Педагог


вернуться в оглавление книги...

Б. Н. Мазурмович. "Александр Михайлович Никольский"
Издательство "Наука", Москва, 1983 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Педагог

Много сил и времени Никольский отдал педагогической работе. Он был высококвалифицированным и одаренным педагогом, талантливым и остроумным лектором, чутким и заботливым наставником молодежи.
В приветственном адресе ко дню 30-летия педагогической деятельности Александра Михайловича (1911 г.) студенты-естественники писали: «Нас восхищали Ваши художественные картины животного мира. Мы услышали Ваше живое, увлекательное слово» (4). Несколько позже (в 1914 г.) в художественно оформленном адресе с красноречивым заголовком «Дорогому профессору-другу» студенты писали: «Обладая редким талантом лектора, Вы сумели привлечь к себе многочисленную и постоянную аудиторию. Мы благодарны Вам за интересные и живые лекции». В этом адресе, как и в других документах о жизни и деятельности Никольского, отмечена и другая сторона педагогической деятельности Александра Михаиловича. «Мы,— писали студенты,— благодарны Вам за гуманное и сердечное отношение к нам» (5). Эти благородные черты деятельности Никольского отмечали в 1926 г. на 45-летнем юбилее деятельности ученого врачи, работав-
-------------------------------------------------------
4. Там же, оп. 2, д. 3, л. 1.
5. Там же, л. 1—2.
-------------------------------------------------------
шие на Кавказе и слушавшие его лекции на медицинском факультете университета: «Ваша необыкновенная доброта, простота в обращении, сердечное отношение к студентам, в высшей степени добросовестное отношение к своим обязанностям человека и профессора сделали Вас одним из самых любимых профессоров нашей Харьковской Alma mater» (6). На адресе большое число подписей.
Человек передовых не только научных, но и общественных взглядов, Никольский в трудных условиях царизма, препятствовавших развитию высшего женского образования в нашей стране, много сделал для его развития. Как уже отмечали, еще в петербургский период своей деятельности он был одним из инициаторов и организаторов Женских педагогических (т. н. Фребелевских) курсов. Никольский сыграл важную роль и в организации подобных курсов в Харькове. Вспоминая об этом в 1926 г., слушательницы первого выпуска этих курсов, приветствуя юбиляра, писали: «Вас приветствуют как учителя учителей, который в тяжелые годы реакции смело и охотно шел по пути развития женского образования, терпеливо и настойчиво вел нас к широким нивам образования» (7).
Как в Петербурге, так и в Харькове Александр Михайлович много внимания уделял средней школе. В Петербурге наряду с работой в высшей школе он восемь лет преподавал в хорошо поставленных частных женских гимназиях Е. М. Гедды и А. И. Оболенской.
В Харькове он был председателем педагогического совета женской гимназии М. С. Покровской.
Желая помочь работе средней школы, в частности в области юннатской работы, Никольский написал и издал в 1925 г. книгу «Юные натуралисты за работой по зоологии». В этой книге на 110 страницах текста, иллюстрированного 24 рисунками, ученый разработал методические указания для юных натуралистов по различным разделам зоологии (как позвоночных, так и беспозвоночных). Книга дает указания по проведению различных наблюдений над животными. Она написана, как и другие книги Никольского, очень живо и доходчиво, показывает разностороннюю большую эрудицию автора в области различных разделов зоологии, знание им школы и
---------------------------------------------------------
6. Там же, оп. 1, д. 54, л. 1.
7. Там же, д. 145, л. 1.
---------------------------------------------------------
школьников. Вопросы зоологии автор умело связывает с общебиологическими проблемами и эволюционным учением Ч. Дарвина.
Педагогическая деятельность Никольского была весьма плодотворна. Он воспитал большое число биологов, а также и медиков. Среди его учеников такие известные ученые, как профессора В. Г. Аверин, Л. В. Рейнгард, Э. Е. Уманский, С. А. Чернов и др.
Большой педагогический опыт Никольский обобщил в нескольких учебниках и учебных пособиях.
Не одно поколение студентов училось зоологии по книге Никольского «Учебник зоологии для слушателей высших учебных заведений», который издавался шесть раз. Последнее (шестое) издание книги увидело свет в 1923 г. Успеху учебника способствовало ясное и четкое изложение материала. Он состоит из общей части (введения) и систематической, содержащей описание животных. Положительной чертой учебника является то, что он не перегружен морфологией и систематикой, написан с материалистических позиций, на основе эволюционного учения Ч. Дарвина. Автор убедительно критикует витализм и механицизм. Материал изложен в восходящем порядке (начинается характеристикой простейших и заканчивается млекопитающими). Много места автор уделяет экологии и биологии рассматриваемых животных. Материал учебника связан с практикой. Учебник хорошо иллюстрирован.
Такими же положительными качествами характеризуется и другой учебник Никольского — «Медицинская зоология», рассчитанный на студентов медиков и ветеринаров. Последнее (шестое) издание учебника было напечатано в 1923 г. Автор уделяет много внимания описанию паразитов и других представителей животного мира, интересных в медико-ветеринарном отношении. В 1926 г., приветствуя Никольского в день 45-летнего юбилея, медицинский факультет Харьковского университета отмечал: «Вы облегчили учащейся молодежи усвоение зоологии. Написанный Вами учебник «Медицинская зоология» выдержал 6 изданий. Целый ряд поколений студентов медиков воспитан на Вашем учебнике «Медицинская зоология» (8).
-----------------------------------------------
8. Там же, д. 87, л. 1.
-----------------------------------------------
В первые годы Советской власти была создана широкая сеть рабочих факультетов, профшкол и техникумов. Желая помочь работе этих новых учебных заведений, А М. Никольский (в соавторстве с Е. Е. Паули) создал "Практический курс биологии", изданный в 1929 г. Как отмечал в предисловии к этому учебному пособию Никольский, книгу эту он написал для того, чтобы педагоги могли провести курс биологии чисто лабораторным методом. Пособие написано с позиций диалектического материализма, содержит хорошо обоснованную критику виталистнческих и механистических концепций в биологии. Автор подчеркивает заслуги Ч. Дарвина и значение его трудов для марксизма-ленинизма. В пособии изложен как теоретический (фактический) материал по курсу биологии, так и лабораторный практикум по этой дисциплине. Пособие изложено популярно и вместе с тем вполне научно.
Как уже отмечалось, в рукописном виде остались два учебника Никольского, написанные в последние годы жизни: «Эмбриология человека и животных» и «Сравнительная анатомия позвоночных животных».

продолжение книги...