.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Государство и право народов Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, Кавказа и Средней Азии (продолжение)


вернуться в оглавление книги...

"История государства и права СССР", под ред. С.А.Покровского, часть I, Москва, 1959 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава восьмая
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НАРОДОВ УКРАИНЫ, БЕЛОРУССИИ, МОЛДАВИИ, ПРИБАЛТИКИ, КАВКАЗА И СРЕДНЕЙ АЗИИ С СЕРЕДИНЫ XVII в. ДО КОНЦА XVIII в.

§ 4. ПРИБАЛТИКА


Во второй половине XVII в. и в начале XVIII в. Прибалтика находилась под властью Швеции и Речи Посполитой (Польши). Эстляндия (Северная Эстония) и Лифляндия (южная Эстония и часть Латвии), а также острова Саарема и Муху были подчинены шведам, а Латгалия (часть Латвии), Литва и герцогство Курляндское — Речи Посполитой. Военно-феодальная Швеция нещадно эксплуатировала эстонское и латвийское крестьянство. В конце XVII в. около 46 процентов своих государственных доходов она выколачивала из прибалтийских провинций, в результате чего нищета и голод были вечными спутниками жителей Прибалтики. Только в период так называемого «великого голода» (1695—1697 гг.) в Эстонии умерло до 75 тысяч человек, или около 20 процентов всего населения. Шведы не только не оказали помощи голодающим, но, наоборот, продолжали вывозить зерно на продажу из прибалтийских провинций. В 80-х г. XVII в. шведское правительство проводило редукцию, то есть возврат государству части розданных феодалам земель. В результате ослаблялась крупная аристократия и укреплялся абсолютизм. В Лифляндии в пользу государства перешло до 5/6 всей земли. Однако имения, отобранные по редукции, отдавались в аренду бывшим владельцам. Это резко усилило эксплуатацию крестьян и обострило классовую борьбу. Во время Северной войны прибалтийское крестьянство в своей массе активно поддержало русское войско в борьбе против шведов. После разгрома шведской армии под Полтавой Эстляндия и Лифляндия в 1710 году вошли в состая Российской империи. В них стала быстро восстанавливаться, развиваться и включаться в единый всероссийский рынок экономика, разоренная шведским правлением, войной и эпидемией чумы. При присоединении Эстляндии и Лифляндии к России Петр I подтвердил привилегии рыцарства и городов. В этих привилегиях сохранился автономный сословный режим. Власть здесь была сосредоточена в руках немецкого (остзейского) рыцарства, использовавшего ее для дальнейшего закрепощения крестьян. Представителями царской власти были генерал-губернаторы, находившиеся в Риге и Ревеле (Таллине). Органы управления губерний состояли из остзейского дворянства. Сохранились представительные органы дворянства — ландтаги, регулярно собиравшиеся через каждые три года. Ландтаги имели законодательные ирава. Решения ландтагов, касавшиеся внутренних дел, входили в силу немедленно.
Остальные решения утверждались генерал-губернаторами или царем. Исполнительными органами были коллегии ландратов (из 12 чел.), избираемые ландтагами. В Эстляндии эта коллегия под председательством генерал-губернатора являлась и высшим судебным органом губернии. Видное место в аппарате занимали предводители дворянства. В городах, которые пользовались самоуправлением, в магистратах сидели немцы-купцы. Лишь в 1785 году были ликвидированы привилегии немецких бюргеров, а русские и латыши стали признаваться полноправными гражданами городов и получили (при условии владения соответствующим имуществом) право участвовать в выборах магистрата. Судебными органами на местах были земские суды, избираемые ландтагами или назначаемые ландратами. Верховными судебными органами являлись оберландгерихт в Эстляндии и гофгерихт (надворный суд) в Лифляндии (в Риге). Они подчинялись Юстиц-коллегии в Петербурге (с 1728 года существовала особая Юстиц-коллегия по делам Эстляндии и Лифляндии), а через нее Сенату. Имелась своя местная полиция.
Законодательство провинций сохраняло особые права и привилегии дворянства и купечества, установленные при шведском управлении. Остзейские привилегии отражены в «Аккордных пунктах», представленных от имени «шляхетства и земства» княжества Лифляндского, и в таких же «пунктах» от «шляхетства и земства» герцогства Эстляндского. Каждый из этих документов представлял собой договор отдельных остзейских сословий с русским военным командованием по случаю перехода их в подданство России. Привилегии были закреплены в Ништадтском мирном договоре 1721 года (ст. 10). Поэтому на территории Прибалтики действовало местное право, составленное из указов и актов шведских и польских королей, постановлений местных ландтагов, актов рижского архиепископа, актов Ливонского ордена, а также обычаев. Оно отображало особенно приниженное и бесправное положение крепостных.
Помещики довели эксплуатацию крепостных латышских и эстонских крестьян до последнего предела. Даже русское правительство, учитывая размах крестьянского движения, было вынуждено вмешаться и заставить местные ландтаги в 1765—1766 гг. принять постановления об ограничении барщины, которые, впрочем, не выполнялись. В 1783 году на Прибалтику было распространено действие Положения о губерниях (1775 года).
В 1772 году по первому разделу Польши к России отошла Латгалия. Все земли, населенные латышами, объединились. По третьему разделу Польши в 1795 году к России были присоединены Литва и герцогство Курляндское.

§ 5. ЗАКАВКАЗЬЕ

В странах Закавказья еще с конца XV в. утвердилась феодальная раздробленность. Возникавшие здесь политические объединения были непрочными, эфемерными. Они затрагивали вследствие отсутствия общности экономической жизни народов Закавказья обычно лишь сферу военно-административной жизни. К середине XVI в. территория Грузии, Армении, Азербайджана была поделена между шахской Персией и султанской Турцией, которые установили военно-оккупационный режим насилий и гнета, массами продавали пленных в рабство, разоряли страну. Это препятствовало развитию народов Закавказья, и они героически боролись против захватчиков, сдерживая тем самым натиск турецких агрессоров на Восточную Европу. Однако в условиях феодальной раздробленности и сложного внешнеполитического окружения изолированная борьба народов Закавказья с захватчиками не могла привести к свержению иноземного ига и созданию независимых национальных государств. Поэтому надежда народов Закавказья на освобождение от турецкого и персидского ига связывалась с Россией, с которой они имели политические и культурные связи еще с древнейших времен.
Грузия. Со второй половины XVII в. и до конца XVIII в. общественный и политический строй Грузии почти не изменился. Она по-прежнему делилась на три царства (Картлию, Кахетию, Имеретию) и несколько княжеств, которые были ареной столкновения между персидскими и турецкими завоевателями и междуусобной борьбы грузинских феодальных группировок, истощавшей страну насилиями, погромами, истреблением населения.
В начале XVIII в. борьбу за освобождение Грузии возглавил царь Вахтанг VI. Опираясь на среднее и мелкое дворянство (азнауров), купечество и духовенство, он старался ограничить произвол владетельных князей (тавадов) и укрепить центральную власть. Им были изданы единые для всей Грузии законы, получившие название «Законов царя Вахтанга», и особое уложение («Дастурламале»), создано дворцовое войско, строились дороги, общественные здания, крепости и делались попытки объединить усилия всех трех грузинских царств. При Вахтанге VI грузинские отряды боролись против Персии и Турции с войсками Петра I во время Каспийского похода (1722—1723 гг.). После перехода Грузии под власть турок Вахтанг в 1724 году выехал вместе со многими грузинами в Россию.
В 1735 году и в последующие годы Грузия была захвачена иранскими войсками Надир-шаха. Как Турция, так и иранские шахи опирались на крупных феодалов и старались сохранить здесь состояние феодальной раздробленности. Успехам выступлений против внешних врагов мешала борьба с реакционными тавадами, с феодальной раздробленностью. Во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг. грузинские цари неоднократно обращались с просьбами к русскому правительству о присоединении Грузии к России. По Кучук-Кайнарджийскому договору 1774 года Турция обязалась амнистировать грузин, воевавших против нее, отказаться от податей с Грузии, в частности, от бесчеловечной «дани» грузинскими юношами и девушками, и от религиозных преследований. В том же году царь Ираклий II с целью укрепления своей власти и усиления обороноспособности страны стал создавать постоянное войско («моригэ» или «очередное») (1). Создание такого войска дало возможность при помощи России приступить к мирному труду. Однако владетельные князья всячески старались ликвидировать грузинское войско, что им в конце концов и удалось сделать.
С 1778 года Ираклий II делает попытки централизо-
------------------------------
1. Все способные к военной службе мужчины должны были служить в войсках по очереди один месяц в году. Люди, занятые в хозяйстве своих господ или в сельском хозяйстве, могли выставить за себя замену. 1/12 часть мужчин всегда находилась в армии. Тавады в войске «моригэ» были не предводителями собственных отрядов, а просто воинами.
-----------------------------
вать государственное управление. Создаются ведомства внешних сношений, военных дел и государственных доходов. Был организован постоянный судебный орган — «собрание судей» (мдиванбегов).
В 1783 году был заключен договор с Россией («Георгиевский трактат»), по которому Ираклий II признал верховную власть русского императора. Грузинский царь должен был утверждаться русским императором и приносить ему присягу. Грузия отказалась от права вести самостоятельные внешние сношения. В свою очередь русское правительство обязывалось защищать Грузию от иностранных нашествий. Реакционные тавады при поддержке Турции и Персии стремились ликвидировать Георгиевский трактат. В 1795 году Грузия подверглась опустошительному нашествию иранского шаха Ага Мухамеда Каджара. И на этот раз феодальные усобицы помешали организовать отпор врагу. Ага Мухамед захватил и сжег Тбилиси и вырезал или увел в плен его население. Только при приближении русских войск в 1796 году Ага Мухамед покинул Грузию. Под защитой России в стране стала восстанавливаться мирная жизнь. Однако внешний враг угрожал Грузии, а внутри продолжались феодальные междуусобицы. В таких условиях царь Георгий XII вновь обратился к русскому правительству. Переговоры привели в 1801 году к историческому акту о добровольном присоединении Грузии к России.
Грузинское право во второй половине XVII в. и в XVIII в. составляли изданные ранее законы Георгия V, Беки и Агбугй, католикоса (главы грузинской церкви), указы грузинских царей, некоторые персидские и турецкие нормы, обычное право, а также изданные в начале XVIII в. «Законы царя Вахтанга». В этих законах подтверждалось крепостное право, указывалось, что господин имеет право на все движимое и недвижимое имущество крестьян. Они отражали определенную степень развития товарно-денежных отношений, регулировали отношения купли-продажи, мены, дарения, хранения и т. д. Купля-продажа недвижимостей оформлялась письменным документом (купчей). Для покупки деревень и крестьян требовалось разрешение царя.
В уголовном праве различались преступления умышленные и неумышленные. Известно было понятие необходимой обороны. Однако ее последствия были неодинаковы для феодала и крестьянина. Если феодалы освобождались от наказания во всех случаях, то крестьянин мог обороняться только против равных ему по общественному положению. Наказания по законам Вахтанга VI были более суровыми, чем в предшествующем законодательстве, что объяснялось большей остротой классовой борьбы в это время. Система наказаний была сложной и находилась в соответствии с феодальной иерархией. Самые тяжкие из них полагались за посягательства на князей и дворян (азнауров).
Применялись смертная казнь, болезненные и членовредительские наказания. Особенно были распространены денежные взыскания. Их размеры также зависели от положения потерпевших. Так, если за убийство первейшего князя взималось в «удовлетворение за кровь» 15360 руб., то за убийство крестьянина всего 120 руб. За оскорбление феодала словом крестьянин подвергался отрезанию языка. Законы строго преследовали за кражу (уплата стоимости похищенного в семикратном размере) (1). Судебный процесс в общем носил обвинительный (состязательный) характер. В качестве доказательств допускались присяга, поединок, испытание каленым железом или кипятком, показания свидетелей (им придавали сравнительно мало значения), «принятие греха». В целом «Законы Вахтанга» VI были типично феодальным кодексом.
Армения. Так же как и Грузия, Армения во второй половине XVII в. находилась под владычеством сначала Турции, а затем Персии и в XVIII в. подвергалась их опустошительным нашествиям. В результате развитие производительных сил страны задерживалось. Здесь, как и в предшествующий период, господствовала феодальная раздробленность. Массы армян эмигрировали и образовали армянские колонии в Москве, Петербурге, Астрахани и других русских городах, а также в Индии и других странах.
Армянский народ свои надежды на освобождение от иноземного ига связывал с Россией. Армянские отряды вместе с грузинскими под командой Вахтанга VI помо-
----------------------------
1. Если пострадавший был феодал, то он получал семикратное вознаграждение, а если крестьянин, то только двухкратное, а остальные 5/7 стоимости похищенного, взысканные с преступника поступали в казну.
----------------------------
гали русским войскам во время Каспийского похода Петра I. В 1722—1723 гг. под руководством Давид-бека развернулась борьба армян за свое освобождение. Они участвовали на стороне русских войск и в русско-турецких войнах. В 80-х гг. XVIII в. армяне неоднократно обращались с просьбой о присоединении к России. В 1795 году Армения подверглась нашествию персидского шаха Ага Мухамеда, который ушел из нее только при приближении русских войск, посланных под командой Зубова (30 тысяч человек) на помощь Грузии и Армении. Однако в 1796 году Павел I приказал своим войскам возвратиться. Армения присоединилась к России лишь в XIX в.
Азербайджан. Азербайджан находился под властью шахской Персии. Однако туда неоднократно вторгались и турецкие войска. Грабежи и насилия турецких и персидских войск, непосильные поборы, массовые казни и конфискации имущества, внутренние феодальные усобицы серьезно препятствовали социально-экономическому развитию страны. Уменьшалась торговля, приходило в упадок ремесло. В районе Баку, например, из 52 нефтяных колодцев, существовавших к началу XVIII в., в середине века осталось лишь 26. Только в последней четверти XVIII в. имело место некоторое увеличение производства, что объяснялось ослаблением влияния Персии и укреплением связей с Россией. Мусульманское население Азербайджана (несмотря на религиозные различия) ожидало избавления от опустошительных нашествий иранских и турецких войск и распрей собственных феодалов со стороны Росши. Во время Каспийского похода Петра I в 1722—1723 гг. население Азербайджана охотно переходило на сторону русских войск. После смерти Петра I побережье Каспийского моря было возвращено Персии. В 80—90 гг. XVIII в. ряд азербайджанских ханов обратились к русскому правительству с просьбой о вхождении Азербайджана в состав России. Но присоединился Азербайджан к России уже в XIX в.
Общественный и политический строй азербайджанских ханств был в этот период примерно таким же, как и в предшествующее время. Однако повинности крепостных крестьян сильно увеличились. В области феодального землевладения значительно расширились права беков (дворян-феодалов) по распоряжению условными земельными держаниями («тиул»). Если раньше «тиул» давал право лишь на часть ренты-налога с земли, то теперь он превратился в обусловленное службой право владения землей с полной властью над крестьянами.
Северный Кавказ. На Северном Кавказе сложилось множество феодальных княжеств. У целого ряда племен родовой строй еще преобладал, а феодальные отношения только складывались.
Класс феодалов состоял из феодальных владельцев-князей и других групп, среди которых наиболее многочисленной были узбени (дворяне). Зависимые крестьяне были прикреплены к владельцу, а в случае бегства подлежали розыску и возврату. На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы («холопы» или «ясырь»), которых в небольшом количестве использовали для домашних услуг, иногда сажали на землю, а главным образом отправляли на восточные невольничьи рынки.
Феодальная эксплуатация зачастую прикрывалась различными патриархальными формами «помощи», «подарков» и т. д. Уздени имели право переходить на службу от одного князя к другому.
Административный аппарат был очень неразвит. Во главе его в каждом владении стоял владетельный князь, объединявший в своих руках все функции государственной власти и управления. Не только крестьянин, но и дворянин не мог поднять руку на князя, даже во время битвы. В Большой и Малой Кабарде князья обычно избирали «старших князей». Реальной власти «старшие князья» не имели. Твердого порядка наследования княжеского престола не было. Часто престол переходил к старшему в роде, к следующему по старшинству брату, иногда — к старшему сыну. Это вызывало обычно после смерти князя ожесточенную борьбу из-за наследства. Князья, как правило, сами выезжали собирать дань или посылали с отрядами узденей членов своей семьи. Сами же князья творили суд и расправу. Только в Дагестане имелись уже некоторые должностные лица (визири, казначеи, абизы-писцы).
Источником права являлся шариат, поскольку население Северного Кавказа в большинстве было мусульманским. В связи с тем, что шариат был правом развитого феодального общества, в Дагестане, Кабарде и у черкесов гораздо чаще применялся адат, то есть местное обычное право. Адаты различных народностей Дагестана и Кабарды значительно отличались друг от друга, так как эти народности стояли на разных ступенях развития феодализма. У некоторых народов (например, кумыков) сложились особые бийские адаты, относившиеся только к феодалам и закреплявшие их привилегии. Имелись и некоторые законодательные памятники (например, сборник казы-кумухского уцмия Умма-хана, «свод законов» аварского нусала).
У народов Северного Кавказа широко была распространена кровная месть. За воровство отсекались кисти рук (за первую кражу — правую, за вторую — левую). По адатам вор был обязан также возвратить краденую вещь и уплатить вознаграждение указавшему на него.
Народы Северного Кавказа, подвергаясь жестокому гнету со стороны Персии и Турции, стремились получить помощь от России. Тесные связи России установились с Кабардой еще с XVI в., когда Кабарда приняла русское подданство. В 1722—1723 гг. к России было присоединено Каспийское побережье, но вследствие недостатка сил в 1732 году русские войска оттуда ушли, и оно было занято иранскими войсками.
Со второй половины XVIII в. укрепляются связи Северного Кавказа с Россией, что благотворно влияет на экономику и развитие этого района.

§ 6. КАЗАХСТАН

Хозяйство Казахстана в конце XVII в.— начале XVIII в. находилось в состоянии застоя. Производительные силы развивались медленно, орудия труда были примитивны. Основной отраслью хозяйства являлось кочевое скотоводство, которое в значительной степени зависело от стихийных сил природы, так как скот круглый год содержался на подножном корму. Во время перекочевок велики были потери скота, особенно при гололедице, снежных буранах и т. д. Земледелие играло незначительную роль и было распространено главным образом в южных районах и в среднем течении Сыр-Дарьи.
В стране господствовали феодальные отношения, прикрытые патриархально-родовыми формами. Хозяйство было натуральным, торговля — слабо развитой.
После смерти хана Тевекеля (конец XVI в.) Казахское государство распалось на три части («жузы», или «орды» по русским источникам). В XVII в. Казахстан подвергся нападениям со стороны Джунгарии. В борьбе против джунгар выделился хан Тауке (1680—1718 гг.), который стремился объединить все казахские жузы, провел ряд внутренних реформ, упорядочил законодательство (издал «Законы Тауке») и стремился опереться на помощь России. Однако попытка Тауке подчинить жузы власти одного хана была неудачна. При его преемнике Абулхаире, которого не все султаны признали ханом, усилилась феодальная раздробленность и вновь обострилась опасность нападения с востока, со стороны джунгар (в 1723 году джунгары совершили опустошительный набег на Казахстан и подчинили себе Старший жуз) и с запада со стороны калмыцких м феодалов.
В таких условиях только поддержка России могла спасти казахов. В 1730 году хан Абулхаир обратился к русскому правительству с просьбой принять его вместе с Младшим жузом в русское подданство. В 1731 году был заключен соответствующий договор, и в Казахстан прибыл царский посол Тевкелев для принятия присяги. В том же году, несмотря на противодействие части феодальной верхушки, надеявшейся за свое предательство получить от джунгар некоторые привилегии, присягнул и хан Семеке, правивший Средним жузом. В 1741 — 1742 гг. джунгары опять вторглись в Казахстан и захватили огромное количество пленных. Однако по требованию русского правительства войска джунгар ушли отсюда, а пленные казахи были ими отпущены. Со второй половины XVIII в. влияние России в Казахстане стало усиливаться. Еще в начале этого века русскими были построены город Оренбург и ряд крепостей по северным и северо-западным границам Казахстана. Впоследствии создавались новые линии пограничных крепостей, которые одновременно стали и торговыми центрами.
Вместе с тем развитие товарно-денежных отношений привело к усилению эксплуатации феодальнозависимого населения, что в 1783—1797 гг. вызвало мощное антифеодальное восстание во главе с Батыром Срымом. Однако руководство восстанием захватили в свои руки бии (феодалы), недовольные политикой хана Нуралы.
В таких условиях царское правительство пошло на ликвидацию ханской власти и учреждение «пограничного суда» (в г. Оренбурге) из царских чиновников и казахских султанов и биев.
Присоединение к России устранило угрозу порабощения казахского народа отсталой Джунгарией, открыло широкие возможности для проникновения в Казахстан передовой экономики и культуры, создало условия для перехода к более высоким формам хозяйства (интенсивному скотоводству, земледелию), к оседлому быту. Было уничтожено рабство и ликвидирована ханская власть.
Общественный строй. В условиях кочевого скотоводства при слабом развитии земледелия и ремесла в Казахстане господствовали патриархально-феодальные отношения. Казахские аулы населяли кровно-родственные семьи, принадлежавшие к одному роду. Были в аулах и чужеродцы (отколовшиеся от других родов или семьи отпущенных на свободу рабов). Земля считалась общинной, однако правом распоряжения основным средством производства — землей, пастбищем — владели феодалы. За кочевку на земле феодала аульные общины платили ему земельную ренту — 1/20 часть скота в скотоводческих районах (зякет) и 1/10 урожая в земледельческих районах (ушур), а также несли различные повинности. Аульная община была зависима от феодала, но в ней устойчиво сохранялся патриархально-родовой быт, родовые традиции, авторитет старших в роде, ответственность рода за преступления и т. д.
Казахское общество делилось на два класса: феодалов (ханы, султаны, бии, баи, батыри, ходжи) и феодальнозависимое население (шаруа). Особую группу составляли рабы (кулы).
Правовое положение феодалов. Класс феодалов состоял из двух групп (белой кости и черной кости). К феодалам белой кости принадлежали ханы и султаны. Они были членами особого рода потомков Чингиз-хана и не входили в казахские роды, от феодалов белой кости зависело большинство казахского населения. Они распоряжались кочевьями всего ханства, владели огромным количеством скота. В их пользу шли зякет и ушур, судебные и торговые пошлины, сборы скотом (сугум), постойная и другие повинности. Кроме того, этим феодалам преподносились обязательные «подарки» и т. д. Группу феодалов черной кости (бии, баи, батыры) образовывала феодальная верхушка казахских родов. Она входила в состав последних, Бии были наследственными старшинами родов и аулов. Они также владели большим количеством скота, распоряжались пастбищами рода, получали «бийлык» (судебную пошлину) и другие сборы. Баи входили в состав аульной общины и были наиболее богатой и многочисленной верхушкой общины. Батырами являлась военная знать, военачальники. Особенно они выдвинулись во время борьбы с Джунгарией. Опираясь на военные силы (отряды джигитов), батыры стремились оттеснить биев и возглавить роды, которыми они управляли во время войны.
Феодальнозависимое население состояло из рядовых членов аульных общин — скотоводов и земледельцев, имевших хозяйства, основанные на личном труде.
Имущественное положение и степень зависимости этих людей были различны. Общинники платили зякет и ушур, несли постойную повинность (содержали феодалов во время их поездок), делали феодалам «подарки» и приношения скотом, поставляли снаряженных воинов.
Распространенной формой феодальной эксплуатации был «саун» (родовая помощь). Феодал отдавал беднякам на выпас скот, который они должны были возвратить с приплодом, но могли пользоваться молоком и шерстью. Таким путем феодал обеспечивал себя рабочими руками.
Значительную группу населения составляли «джатаки» — земледельцы, не имевшие рабочего скота и земледельческих орудий. Они прибегали к «помощи» богатых сородичей, за что отдавали им часть урожая и работали в их хозяйстве.
Еще в большей зависимости были «консы», которые не вели собственного хозяйства. Они кочевали вместе с баями и работали в их хозяйстве. За работу «консы» получали пищу и одежду. Существовавшее в Казахстане рабство не имело серьезного значения в хозяйстве.
Политический строй. В Казахстане господствовала феодальная раздробленность. Он делился на три жуза (три обособленных кочевых района), а те, в свою очередь,— на ханства (феодальные владения). При крайне слабой экономике, неразвитости товарно-денежных отношений и феодальных усобицах там не могло возникнуть централизованное государство.
Во главе ханства стоял хан, управлявший страной через султанов (правивших группами родов) и биев (стоявших во главе родов и аулов). Хану наследовали его братья, а при отсутствии таковых — сыновья. Но этот порядок нарушался. Иногда сыновья наследовали и при братьях, что вело к междоусобной борьбе. Хан утверждался — «выбирался» — на съезде феодальной знати (его поднимали на белой кошме). Он обладал военной, судебной, законодательной и исполнительной властью. Однако функции его были очень ограничены. При нем существовал совет биев. Хан редко вмешивался в дела султанов. Он имел право судить султанов и биев и выносить окончательный приговор. Законодательные полномочия хана были невелики, так как действовало обычное право.
Опорой хану служила его личная дружина (тюленгуты). Но, будучи, очень пестрой по социальному и этническому составу, она не была надежной. Во время войны собиралось ополчение из феодально-зависимого населения.
Источниками права были обычное право, судебные решения ханов, султанов, биев, шариат, наконец, сборник казахского права, изданный ханом Тауке («Жеты-Жаргы», или «Законы Тауке»). «Законы Тауке» были единственным опытом кодификации права. Их источниками являлись обычаи, судебные решения и некоторые постановления самого Тауке.
У казахов существовало право феодальной собственности на землю — пастбища. Первоначально оно установилось на пахотную землю (где она была) и на зимние пастбища, а затем и на летние. Существовало право частной собственности на скот. Колодцы и арыки принадлежали тому, кто их проводил, то есть феодалам, так как такие сооружения требовали труда многих людей и рядовой общинник один не в силах был выполнить необходимые работы. При всем том в Казахстане сохранились сильные пережитки общинной и родовой собственности.
Так, хотя земля фактически принадлежала феодалам, она иногда еще считалась общинной. Существовали институты «джилу», «юртчилик», «кунакасы беру» и др. «Джилу» заключался в том, что человек, сильно задолжавший или присужденный к штрафу за убийство, мог обратиться к членам рода за помощью. «Юртчилик» состоял в том, что долг члена рода раскладывался на весь род. Согласно «кунакасы беру» гость имел право требовать ночлега, еды для себя и коня. Если гость умирал с голоду, хозяин платил штраф как за убийство.
Договорное право было неразвито, так как торговля носила главным образом меновой характер. Известны сделки купли-продажи, поклажи, мены и др. Они заключались без особых формальностей. Существовал договор найма (главным образом для пастьбы, домашней работы). Хозяин мог бранить слугу и бить до трех ударов нагайкой. Действовал институт «сююнчи» - обязанность уплатить подарок за хорошее известие. Различались обязательные сююнчи, по которым можно было предъявлять иск в суде (известие о местонахождении пропавшей вещи, вора и т. д.), и добровольные.
Семейное право закрепляло приниженное положение женщины. Имелось многоженство, существовали «левират», «сорорат» и т. д. Последние означали, что вдова обязана была выйти замуж за брата умершего мужа, муж женился на младшей сестре умершей жены. При браке за невесту платился калым в зависимости от ее общественного положения и личных качеств. Дети были бесправны перед отцом.
Казахское право не делилось на уголовное и гражданское. В нем сливались понятия преступления и дурного поступка (обиды). За обиду преследовал истец. Имелись значительные пережитки родового строя, например, кровная месть. За умышленное преступление наказание увеличивалось, малолетние и безумные не карались.
Применялись следующие наказания: смертная казнь, хун — штраф за убийство (доходил до 1000 овец), штрафы, отобрание имущества, телесные, заключение в яму, отдача в услужение истцу, позорящие (преступника за веревочную петлю на шее водили пешком и били плетью).
За убийство султана, например, устанавливался хун в семикратном размере, за оскорбление султана словами взимался штраф в «9 скотин». За кражу полагался штраф в размере девятикратной цены похищенного.
По «Законам Тауке» за грабеж карали смертной казнью. Наказания носили феодальный характер и были неодинаковы в зависимости от положения преступника и потерпевшего.

перейти к следующей главе...