Детство, юность, студенческие годы


вернуться в оглавление книги...

Б. Н. Мазурмович. "Александр Михайлович Никольский"
Издательство "Наука", Москва, 1983 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Детство, юность, студенческие годы

Александр Михайлович Никольский родился 3 марта (18 февраля) 1858 г. в г. Астрахани. Его отец Михаил Петрович Никольский был старшим врачом Астраханского военного госпиталя. Мать образования не имела и могла только писать и читать. Всю свою жизнь она посвятила детям, для которых была самым близким и дорогим человеком. У Никольских было 10 детей: восемь сыновей и две дочери. Семья жила дружно и счастливо. Беда пришла нежданно-негаданно. В январе 1864 г. М. П. Никольский как военный врач должен был присутствовать на параде. Там он простудился, заболел воспалением легких и скончался в феврале того же года. К этому моменту старшая дочь была уже замужем, старший сын служил в армии и учился в Военно-медицинской академии в Петербурге, второй — был студентом. Будущему зоологу было всего 6 лет.
На иждивении матери остались семь малолетних детей. Как писал в своих воспоминаниях А. М. Никольский: «...это была мать, лучше которой не скоро сыщешь» (1). Единственным источником существования большой семьи стали небольшая пенсия и случайные заработки матери, не гнушавшейся самой тяжелой работы. Именно благодаря матери у Никольского с детства проявились серьезное отношение к труду и большое трудолюбие. Несмотря на нелегкие условия жизни, мать сумела дать образование детям: пять сыновей получили высшее образование и только трое ограничились средним.
Когда Александру было всего 7 лет, мать отдала его на обучение в частную начальную школу. В этой школе его отлично подготовили к поступлению в гимназию, и не удивительно, что в 1867 г. он не только выдержал вступительный экзамен в первый класс Астраханской гимна-
------------------------------------------------
1. Из истории биологических наук. М.; Л.: Наука, 1966, вып. 1, с. 79-80.
------------------------------------------------
зии, но и учился отлично, перейдя во второй класс с наградой.
В гимназии была неплохая ученическая библиотека, и Александр быстро пристрастился к чтению. Любовь к книгам Александр Михайлович сохранил на всю жизнь. Она помогла ему стать глубоко эрудированным человеком, отлично разбиравшимся не только в зоологической науке, но и во всем культурном наследии человеческой мысли. Уже в младших классах он зачитывался сочинениями Майн Рида, Фенимора Купера и Густава Эмара. «Я смело могу сказать,— писал он впоследствии,— что если я теперь сделался профессором зоологии, то этим я обязан никому другому, как именно Майн Риду и Фенимору Куперу» (2). Чтение этих книг пробудило в мальчике большой интерес к путешествиям, благодаря которому он в дальнейшем стал замечательным исследователем-натуралистом.
Еще в детские годы Александр увлекся наблюдениями за жизнью природы, особенно за животными, и охотой. «С тех самых пор, как я себя помню, я уже был охотником»,— вспоминал он позднее (3). Увлечение охотой оказало большое влияние на формирование Никольского как зоолога.
В детстве у Александра не было дорогих игрушек. Десятилетний мальчик вырезал из бумаги фигурки различных зверей и мысленно охотился на них в девственном тропическом лесу. Но с возрастом подобная «охота» перестала интересовать Сашу: его тянуло к настоящим охотничьим приключениям. Он скопил небольшую сумму (мать ежедневно давала ему три копейки на завтрак) и купил топорик, а из старого сапожного ножа сделал охотничий ножик. Его друг и товарищ по классу Вася Бутков соорудил из веревки для развешивания белья некое подобие лассо. Друзья смастерили также самострелы. Вскоре мальчики начали охотиться с помощью собаки Фидельки на мелких птиц, зверьков и лягушек сначала в саду, а затем в лесу — на берегах ближайшего озера. Одновременно Саша увлеченно наблюдал за жизнью животных. Однако вскоре и самострелы перестали удовлетворять юных охотников — им хотелось иметь огнестрельное ору-
------------------------------------------------------
2. Никольский А. М. Под открытым небом. Харьков: Путь просвещения, 1923, с. 2—3.
3. Там же, с. 1.
------------------------------------------------------
жие. Но ружья стоили слишком дорого, и мальчики занялись изготовлением самоделок. Теперь охотничьи возможности друзей значительно увеличились. Расширились и научные интересы юного натуралиста: Александр начал коллекционировать птичьи яйца. В эти годы он увлекся рыбалкой и наблюдением за жизнью рыб. Это обстоятельство определило его интерес к ихтиологии.
От краткосрочных выходов на природу мальчики перешли к многодневным путешествиям с ночевкой в лесу у костра. Как видим, еще в гимназические годы Александр Михайлович приучился жить в полевых экспедиционных условиях, а это пригодилось ему впоследствии в экспедициях и длительных экскурсиях.
Материальное положение семьи Никольских оставалось тяжелым. Саша стремился по возможности помочь матери. Начиная с третьего класса он дает уроки — обучает чтению и письму какого-то мальчика. Позднее Александр Михайлович вспоминал, что это был его первый урок и первый самостоятельный заработок. Так, уже в годы детства и юности определилось такое качество будущего ученого, как любовь к педагогической деятельности.
Когда Александр перешел в четвертый класс, его старший брат окончил Военно-медицинскую академию и получил место военного врача в Казани. Желая помочь матери, он забрал Александра к себе. В Казани Александра сначала приняли в прогимназию, а после окончания четвертого класса — во Вторую Казанскую гимназию.
Первый год жизни в Казани прошел в материальном отношении и по учебе благополучно. Будущий зоолог продолжает наблюдения за жизнью животных, охотится, совершает многочисленные экскурсии по Волге и окрестностям Казани. Однако, как вспоминал Никольский впоследствии, «среди казанских школьников не было того охотничьего духа, который не переводился у астраханских». Поэтому «охотничьи стремления» Александра не встречали у местных ребят никакой поддержки. Да и природа окрестностей Казани не нравилась юному натуралисту. Правда, в Казани круг его увлечений расширился — кроме охоты и наблюдений над животными, Александр начал собирать гербарий. По-прежнему он много читал.
Незаметно прошли два года. Случилось так, что старшему брату пришлось уехать из Казани. Как военный врач, он должен был участвовать в Хивинском походе. Александр перебрался к другому брату, приехавшему в Казань для поступления в университет. В материальном отношении братьям жилось очень трудно. Поэтому уже на следующий год они возвратились в Астрахань к матери. Александр перевелся в шестой класс местной гимназии и снова стал давать уроки. Теперь он не только готовил учеников к поступлению в гимназию, но и занимался с гимназистами младших классов.
Радостным было для Александра возвращение в родные места. Начался второй юношеский период охотничьих похождений будущего зоолога. Он совершает всевозможные экскурсии в окрестностях Астрахани, часто в сопровождении старших братьев и друзей по гимназии. Особенно им нравятся дальние плавания на лодке в дельте Волги. Эти походы позволяли Александру ближе узнать родную природу, повышали его умение жить в полевых условиях. Все это, как уже отмечалось, помогло ему в будущем преодолевать трудности экспедиционной жизни. Через всю жизнь пронес Никольский окрепшую уже в юные годы любовь к природе и животному миру. И где бы ни бывал ученый, он всегда выступал за охрану животных, ибо был твердо убежден, что «все истые охотники горячо любят природу, а любовь к природе не может научить жестокости, наоборот, она скорее может содействовать развитию любви и к людям, и к животным» (4). В семье Никольских вообще любили животных. В их астраханской квартире был устроен даже маленький зверинец.
Никольский тепло вспоминал об астраханском периоде жизни, считая его хорошей школой для начинающего зоолога. «За несколько лет, в течение которых мы охотились под Астраханью,— писал он,— мы превосходно изучили астраханскую природу, в особенности же птиц» (5). Впоследствии собранные во время этих экскурсий сведения он использовал при написании своих первых научных работ. Опыт, приобретенный на охоте, а также выработанные в ранних походах неприхотливость, умение владеть ружьем и управлять лодкой пригодились уже в первой научной экспедиции на Мурманркий берег в 1880 г.
--------------------------------------------------------
4. Там же, с. 104.
5. Там же, с. 118.
--------------------------------------------------------
В 1876 г. Александр Никольский закончил гимназию и получил аттестат зрелости. Вспоминая годы учебы, он писал: «...в гимназии нас морили латинским и греческим языками» (6). Но остались и светлые воспоминания об учебе и учителях, и в первую очередь, о преподавателе математики в старших классах.
Учась в восьмом классе, Александр стал откладывать часть заработанных уроками денег для поездки в Петербург и поступления в университет. Однако скопил он слишком мало: денег хватило только на экипировку. Большую помощь ему оказал живший тогда в Астрахани энтомолог Василий Евграфович Яковлев, специалист по полужесткокрылым насекомым. Имея большой круг знакомых, он (без ведома Никольского) устроил среди них подписку. Собранных в результате ее денег Никольскому хватило почти на всю первую зиму жизни в Петербурге. Итак, Александр прощался с Астраханью. Впереди его ждала учеба в Петербургском университете. Вспоминая годы детства и юности, Никольский писал: «Юность промчалась. Хорошо то, что есть чем ее помянуть» (7).
В 1877 г. Никольский был зачислен студентом Петербургского университета. Кроме зоологии, юноша интересовался астрономией, его привлекало величие объектов, которыми занимается эта наука. Неудивительно, что он поступил поначалу на математическое отделение физико-математического факультета. Однако очень скоро юноша убедился, что путь к астрономии лежит через изучение целого ряда точных наук, к которым он не имел особой склонности. Поэтому юный Никольский вскоре перешел на естественное отделение того же факультета.
В Петербургском университете в числе профессоров-естественников в то время бнли крупные ученые. Так, неорганическую химию читал Д. И. Менделеев, органическую — А. М. Бутлеров, аналитическую — Н. А. Меншуткин, анатомию человека и гистологию преподавал Ф. В. Овсянников, геологию — А. А. Иностранцев, физиологию — И. М. Сеченов; хорошую память о себе, по словам Никольского, оставили ботаники А. Н. Бекетов и А. С. Фаминцын. Всех этих замечательных ученых Ни-
---------------------------------------------------------
6. Из истории биологических наук, вып. 1, с. 80.
7. Никольский А. М. Под открытым небом, с. 119.
----------------------------------------------------------
кольский впоследствии ярко охарактеризовал в своих, к сожалению, неоконченных воспоминаниях (8).
Среди естественных наук Никольского больше всего интересовала зоология. В те годы в университете зоологию беспозвоночных читал Н. П. Вагнер. Но Никольского больше влекла к себе зоология позвоночных, которую вел шестидесятипятилетний К. Ф. Кесслер. Несмотря на преклонный возраст, Кесслер с увлечением читал лекции и принимал экзамены. Были в университете и другие зоологи, однако своим подлинным учителем Никольский считал Модеста Николаевича Богданова — в те годы доцента университета и по совместительству заведующего орнитологическим отделом Зоологического музея. В 1881 г. после смерти К. Ф. Кесслера М. Н. Богданов был избран профессором зоологии позвоночных Петербургского университета. Памяти М. Н. Богданова А. М. Никольский посвятил свою докторскую диссертацию.
----------------------------------------------------------
8. См.: Из истории биологических наук, вып. 1, с. 79—104.
-----------------------------------------------------------
В университете Никольский под влиянием Богданова увлекся изучением птиц. Здесь ему особенно пригодились сведения по орнитологии, накопленные во время охотничьих походов в гимназические годы. Он и теперь продолжал охотиться, но уже в окрестностях Петербурга. Чаще всего его сопровождал товарищ по университету В. А. Хлебников (9).
Летом на каникулы Никольский уезжал в Астрахань, где проводил время на охоте, плавая на лодке по Волге и ее многочисленным притокам и протокам.
В те годы в университете у М. Н. Богданова специализировался Ф. Д. Плеске (впоследствии академик). Плеске, который был моложе Никольского на один курс, славился умением препарировать животных. По просьбе Богданова он обучил этому искусству Никольского и Хлебникова. Теперь, приезжая в Астрахань, Никольский уже не просто охотился: он собирал коллекции птиц, внимательно изучая жизнь пернатых. Его новые наблюдения вместе со сведениями, собранными в гимназические годы, послужили материалом для первого научного доклада Никольского в Петербургском обществе естествоиспытателей. В 1880 г. его доклад «Фаунистические исследования в Астраханской губернии» был напечатан в «Трудах» общества. Это была первая печатная работа Никольского, которая окончательно определила всю его дальнейшую судьбу.
В конце первого года пребывания в университете Никольский познакомился с программой Московской сельскохозяйственной академии. Его привлекло в учебном плане академии сочетание естественных, исторических и экономических наук. Вместе с В. А. Хлебниковым он перевелся в академию, однако, пробыв там всего один год, друзья возвратились в Петербургский университет.
В то время когда Никольский и Хлебников учились на втором курсе, в Зоологический музей Академии наук поступила огромная коллекция птиц Оренбургского края, собранная натуралистом-путешественником Э. А. Эверсманом. Богданов порекомендовал Никольскому и Хлебникову заняться изучением ее образцов. Друзья работали целеустремленно и очень успешно. Поэтому, когда они перешли на четвертый курс (в те годы последний по учебно-
--------------------------------------------------------------
9. В. А. Хлебников после окончания университета работал орнитологом, был организатором Астраханского заповедника, основанного в 1919 г. по декрету, подписанному В. И. Лениным.
--------------------------------------------------------------
плану университета), Богданов предложил им принять участие в экспедиции на Мурманское побережье Баренцева моря, организованной Петербургским обществом естествоиспытателей. Это было первое научное путешествие Никольского, если не считать поездок в Астрахань.
В 1880 г. после успешного завершения экспедиции Никольский (по предложению Богданова) был избран исполняющим должность хранителя зоологического кабинета Петербургского университета. Как вспоминал Никольский, жалованье по кабинету было для него «целым кладом», так как до этого из-за материальных трудностей он «едва перебивался». В эти трудные для Никольского годы ему много помогал Хлебников, который материально был лучше обеспечен.
В 1881 г. Никольский закончил Петербургский университет со званием кандидата естественных наук и был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. Уже в следующем году он был утвержден хранителем зоологического кабинета университета.

продолжение книги...