Проблематика романов, посвященных трудовому подвигу в Великой Отечественной войне


вернуться в оглавление работы...

В.А.Ковалев и др. "Очерк истории русской советской литературы"
Часть вторая
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1955 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение работы...

5

Значительное место в литературе послевоенных лет занимает изображение самоотверженного труда советского народа в дни Великой Отечественной войны и в первые дни мирной жизни.
На этом материале писатели ставили и решали проблемы, выходящие далеко за пределы изображаемой эпохи и имеющие широкое принципиальное значение. Трудовая деятельность как патриотический долг человека, ощущающего свою ответственность за судьбу Родины; новаторство и инициатива как основные черты социалистического отношения к труду; коллектив как великая сила, определяющая рост и развитие личности отдельного человека; борьба нового со старым, критика и самокритика как проявление советской демократии — таковы характерные черты советского общества, получившие широкое освещение в послевоенной прозе.
В произведениях этих лет отражена плодотворная направляющая деятельность коммунистов как руководителей советского народа в годы войны и восстановления народного хозяйства. Образы коммунистов, ведущих за собой весь коллектив трудящихся, по праву заняли в литературе центральное место.
Одним из произведений, глубоко раскрывающих социалистическую природу труда советских людей в Великой Отечественной войне, явился роман В. Ажаева "Далеко от Москвы" (1948).
Герои романа — это люди активной воли, преданные Коммунистической партии, люди, характер которых раскрывается прежде всего в труде, в отношении к общему делу. В. Ажаев стремится раскрыть красоту морального облика советского человека, выявить новые черты его характера, сформированные в условиях социалистического строя. П. Павленко писал о романе, что книга «не только радовала меня широтой и разнообразием созданного молодым художником полотна, но — в еще большей степени — увлекла сознанием, мыслью о том, как быстро и умно растет наше поколение, как красиво и цельно формируется характер социалистического человека» (1).
Роман, посвященный военным дням, тесно связан с важнейшими явлениями послевоенной действительности: широким развитием движения новаторов производства, борьбой за передовую советскую науку, за внедрение ее в технику.
Действие романа развертывается «далеко от Москвы», в глубоком тылу, где идет строительство нефтепровода.
Необычный пейзаж Москвы, возникающий в начале романа, с зенитками и аэростатами на площадях и улицах, с окнами, заклеенными бумажными полосками; рассказ героев романа о зверских бомбежках фашистскими летчиками эшелонов с мирными жителями; проходящая через все повествование тема разлуки близких людей; изображение трудного быта работников тыла — все это воссоздает картину суровых дней войны. Трудовой подвиг в тылу приравнивается писателем к подвигам воина на полях сражений. Эта идея находит свое отражение и в развитии сюжета романа, и в ряде образов, и в развернутых сравнениях коллектива строителей с армией, ведущей грандиозное сражение, имеющей своего командарма, свой штаб (например, описание наступления строителей на остров Тайсин, которое уподобляется стремительной атаке танков), и в композиции романа, хорошо передающей «стратегию и тактику» батмановской «армии».
Первая часть романа, соответствующая первому этапу работы строительства,— это, по словам Батманова, «отмобилизация сил»; вторая часть — подготовка наступления, разведка, расстановка сил; наконец, третья часть — завершение работ, генеральное сражение, наступление по всему фронту строительства.
Главная тема романа — тема созидания, расцвета творческих сил советского человека. Автор придает большое значение борьбе Беридзе, Васильченко, Ковшова за новый проект строительства, за новые методы труда. К сожалению, верно намеченный конфликт получил в романе несколько одностороннее решение. Это произошло потому, что В. Ажаев не сумел создать художественно убедительный образ инженера Грубскогo, противника нового проекта.
В романе верно отражена особенность героизма советских людей как героизма широких маес. Коллектив строителей является центральным героем романа.
--------------------------------------------
1. «Литературная газета», 1948, 3 ноября.
--------------------------------------------
История сплочения коллектива определяет развитие сюжета. Сначала коллектива еще нет: дюди разобщены, отдельные участки трассы существуют обособленно, изолированно друг от друга; но вот прошли по трассе, изучая ее от участка к участку, авторы нового проекта Беридзе и Ковшов, проложена линия связи, от Нивинска к проливу пробил дорогу шофер Сморчков и, наконец, начальник строительства Батманов со своим штабом проверил боевую готовность каждого участка. Эти внешние, на первый взгляд, события имеют в романе глубокое значение: трасса стала единым, живым организмом, объединенным конкретным знанием задач, единой волей к победе. Каждый участок, каждый строитель занял свое место в общем большом Деле. Итолько тогда строители сумели выполнить задание партии.
В. Ажаев подчеркивает огромную роль партийной организации в деле сплочения коллектива, рост рядовых членов партии. Важна глава, рассказывающая о работе первой партийной конференции, коллективные связи зарождаются именно тогда, когда строители впервые собираются для большого делового обсуждения своей работы. В романе правильно решена проблема коллектива и личности: коллектив тем сильнее и крепче, чем полнее и свободнее проявляется в общем деле человеческая личность. Поэтому, поставив коллектив в центр своего внимания, писатель внимательно отнесся к обрисовке индивидуальных характеров. Эту черту как важнейшую особенность романа отмечал П. Павленко: «Книга увлекла меня с первых же страниц смелой лепкой человеческих характеров»,— писал он.
В. Ажаев показывает своих героев в различных жизненных ситуациях, в интересных, оживленных и порой очень острых диалогах, касающихся многих сторон жизни, раскрывает богатство и красоту их внутреннего мира, сложность интеллектуальной жизни. Ажаев рассказал и о чувствах своих героев, о суровой и требовательной любви Батманова к людям, о чистой и верной дружбе Беридзе и Алексея Ковшова, о силе любви, преобразившей легкомысленную девушку Женю Козлову. Правда, не всегда личная жизнь героев раскрыта Ажаевым достаточно глубоко (отношения Беридзе и Тани, Рогова и Ольги).
Образ Батманова стал одним из наиболее популярных в послевоенной литературе. Батманов показан как талантливый организатор и руководитель. Это подлинно государственный деятель, настоящий коммунист, строгий и чуткий человек. В романе подчеркивается его умение поддержать все новое, передовое. Эти качества Батманов вместе с инженером Беридзе и парторгом Залкиндом стремится воспитать в окружающих его людях. Так воспитывает он Алешу Ковшова и Рогова, которые осознают, что здесь, на берегах Адуна, они тоже воюют, тоже защищают Москву. Интересен образ рабочего-сварщика Умары Магомета, в котором воплощены типические черты современного рабочего-новатора.
Роман В. Ажаева пользуется широкой популярностью среди советских и зарубежных читателей.
Д. Линдсей в своей рецензии на роман В. Ажаева, озаглавленной «Новый человек», писал: «...только в условиях социалистической культуры, культуры советской страны, труд может изображаться писателем как источник счастья, как нечто неразрывно связанное со всей эмоциональной жизнью людей и способствующее всестороннему развитию человеческой личности. В этом ключ к пониманию советской литературы, в этом то глубоко новое, что не смогли увидеть и понять многие английские критики».
Эта «эпопея труда», по выражению прогрессивного французского писателя Андрэ Вюрмсера, получила широкое распространение во Франции.
Большим успехом пользуется роман В. Ажаева в странах народной демократии, где очень часто читатели обращаются к примеру Батманова, Беридзе и ищут в поступках героев ответы на вопросы, которые поставила перед ними жизнь. Многие произведения о годах войны проникнуты пафосом послевоенной действительности.
Так, о тяжелых событиях 1941—1942 гг. рассказывает роман Вл. Попова «Сталь и шлак» (1948). В этом романе молодого писателя проявилась одна из характерных черт советской литературы: уменье показать отдельные эпизоды и события как звенья непрерывного исторического процесса. В труде своих героев Вл. Попов отмечает не только те черты, которые были определены условиями войны, но я те, которые сложились в годы первых пятилеток. Несмотря на все трудности, в дни войны развивались и обогащались замечательные трудовые традиции советских людей; творческая инициатива, новаторские методы работы помогли им одержать не только военную, но и экономическую победу над врагом. В этом — пафос книги.
Вл. Попов создал характерные для послевоенной литературы образы героев — новаторов производства, инженеров Крайнева и Макарова, сталеваров Шатилова, Пермякова и др.
Писатель показал, как творческий труд обогащает личность, рождает новые моральные качества. Поэтому так непримирим он к тем людям, которые оказались «шлаком». Роман вооружает читателя на борьбу против косности и рутины, против индивидуализма и своекорыстия.
B 1947 г. В. Панова выступила с романом «Кружилиха». Действие романа относится к годам войны и развертывается в глубоком тылу, в рабочем поселке Кружилиха, где расположен большой завод, работающий на оборону; жители поселка — коренные рабочие, связанные с заводом в течение многих поколений. В центре романа — директор завода Листопад, его отношения с рядом других действующих лиц, его конфликт с председателем завкома Уздечкиным.
Изобразив в романе рядовых советских людей, инженеров, рабочих, молодежь, В. Панова пыталась создать картину жизни тыла. Однако при всей точности отдельных наблюдений писательницы, при свойственной ей тонкости психологического рисунка повесть не дала широкого представления о героизме советского тыла. Недостатком повести является чрезмерное внимание писательницы к мелочам быта, которые часто заслоняют от читателя основное содержание жизни советских людей. Стремясь к изображению правды человеческих отношений, раскрывая мотивы поведения людей, В. Панова нечетко выявляет свое авторское отношение к явлениям, не осуждает резко одних, не поддерживает активно других своих героев. Некоторые конфликты решаются слабо мотивированным примирением (например, конфликт Уздечкина с Листопадом).
Послевоенная советская действительность подсказывала писателям все новые и новые темы. «Огромная тема, ждущая писателя,— о человеке, вернувшемся с Великой Отечественной войны» (1),— писал Н. Тихонов.
Возвращение вчерашнего воина к мирной жизни, участие его в восстановлении разрушенного войной хозяйства — это не только конкретные факты послевоенной жизни, но и явления большого принципиального значения, представляющие большой воспитательный и психологический интерес.
Тема восстановления, как тема строительства новой жизни, появилась еще в произведениях военных лет. «После битвы» (1943) Б. Агапова, «Творчество» (1943) А. Серафимовича, «Письмо товарищу» (1944) Б. Горбатова — произведения, отражавшие непоколебимость народной веры в победоносное завершение войны, пафос неиссякаемой творческой энергии народа, сумевшего сразу, не дожидаясь окончания войны, приступить к мирному строительству. Творческая энергия народа выражалась и в тех думах о будущей жизни, которыми были полны советские воины на фронте. Эти мечты были раскрыты в повести В. Овечкина «С фронтовым приветом» (1945). Герои повести — простые советские люди, солдаты и офицеры, продолжающие борьбу с врагом, думают не только о жестоких бедствиях войны, они полны мужественного стремления построить, вернувшись с войны, новую жизнь: «Много
---------------------------------------------
1. "Литературная газета", 1946, 1 января.
---------------------------------------------
крови пролили на этой земле, но и многого хотим от будущей жизни. Иначе и быть не может. За что и воюем. Мы ведь не оборону держим. Мы уже давно наступаем. Не сохранять старые рубежи — задача наша, а новые занимать». В этих словах Петренко, героя повести В. Овечкина, отражена уверенность народа в том, что послевоенная жизнь будет еще более прекрасной, светлой и радостной. Самая концовка повести: «Хочешь жить — броском вперед!»— раскрывала непреклонную волю советского народа к победе, к достижению «новых рубежей».
В послевоенный период тема восстановления обогащается новым содержанием, которое отчетливо проявляется в очерках Б. Галина «В Донбассе» и «В одном населенном пункте» (1946 — 1947). Восстановление разрушенного хозяйства Б. Галин изображает как процесс коммунистического созидания, неразрывно связанного с ростом сознания советских людей. С таким осмыслением действительности связано появление в книгах Б. Галина образов пропагандистов как центральных героев повествования. И секретарь райкома Егоров, и штатный пропагандист Пантелеев, от лица которого ведется рассказ, и старый шахтер-агитатор Приходько — все это активные общественные деятели, ведущие за собой народ и на практике осуществляющие то дело, за которое борется партия. Сумев найти живую связь современности с годами пятилеток и годами войны, увидя истоки трудового героизма народа в недавнем прошлом — в опыте социалистического строительства, обогащенного опытом Отечественной войны, Б. Галин показал неодолимость движения нашей Родины к коммунизму.
Тему возвращения советских людей к созидательному труду наиболее глубоко и полно разработал П. Павленко. Замысел его романа «Счастье» (1947) родился из непосредственных наблюдений писателя, жившего в это время в Крыму. Но от частных фактов писатель шел к большим жизненным обобщениям. Роман «Счастье» показывал, как в трудные годы войны, когда еще шли кровопролитные бои на западе, когда только начинала налаживаться жизнь на опустошенной фашистами советской земле, партия и народ уже приступили к выполнению задач коммунистического строительства.
Мастерство П. Павленко проявилось в его умении раскрыть реальные жизненные трудности настоящего в свете перспектив будущего. Этот историзм писателя, идущий от традиций Горького, определил жизненную правдивость романа.
Развитие основной сюжетной линии «Счастья» связано с судьбой главного героя — полковника Воропаева. Знакомство читателя с героем происходит в критический момент его жизни. П. Павленко хорошо передает сумятицу мыслей и чувств Воропаева, старого коммуниста, который привык всегда идти в «первой шеренге», а теперь «вывалился из счастья, как из самолета», и, тяжело больной, в сорок три года должен начинать жизнь заново. Автор не осуждает своего героя за то, что он, больной и одинокий, мечтает об отдыхе, о тихом, мирном уголке где-нибудь в Крыму, у моря. И чем ярче показаны в романе трудности личной судьбы тяжело больного Воропаева, тем сильнее и глубже раскрывается закономерность возвращения его в строй.
Перелом в настроении Воропаева подготовлен всей его предшествующей жизнью. Павленко уже в начале романа рассказал предисторию Воропаева. Как главную черту старого коммуниста писатель показал его стойкость, его верность делам и принципам Коммунистической партии. Воропаев в конце концов добился своего счастья потому, что он обладал несгибаемым духом коммуниста-борца.
Роман «Счастье» Павленко, как и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, связаны с традицией романа «Как закалялась сталь», утверждающего, что целеустремленный труд помогает советскому человеку преодолеть любые страдания. Как поэтическая деталь, ярко оттеняющая образ Воропаева, в романе неоднократно возникает величественная картина «Орлиного пика» — устремленной навстречу ветрам скалы, которая могла бы приютить только отважных. Лишь найдя свое место в общем строю, лишь вновь ощутив кровную связь с народом, Воропаев завоевал счастье, которое, как казалось ему, было безвозвратно утеряно.
Тема народа развивается в романе с первой главы, когда писатель рассказывает о переселенцах, которых война оторвала от родных мест. Павленко не ограничивается показом бедствий и разрушений, коснувшихся каждой семьи, каждого человека. Главное для писателя — это раскрытие неисчерпаемых духовных сил народа.
Павленко достигает большой художественной убедительности, раскрывая единство народа и партии. Эта тема с большой силой звучит в сцене встречи Воропаева с И. В. Сталиным, раскрывающей великую заботу партии о народе, глубокую веру в силу его, пристальное внимание к судьбе каждого человека.
Павленко сумел превосходно показать, что главная цель партии — помочь людям достигнуть настоящего счастья. Партия помогла Воропаеву найти свое счастье в труде на благо всего народа.
В развитии темы партии и народа значительное место занимает конфликт между Воропаевым и Корытовым. Суть этого конфликта в борьбе за подлинно большевистский стиль руководства, за активную связь партии с широкими массами народа. Павленко показывает, как секретарь райкома Корытов превращается в администратора, работника-единоличника, который не верит в возможности окружающих его людей в стремится сам все сделать, всех заменить. Ошибка Корытова в том, что он утрачивает интерес к судьбам отдельных людей, отрывается от народа.
Конфликт Корытова и Воропаева, отражающий борьбу разных стилей в партийной работе, раскрывает неизбежность политического краха партийного руководителя, который работает в отрыве от широких масс.
Бесспорной удачей Павленко является образ Лены Журиной, простой и скромной женщины. С этим образом связан вопрос о личном семейном счастье. Павленко показывает несостоятельность стремления Воропаева построить семью, основанную не на взаимной любви двух людей, а на их попытке исправить свою неудавшуюся личную жизнь. Подлинное счастье невозможно без настоящей любви, утверждает писатель. Полнота человеческого счастья идет от полноты жизни, от гармонического сочетания личных и общественных интересов. И заключительный эпизод романа — приезд доктора Горевой — это не просто «счастливая развязка», а глубоко обоснованное завершение главной темы романа.
Книга Павленко утверждает величие и силу советских людей. Слова Воропаева, сказанные им на митинге в день Победы: "На передний край человечества вышел советский человек... Отныне и вечно будем мы стоять перед глазами человечества как самые сильные и справедливые люди на земле"— идейный итог романа.
Красота советских людей особенно ярко оттеняется изображением представителей буржуазного мира в главах, посвященных доктору Горевой. Писатель сталкивает своих героев, обыкновенных советских граждан, с людьми капиталистического Запада, подчеркивая моральное превосходство советского человека.
Роман Павленко обличает реакционную буржуазную культуру. В этом произведении отчетливо звучит тема борьбы с попытками разжечь пожар новой войны, с попытками вновь возродить фашизм. И в этом смысле роман П. Павленко был первым произведением, в котором тема борьбы за мир раскрывалась и как утверждение мирного созидательного труда, и как разоблачение поджигателей новой войны.
Роман «Счастье» явился одним из примеров активного воздействия литературы на жизнь; он породил движение воропаевцев — демобилизованных офицеров Советской Армии. «Каждый наш товарищ носит в себе частицу Воропаева и каждый из нас стремится быть Воропаевым, потому что путь, указанный в вашей книге, товарищ Павленко, это наш путь» (1),— говорил один из воропаевцев на встрече с писателем Павленко.
Большой успех имел роман «Счастье» и за рубежом, особенно в странах народной демократии.
Значительно позже, уже в 1954 г., тема возвращения советского воина к труду вновь появилась в романе В. Некрасова «B родном городе». В этой книге писатель развивает те же творческие принципы, которые были характерны и для первой его книги «В окопах Сталинграда».
Центральным героем романа является Николай Митясов, демобилизованный фронтовик, возвращающийся к мирной жизни, человек, не обладающий ни опытом, ни политической зрелостью, ни энергией Воропаева.
Рядом с этим главным героем проходят другие персонажи. В романе нет какого-то одного центрального конфликта, действие как бы воспроизводит обыденное течение жизни. Тем не менее сюжет романа не статичен, и это определено динамикой развития характера Николая Митясова.
Путь Николая Митясова — это сложный, порою противоречивый, но весьма поучительный путь человека, ищущего в жизни свое настоящее место. Рушится семейная жизнь Николая: жена Шура не дождалась его возвращения; не удалась работа в жилищном управлении: не хватило опыта и знаний; невысказанной осталась зародившаяся любовь к Вале.
Николай мечется в поисках своего места в жизни, теряется перед трудностями, и поэтому так тянет его обратно на фронт, где он твердо знал, что ему делать, свой долг, свои обязанности.
Эти трудные поиски идут от нежелания Николая жить легкой, бездумной, ненастоящей жизнью. Правда, это его сопротивление сначала пассивно: он просто самоустраняется от всего, что кажется ему неправильным, противоречащим морали советского человека. Но когда заходит речь уже не о личной его судьбе, а о судьбе окружающих его людей, он переходит к активной борьбе. В этой борьбе рождается верная мысль: «Может быть, это самое главное в жизни — уметь жить не для одного себя».
Роман Некрасова вновь поднимает важный вопрос о том, что советский человек обязан быть воином и в мирной жизни, должен активно бороться против всяческих нарушений норм социалистической морали. Эта мысль выражается не прямо, не непосредственно через авторские заявления или высказывания героев, но в отборе автором жизненного материала, способе типизации характеров. В. Некрасов раскрывает характеры
-----------------------------------------
1. Цитируется по книге Л. Левина «П. А. Павленко». М., 1953, стр. 179.
-----------------------------------------
своих героев преимущественно в бытовой обстановке. Боясь декларативности, он избегает изображения их идейной жизни, и в этом проявилась слабая сторона писателя.

продолжение книги...