.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Великая Отечественная война и литературная жизнь


вернуться в оглавление работы...

В.А.Ковалев и др. "Очерк истории русской советской литературы"
Часть вторая
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1955 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение работы...

1

Великая Отечественная война Советского Союза против империалистической агрессии фашистской Германии — героический период в истории страны победившего социализма. Внезапным разбойничьим нападением на СССР, совершенным июньской ночью 1941 г., фашистские захватчики рассчитывали как можно скорее достигнуть поставленной цели: уничтожить первое в мире социалистическое государство, овладеть его неисчислимыми богатствами и поработить составляющие его свободные социалистические нации. Но гитлеровские расчеты на создание всеобщей международной коалиции против СССР, на непрочность советского строя, великой дружбы наших братских народов, на слабость их вооруженных сил рушились на первом же этапе войны.
«Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной,— определял И.В.Сталин характер начавшихся военных событий.— Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск. Целью этой всенародной Отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма. В этой освободительной войне мы не будем одинокими. В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки, в том числе в лице германского народа, порабощённого гитлеровскими заправилами» (1).
На разгром жестокого и неумолимого врага поднялся весь советский многонациональный народ под руководством Коммунистической партии и Советского правительства. Ясное сознание справедливости вооруженной борьбы против
--------------------------------------------------
1. И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза, М., Госполитиздат, 1952, стр. 16.
--------------------------------------------------
тех, кто нарушил созидательную деятельность миролюбивой Советской страны, безраздельная любовь к Родине и священная ненависть к фашистским поработителям, высокие чувство международной солидарности, уверенность в победе, стремление установить мир ради продолжения строительства коммунизма воодушевляли миллионы русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, азербайджанцев, казахов и все другие народы СССР в самоотверженном выполнении ими своей всемирноисторической освободительной миссии.
Советские патриоты героически сражались на фронтах, сдерживая натиск фашистских полчищ и нанося все усиливающиеся удары по врагу. В кратчайшие сроки промышленные предприятия, организованно эвакуированные на восток страны, развернули свою работу. Во многих городах создавалось народное ополчение. Во временно оккупированных районах развертывалось мощное партизанское движение.
Вплоть до 1944 года Советская Армия сражалась против фашистских войск на фронте протяженностью в несколько тысяч километров, в условиях отсутствия второго фронта в Западной Европе.
И в первый, самый трудный период войны, когда нашим войскам пришлось вести тяжелые оборонительные бои, и во второй период, когда Советская Армия, разгромив войска фашистских захватчиков под Сталинградом и в ряде других районов, добилась решающего перелома в ходе войны, и в третий период блестящего осуществления десяти сокрушительных наступательных ударов, и, наконец, в последний период завершающих побед над агрессорами — Германией и Японией — советские патриоты проявили чудеса героизма, самоотверженности и трудовой доблести.
В результате справедливая освободительная война против фашистской, империалистической агрессии завершилась полной победой и советский народ по праву снискал себе в сознании всего человечества славу героического народа.
Великая Отечественная война советского народа против гитлеровских захватчиков, перестройка всей жизни страны на военный лад определили новые задачи литературы. Коммунистическая партия призвала писателей средствами правдивого художественного слова воодушевлять воинов и тружеников страны на подвиги, неустанно пропагандировать идею справедливой всенародной борьбы против фашистского нашествия, воспитывать массы в духе беззаветной преданности Родине, непоколебимой уверенности в победе. Чуждая каких бы то ни было настроений страха и растерянности перед испытаниями войны, наша литература помогла мобилизовать все силы народа на разгром врага, крепить единство фронта и тыла, закаляла волю народа к преодолению трудностей. С гордостью говорил тогда А. Толстой о писателях, как о «каменщиках крепости невидимой, крепости души народной» (1).
Литература призвана была выразить мысли и чувства народа в годы войны; создать типические образы советских людей, ярко проявивших в годы военных испытаний высокую социалистическую сознательность, беспримерную стойкость, присущие им душевное богатство и красоту; выступить массовым пропагандистом-организатором.
Помогая воспитывать миллионы людей на поучительных примерах действительности, писатели отображали героику военного времени, сложную перестройку жизни страны на военный лад. Они показывали, как вчерашние мирные труженики успешно овладевали искусством побеждать опасного врага. Картины ожесточенных боев под Москвой и Сталинградом, оборона Ленинграда, Севастополя и Одессы, освободительный поход советских войск по странам Европы, штурм Берлина и ряд других героических подвигов советского человека в годы войны запечатлены в советской литературе.
Разоблачая немецко-фашистских захватчиков, самую сущность империалистической агрессии, литература раскрывала моральное превосходство советского человека над врагом, превосходство социалистического строя над капиталистическим, так ярко выявившееся в ходе войны.
Советская литература с честью сумела ответить на всенародные духовные запросы. Воодушевляющая роль лучших произведений периода Отечественной войны убедительно свидетельствует об этом.
Многие произведения, в том числе несколько больших повестей и пьес, до выхода их отдельными изданиями публиковались на страницах «Правды», «Красной звезды», «Комсомольской правды», фронтовой печати: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Василий Теркин» А. Твардовского, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, статьи, рассказы и очерки А.Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга, Б. Горбатова, Н. Тихонова, Ф. Гладкова, Л. Соболева, В. Ставского, стихи А. Суркова, М. Исаковского, С. Кирсанова и мн. др. «Редакции газет во время войны стали чаще обращаться к писателю,— отмечал И. Эренбург, характеризуя литературную жизнь тех лет. — Казалось бы, нет недостатка в газетном материале. Одними телеграммами можно заполнить не четыре полосы, а сорок. Но вот газеты отводят место не только статьям, памфлетам, призывам писателей, не только
-----------------------------------------------------------
1. А. Н. Толстой. Полн. собр. соч., т. 14, М., Гослитиздат, 1950, стр. 346.
-----------------------------------------------------------
их очеркам, но даже стихам, рассказам, повестям, драмам. Это значит, что писатель может сказать то, чего не могут сказать другие» (1).
Нерушимая дружба народов СССР нашла яркое выражение и в области литературы. С первых дней войны советская литература выступила как многонациональная литература, воодушевленная общей целью, проникнутая единым мировоззрением и вооруженная единым творческим методом. Это вполне закономерно, ибо в обороне страны от вторгнувшегося врага участвовали в рядах Советской Армии солдаты и офицеры всех национальностей СССР. Воины 57 советских национальностей были награждены орденами и медалями.
На всех языках народов СССР создавались патриотические художественные произведения, помогавшие мобилизовать силы единого социалистического общества для победы над ненавистным врагом. В историю каждой из самобытных национальных литератур нашей Родины мастера социалистического реализма своим творческим трудом в военной обстановке вписали новые яркие и содержательные страницы. Созданные ими произведения, взятые в целом, свидетельствуют о могучей силе великой дружбы равноправных народов во главе с русским народом, противостоявшей фашистским стремлениям насадить силою оружия буржуазный национализм и расизм. Общие цели, идеи, темы освободительной борьбы против фашизма литераторы народов СССР творчески претворяли в своеобразных национальных формах, используя все многоцветное богатство близких им традиций художественного творчества.
В очень трудных для творческой деятельности условиях писатели сумели быстро перестроиться в соответствии с требованиями военного времени, единодушно откликнулись на призыв партии и правительства: «Все силы народа — на разгром врага!»
Свыше тысячи писателей (больше трети всего состава Союза писателей СССР) добровольно ушли в армию. Триста писателей за период войны были награждены боевыми орденами. На боевом посту погибли: А. Гайдар, Ю. Крымов, Е. Петров, В. Ставский и мн. др.
Писатели из различных республик СССР показали образцы героизма. Плененный врагом и оказавшийся в Моабитской тюрьме, татарский поэт Муса Джалил, подобно национальному герою чехословацкого народа Юлиусу Фучику, ожидая казни, написал и передал в рукописи через соседа — заключенного по камере — книгу стихов, рисующих героический образ советского человека-патриота.
-----------------------------------------------
1. И. Эренбург. Война (апрель 1943—март 1944). М., 1944, стр. 259.
----------------------------------------------
Большую работу писатели развернули непосредственно в действующей армии и в частях военно-морского флота — в дивизионных, армейских и фронтовых газетах: «За Родину» (Вс. Вишневский, Н. Тихонов, А. Прокофьев, А. Решетов), «Красная Армия» (А. Твардовский, А. Безыменский, С. Голованивский, А. Корнейчук, В. Василевская, Е. Долматовский), «Красноармейская правда» (А. Сурков, В. Кожевников), «Вперед, за Родину» (К. Симонов), «Во славу Родины» (Б.Горбатов), «Уничтожим врага» (С. Васильев), «Вперед на врага» (С. Кирсанов) и др. Выполняя напряженную работу военных журналистов, редакционных сотрудников газет воинских подразделений, политработников, нередко принимая участие в боевых операциях, писатели жили одной жизнью с борющимся народом. Многие из них стали работать военными корреспондентами центральных газет. В годы войны в Советской Армии издавались на фронте газеты не только на русском, но и на языках украинском, белорусском, литовском, латышском, эстонском, казахском, татарском, узбекском, грузинском, азербайджанском, армянском, туркменском и др. В этих газетах принимали ближайшее участие украинские писатели А. Корнейчук, М. Бажан, М. Рыльский, Л. Первомайский; белорусские — Я. Купала, Я. Колас, М. Лыньков, А. Кулешов; литовские — С. Нерис, Л. Гира, А. Венцлова; латышские — Я. Судрабкалн, В. Лукс, А. Григулис, В. Лацис, А. Упит; эстонские — А. Якобсон; писатели народов Казахстана, Средней Азии, Кавказа, Сибири.
Отвечая на запросы военного времени, писатели принимали активное участие в политико-воспитательной работе на фронте и в тылу — писали агитационные листовки и брошюры, выступали по радио, выпускали совместно с художниками сатирические плакаты «Окна ТАСС», работали в агитбригадах и т. д. Как справедливо отмечал А. Сурков, «война научила все уметь». Поэты стали писать передовые статьи. Прозаики — стихотворные фельетоны. Критики навострились делать литературные портреты истребителей танков, разведчиков, минеров, воздушных бойцов» (1).
На выразительном примере деятельности оперативной группы писателей, организованной при Политуправлении Краснознаменного Балтийского флота в октябре 1941 г. под руководством Вс. Вишневского, можно конкретно представить глубокое единство нашей литературы и советских воинов. В первые же месяцы работы эта группа выпустила 24 брошюры, опубликовала свыше 150 очерков и стихотворений, систематиче-
-----------------------------------------------
1. А. Сурков. На дорогах войны. — «Литературная газета», 1945, 5 мая.
-----------------------------------------------
ски проводила на кораблях выступления на военно-политические и литературные темы. А. Фадеев в книге «Ленинград в дни блокады» взволнованно рассказал о поистине героической многообразной деятельности писателей города-героя.
Обогащенные глубоким знанием повседневной фронтовой деятельности, неразрывно связанные с воинами активным участием в фронтовой страде, мастера слова создавали произведения, полные правды и высокой идейности.
Создатель «Железного потока» — классического произведения о героике гражданской войны — А. Серафимович, несмотря на 80-летний возраст, деятельно работал военным корреспондентом центральных газет, выезжал в части действующей армии. Старейший советский поэт Д. Бедный, продолжавший свое плодотворное участие в периодической, печати, написал одну из первых в годы войны поэм — «Степан Завгородний». А. Толстой, продолжая труд драматурга и романиста, в то же время выступал и как публицист. Боевые статьи писал Ф. Гладков. Поэт и драматург К. Симонов работал и очеркистом, быстро откликаясь на важнейшие военные события. Талантливый автор произведений для детей С. Маршак в содружестве с Кукрыниксами (художники Куприянов, Крылов и Н. Соколов) разил врага острым оружием политической сатиры. А. Сурков, М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, В. Гусев, С. Михалков, Л. Ошанин и другие поэты создавали новые патриотические песни.
Союз советских писателей СССР организовал писательскую общественность для наиболее успешного решения боевых творческих задач. Литературные организации Москвы, Ленинграда, всех советских республик проводили массовые литературные вечера, дискуссии о новых произведениях, творческие отчеты писателей-фронтовиков перед читателями. Широкое внимание привлекало обсуждение в Союзе советских писателей докладов о путях развития советской литературы в годы войны, о творческих проблемах братских литератур, о задачах литературной критики, об исторической тематике в современной литературе, о народном творчестве, о работе писателей в районах, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов, и т. д.
Культурная и литературная жизнь страны в годы войны продолжала интенсивно развиваться. Ее размах и многообразное содержание раскрывают исключительную широту духовных запросов советских людей, отдавших все силы для победы над врагом. Народ-воин с любовью чествовал память классиков, составляющих его национальную гордость: М. Горького, В. Маяковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тургенева, Н. Гоголя, М. Ломоносова, А. Чехова, И. Крылова, А. Грибоедова, А. Герцена, азербайджанского поэта А. Низами, узбекского поэта А. Навои, татарского поэта-просветителя К. Насыри и др.
Русские классики воспринимались в широких народных массах как наши духовные спутники, как «духовные предки советского солдата» (1).
Необычайной популярностью пользовалась, например, бессмертная эпопея Л. Толстого «Война и мир». Гослитиздат уже в январе 1942 г. должен был приступить к изданию «Войны и мира» тиражом в 125 тысяч экземпляров. Зарегистрировано множество случаев, когда в партизанских отрядах произведение гениального писателя пересказывалось устно и воодушевляло на подвиги. В передовой статье «Правды» «Живое слово на фронте», опубликованной 11 марта 1942 г., отмечалось, что творчество Л. Толстого помогало воспитывать вчерашних участников мирного социалистического строительства в духе героических традиций русского народа, так проникновенно изображенного автором «Войны и мира» и севастопольских рассказов.
Неизменным вниманием пользовались также произведения зарубежных классиков и современных прогрессивных писателей. Показательно, что в 1943 и 1944 гг. с успехом были проведены две научные конференции, посвященные творчеству В. Шекспира. На сценах театров ставились пьесы русских и иностранных классиков, современных драматургов. Выходили новые художественные переводы выдающихся представителей мировой литературы. Удостоенный Сталинской премии перевод «Божественной комедии» Данте, выполненный М. Лозинским, и переводы С. Маршака сонетов Шекспира были завершены и опубликованы в годы войны.
Важные задачи успешно решала в этот период и детская литература. Большое воспитывающее и мобилизующее значение имел образ Тимура, созданный в последние предвоенные годы А. Гайдаром. «Тимуровские дружины» в годы войны стали широким патриотическим движением детей, помогавшим народу. «Была игра, на нашей земле война — игра окончена»,— говорил герой новой повести А. Гайдара «Клятва Тимура» (1941). С. Маршак написал в это время свою «Почту военную», сказку и пьесу «Двенадцать месяцев» и др. В «Были для детей» С. Михалков умело рассказывал нашему читателю о героической борьбе народа с фашизмом. В. Катаев с присущим ему лиризмом раскрыл душевный мир подростка, создал яркий образ маленького патриота Вани Солнцева («Сын полка»). А. Барто (стих. «Новичок», «Никита» и др.) и Л. Кассиль
-----------------------------------------------------
1. Л. Леонов. Судьба поэта.— «Литературная газета», 1945, 15 января.
-----------------------------------------------------
(повесть «Дорогие мои мальчишки») вывели на страницах художественной литературы нового героя — «ремесленника», отдающего свои силы делу победы. Верности, мужеству и настойчивости учили образы новой повести В. Каверина «Два капитана», ставшей любимой книгой и детей и взрослых. Переизданные Детгизом лучшие произведения советской литературы военных лет говорили ребятам о ленинской правде, о подвиге народа. Детская литература продолжала развиваться как органическая часть всей советской литературы. Советская многонациональная литература с честью выдержала суровые испытания военных лет и доказала свою способность безотказно служить родному народу в его борьбе и труде. Общественный авторитет литературы, вооруженной методом социалистического реализма, ее воспитательно-организующее воздействие на широкие массы в значительной степени возросли. Приветствуя писателей в связи с великой победой советского народа, маршал Советского Союза Г. К. Жуков по достоинству оценил патриотический подвиг талантливых деятелей нашей литературы.
«В истории народов не найти подвига, равного подвигу советского народа. Неисчислимы жертвы и страдания, перенесенные нашей Родиной. Но они не ослабили ее, наоборот — они укрепили нашу силу, показали всему миру величие духа советского человека.
В дни отступлений и в дни победы, в испытаниях и в радости советские писатели были вместе с народом. Они не оставались спокойными наблюдателями исторических событий, а были активными участниками борьбы. Художественным словом они помогали делу победы. Это дает основание верить в то, что писатели, так кровно связанные с народом, теперь, в дни мирного строительства, сумеют обобщить опыт Великой Отечественной войны и создадут произведения, которые будут учить наших потомков бороться и побеждать. От всей души желаю писателям успеха в этом трудном и благородном деле» (1)
Развитие литературы, как и других видов социалистического искусства — театра, кино, музыки, живописи, всей советской многонациональной культуры, выражало творческие силы народа и показывало, что в нашем обществе даже беспримерная по своим масштабам война не могла приостановить созидательной деятельности.
При всей общепризнанной значительности творческого труда писателей в годы войны некоторые стороны и явления дей-
---------------------------------------------------
1. Г. К. Жуков Служить своему народу. «Литературная газета», 1945, 23 июня.
---------------------------------------------------
ствительности не получили художественного полноценного отражения в литературе тех лет. Так, например, слабо был показан героический труд рабочих и колхозников в тылу, обеспечивших родную армию всем необходимым для победы над врагом.
Огромный опыт, накопленный писателями в 1941—1945 гг., во многом предопределил в послевоенные годы общее направление дальнейшей работы по созданию типичных образов и картин, обобщающих события Великой Отечественной войны. Эта тема до сих пор не утратила своего значения и привлекает к себе широкое внимание наших писателей.

продолжение книги...