеветнических статей, врага, с волнением ищет ответа на мучительный вопрос: кто же такой Иван Вихров — враг или друг? Раскрывая многие черты Вихрова через Полины поиски, приводя Полю на его лекцию (которая полностью включена в роман), Л. Леонов вводит в роман особую сюжетную линию, связанную с молодыми его героями. Этим героям посвящены превосходные страницы романа, рассказывающие о событиях Великой Отечественной войны, о патриотизме советских людей, о стремлении молодежи участвовать в борьбе за свободу и независимость своей Родины.
Наряду с главными героями этой линии романа — Полей, Bарей, Сережей — писатель срздал и впечатляющие, глубоко правдивые эпизодические образы молодежи — сельского комсомольского вожака, избача Марка Ветрова и секретаря одного из московских райкомов комсомола Сапожкова.
Если в образах Сережи и особенно Поли Леонов широко использует приемы романтически-приподнятого и несколько условного письма (наделяя подчас этих героев не свойственными их возрасту отвлеченными мыслями и вкладывая в их уста возвышенные философские рассуждения), то образы Марка и особенно Сапожкова написаны с предельной реалистической конкретностью. Героизму Сапожкова, составляющему самую сущность его характера, чужды внешне эффектные проявления, чужда всякая поза. Для Сапожкова подвиг — это естественное продолжение его будничной работы, вызванное условиями войны, потребовавшей наивысшего напряжения всех человеческих сил.
Тема русского леса, в которой воплощены глубокие философские мысли автора о судьбах России и русского народа, сочетается в романе с темой творческого отношения к жизни, с темой труда. Эта тема разрешается в конкретной борьбе Вихрова за русский лес, в его практической работе и научной деятельности. И если Вихрову не хватает наступательного духа, если он не умеет организовать борьбу против Грацианского и подпевающих Грацианскому «вертодоксов» (и в этом слабость Вихрова), то сила патриота-ученого в его несгибаемой принципиальности и последовательности, в неуклонной преданности научной правде, которую он стремится поставить на службу народу, на службу практике.
Роман «Русский лес» — произведение большой художественной силы, значительное по тем философским проблемам, которые в нем поставлены. Принадлежащий перу одного из выдающихся мастеров советской литературы, роман является высоким достижением своеобразного творчества Л. Леонова.
Вопросы большого принципиального значения поставлены в романе "Искатели" (1954) молодого писателя Д. Гранина, известного до тех пор лишь небольшими произведениями на современные темы и исторической повестью о польском революционере Домбровском.
Сосредоточенность действия в сравнительно узких рамках одной лаборатории не помешала писателю раскрыть важные и существенные явления действительности.
Д. Гранин стремится разрешить сложные жизненные проблемы, не обедняя и не приукрашивая внутренний мир своих героев. Рассказывая о сотрудниках электролаборатории, писатель прекрасно понимает, что «у каждого из них лаборатория — лишь часть жизни, и, приходя в лабораторию, они не могут оставить на пороге свои радости и тревоги, а приносят с собою переживания, которые и помогают и мешают им...» Несомненная художественная удача Д. Гранина — образ Андрея Лобанова, в котором запечатлены черты современного советского ученого. Характер Лобанова — это характер человека большой внутренней цельности, интересного и яркого, показанный во всем многообразии его отношений и связей.
Гранину удалось раскрыть «эмоциональный процесс» творчества. В научном открытии Гранина привлекает не только практическая сторона его, но и внутренний психологический процесс: поиски, разочарования, взлеты творческой мысли, мучительные раздумья, бессонные ночи и бесконечные опыты и, наконец, неожиданное открытие. И это открытие, как бы ни было оно значительно, только начало новой большой и сложной работы. Беспредельность человеческой мысли, непрерывность движения ее вперед и выше — вот в чем пафос книги. Смелые научные поиски становятся реальностью только потому, что рядом с Андреем такие же, как и он, энтузиасты и труженики — Новиков, Кривицкий, Наумов. Шаг за шагом прослеживает Гранин, как идея Лобанова становится идеей всего коллектива, как сам Андрей освобождается от ошибочного мнения, что успех зависит только от него самого.
Партийность определяет сознание и поступки героев романа — Лобанова, Борисова, Майи Устиновой, придает им ту высокую принципиальность, которая помогает осознать собственные ошибки, учит непримиримости к тем, кто нарушает нормы морали социалистического общества.
Для Гранина характерно стремление раскрыть, объяснить значительность каждого повседневного факта. Отсюда — часто употребляемый писателем прием сопоставления масштабности события и будничной простоты его внешнего выражения. Так, например, одна из центральных идей романа о непрерывности движения человеческой мысли выражена в таких словах одного из персонажей:
«Великолепие будущего окрыляло, кружило их усталые головы...
Новиков вздохнул.
— Начинается. Снова муки. Снова ругайся с техотделом. Опять ломай голову над формулами. Опять неприятности и заботы».
Разоблачая тех, кто мешает техническому прогрессу, Гранин видит причину их перерождения в безидейности, которая и превратила их в карьеристов и политических обывателей.
Автор «Искателей» гневно бичует индивидуализм, мещанство, карьеризм дельцов от науки, показывает, как ловко умеют они маскировать свою истинную сущность, прикрываться демагогическими фразами о плане, о приоритете русской науки, о связях теории с практикой. Подчеркивая всю значительность зла, которое приносят советскому обществу люди типа Тонкова, Потапенко, Долгина, писатель не отодвигает их на второй план повествования, а вводит в самый центр борьбы. Борьба характеров — положительных и отрицательных — составляет главное в развитии конфликта «Искателей».

продолжение книги...