Сын землемера


вернуться в оглавление книги...

И. Н. Головин. "Игорь Васильевич Курчатов"
"Атомиздат", Москва, 1978 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

СЫН ЗЕМЛЕМЕРА

В семье Курчатовых из поколения в поколение росла тяга к образованию. Дед Игоря Васильевича — Алексей Константинович Курчатов, человек железного здоровья и могучего телосложения, работал сначала мастеровым, а потом казначеем Симского завода (1). Отец, Василий Алексеевич, один из десяти детей, после окончания сельской школы поступил в Землемерное училище в Уфе.
Окончив его в 1888 г. «при отличном поведении, хороших способностях и очень хорошем прилежании», он вернулся на Симской завод. Здесь, работая помощником лесничего, В. А. Курчатов снимает точные карты лесных угодий, прокладывает систему просек. Вскоре он женится на молодой сельской учительнице, дочери приходского священника Марии Васильевне Остроумовой. У них родились дети: Антонина, 12 января 1903 г. Игорь и затем Борис. Первые годы жизни детей проходят среди богатой уральской природы. Вместе с отцом они постоянно выезжают в леса. Но родителей беспокоит будущее детей. На Симском заводе нет других школ, кроме церковноприходской. Василий Алексеевич решает бросить родной Симской завод и в 1909 г. переезжает в Симбирск (ныне Ульяновск). Здесь на казенной службе (старшим землемером Симбирской губернии) ему приходится довольствоваться меньшим жалованьем, зато дети смогут поступить в симбирскую гимназию.
-------------------------------------------
1. Южный Урал, бывшая Уфимская губерния.
-------------------------------------------
Однако семью подстерегает беда — Антонина заболевает горловой чахоткой. Врачи советуют переменить климат. В 1912 г. семья Курчатовых переезжает в Симферополь. Василий Алексеевич поступает на должность старшего землемера. Переезд не помог Антонине — через полгода она умерла.
В Симферополе в 1912 г. Игорь поступает в первый класс гимназии. Подвижный и веселый, с черными, всегда оживленными глазами и ярким, заливающим щеки румянцем, он учится легко и отлично. В первых классах Игорь дружит с отчаянным сорвиголовой Сериго; их мальчишеские проказы иногда приводили в ужас родителей. Однажды, например, они так раскачались на качелях, что перелетели перекладину, сделав полный оборот.
Директор гимназии Карпачинский, обратив внимание на десятилетнего Игоря, как-то сказал родителям: «Поверьте моему опыту старого педагога, Игорь — будущий медалист». Однако дома не замечали, чтобы Игорь готовил уроки. Как он учил их, не знал даже брат Борис, друг и верный товарищ Игоря на протяжении всей его жизни, особенно в самый сложный период — период атомной эпопеи.
Игорь много читал, играл с товарищами, увлекался футболом, французской борьбой, выпиливайием по дереву. В первом классе зачитывался детективной литературой. Но тоненьких книжечек с описанием похождений знаменитых сыщиков было слишком мало для его читательского интереса, и вскоре они уступили место героям Жюля Верна и Майна Рида. Романы этих писателей, изданные в виде приложения к журналу «Вокруг света», Игорь прочитывал все от корки до корки. Читал он всегда много и быстро.
Продолжительной была пора увлечения музыкой. Игорь играл в школьном струнном оркестре на балалайке и мандолине. Занятия музыкой он бросил, но любовь к ней сохранил на всю жизнь. Посещение концертов для него всегда было большой радостью. Музыка Чайковского, Бородина, Мусоргского, Рахманинова, их концерты, величественные оратории вдохновляли и поддерживали его творческие силы до самых последних дней.
Отец Курчатова каждое лето выезжал в деревню на землеустроительные работы и всегда брал с собой семью. Отдых в деревне сыграл немалую роль в физическом развитии сыновей. Постоянные игры и соревнования с деревенской детворой развивали физическую силу, ловкость, укрепляли здоровье. Игорь рос крепким мальчиком и не болел вплоть до переезда в Петроград.
Один год отец работал на берегу моря в Сарыголе, у Феодосии. Море произвело на Игоря неизгладимое впечатление. Обычно лето проводили в степных районах Крыма, где природа небогата и жарко южное солнце, но зато здесь, в деревнях, заселенных немецкими колонистами, заставала мальчиков интереснейшая пора осенней уборки и молотьбы хлебов. Почти в каждом дворе имелась своя техника — молотилка и паровик. Все вывозилось в поле, и начинался период пуска и установки механизмов. Паровички были разных систем и размеров, они неудержимо привлекали обоих мальчуганов, проводивших на току все свое время и знавших все тонкости работы этих машин. Иногда, когда отсутствовал механик, четырнадцатилетнему Игорю поручали самостоятельно обслуживать паровик. Одно лето он работал чернорабочим на Бешуйской железной дороге.
В Симферополе в руки мальчика попала книга Корбино (1), которая еще больше усилила его тягу к технике.
------------------------------------------------------
1. Имеется в виду книга «Успехи современной техники». Автор ее в начале 30-х годов, будучи сенатором правительства Муссолини, оказывал большую поддержку группе Ферми в замечательных работах по физике атомного ядра.
------------------------------------------------------
Игорь стал собирать техническую литературу. Мечтая о профессии инженера, он вместе с товарищами по классу Луценко и Ляхницким изучает аналитическую геометрию в объеме университетского курса, решая многочисленные математические задачи.
Но с каждым годом первой мировой войны материальное положение семьи становилось все тяжелее. Пришлось помогать отцу. Игорь работал на огороде и вместе с отцом ходил на консервную фабрику пилить дрова. Вечерами работал в мундштучной мастерской. Дело спорилось. Он с удовольствием видел, как бесформенный кусок дерева в его ловких руках приобретает художественные пропорции. Вскоре Игорь поступает в вечернюю ремесленную школу в Симферополе, получает квалификацию слесаря, выполнив все работы — около 12 проб возрастающей сложности. Позже это пригодилось, работал слесарем на небольшом механическом заводе Тиссена.
В последних классах гимназии, несмотря на необходимость зарабатывать на жизнь, Игорь успевает много читать художественной литературы русских и иностранных авторов.
Большую роль в его культурном развитии сыграл учитель словесности Л. В. Жирицкий, высоко ценивший способности Игоря. Один из выдающихся учителей Крыма, он имел большую личную библиотеку. Каждый день его можно было видеть с кипой книг, из которых немало приходилось на долю Игоря. Жирицкий умел привить любовь к литературе и добивался от своих лучших учеников глубокого изучения предмета, далеко выходящего за рамки школьной программы. Об успехах Игоря в гимназии свидетельствуют сохранившиеся аттестаты. За последние два года единственным баллом у него была пятерка. В 1920 г. Игорь Курчатов окончил гимназию с золотой медалью.

продолжение книги...