.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Государство и право народов Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, Кавказа и Средней Азии с середины XVII в. до конца XVIII в.


вернуться в оглавление книги...

"История государства и права СССР", под ред. С.А.Покровского, часть I, Москва, 1959 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава восьмая
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НАРОДОВ УКРАИНЫ, БЕЛОРУССИИ, МОЛДАВИИ, ПРИБАЛТИКИ, КАВКАЗА И СРЕДНЕЙ АЗИИ С СЕРЕДИНЫ XVII в. ДО КОНЦА XVIII в.

§ 1. УКРАИНА


Украинский и белорусский народы, происходившие вместе с русским народом из единого корня — древнерусской народности,— в ходе исторического развития были отторгнуты от русских и захвачены соседними феодальными государствами. Украина находилась под властью Великого княжества Литовского, часть украинской земли была захвачена Польшей, Венгрией (Закарпатская Украина), Молдавией (Черновицкая область), татарами (северное Причерноморье и Приазовье). В XVI в. усилилась эксплуатация украинского крестьянства, что обострило классовые противоречия, которые переплетались с национальными.
Украинцы вместе с белоруссами составляли большинство населения Великого княжества Литовского. Уровень их социально-экономического и культурного развития был выше, чем жителей в собственно литовских землях. Украинцы и белорусы тяготели к русскому, народу, с которым их связывало единство происхождения, традиций, близость языка, быта и психического склада. Особенно усилилась эта тяга с созданием и укреплением русского централизованного государства. Поэтому литовские феодалы могли удержать свое господство, лишь опираясь на помощь извне, со стороны польских феодалов.
В Литовском великом княжестве отсутствовала достаточно развитая экономическая база для создания централизованного государства. Княжество раздиралось классовыми и национальными противоречиями. В таких условиях часть феодалов Украины, Белоруссии и Литвы предала национальные интересы и в ущерб интересам народных масс пошла на соглашения с польскими магнатами.
В 1569 году на сейме в г. Люблине была заключена уния, объединившая Польшу и Литовское великое княжество в единое государство — Речь Посполитую. После заключения унии польские паны стали в массовом порядке захватывать украинские и белорусские земли. Усилился крепостнический и национальный гнет. В 1588 году Третьим Литовским статутом было юридически оформлено крепостное право.
Законом 1590 года территория к югу и юго-востоку от Белой Церкви (то есть большая часть Украины) была объявлена «пустыней». Королю было предоставлено право раздавать эти земли польским магнатам и шляхте, причем украинские крестьяне попадали в крепостную зависимость от польских феодалов. Захват земель проходил в условиях ожесточенной борьбы из-за нее между самими феодалами. Паны и шляхтичи совершали «наезды» на имения друг друга, грабили и жгли деревни своих соседей, от чего в первую очередь страдали крестьяне. С помощью Ватикана для укрепления господства польских панов насаждается католичество. В 1596 году в Бресте была провозглашена церковная уния католической церкви с православной. Проводилась насильственная полонизация украинцев, предавались поруганию их язык и культура. Должности в государственном аппарате, в городском управлении могли занимать только католики. Крупные украинские магнаты, такие, как, например, Адам Кисель, Вишневецкий и др., часть шляхты переходили в католичество, принимали польский язык, культуру, отрекались от своего народа.
Украинское, белорусское, литовское крестьянство разворачивало борьбу против панской Польши и своих собственных феодалов. При этом оно опиралось на поддержку русского народа, а также трудящихся масс самой Польши. Центром борьбы с гнетом польской шляхты и с татарско-крымской агрессией стала казацкая Запорожская сечь.
Казачество образовалось еще в XV в. Особенно выросло оно со второй половины XVI в., когда усилилось бегство украинских крестьян на юг Украины. Состав его был неоднороден. Существовали группа богатых казаков, владевших имениями и хуторами, и масса казацкой бедноты. Запорожская сечь возникла около середины XVI в. В ней сложилась казачья военно-административная организация во главе с выборным кошевым атаманом и его помощниками (судьями, есаулами, куренными атаманами). Выборные должности, как правило, были в руках богатой казачьей верхушки, владевшей запасами оружия, снаряжения и продовольствия и державшей в подчинении бедноту. Польское правительство пыталось использовать казачество в своих целях, В 1572 году 300 казаков были взяты на государственную службу и внесены в «реестр» (особый список). Реестровым казакам было установлено жалованье. Они имели свой суди самоуправление во главе с гетманом. Их старшины владели землей и имениями. Численность реестровых казаков впоследствии была увеличена. Казаки, не попавшие в реестр, подвергались преследованиям. Но и реестровые казаки испытывали на себе национальный и религиозный гнет. Даже у старшин нередко отбирали землю.
Казачество неоднократно восставало против польских панов. К казакам присоединялись крестьяне, городские низы. Известны восстания 1591—1593 гг. под руководством Косинского, 1594—1596 гг., возглавляемое Наливайко, 1630 года под предводительством Тараса Федоровича, 1635 года под руководством Ивана Сулимы, наконец, 1637—1638 гг. под водительством Павлюка, Якова Острянина, Карпа Сквдана и Гуни. Со всеми ими жестоко расправлялись польская шляхта и украинские магнаты. После подавления восстания в 1638 году польское правительство издало новую «Ординацию войска реестрового Запорожского» (устав), по которой численность реестровых казаков ограничивалась шестью тысячами, было отменено право казаков избирать гетмана и старшину и иметь свой суд. Во главе войска встал королевский комиссар-шляхтич. Полковники тоже назначались из шляхтичей. Только сотники могли быть из-казаков.
Крепостнический гнет, национальные и религиозные гонения еще более усилились. Народные массы продолжали борьбу. Обстановка на Украине накалялась. В 1648 году началось мощное восстание, которое переросло в освободительную войну украинского и белорусского народов против панской Польши под руководством выдающегося украинского государственного деятеля Богдана Хмельницкого.
Основной движущей силой в освободительной войне было украинское крестьянство, боровшееся не только против национального гнета, но и против феодально-крепостнических порядков. Активное участие в войне приняло также городское население. Наиболее организованной и подготовленной в военном отношении силой явилось казачество, которое по своему положению (особенно нереестровое) было близко к крестьянам. Примкнула к восстанию и городская верхушка, православное духовенство, казацкая старшина и даже мелкая и средняя украинская шляхта (дворянство). Однако эти слои боролись не против крепостнического строя, а только лишь против национального угнетения. Часть из них стремилась к соглашению с польскими феодалами на выгодных для себя условиях.
В ряде сражений украинские войска одержали крупные победы. Однако борьба была чрезвычайно сложной и тяжелой. Окруженная шляхетской Польшей, султанской Турцией и татарами, Украина в тот период не могла стать независимым государством. Украине угрожало поглощение или шляхетской Польшей, или султанской Турцией. Единственно правильным путем, обеспечивающим прогрессивное развитие украинского народа, было воссоединение с русским народом в едином Русском государстве. Богдан Хмельницкий, выдающийся государственный деятель и полководец, именно в таком направлении и проводил свою политику, что является одной из его исторических заслуг.
К 1653 году окрепло внутреннее и международное положение Русского государства, созрели условия для воссоединения. 1 октября 1653 г. Земский собор принял решение о воссоединении Украины с Россией. Во исполнение решения Земского собора на Украину было послано посольство во главе с В. В. Бутурлиным. 8 января 1654 г. в Переяславе состоялась «открытая» рада, на которой присутствовали представители всех казачьих полков, городов и жители Украины, съехавшиеся отовсюду по своей инициативе. Участники Переяславской Рады единодушно, с большим подъемом высказались за воссоединение Украины с Россией, «чтоб есми вовеки вси едино были».
«Решение Переяславской Рады явилось завершением общенародной борьбы за воссоединение Украины с Россией, выражением вековых стремлений и надежд украинского народа и знаменовало поворотный этап в его жизни» (1).

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Правовое положение класса феодалов. Освободительная война украинского народа против гнета панской Польши серьезно подорвала устои феодально-крепостнического строя на Украине. Однако этот строй не был уничтожен и впоследствии продолжал развиваться и укрепляться. Поэтому «теории» украинских националистов о якобы «едином потоке» развития украинского народа и его «бесклассовости» не имеют под собой никаких оснований.
В результате освободительной войны с Украины были изгнаны польские паны и шляхта, а также многие крупнейшие украинские магнаты, тесно связанные с поляками. Но такое положение вовсе не означало ликвидации на Украине класса феодалов вообще. Осталась мелкая и средняя украинская шляхта. Быстро превращалась в феодалов многочисленная казацкая старшина, большинство которой владело селами и имениями, населенными зависимыми крестьянами. Кроме того, за старшиной закреплялись так называемые «ранговые маетности», то есть имения, принадлежавшие войску, которыми она пользовалась по должности. Из «ранговых» фондов производилась раздача имений старшине, оформлявшаяся гетманскими «универсалами» и полковничьими «листами», которые зачастую подтверждались затем царскими грамотами. Особенно быстро раздача земель шла в конце XVII в. — начале XVIII в.
Вместе с усилением экономического могущества
---------------------------
1. «Тезисы о 300-летии воссоединения Украины с Россией (1654— 1954 гг.)», одобрены Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза, Госполитиздат, 1954, стр. 10
---------------------------
старшины и сливавшейся с ней украинской шляхты росло и их политическое влияние. Верхушка старшины выделилась в особую группу «бунчуковых» и «значковых товарищей», занимавшую высшие должности в управлении. Хотя формально должности полковников, сотников, судей и т. д. были выборными, фактически они находились в руках старшинских родов и стали передаваться по наследству.
Украинская казацкая старшина отстаивала свои привилегии и земельные владения от притязаний русских дворян, тоже захватывавших земли на Украине. Она выступала против русского правительства под флагом борьбы за «вольности малороссийского народа». Вместе с тем старшина стремилась к уравнению в правах с российским дворянством. В 1763 году после проведения на Украине судебной реформы она добилась, чтобы суды состояли только из выборных от «шляхетства». В 1783 году с преобразованием казачьих полков в регулярные части русской армии старшина получила офицерские чины и влилась в состав российского дворянства. Жалованная грамота дворянству 1785 года была распространена и на украинскую шляхту и казачью старшину.
Правовое положение крестьян. Правовое положение крестьян («посполитых») определялось Третьим Литовским статутом (1588 года), который юридически оформил крепостное право. В ходе освободительной войны крепостная зависимость крестьян значительно ослабла. Однако уже во второй половине XVII в. и в начале XVIII в. украинская шляхта и казацкая старшина снова усиленно закабаляют их.
Крестьяне должны были отбывать барщину. Кроме того, они делали взносы деньгами и натурой владельцам, уплачивали налоги в пользу гетманской, полковой и сотенной администрации, а также сборы на содержание наемных войск, делали принудительные «подарки» гетману, полковникам, духовенству и т. д. Размеры таких сборов не были точно определены, что открывало возможности злоупотреблений со стороны старшины. Страдая от непосильных поборов, крестьяне переходили на положение «подсуседков», то есть несамостоятельных людей, живших на дворе более богатых собственников. Это ставило «подсуседка» в зависимое положение от хозяина двора. Крестьяне также переходили на земли других владельцев, дававших, чтобы привлечь рабочую силу в свои имения, на ряд лет льготы вновь пришедшим. В массовом масштабе крестьяне бежали на южные окраины. Старшина боролась с крестьянскими переходами и побегами. В универсале гетмана Мазепы 1706 года предписывалось бежавших крестьян задерживать, бить, сажать в тюрьму, а хаты сжигать. Универсалы о запрещении переходов издавались неоднократно. Указ Екатерины II от 3 мая 1783 г. окончательно оформил крепостное право на Украине и распространил на Украину в этом отношении действия всех российских законов.
Правовое положение казачества. Казачество было неоднородно по своему составу. Казацкая старшина превратилась в землевладельцев-феодалов, слилась с украинской шляхтой и добилась впоследствии прав российского дворянства. Рядовые казаки тоже имели ряд привилегий по сравнению с крестьянами. Казаки несли военную службу, за что могли владеть землей, заниматься торговлей, были освобождены от ряда повинностей, имели свой казачий суд. Однако казацкая масса расслаивалась на зажиточную верхушку и бедняков. Это расслоение было закреплено законодательными актами. Универсал Мазепы 1701 года на имя глуховского сотника Турянского предписывал провести «перебор» казаков на лучших, или «выборное товарищество», и «подлейшее товарищество».
«Выборные» должны были нести военную службу, а «подлейшие» оставаться дома и «помогать» «выборным» по хозяйству, то есть работать на них. В 1735 году у лее в общеукраинском масштабе было оформлено разделение казаков на «выборных» и «подпомочников». Последние фактически несли почти такие же повинности, как и крестьяне. Разорявшиеся «подпомочники» зачастую переходили в крестьян и даже в «подсуседки». В 1765 году на Слободской Украине казачьи полки были реорганизованы в регулярные гусарские полки. Часть казаков была переименована в гусаров, а остальные зачислены в группу «войсковых обывателей» и обложены подушным налогом. Б 1783 году аналогичное мероприятие было проведено и на Левобережной Украине, где казачьи полки были преобразованы в регулярные пикинерные полки. Солдаты -пикинеры уравнивались в правах с государственными крестьянами.
Правовое положение городского населения. После воссоединения с Россией экономика Украины стала быстро развиваться. Украина становилась частью общероссийского рынка. В ней росло ремесло и появились мануфактуры. В связи с этим умножилось число городов и увеличилось их экономическое значение. Городское население («мещане») в целом было наделено некоторыми привилегиями. Города имели свое самоуправление и городовой суд. Купечество было объединено в «братства», ремесленники — в цехи во главе со старшинами. «Мещане» могли заниматься ремеслом, торговлей, владеть землей, «хуторами». Однако они несли повинности и платили налоги в пользу гетманской казны. Население городов было неоднородно, выделяется богатая верхушка, которая захватывает должности в городском управлении, и масса рядозых «мещан» (ремесленников, мелких торговцев). Существовали также «подкоморники», не имевшие своего двора, снимавшие «угол» и «комору» и более богатых мещан и зависимые от них.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

В результате освободительной войны украинского народа против панской Польши и последовавшей затем русско-польской войны в 1667 году по Андрусовскому перемирию Левобережная Украина и Слобожанщина (или Слободская Украина — нынешняя Харьковская, Сумская и часть Луганской области), а также Запорожье воссоединились с Россией.
В ходе освободительной войны были ликвидированы польско-шляхетские органы управления (воеводства, староства и т. д.) и возникли элементы украинской государственности. Сложилась военно-административная казачья организация, которая сохранилась и после окончания войны.
Положение Украины определялось «Мартовскими статьями», подписанными гетманом и русским правительством в марте 1654 года. Украина должна была управляться гетманом и старшиной, избираемыми казаками. Признавалось право шляхты и казачьей старшины иметь свой суд и владеть имениями. Сохранялось самоуправление городов. Количество реестровых казаков устанавливалось в 60 тыс. человек. Таким образом, Украина сохраняла значительную автономию в составе Российского государства.
Украинские буржуазные националисты изображали систему управления на Украине «общенародной», «общедемократической». На самом деле гетманское управление вместе с царизмом проводило политику укрепления господства крепостников-феодалов (в том числе казацкой старшины), угнетавших массы крестьян, городской бедноты и рядовых казаков.
Украинская административная система была создана во время войны и строилась по военно-территориальному принципу. Определенные территории выделяли сотни казаков, которые объединялись в полки. Полковники и сотники осуществляли как военную, так и административную и судебную власть. В городах и селах имелись свои атаманы. Такая система способствовала мобилизации сил народа на борьбу с польской шляхтой и вместе с тем, поскольку находилась в руках украинской старшины,— закреплению власти и феодальных привилегий этой старшины. Вся административная система делилась на три «уряда»: генеральный (гетман и генеральная старшина), полковой (полковник и полковая старшина) и сотенный. Первое время все должности от гетмана до сотника были выборными. Однако вскоре выборы превратились в формальность, а затем сменились назначениями. Полковников назначал гетман, а те в свою очередь — сотников. Аппарат управления бюрократизировался. При каждом из представителей генеральной старшины и при полковой старшине были созданы многочисленные канцелярии.
Возглавлял всю эту систему гетман, который обладал законодательной властью (издавал «универсалы»), был главой исполнительной, финансовой, судебной и военной власти. Он мог вести и внешние сношения со всеми государствами, за исключением Польши и Турции. Ему помогали помощники: генеральный обозный, ведавший организацией и снабжением войска и артиллерией; генеральный писарь, возглавлявший «генеральную войсковую канцелярию», в которой сосредоточивалось все делопроизводство, текущее управление и дипломатическая переписка; генеральный судья (иногда их было два); генеральный подскарбий, ведавший финансами; генеральные бунчужные, хорунжие, есаулы (военные чины). При гетмане существовала рада генеральной старшины, на которую, кроме самой генеральной старшины, приглашались полковники и представители «знатного войскового товарищества». Важнейшие вопросы ставились на обсуждение войсковой рады, представлявшей собой собрание всего казачьего войска. Эта рада решала вопросы войны и мира, избрания и смещения гетмана и генеральной старшины и т. д. Например, на Переяславской раде 8 января 1654 г. был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Однако после окончания освободительной войны значение войсковой рады падает. На ней присутствуют уже не все казаки, а только старшина и жители города и окрестностей, где собирается ряда. Роль ее сводится к формальному утверждению подготовленных старшиной решений.
Территория Украины делилась на полки. Состав их и количество несколько раз изменялись. После Андрусовского перемирия 1667 года на Левобережной Украине было 10 полков. Власть в каждом из них принадлежала полковнику, при котором существовала рада полковой старшины. Однако большинство дел решалось полковниками единолично. Полки состояли из сотен во главе с сотниками. Слободская Украина делилась на пять полков. Однако там власть полковников была ограничена лишь разрешением казацких дел. Управлением же ведали царские воеводы.
Запорожская сечь возглавлялась кошевым атаманом и его помощниками, избиравшимися запорожской сечевой радой. Территория Запорожья делилась на восемь «паланок» во главе с полковниками. Здесь дольше сохранялась выборность и слабее были старшинско-бюрократические элементы. Подчинялось Запорожье гетману.
Города Украины пользовались самоуправлением. Они делились на магистратские, имевшие так называемое магдебурско-хелминское право, и ратушные, не пользовавшиеся им. Магистратскими городами были самые крупные, такие, как Киев, Нежин, Переяслав, Чернигов, Стародуб и др. Управлялись они магистратом во главе с войтом (члены магистрата назывались бурмистрами и райцами). Магистрат формально был выборным, а фактически захватывался богатой городской верхушкой. В ратушных городах власть принадлежала казацкому атаману, ведавшему делами казаков, и выборным представителям города (ратуше), занимавшимся делами мещан. Усиление власти казацкой старшины вело к тому, что атаманы фактически управляли городами, налагали повинности на городское население. На выборах городских представителей, как правило, проходили кандидаты, поддерживаемые полковниками.
Контроль за гетманским управлением осуществляли Посольский, а с 1663 года Малороссийский приказы. Последнему подчинялись также русские гарнизоны во главе с воеводами в пяти украинских городах (в том числе в Киеве). Малороссийский приказ собирал, кроме того, налоги в царскую казну, из которых отпускались деньги на нужды Украины и казацкого войска.
Царская власть стремилась ограничить политическую самостоятельность Украины и распространить на нее общие для всей империи учреждения. Украинская старшина, борясь за свои привилегии и власть, противодействовала этому. Однако она видела, что без помощи царизма не сможет удержать в повиновении угнетенные массы украинского народа.
После измены Мазепы с 1709 года при гетмане назначается русский резидент (бригадир Измайлов). С 1710 года Слободская Украина и города, где были русские гарнизоны, включаются в Киевскую губернию. Но делами казаков по-прежнему ведала казацкая старшина. После смерти гетмана Скоропадского в 1722 году царское правительство не разрешило выборы нового гетмана и создало для управления Украиной Малороссийскую коллегию из шести штаб-офицеров во главе с бригадиром Вельяминовым, подчиненную Сенату. Командование казачьим войском было поручено русскому генералу Голицыну. Ввиду угрозы войны с Турцией в 1727 году были разрешены выборы гетмана, которым стал престарелый Д. Апостол. При нем имелись советники из русских чиновников. После смерти Апостола (1734 г.) управление перешло в руки «Правления гетманского уряда», назначаемого царем из старшины и русских чиновников. С осложнением международной обстановки в 1750 году вновь было решено удовлетворить просьбы старшины о восстановлении гетманства. Гетманом был избран фельдмаршал К. Разумовский — брат фаворита царицы Елизаветы Петровны. Он усиленно раздавал старшине земли и крепостных в «вечное и потомственное владение».
В 1764 году Екатерина II предложила Разумовскому отказаться от гетманства, что тот и сделал. Для управления Украиной была образована Малороссийская коллегия во главе с Румянцевым. В 1765 году на Слободской Украине было ликвидировано деление на полки и создана губерния с центром в Харькове. В 1780 году на Левобережной Украине было введено Положение о губерниях 1775 года. Деление на полки и здесь было упразднено. В 1782 году были созданы наместничества: Киевское, Черниговское и Новгород-Северское, которыми стал управлять генерал-губернатор Румянцев.
Развитие права. Судебные функции на Украине осуществляли органы казацкой войсковой администрации. Верховным судьей был гетман, которому помогал генеральный судья. В городах дела мещан разбирали магистраты и ратуши.
В 1763 году гетман Разумовский провел судебную реформу. Судебная система была перестроена на основе Третьего Литовского Статута (1588 г.) по образцу шляхетских судов Речи Посполитой. Полковые суды были преобразованы в городские. Для разбора гражданских дел созданы земские суды, а для земельных — подкоморные. Суды состояли из выборных представителей шляхты. С введением на Украине в 1780 году Положения о губерниях (1775 г.) на нее стала распространяться деятельность общих судебных учреждений Российской империи.
Источниками права на Украине были обычаи, литовские статуты, указы («привилеи») польских королей и литовских великих князей, универсалы гетманов и войсковой канцелярии, полковничьи «листы», в городах — так называемое магдебургско-хелминское право, царские указы и грамоты. По мере укрепления на Украине феодально-крепостнического строя обычное право теряло свое значение. Все большую роль играл Третий Литовский статут, а также царские указы, и гетманские универсалы. Третий Литовский статут регулировал основные институты права.
Украинские феодалы стремились закрепить свои привилегии путем создания особого украинского кодекса законов. Царское правительство также было заинтересовано в кодификации с целью прекратить действие на Украине различных источников права (польских, литовских и т. д.) и приблизить украинское законодательство к общероссийскому. В 1728 году была создана особая комиссия для кодификации, которая в 1743 году представила проект украинского кодекса «Права, по которым судится малороссийский народ». В проекте последовательно проводились следующие положения: сохранение автономии Украины и отличий украинского законодательства от русского, защита привилегированного положения казацкой старшины и шляхетства и уравнение их в правах с русским дворянством. Проект пролежал на рассмотрении в Сенате около 12 лет и не был утвержден царским правительством. С введением на Украине Положения о губерниях на нее было распространено в основном действие общероссийского законодательства.

§ 2. БЕЛОРУССИЯ

История Белоруссии теснейшим образом связана с историей Украины. Как и Украина, Белоруссия входила в состав Великого княжества Литовского и в 1569 году по Люблинской унии была включена в состав Речи Посполитой. Общественный строй, система государственных органов и право в Белоруссии были такими же, как и во всем Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. В силу тех же причин, что и на Украине, белорусский народ боролся против гнета шляхетской Польши за воссоединение с русским народом. Белорусское крестьянство и городская беднота активно участвовали в освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого. В этой войне особенно прославились такие вожди белорусского крестьянства, как Кривошапка, Гаркуша, Хвесько, Михненко и др. Богдан Хмельницкий прислал в Белоруссию украинские казачьи полки под командой полковников Голоты и Кричевского, которые вместе с белорусскими отрядами нанесли ряд поражений войску литовского гетмана Радзивилла. Однако с помощью наемных войск панам удалось подавить восстание белорусского народа.
В конце XVII в. и в XVIII в. в Белоруссии наблюдался упадок городов и сельского хозяйства, что ослабило внутренние экономические связи в стране. Значительно усилились магнаты, которые превращаются в настоящих владетельных князей. Такие из них, как Сапеги, Радзивиллы, Потоцкие, Вишневецкие содержали свои войска, имели крепости, собирали налоги и пошлины, заставляли население нести повинности в свою пользу и вели бесконечные войны между собой из-за земель. Феодально-крепостнический гнет дополнялся гнетом национальным и религиозным. С помощью Ватикана вводилось униатство (католичество). Белоруссия подверглась большим опустошениям во время Северной войны, когда сюда вторглась шведская армия, а феодальная клика при поддержке иностранных войск вела борьбу за королевский престол. Выход для Белоруссии был только в воссоединении ее с Русским государством. В 1772 году в результате первого раздела Польши к России отошла восточная часть Белоруссии, в 1793 году — центральная (с городом Минском), а в 1795 году по третьему разделу Польши — западная часть (с городами Гродно, Слонимом и Брестом). На Белоруссию распространилось действие Положения о губерниях (1775 г.) и другое русское законодательство. Здесь были созданы такие же, как и во всей Российской империи учреждения.

§ 3. МОЛДАВИЯ

Молдавия по-прежнему находилась под гнетом султанской Турции. Турецкое господство тяжелым бременем ложилось на молдавский народ. Непосильные поборы и кровавые расправы опустошали страну, задерживали ее социально-экономическое развитие. Основу экономики Молдавии составляло натуральное хозяйство. Товарно-денежные отношения развивались слабо, хотя имения крупных феодалов втягивались в рыночные отношения. Главной отраслью хозяйства страны было земледелие (особенно садоводство и виноградарство), а также животноводство.
В Молдавии существовал феодальный строй. Господствующий класс здесь состоял из крупных феодалов (бояр) и мелких (боеранаши). Основная масса земли принадлежала боярам, которые обладали иммунитетом, освобождались от налогов и повинностей, за что должны были нести службу при дворе господаря. Феодалы, не служившие господарю («мазылы»), лишались ряда привилегий. Крупными феодалами являлись также церковные иерархи и монастыри. Духовенство пользовалось привилегиями и освобождалось от повинностей. Крестьяне делились на частновладельческих (царан), обитавших на землях феодалов, монастырей и господаря, и свободных (резеши). Резеши жили общинами на государственных землях, но довольно свободно распоряжались своими участками.
Члены общины были связаны круговой порукой. Они были обязаны нести военную службу. В конце XVII в. и в XVIII в. земли резешей усиленно захватываются феодалами. Кроме того, в среде самих резешей выделяется богатая верхушка, концентрировавшая в своих руках общинные земли. Основная же масса резешей разоряется и превращается в зависимых людей. Среди частновладельческих крестьян (царан) имелась категория, обладавшая правом перехода от одного феодала к другому.
Однако целый ряд «уложений» господарей ограничивал такое право. Например, «свободный», проживший более 12 лет на земле феодала, становился крепостным. По закону господаря Константина Маврокордато (1745 год) «свободным» крестьянам также запрещались переходы. Основная масса частновладельческих крестьян были крепостными («вечин»). Они несли натуральные и денежные повинности в пользу феодала, а также барщину. По «Правилам» господаря Василия Лупу (1646 г.) этим крестьянам запрещались переходы. Вечин можно было менять, продавать и т. д., но только вместе с землей, хотя фактически их часто продавали и без земли. На самой низшей ступени стояли холопы, в основном цыгане, которыми торговали как рабами.
Городское население состояло, главным образом, из купцов и ремесленников, объединенных в гильдии, братства и цехи с выборными старшинами. Крупнейшие города пользовались самоуправлением. Однако ввиду слабости городов в них зачастую хозяйничали феодалы.
Главой государственного аппарата был господарь, избираемый боярами и утверждаемый турецким султаном. Господарь обладал законодательной, исполнительной и судебной властью. С конца XVII в. и в XVIII в. турецкие султаны назначали господарей из греков-фанариотов, которых сменяли через каждые три года. При господаре находилась Боярская рада. Войсками, состоявшими из отрядов феодалов и наемных отрядов (по преимуществу татар), командовал член Боярской рады — гетман. Основные посты в государстве принадлежали ставленникам Турции — грекам-фанариотам. Они занимали должности «великого ворника» внутренних дел (руководившего фактически всей внутренней политикой), постельника, исполнителя приказов судебного Ведомства, интенданта двора, офицеров в армии. За молдаванами сохранялись посты «ворника юстиции» (ведавшего судопроизводством), «вистерника» (государственного казначея), управителя г. Ясс и исправников (правителей уездов и городов). Вместе с тем на местах существовали должности вторых исправников из греков-фанариотов. Сбор налогов зачастую отдавался на откуп купцам-фанариотам, которые наживались на этом. В городах имелись выборные советы, но значение их было невелико, так как почти всеми делами заправляли наместники и исправники из феодалов.
В развитии права в Молдавии большую роль играло византийское право. Применялись законы, извлеченные из «Царских книг», «Ручная книга о браках», составленная Алексеем Сианом на основе византийского законодательства, «Шестикнижие» судьи Константина Арменопуло. Большое значение имели «Уложения» (указы) молдавских господарей, особенно «Правила» Василия Лупу (1646 год), юридически оформившие крепостное право и сословные привилегии феодалов.
Молдавия была издавна связана с Россией и Украиной. Молдавский народ ждал помощи России в деле избавления от турецкого ига. Уже в середине XVII в. господари Василий Лупу и Георгий Стефан обратились к царю с просьбой включить Молдавию в состав Русского государства, за что и были свергнуты турками.
Во время русско-турецких войн молдаване активно помогали русским и украинцам. По Кучук-Кайнарджийскому договору (1774 года), заключенному после русско-турецкой войны, Молдавии была предоставлена некоторая самостоятельность. Молдавские господари стали назначаться султаном по представлению русского правительства. Это было подтверждено Турцией в Ясском договоре 1791 года, по которому, кроме того, восточная часть Молдавии (левобережье Днестра) вошла в состав России.

продолжение главы...