Проблема положительного героя в произведениях, посвященных труду советских людей


вернуться в оглавление работы...

В.А.Ковалев и др. "Очерк истории русской советской литературы"
Часть вторая
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1955 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение работы...

6

Изображая советских людей в годы войны и рисуя возвращение фронтовиков к мирной жизни, советские писатели в центре своего внимания ставили созидательный творческий труд строителей коммунизма. Героизм труда, направленного на обеспечение фронта всем необходимым, пафос стойкости и мужество тружеников тыла, своей работой участвующих в защите Родины, пронизывали лучшие произведения, посвященные годам войны. Но с особенной силой те,ма трудового подвига зазвучала в произведениях, в которых изображалась послевоенная действительность, годы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства страны.
Понимание жизни как творчества, направленного на счастье народных масс, сформулированное А. М. Горьким, легло в основу произведений о рабочем классе, о колхозном крестьянстве, о советской интеллигенции.
В речи на I Всесоюзном съезде советских писателей А. М. Горький говорил: «Основным героем наших книг мы должны избрать труд, то есть человека, организуемого процессами труда, который у нас вооружен всей мощью современной техники,— человека, в свою очередь организующего труд более легким, продуктивным, возводя его на степень искусства» (1). А. М. Горький указывал на необходимость изображать не только процесс труда, но и «эмоциональный процесс», т. е. внутренние, психологические изменения, происходящие в человеке.
Эти положения А. М. Горького, составляющие основу его эстетики и его понимания задач и сущности метода социалистического реализма, целиком опираются на марксистское понимание роли и значения труда в развитии общества и в жизни человека. Решение проблемы положительного героя, нашего современника неразрывно связано с изображением общественной роли человека в строительстве коммунизма, его трудового участия в жизни своего народа.
Глубокое раскрытие характеров в их развитии также требует изображения человека в его разнообразных, и в первую
----------------------------------------
1. М. Горький. Собр. соч. в тридцати томах, т. 27. М., 1953, стр. 320.
----------------------------------------
очередь общественно-трудовых, связях и отношениях, требует освещения роли труда в формировании личности.
При этом в художественном творчестве, основным объектом которого является человек, чисто технические проблемы, разумеется, не должны быть самодовлеющими, и изображение трудовых процессов не должно заслонять других сторон жизни советских людей.
Между тем в послевоенной литературе появился ряд произведений, в которых писатели, стремясь художественно осмыслить новые области жизни, сосредоточили все свое внимание на производственной деятельности своих героев, создавая произведения не столько о людях, обладающих разными характерами, сколько о разных профессиях («Стахановцы» П. Шебунина, первая редакция «Горячего часа» О. Зив, «Металлисты» А. Былинова, «Новый профиль» А. Бека). Эта тенденция, ведущая к обеднению характеров и к натуралистическому описанию техники, была подвергнута справедливой критике и опровергнута в процессе развития послевоенной литературы. Однако односторонний показ человека только в сфере его трудовой деятельности давал себя чувствовать и во многих удачных произведениях, как, например, роман А. Рыбакова «Водители» (1950).
В романе рассказано о работе автобазы, о ее людях — шоферах, грузчиках, диспетчерах. Ремонт машин, перевозка товаров, производственные совещания, посвященные вопросам экономии материалов,— вот о чем идет речь в романе. И в этих простых, обычных фактах жизни писатель раскрывает поэзию труда советских людей. В романе есть интересно задуманные образы людей, которые возводят свой труд в «степень искусства». (Тимошин, Демин, Королев). Есть в нем удачные сатирические образы — бюрократа, «директора по профессии» Канунникова, авантюриста Вертилипа. И все же А. Рыбаков в ряде случаев подменил создание характера простым описанием того, что делает человек. Главный герой «Водителей» — Поляков — оказался эмоционально и идейно обедненным; его интересы искусственно ограничены узким кругом сугубо деловых вопросов, связанных только с работой автобазы. Характер Полякова раскрыт недостаточно глубоко, поэтому борьба его с Канунниковым и Вертилиным не определяет движения сюжета, что влечет за собой известную статичность в развитии действия романа.
Создание образа современника во всей полноте его человеческих качеств, проникновение в мир его мыслей и чувств, глубокое психологическое объяснение его дел — все это оставалось еще не до конца решенной задачей советских писателей. Несомненно плодотворным было обращение советских писателей к эпохе первых пятилеток, причем это делалось не для того, чтобы рассказать читателю о какой-то новой интересной профессии, а для того, чтобы показать великий смысл созидательного труда советских людей, в процессе которого формируются и шлифуются новые человеческие характеры.
Эта важная тема формирования нового человека была поднята Б. Горбатовым в его незавершенном романе «Донбасс» (1951).
Роман Б. Горбатова посвящен событиям 30-х годов, когда развертывалось стахановское движение, породившее «новых, особенных» людей. На эти события писатель смотрит глазами нашего современника, и это определило актуальность, современность романа. Рассказывая о прошлом, о делах, небывалых по своему размаху, о «крылатых днях» наступления социализма, Горбатов рассказывает главное: «По-моему,— пишет Горбатов,— именно в эти тридцатые годы уже стал явственно обозначаться характер нового человека на земле — советского человека, строителя коммунизма». Писатель ставит своей задачей проследить, исследовать сложный и нелегкий путь формирования в труде новых людей. Поэтому и выбрал он героями своего романа подростков, выросших в глухом, маленьком городке Чибиряки и только начинающих свой жизненный путь,— Андрея Воронько и Виктора Абросимова.
История становления их характеров составляет основную сюжетную линию романа. Б. Горбатов выделяет главные этапы в жизни двух товарищей, прослеживая, как развивались и крепли в них новые, социалистические качества. Писатель выбирает именно те моменты жизни героев, когда так или иначе должна решаться их судьба.
Вот первый этап в жизни Андрея и Виктора, первая трудность на их жизненном пути: выбор профессии. «Нет, ни сытой жизни, ни богатства, ни покоя, ни карьеры, ни даже славы не искали они... Они не были избалованы... Они всем ребячьим сердцем своим предчувствовали, что есть где-то их собственная доля, их судьба, их удача. Надо только найти ее, и неизвестно было, где искать...»
Оказалось, что другие люди, их старшие товарищи, помогли решить судьбу Виктора и Андрея: комсомол мобилизовал их на работу в Донбасс. Можно было и отказаться — «да как жить потом, если уже в семнадцать лет сдрейфил, испугался, на первый же зов комсомола ответил отказом?».
Это была «первая великая минута» в жизни юношей, но трудности еще только начинались. Знакомство с шахтой, грозной и страшной, где слепнут лошади, где сложены печальные несни о каторжном шахтерском труде, было серьезным испытанием. Стать настоящим шахтером мог только человек большого упорства, большой силы воли. По-разному выдержали друзья этот жизненный экзамен. Виктор, порывистый, легко увлекающийся, не выдержал испытания в условиях, требующих длительного напряжения сил, и после собрания, где был отмечен в числе отстающих, убежал с шахты. Он смутно чувствовал, что, «бежав с шахты, сделал ошибку, чудовищную, непоправимую, сам, собственной рукой пустил свою жизнь под откос». И не будь рядом Андрей, верный и любящий друг, эта ошибка оказалась бы роковой, искалечила бы всю его жизнь.
Возвращение Виктора на шахту можно отнести к числу наиболее сильных эпизодов романа. Здесь все: и отрывистый, но полный глубокого значения разговор Андрея с Виктором, и развернувшийся перед ними пейзаж тахты, и страстный голос лирического героя романа — все это звучит взволнованным гимном человеку труда, «его могучим мудрым рукам, его неукротимому сердцу!».
Б. Горбатов тонко и убедительно показывает всю глубину перемен, происшедших с Виктором и Андреем. Если в начале романа основной конфликт касался только их личных судеб, то в дальнейшем судьбы Андрея и Виктора тесно связаны с судьбой шахты, Донбасса, всей страны. Виктор и в особенности Андрей оказываются в центре борьбы за новые методы труда.
Писатель создает образы противников стахановского движения — начальника шахты Деда, боящегося, что жизнь обгонит его, и упорно не желающего уступать дорогу новому, инженера Петра Фомича, секретаря горкома партии Рудина. Создавая образ Деда, В. Горбатов раскрывает мучительные раздумья духовно одряхлевшего человека, который осознал эту свою преждевременную старость. При обрисовке образа Рудина большую роль играет внешняя характеристика, в особенности портрет. «У него было незаурядное лицо,— пишет Горбатов,— лицо оратора, вожака: орлиный нос, высокий лоб, гордо посаженная голова, всегда чуть-чуть откинутая назад». Но этот портрет дополнен двумя штрихами: у Рудина «капризные пухлые губы ребенка» и резкие складки у рта и на переносице, свидетельствующие «либо о силе характера, либо о привычке к власти». Эти первые разоблачительные нотки усиливаются при описании демагогических выступлений Рудина, организации «рекордов» и проч.
Мастерство Б. Горбатова особенно проявилось при создании образов Андрея и Виктора. Это два совершенно различных, во многом полярных характера. Но оба они — положительные герои. В Андрее автору дороги его спокойная и упорная сила, терпеливое уменье переносить трудности, верность дружбе, глубина чувств и переживаний....
(отсутствует страница)

продолжение книги...