Глава II. На борьбу с самодержавием


вернуться в оглавление книги...

А. И. Демиденко. "Петр Лавров"
Издательство "Просвещение", Москва, 1969 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава II.

НА БОРЬБУ С САМОДЕРЖАВИЕМ


Поражение России в Крымской войне ясно показало пороки крепостнических порядков. Недовольство существующим положением росло. Большим влиянием стал пользоваться революционно-демократический лагерь, руководимый Н. Г. Чернышевским. П. Л. Лавров, ведя научную и педагогическую деятельность, все больше и больше включается в политическую и идейную борьбу, которая велась тогда в стране между двумя лагерями. Он систематически выступает со статьями, в которых проповедует передовые для того времени взгляды.
В ноябре 1860 г. П. Л. Лавров прочел три публичные лекции «О современном значении философии», которые имели большой успех и наделали, по словам писателя М. А. Антоновича, много шума.
Выступать в то время с публичными лекциями по философии было небезопасно, так как изучение философии в высших учебных заведениях было запрещено. Философия считалась опасной наукой. Но общественность с сочувствием встретила лекции Лаврова. Журнал «Отечественные записки» в № 1 от 1861 г. с удовлетворением отметил интерес передовой общественности к философии.
«Блестящий успех публичных лекций г. Лаврова, — писал журнал, — доказывает, что в публике нашей родилась, наконец, потребность осмотреться в этом вихре порывистого движения, осмыслить шаги свои и светом сознания ясно осветить цель, к которой ведут они. Явления чрезвычайно отрадные и подоспевшие как нельзя более кстати». Так тепло отозвался авторитетный журнал на публичные лекции Лаврова о философии.
Журнал рассматривал философию как науку, которая одна способна осветить цель, за которую должны бороться передовые люди России. В то время передовые люди ставили философию выше других наук. И это в известный мере было правомерно, так как во все времена именно философия призвана была дать ответ на самые глубокие запросы человеческого духа. Само слово «философия» происходит от двух греческих слов: «филео» - любовь и «софия» — мудрость, что означает любовь к мудрости.
В наше время философию не ставят над другими науками, не называют ее и наукой наук. Философия — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Являясь наукой об общих законах развития окружающего нас мира, философия способна дать нам представление о мире в целом, целостную картину мира. Она дает ответ на такие вопросы: что такое мир? как и почему он развивается? способны ли люди познать его? и т. п.
В 1861 г. начал издаваться «Энциклопедический словарь». В нем сообщались наиболее существенные сведения по всем отраслям знания и практической деятельности. Авторами статей были литераторы и ученые, а редактировал «Словарь» А. А. Краевский. Лавров был приглашен редактировать философский отдел, а затем стал главным редактором «Словаря». Однако на этом посту Лавров не оправдал возлагавшихся на него царским правительством надежд. В «Словаре» было помещено много статей самого Лаврова, в которых он выразил свои философские и политические взгляды. Одной из главных задач «Словаря» Лавров считал борьбу со всякого рода суевериями и антинаучными представлениями. К сотрудничеству в составлении «Словаря» он привлек поэта М. И. Михайлова, писателя М. А. Антоновича и даже участника революционной организации «Земля и воля» Николая Утина, печатавшего свои статьи под псевдонимами.
Общественно-политическая и литературная деятельность Лаврова находила поддержку со стороны Н. Г. Чернышевского. Вот что писал об этом М. А. Антонович: «Мое личное знакомство с П. Л. Лавровым относится к концу 1861 г. Случилось это на квартире Н. Г. Чернышевского, где я случайно встретился с Петром Лавровичем. Надо сказать, что Лавров был довольно хорошо знаком с Чернышевским и если не был его другом, то, во всяком случае, числился в рядах довольно близких знакомых, для которых квартира Николая Гавриловича была всегда радушно открыта. Н. Г. Чернышевский, знакомя нас друг с другом, в шутливой форме напомнил нам нашу литературную полемику. Помню еще, что при первой встрече с Лавровым, после нашей беседы, Петр Лаврович, улыбаясь, сказал мне на прощанье: «Мы были противниками, но мы, кажется, не противники». После ухода Лаврова Николай Гаврилович не упустил случая подтрунить надо мной... «Вот видите,— сказал он о Петре Лавровиче, — он почти наш приятель. А вы вообразили о нем бог знает что, считая его чуть ли не нашим врагом».
Насколько я припоминаю, Н. Г. Чернышевский очень хорошо относился к Лаврову, и он пользовался его глубоким уважением и доверием. Более того, Чернышевский смотрел даже на Лаврова, как на человека своего лагеря в широком смысле, несмотря на известное расхождение во взглядах» (1).
Лавров был действительно в одном лагере с теми, кто боролся против самодержавия, за свободу. Все его симпатии были на стороне трудящихся, перед которыми он считал себя в долгу.
Очень многогранна была его общественно-политическая деятельность, широк круг вопросов, которые он стремился разрешить. Много сил уделял Лавров борьбе за равноправие женщин. При организации «Общества женского труда» он играл руководящую роль. На его квартире не раз собирались предварительные совещания, посвященные организации этого общества. На совещаниях Петр Лаврович внимательно выслушивал мнения выступающих. Время от времени он вставлял деловые замечания. Он задавал тон и направление обсуждению.
К сожалению, общество организовать не удалось. На первом собрании из-за разногласий между собой учредители не смогли договориться о кандидатуре на пост председателя женского общества. Была предложена кандидатура наборщицы Нагорной, но против нее выступили представительницы аристократических кругов — Философова и Ростовцева. Задуманная идея не осуществилась. Затраченный труд и время пропали даром. Разногласия среди учредителей этого общества не бы-
--------------------------------------
1. Журнал «Голос минувшего», 1915, № 9, стр. 132.
--------------------------------------
ли случайными. Они отражали существовавшие в стране глубокие противоречия. Лавров симпатизировал тем силам, которые стремились разрушить строй произвола и насилия. В 1860 г. он говорил: «Разрушайте; весь строй существующей жизни должен быть разрушен; и государство, и церковь, и семья — все это должно пасть и исчезнуть; и каждый честный человек обязан всеми силами способствовать их падению».
Свое положение главного редактора «Энциклопедического словаря» П. Л. Лавров использовал для распространения передовых идей и пропаганды естественнонаучных знаний. Он стремился соединить современную ему теоретическую мысль с практической жизнью. В предисловии к пятому тому «Словаря» говорилось, что редакция обращает «наибольшее внимание на те стороны знания, которые могут в нашу эпоху иметь значение для... общества». «Словарь» пропагандировал материалистический, т. е. реальный, трезвый, взгляд на окружающий мир и человека. В силу своего положения — полковник русской армии и профессор Артиллерийской академии — Лавров вынужден был давать статьи без подписи или подписывать их псевдонимами. Так, вышедшая в 1861 г. в «Библиотеке для чтения» большая статья П. Л. Лаврова «Дарвин и его теория образования видов» была подписана псевдонимом — Один из многих.
Особенно резко выступал «Энциклопедический словарь» против религии, которая рассматривалась как плод невежества и просто обман. В то время так понимали религию сторонники просвещения народа. Тогда эти взгляды были передовыми. В наше время марксистская наука не рассматривает религию как результат невежества и обмана. Причина религиозных представлений кроется в социальных условиях. Она отражала бессилие человека как перед стихийными силами природы, так и перед силами общественного развития, скажем, перед стихийными силами капитализма. Страх перед существующими властями, угроза голода, безработицы, войны и т. п. накладывали тяжелый отпечаток на сознание простых людей.
«Энциклопедический словарь», редактируемый П. Л. Лавровым, вызвал негодование реакции своими передовыми идеями. Реакционеры заявили, что он «соперничает с французскими энциклопедистами XVIII века», что он «полон безобразнейшего кощунства и отъявленного безбожья». Реакционер В. Аскоченский, редактировавший журнал «Домашняя беседа», потребовал лишить всех прав и сослать на поселение в Сибирь авторов «Словаря», сам же «Словарь» закрыть, а все его тома истребить как разносящие «гибель и отраву по лицу земли русской».
Так ответила реакция на передовые идеи «Энциклопедического словаря». А в 1863 г. издание «Словаря» было прекращено за его «вредное» политическое направление. С 20 апреля 1863 г. за П. Л. Лавровым было установлен но особенно строгое наблюдение со стороны Третьего отделения, подозревавшего его в революционных симпатиях.
Однако ни слежка, ни доносы тайных агентов не могли заставить Лаврова сойти с избранного им пути. Он уже давно сблизился с революционными элементами. Когда поэт и публицист М. И. Михайлов за привезенную им из Лондона прокламацию «К молодому поколению» был 14 сентября 1861 г. арестован, Лавров на следующий день подписал протест 30 литераторов и второй протест 10 редакторов «Энциклопедического словаря». Михайлов был близок Чернышевскому и Лаврову по Шахматному клубу, в организации которого все трое принимали деятельное участие. Собрания по организации Шахматного клуба проходили на квартире Лаврова. Это был не просто клуб, а место встреч близких по своим взглядам людей, здесь обсуждались различные литературные и политические вопросы.
Клуб посещали А. А. Краевский, И. И. Панаев, Н. А. Некрасов, Д. И. Писарев, А. Ф. Писемский и другие писатели и общественные деятели. Лавров был одним из старшин Шахматного клуба, который 8 июня 1862 г. был закрыт за то, что в нем «происходят и из него распространяются неосновательные суждения» о современных событиях.
Протесты передовых литераторов и общественных деятелей не помешали расправе над М. И. Михайловым. Он был осужден на каторжные работы в сибирских золотых приисках. 23 марта 1862 г. Лавров послал Михайлову стихотворение, в котором писал:

Над русской землею краснеет заря,
Заблещет светило свободы,
И скоро уж спросят отчет у царя
Покорные прежде народы...
На празднике том уж готовят тебе
Друзья твои славное дело,
Торопят друг друга к великой борьбе
И ждут, чтоб мгновенье приспело...
И шлют издалека сердечный привет,
Надежду, тоску ожиданья
И твердую веру: свобода придет —
И скоро... Борец, до свидания!


Свобода придет. Она не может не прийти. Но она не может прийти сама, как приходят весна и лето. За нее надо бороться, ее надо завоевать. И чем больше в России будет сознательных борцов за свободу, тем скорее она придет.
И Лавров был одним из таких борцов. Он всегда был там, где появлялась какая-нибудь возможность способствовать развитию общества. Он всегда поддерживал новое, передовое, прогрессивное. Будучи с 1861 г. казначеем Комитета общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым, Лавров проводил мысль о том, чтобы при обсуждении прав на пособие принимался в соображение образ мыслей, т. е. политическое лицо писателя. Это означало, что пособия следует выдавать только демократически настроенным и революционным писателям.
В 1861 г. были введены новые, более строгие университетские правила. Это вызвало бурные протесты различных слоев общества, особенно студенчества. В конце сентября 1861 г. в Петербурге произошли студенческие волнения. Вот что писал впоследствии один из участников этих волнений — Н. Ф. Анненский: «Помню я, как сорок лет тому назад впервые увидел Лаврова. Это было во время крупных студенческих беспорядков. Мы, студенты, собрались в университетском дворе, говорились речи, шли споры, словом, как вообще бывает на сходках. Университет был оцеплен войсками. В это время я увидел высокого плечистого артиллерийского полковника, который рвался к студентам и которого почтительно упрашивал полицейский офицер: «Господин полковник, не делайте этого! Вас просит полицмейстер, вас просит оберполицмейстер!» Этот полковник был Лавров. Он не поддавался на увещания полицейского и продолжал рваться к нам. Его убеждения были такие же, как наши, и честная душа побуждала его присоединиться к нам. Таким же местным борцом за счастье и правду он был всю свою жизнь».
Царское правительство жестоко расправилось с недовольными студентами. Многие были изгнаны из университета, арестованы и сосланы. Передовая общественность страны выражала свою солидарность со студентами. Был организован Комитет по сбору денег в помощь уволенным «за беспорядки». Вместе с Чернышевским Лавров играл главную роль в подписке и сборе денег.
Открытые симпатии Лаврова к «бунтовщикам» вызвали недовольство царского правительства. Лавров попал в число неблагонадежных. Каждый его шаг, каждый разговор с друзьями и знакомыми, каждая встреча со знакомыми или незнакомыми людьми фиксировались и сообщались в Третье отделение. Вскоре чиновники Третьего отделения составили специальную справку о Лаврове. Вот как он в ней характеризовался: «Учитель Михайловского артиллерийского училища... полковник Петр Лаврович Лавров, впервые обратил на себя внимание в сентябре 1861 года, во время беспорядков в здешнем университете. Он не только сочувствовал самовольным действиям студентов, по даже присутствовал на их сходках на университетском дворе, воодушевляя их словами и вмешательством в их буйные предприятия. Присутствие Лаврова на тех сходках было замечено местной полицией, и он имел с нею столкновение, за которое, равно как и за самое присутствие его на сходках, он подвергся замечанию со стороны своего начальства. Вскоре за сим Лавров принимал главное участие в подписке, составлявшейся в пользу студентов... Вместе с тем узнано было, что он собирал у себя на квартире разных молодых людей, в том числе студентов, как университетских, так и медицинских, которым читал статьи политического характера и давал советы. С этого времени Лавров, при каждом удобном случае, не только выказывал свой революционный образ мыслей, но и принимал деятельное участие во всех происках, направленных против правительства» (1). Далее в справке дается по пунктам описание противоправительственных действий Лаврова. Лаврову вменялось в вину то, что он вместе с Н. Г. Чернышевским и Н. В. Шелгуновым ходатайствовал за осужденного М. И. Михайлова, что он в 1865 г. предложил выдать из литературного фонда денежное пособие
---------------------------------------------
1. «Материалы для биографии П. Л. Лаврова», вып. I. Пг., 1921, стр. 84—85.
---------------------------------------------
Чернышевскому, что при чтении публичных лекций по философии он позволил себе резкие выпады против верховной власти и существующего порядка, что побуждало публику громко рукоплескать ему и т. п.
П Л. Лавров очень близко принимал к сердцу интересы студенчества. В 1862 г. он опубликовал статью «Учиться, но как?», в которой брал под защиту молодежь, доказывая, что студенческой молодежи надо дать «здоровую науку». Он сочувствовал лучшим порывам молодежи и отстаивал свободу преподавания.
Сочувствие Лаврова справедливой борьбе студентов сделало его очень популярным среди учащейся молодежи. Когда в 1862 г. возник Вольный университет, стоящий во главе его студенческий комитет единогласно решил пригласить в качестве лекторов П. Л. Лаврова, Н. Г. Чернышевского и В. В. Берви-Флеровского. Для Вольного университета Лавров составил программу двух бесед по нравственной философии. Однако правительство не утвердило ни его, ни Чернышевского, ни Берви-Флеровского лекторами.
В конце 1863 г. известный книготорговец М. О. Вольф приступил к изданию журнала «Заграничный вестник». Журнал должен был служить «отголоском всего замечательного, честного и дельного в литературе и науке Запада и знакомить читателей с важнейшими отдельными сочинениями целиком или в отрывках и извлечениях».
Редактировать журнал Вольф пригласил Лаврова, и тот согласился. Однако «прорубить окно» в духовную жизнь Европы не удалось. Правительство, как огня, боялось распространения новых мыслей и идей. Все его усилия были направлены на то, чтобы заковать всякую свежую мысль в кандалы. В конце 1863 г. Цензурный комитет попросил Третье отделение дать Лаврову разрешение на редактирование журнала «Заграничный вестник». Разрешение дано не было, хотя за Лаврова поручались три действительных статских советника (чин, равный на военной службе генералу). При этом управляющий Третьим отделением Потапов заявил: «Лавров хуже всех Чернышевских... явно подстрекал к беспорядкам студентов в 1861 г. и к манифестации во время похорон барона Штейнгеля (декабриста) в минувшем 1862 г., а потом едва ли благонадежен».
Когда русские революционеры организовали общество «Земля и воля», Лавров принял активное участие в его работе. На его квартире собирались члены петербургского комитета общества. Деятельность этого комитета выражалась главным образом в издании прокламаций об освобождении крестьян. Лавров принимал активное участие в обсуждении текста прокламаций.
Лавров пишет статьи, в которых отвергается идея самодержавия и проводится мысль о необходимости революции. Так, в написанной в 1863 г. статье «Постепенно» (она была изъята у Лаврова во время ареста) он выступает против реформ, за революцию. В завуалированной форме Лавров проводит идею необходимости насильственного уничтожения отжившего государственного строя.
Статья была направлена против реформы 1861 г., которая имела грабительский характер. В противоположность официальной пропаганде Лавров разоблачает версию о том, что народ якобы верит в права государя. Статья заканчивается сказкой о четырехкрылом хане, в которой отвергаются «верования народа в самодержавные права государя и в насмешливом виде представляется постепенный ход реформ» — так оценила содержание сказки комиссия М. Н. Муравьева (прозванного впоследствии «вешателем»), разбиравшая дело Лаврова.
Совместная борьба против реакции и произвола самодержавия все теснее связывала Лаврова со студенческой молодежью. Он организует сбор средств в помощь изгнанным из университета студентам. Эта его деятельность вызывает глубокую благодарность ссыльных студентов. В письмах к Лаврову они выражают «полное и теплое участие и сочувстврге» к его литературной деятельности, откровенно сообщают ему свои антиправительственные взгляды, объясняя свою откровенность тем, что «знают Лаврова как честного человека и честного общественного деятеля».
Но не дремлют и враги. Они грозят Лаврову всякими карами за его деятельность и связь с революционным движением. Царское правительство пытается подкупить часть ученых и использовать их в борьбе против неблагонадежных. Так, профессор русской словесности А. В. Никитенко по совместительству исполнял обязанности цензора. Никитенко тоже внес свою лепту в общий поход царского самодержавия против революционно настроенных ученых и общественых деятелей. 24 мая 1864 г. Никитенко записал в своем дневнике, что Лавров «посвятил себя обращению молодых женщин и девушек в нигилисток, для чего и открыл у себя для них курс материалистической философии».
В своей статье «О публицистах-популяризаторах и ествознании» П. Л. Лавров призывал изучать законы явления социальной жизни, «науку о распределении материальных богатств и тесно связанную с ней науку о современном состоянии и об историческом развитии законов управляющих взаимными отношениями людей». В конце статьи Лавров спрашивал: «Где наши историки, вносящие новые взгляды в изучаемую ими науку, пролили они хоть какой-нибудь свет на темное царство исторической жизни русского народа? Будут ли у нас натуралисты, способные познакомить общество с естественными богатствами России?»
Пролить свет на прошлое русского народа взялся сам Лавров в своих знаменитых «Исторических письмах».

продолжение книги...