Тема патриотической борьбы и труда советских людей в период Великой Отечественной войны


вернуться в оглавление работы...

В.А.Ковалев и др. "Очерк истории русской советской литературы"
Часть вторая
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1955 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение работы...

4

Многие значительные произведения послевоенной литературы посвящены изображению героической борьбы и труда советских людей в период Великой Отечественной войны. Стремясь к глубокому осмыслению всемирно-исторического значения войны, писатели воспроизводят события военных лет, сосредоточивая внимание на раскрытии морально-политических качеств, обеспечивших победу советского народа над фашизмом. В связи с этим во многих произведениях раскрывается освободительная миссия Советской Армии в странах Европы, ведущая роль нашей Родины в борьбе передового человечества за мир и демократию.
Важнейшим условием победоносного исхода Отечественной войны была организующая и руководящая деятельность Коммунистической партии, объединившей весь советский народ на борьбу за свободу и независимость Родины. Образы воинов-коммунистов занимают поэтому важнейшее место в лучших произведениях о войне. Углубленное раскрытие образа советского воина-победителя, многостороннее освещение богатой духовной жизни советских людей, вставших на защиту социалистической отчизны, составляет основное содержание этих произведений.
Значительный интерес представляют документально-художественные произведения, созданные непосредственными участниками военных действий и партизанской борьбы. В одной из первых по времени документально-художественных книг о войне «Люди с цистой совестью» П. Вершигоры (1946) показан всенародный характер войны советского народа против фашизма. В делах знаменитого партизанского отряда ковпаковцев, действовавшего на Украине, раскрывается нравственная сила народа, поднявшегося на войну против гитлеровской Германии.
П. Вершигора показывает рост человека в пронессе борьбы ва честь и независимость Родины. Духовная сила и героизм советского народа воплощены в многочисленных образах партизан и в первую очередь в образах самого руководителя украинских партизан Ковпака и боевого комиссара Руднева. Люди большого жизненного и воинского опыта, они понимали, что боеспособность отряда и его успешные действия зависят от политической сознательности, боевой выучки и дисциплинированности партизан. «Приучить надо людей по правде жить, правду говорить, за правду бороться», — эти слова Ковпака были главной, направляющей нитью воспитательной деятельности и его самого, и комиссара Руднева.
В первой книге роль партийной организации в партизанской войне на Украине была показана недостаточно, действия партизан изображались порой вне их связи с Советской Армией. Эти недостатки устранены автором в книге второй — «Карпатский рейд» (1950).
В эти же годы появились воспоминания других участников партизанской борьбы и большевистского подполья: «В крымском подполье» И. Козлова, «Народная война» В. Андреева, «От Путивля до Карпат» С. Ковпака, «Подпольный обком действует» А. Федорова и др.
Героизм советских людей, сражавшихся на фронтах войны, получил своеобразное и яркое освещение в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого (1946). Избрав своим героем человека с необычайной, исключительной судьбой, писатель создал образ глубоко типический. Б. Полевой продолжает традиции Д. Фурманова и Н. Островского, создавая повесть на документальном материале подлинной биографии летчика-истребителя, раненного в воздушном бою и оказавшегося на территории, занятой врагом. Нечеловеческие лишения и трудности перенес советский офицер Алексей Мересьев, прежде чем ползком, с перебитыми, отмороженными ногами смог добраться до приютивших его советских людей, а затем встретиться с боевыми товарищами. Прикованный к постели тяжелым недугом, с ампутированными ступнями, советский летчик бо...
(отсутствует страница)
...своим поведением, всей своей психологией глубоко чужд советскому коллективу.
В «Спутниках» В. Панова сумела показать массовый героизм, проявленный в дни Отечественной войны обыкновенными, рядовыми, занятыми будничным делом советскими людьми.
Своеобразно отразилась величайшая страница истории Великой Отечественной войны в романе В. Некрасова «В окошках Сталинграда» (1946). Молодой писатель — сам участник войны, впервые выступивший в литературе, поставил перед собой задачу раскрыть героику повседневного воинского труда. Сталинградские окопы В. Некрасов показывает не сверху и не со стороны, а изнутри; он раскрывает и моменты героического подъема, смелых атак, и ежедневные заботы — о доставке патронов, об укреплении окопов: он рисует и тяготы, и скромные радости фронтовой жизни. Герои романа — рядовые люди, настойчиво и просто выполняющие свой долг перед Родиной. Это и молодые советские интеллигенты — архитектор Керженцев, аспирант Фабер, инженер Игорь, ставшие офицерами Советской Армии, и солдаты, мужественно преодолевающие все лишения и трудности.
В повести отсутствует острый сюжет, она написана как своеобразная хроника повседневной судьбы одной воинской части, боевой жизни небольшого круга людей. Широкий размах военных событий, связанных с разгромом фашистских войск, масштаб и значение Сталинградской битвы не нашли отражения в романе. Писатель не стремился к созданию исторической эпопеи. Он ставил перед собой задачу показать те частные элементы, из которых складывались большие события. Однако такое сужение проблемы привело к некоторой ограниченности романа. Ведя повествование от лица одного из своих героев, Керженцева, автор говорит лишь о том, что непосредственно окружает этого героя, что он лично видит и знает. Но Керженцеву как советскому офицеру должно было быть свойственно знание и понимание общего смысла событий, свойственен интерес к общему ходу всей Сталинградской битвы, всей войны. Этот интерес, несомненно, присущ и читателям, которых не удовлетворяет искусственная ограниченность авторского поля зрения. Тем не менее повесть В. Некрасова вызвала большой интерес и привлекла правдивым изображением будней воинской службы.
Одним из лучших произведений об Отечественной войне является небольшая повесть Э. Казакевича "Звезда" (1947). Это задушевный, проникнутый лиризмом и романтикой героического подвига рассказ о советских разведчиках, погибающих в тылу врага при выполнении ответственного боевого задания.
Писатель показывает их подвиг как обычный эпизод фронтовой жизни. Но это эпизод не случайный; в нем раскрывается значение каждого боевого подвига в общем деле борьбы с фашизмом. Бесстрашное, самоотверженное поведение лейтенанта Травкина и других разведчиков — не исключение, не единичный случай, а естественное и постоянное в условиях войны проявление высоких моральных качеств советского человека. Повесть завершается сценой, перекликающейся с ее началом: писатель рассказывает о новой группе разведчиков, которая во главе с новым командиром, сменившим погибшего Травкина, в новой фронтовой обстановке готова выполнить боевое задание. Эта «кольцевая» композиция повести соответствует общему замыслу писателя: на место погибших приходят новые герои, силы советского народа неиссякаемы, жизнь каждого принадлежит Родине. Эта мысль выражена и в условных позывных двух раций: «Звезда» — это походная рация маленькой горсточки героев, заброшенных в далекий вражеский тыл, «Земля» — это голос не только штаба, но самой Родины, пославшей героев на трудный подвиг.
Стремление к глубокому проникновению во внутренний мир рядовых советских воинов было весьма плодотворным, давало возможность создать глубокие, объемные образы людей, одержавших всемирно-историческую победу. Но иногда углубленный анализ психологических движений, душевных переживаний советских людей подменялся излишним психологизированием, и это привело некоторых писателей к серьезным неудачам. Ошибки подобного рода в повести К. Симонова «Дым отечества» и Э. Казакевича «Двое в степи» были отмечены партийной печатью.
Повесть К. Симонова «Дым отечества» (1947), в которой писатель не выходил за пределы размышлений и переживаний своего героя, оказалась статичной, а ее герой оторванным от того дела, которому отдавали все свои силы советские люди. Неудачной оказалась и повесть Э. Казакевича «Двое в степи» (1948). Длительные скитания лейтенанта, совершившего тяжелое воинское преступление и приговоренного к расстрелу, были мотивированы тем, что исполнению приговора помешало наступление фашистов. Показывая в этих скитаниях мысли и чувства своего героя, автор вызывал к нему сочувствие читателя. В результате трусость, приведшая к гибели целой дивизии, представала не как тяжкое и непростительное преступление, а как один из моментов психологического развития героя.
Всемирно-историческое значение победы над гитдеровской Германией раскрывается в романе №. Эренбурга "Буря" (1947), многоплановом произведении, действие кoторого развертывается в Советском Союзе и Франции, в Германии и Польше, ......
(отсутствуют несколько страниц)
....... что он является представителем великой армии и великой страны. Это высокое сознание своей освободительной миссии присуще и другим героям романа, солдатам и офицерам.
Э. Казакевич подробно рассказывает об операциях по форсированию Одера, о штурме Берлина и т. п. Подчеркнутый интерес писателя к проблемам сугубо военного порядка, составляющий характерную особенность романа, не имеет, однако, самодовлеющего значения. Рассказывая о действиях разведчиков, о Лубенцове, о роте капитана Чехова, о медсанбате, Э. Казакевич стремится создать образ воинского коллектива в единстве его боевых и моральных качеств. Майор Лубенцов, фигуре которого в романе уделяется особое внимание,— это кадровый военный и опытный разведчик, человек большой душевной чистоты, способный стать примером для подражания. Именно так относятся к «гвардии майору» его боевые товарищи. К сожалению, далеко не все они нарисованы с достаточной полнотой: характеристики многих персонажей не достигают той психологической глубины и яркости, которыми отмечена повесть «Звезда».
В романе М. Бубеннова "Белая береза", (ч. I, 1947; ч. II, 1952) раскрываются черты русского национального характера, воплощенные в образе центрального героя — рядового бойца Андрея Лопухова, человека прямого, ясного ума, простых и твердых решений, непоколебимой верности и преданности Родине, воинскому долгу. Автор показывает, как закаляется характер молодого бойца, развивается его мировоззрение, совершенствуется его воинское мастерство.
Стрелковый полк, боевые операции которого подробно изображены в романе, смог собрать свои силы после поражения, пробиться из окружения к линии фронта и соединиться с действующей армией потому, что в нем был крепкий партийный костяк; образы коммунистов написаны М. Бубенновым с особенной тщательностью и глубиной.
Выпукло даны в «Белой березе» отрицательные персонажи. Отношение к ним других героев романа еще резче подчеркивает обреченность изменников, предавших свою родину и свой народ. Они окружены стеной презрения и ненависти, обречены на полную изоляцию среди населения, которое и под ярмом оккупации живет по законам советской морали.
В развитии основных тем, идей, характеров важную роль играют в романе Бубеннова картины природы. Главному герою, Андрею Лопухову, постоянно сопутствует образ белой березы, образ-символ, связанный с русской песенной традицией. Светлая и радостная вначале, березка тоже проходит испытания в войне, как и герои романа. Выстоял боец в жестоком бою, выстояла и береза: «А среди этого страшного поля..., где все было попрано смертью... стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза».— «Стоит!— изумленно прошептал Андрей». А слова «и будет стоять!» звучат уже, как клятва солдата, решившего на смерть стоять, но не отдать гитлеровцам Москвы.
Значительным произведением об Отечественной войне является роман В. Kaтaевa "За власть Советов" (1-й вариант — 1949, 2-й вариант — 1951). Действующие в нём персонажи знакомы читателю по повести «Белеет парус одинокий». Сюжетную его основу составляет рассказ о судьбе московского мальчика Пети Бачея, застигнутого войной в Одессе и попавшего в отряд подпольщиков, руководимый старым другом его отца — Черноиваненко. Однако главное в романе — это не судьба Пети Бачея, а изображение мужественного сопротивления одесских патриотов немецким и румынским захватчикам.
В первой редакции романа изображение боевой деятельности подпольщиков было оттеснено на задний план зарисовками их быта в знаменитых одесских катакомбах. Стремление к внешней занимательности определило надуманность многих эпизодов, привело к обедненному изображению духовной жизни героев.
После серьезной критики на страницах «Правды» писатель тщательно переработал многие сцены романа. Он сосредоточил внимание на боевой деятельности отряда Черноиваненко, показав ее как яркий эпизод всенародной партизанской войны, руководимой и направляемой Коммунистической партией. В новой редакции глубже раскрыты нравственная красота и духовное богатство, могучая воля и организаторский талант партийных руководителей подполья, героизм его рядовых участников.
Писатель едкими сатирическими штрихами рисует введенные оккупантами в Одессе буржуазные порядки. Он показывает бесплодность их попыток подавить сопротивление советских патриотов. Старая Одесса предстает в воспоминаниях Черноиваненко и Бачея-старшего не просто как своеобразный и любопытный провинциальный город царской России, а как город, имеющий славные революционные традиции. Поэтому гораздо ярче выступает основная идея романа — идея преемственности борьбы за власть Советов.
Роман В. Катаева заканчивается торжественной картиной освобождения Одессы. Писатель добавил еще одну главу, описывающую возвращение Пети Бачея с отцом в Москву. Перед мальчиком, летящим на самолете, открываются радостные картины начавшегося уже восстановления разрушенных городов и сел. Устремленность в будущее, в дни мирного созидательного труда, придает завершенность композиции романа «За власть Советов».
В 1952 г. на страницах «Нового мира» появился первый том романа В. Гроссмана «За правое дело». Автор стремился создать большое полотно, посвященное Сталинградской битве. Однако в первом журнальном варианте романа писатель не справился в полной мере с поставленной задачей. В печати отмечалось, что В. Гроссман предоставил слишком большое место ложным философским теориям одного из своих персонажей, академика Чепыжина, и ничем не опроверг эти теории; отмечалось, что в центре внимания писателя оказались Новиков и Крымов, которые, будучи офицерами, главным образом резонерствуют, не принимая действенного участия в войне. В новом, переработанном варианте первого тома, вышедшем отдельным изданием в 1954 г., автор учел замечания критики.
В. Гроссман показывает различные слои советского общества: колхозников, вставших на защиту Родины, таких, как «гвардии колхозный активист» Вавилов и ряд других солдат; представителей советской интеллигенции, как семья Шапошниковых и их друзья, стойко выдерживающих жестокие испытания; рабочих глубокого тыла, всеми силами помогающих фронту; кадровых военных специалистов, широко осмысливающих ход войны, ее стратегию и тактику. Наиболее сильные страницы романа посвящены массовому героизму советских воинов, раскрытию их глубокой человечности, их патриотизма (главы, описывающие оборону вокзала; эпизоды, связанные с образом майора Березюша, и др.).
С другой стороны, писатель, перенося действие в расположение фашистских войск и в гитлеровскую ставку, рисует нравственную деградацию людей вражеского лагеря.
Успех одного из военных романов — «Балтийское небо» (1954) Н. Чуковского — свидетельствует о том, какие неисчерпаемые возможности заключает в себе тема Великой Отечественной войны. В центре романа — образы морских летчиков эскадрильи капитана Рассохина, славная история этой эскадрильи, трагическая судьба большинства ее личного состава. Один за другим гибнут летчики в героической схватке с врагом: носителем и продолжателем боевых традиций части остается один только Лунин, на долю которого выпадает задача обучить и воспитать новое поколение летчиков. В романе отлично выявлена характерная особенность Великой Отечественной войны — рост советского человека, его боевого уменья, патриотического сознания. Образы советских людей типичны, ибо в них с большой художественной силой и полнотой раскрыты черты русских воинов нового склада, революционный дух людей, воспитанных Советской властью, их любовь к Родине, исконные черты миролюбия нашего народа, вынужденного вступить в святой и правый смертный бой с врагом. Героям романа присущ неистощимый оптимизм, свойственный советским людям.
Роман Н. Чуковского последовательно воспроизводит ход боев и работу тружеников тыла в условиях Ленинградского фронта. Духовная сила советского народа воплощена не только в образах защитников «балтийского неба», но и во всех остальных героях этого романа, характерной особенностью которого является отсутствие отрицательных персонажей.
Тема Великой Отечественной войны, естественно, далеко не исчерпана в нашей прозе. К этой теме будут еще вновь и вновь обращаться советские писатели, создавая героический образ советского народа, защитника мира и свободы.

продолжение книги...