.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Рабовладельческие государства на территории СССР


вернуться в оглавление книги...

"История государства и права СССР", под ред. С.А.Покровского, часть I, Москва, 1959 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

РАЗДЕЛ I
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ
Глава первая
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ СССР (I ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ДО Н. Э.- IV ВЕК Н. Э.)

§ 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ


В начале I тысячелетия до новой эры первобытнообщинный строй, основой которого была общественная собственность на средства производства, вступил на высшую и последнюю ступень своего развития. На смену каменным, медным и бронзовым орудиям пришли железные топоры, сошники плугов и мечи. Примитивное охотничье хозяйство уступает место скотоводству, земледелию, ремеслам. Появляется разделение труда между отраслями общественного производства. У общества образуется излишек продуктов над прожиточным минимумом. Все это сделало возможным обмен продуктами между отдельными лицами и группами. По мере развития ремесла и торговли появлялось и увеличивалось имущественное неравенство внутри племени. В руках племенной знати: вождей, жрецов, военачальников скоплялись богатства. Войны, принявшие грабительский характер, усиливали неравенство. Пленных уже не убивали и не съедали, а превращали в рабов.
Таким образом, закономерным результатом развития производительных сил в недрах родо-племенной организации явилась смена первобытно-общинного строя новым, рабовладельческим строем, который был более прогрессивен, так как давал больший простор развитию производительных сил.
Основой новых производственных отношений была полная собственность рабовладельца на средства производства и на непосредственного производителя — раба. Рядом со свободными территориальными общинами возникли крупные рабовладельческие хозяйства: латифундии (сельскохозяйственные имения) на селе и эргастерии (крупные мастерские) в городе. Произошло деление общества на классы: рабовладельцев и рябов. Рабовладельческий характер первого в истории человечества классового общества диктовался относительно невысоким уровнем развития производительных сил, который обеспечивал получение прибавочного продукта только путем самой беспощадной эксплуатации рабов, основанной на внеэкономическом принуждении.
Качественные изменения в экономической структуре общества сделали необходимым появление новой надстройки. Рабовладельцев не устраивает «военная демократия», присущая общинно-родовому строю на последнем этапе его развития. Им была нужна такая общественно-политическая организация, которая охраняла бы их богатства и держала бы в узде рабов и свободную бедноту. Поэтому общинно-родовой строй был заменен рабовладельческим государством. Место вождя племени, являвшегося слугой народа, занял царь, ставший угнетателем масс. Общественные должности, прежде выборные, стали наследственной привилегией богачей. Первобытная демократия уступила место враждебной народу аристократии.
Государство, таким образом, не было навязано обществу извне, а явилось неизбежным продуктом общества на определенной ступени развития производительных сил: «государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно» (1).
В различных частях территории нашей Родины процесс возникновения рабовладельческих отношений и рабовладельческих государств протекал в силу конкрет-
--------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.. т. XVI, ч. 1, стр. 145
----------------------------------
ных исторических условий не одновременно н не одинаково.
Первые рабовладельческие государства на территории CСCP возникли к середине I тысячелетия до н. э. в Закавказье, Причерноморье и в Средней Азии. Этому способствовали имевшиеся там благоприятные природные условия, позволявшие создать при тогдашнем низком уровне техники латифундии. Важным условием являлось также наличие близких источников для захвата масс рабов. В лесах Севера таких благоприятных условий для развития рабовладельческой формации не было. Поэтому там классовое общество и первые государства образовались позднее и иным путем.

§ 2. ДРЕВНЕЙШИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА ЗАКАВКАЗЬЯ

В начале I тысячелетия до н. э. народы Закавказья переходят от первобытно-общинного строя к классовому, рабовладельческому. Определяющим фактором для этого послужил сравнительно высокий уровень развития здесь земледелия, скотоводства, а также бронзовой металлургии. Фактором, ускорившим такой переход, было влияние передовых, рабовладельческих цивилизаций Востока, с которыми у Закавказья имелись древние связи.
На грани II и I тысячелетий до н. э. в Закавказье образовался ряд союзов племен, что вызывалось, в частности, необходимостью обороны от грабительских походов Ассирии, бывшей тогда крупной рабовладельческой державой. Ассирийские источники первой половины I тысячелетия до н. э. упоминают, например, о странах Наири, или Уруатри (позднее Урарту), которые объединились и поднялись против ассирийского владычества. Памятники рассказывают, что против ассирийского деспота Тиглатпалассара I боролись 23 царя Наири. В XII— XI вв. под главенством военно-рабовладельческой верхушки племени Наири (Урарту) находился союз, объединявший до 60 племен, каждое из которых имело своего «царя» (так называли племенных вождей летописные тексты).
Постепенно, с усилением имущественного неравенства, увеличением количества рабов и ростом их сопротивления, племенные союзы превращаются в крупные объединения государственного характера. Стремление знати получить больше рабов, для чего нужно было вестя захватнические войны, а также необходимость обороны от внешнего врага ускоряли возникновение и развитие рабовладельческих государств. Возникновение и деятельность Урарту и других рабовладельческих государств способствовали образованию народностей. Под народностью — предшественницей нации - понимают исторически складывающуюся этническую общность людей эпохи возникновения и развития рабовладельческой или феодальной общественно-экономической формации. Для этой общности, основывающейся уже не на родовых, а на социально-экономических связях и отношениях, присущих классовому обществу, характерно наличие единой территории, единого языка и определенной общности культуры.

ГОСУДАРСТВО УРАРТУ

В середине IX в. до н. э. союз стран Наири уступил место государству Урарту, первые властители которого носили титул «царь Наири». Это было первое государство в Закавказье. Оно возникло в районе озера Ван и поэтому именуется также Ванским царством. На восточном берегу озера находилась урартская столица — город Тушпа.
Молодое рабовладельческое государство быстро расширяло свои границы за счет соседних племен, еще не образовавших своей государственности, а также за счет ослабевшей к этому времени Ассирии. В IX в. урартийские цари захватили большие области к северу от реки Араке, а в VIII в. завладели землями Ассирии в верховьях рек Тигра и Евфрата и присоединили к себе большую территорию вокруг озера Севан. Государство Урарту стало главенствующим в Передней Азии.
История государства Урарту имеет для нас большое значение, так как в нее уходят корни развития всех народов Закавказья. По своему типу это государство относится к древневосточным деспотиям. Оно представляло собою военно-административное объединение. Для его государственного устройства была характерна непрочность связи составлявших его частей. Они не имели общей экономики, культуры, языка. Отсюда неустойчивость границ государства, что было одной из причин, вынуждавших господствующий класс Урарту идти на создание сильной, деспотической власти.
В середине VIII в. до н. э. Урарту достигло наивысшего расцвета. Успешные войны обеспечивали непрерывный приток пленных, превращаемых в рабов, и скота. Дошедшие до нас клинообразные надписи на скалах возле озер Ван и Севан рассказывают об успешных походах, дававших до 250 тыс. пленных. В царскую сокровищницу поступала богатая дань от побежденных племен. Используя труд десятков тысяч рабов, урартийские цари строили города, крепости, дворцы, оросительные системы. Труд рабов применялся и в крупных сельскохозяйственных имениях царя, жрецов и знати. Надо отметить, что только правящие классы владели рабами. Основная же масса населения еще продолжала жить в условиях родового быта.
Царь был главным рабовладельцем, ему принадлежали массы рабов, многие города, крепости и даже каналы. Рабовладельцами являлись также многочисленные чиновники, военачальники, жрецы, многие бывшие племенные вожди. Наиболее крупными среди них были царские наместники, управлявшие пограничными областями. Эти правители должны были обеспечивать своевременную уплату дани покоренными племенами, наблюдать за сооружением крепостей, строительством каналов и т. п. Основной целью создания административных центров с наместниками во главе было всемерное укрепление власти царей Урарту на окраинах государства. Но наместники, стремясь к полной самостоятельности, не раз вступали в борьбу с царями.
Одним из мероприятий, применявшихся царями Урарту для укрепления своего влияния на окраинах, было переселение жителей захваченных областей в другие районы и замена их переселенцами из иных мест. Несмотря на такие меры, порабощенные народы не раз поднимались против своих угнетателей. Это обстоятельство, а также восстания рабов и обострение противоречий среди расслаивавшегося свободного населения ослабляли государство. Со второй половины VII в. мощь Урарту стала уменьшаться, чем воспользовались Ассирия и другие агрессивные соседи. В войнах с ними Урарту терпит поражения. От него откалывается ряд окраин.
Около 590 г. до н. э. государство Урарту, силы которого уже были подточены, попало под власть Мидии и прекратило свое существование. Через 40 лет — в середине VI в. до н, э. — господству Мидии также пришел конец. Она была разгромлена персами. Постепенно на бывшей территории Урарту образовалось несколько новых рабовладельческих государств.

АРМЯНСКИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА

Проживавшие на Армянском нагорье племена армениев, или хайев, как себя называли и называют армяне, в VII в. до н. э. подпали под власть царей Урарту. Армяне много раз поднимались против своих угнетателей и около 612 года, действуя в союзе с Мидией, завоевали независимость и образовали первое армянское государство в области Армина — на южных отрогах Армянского Тавра. Через несколько лет (около 610 г.) в центре Урарту сложилось второе армянское государство — Хайк. Его столицей стал город Тушпа — бывшая столица Урарту. Вокоре оба армянских царства слились в одно довольно крупное государство - с династией Еруанди во главе. Его центральной частью осталось Ванское озеро, сыгравшее в истории роль колыбели Армении. В жестокой борьбе против агрессивных соседей армянское государство отстаивало свою самостоятельность на протяжении почти ста лет (612—520). В 520 году оно было завоевано персами и включено в состав древне-персидской державы Ахменидов, основанной Киром. Армина (так называли Армению персы) была разбита на две части — сатрапии Персидского царства — Восточную и Западную. Во главе каждой из них персидский шах поставил наследственных правителей — сатрапов.
Разгром персидской державы Александром Македонским в 334—330 гг., а затем распад империи Александра были использованы армянами для образования самостоятельных государств. В 316 г. до н. э. было образовано Айраратское царство со столицей в г. Армавире и царство Малая Армения в долине верхнего Евфрата. Кроме того, на территории обширной Селевкидской державы, названной так по имени одного из полководцев Александра Македонского — Селевка, образовались две самоуправляющиеся сатрапии: Софена в юго-западной части Армянского нагорья и Армения, охватившая исконную территорию Урарту. Во главе обеих сатрапий стояли местные армянские наследственные правители.
В 220 г. до н. э. селевкидское войско силой присоединило Айраратское царство к Армении. С этого времени вся страна стала называться Великой Арменией. Здесь образовался центр будущего объединенного армянского государства. Царь Великой Армении Арташес I (189— 161 гг.) явился основателем династии Арташесидов (Арташидов). В начале II в. до н. э., когда под ударами римлян зашаталась держава Селевкидов, армяне восстали и освободились от ее господства. Великая Армения и Софена превратились в независимые государства.
На рубеже новой эры, при Тигране II Великом (95—56 гг.) Софена, часть Малой Армении и ряд других земель были присоединены к Великой Армении, которая стала могущественным рабовладельческим государством, На его территории жили несколько миллионов армян, то есть почти весь армянский народ. Известный греческий географ Страбон, говоря о Великой Армении, отметил, что «там все говорят теперь на одном языке». Таким образом, ко II в. до н. э. процесс формирования армянской народности в основном завершился.
Но некоторые армянские земли находились еще в руках Парфянского царства, образовавшегося на территории Ирана (Персии). Чтобы отвоевать эти земли и ослабить Парфию, угрожавшую армянским границам, Тигран II начал против нее войну и в 85 году одержал полную победу. Все армянские территории отошли к Великой Армении. Царю Парфии пришлось отказаться в пользу Тиграна II от титула «царя царей». К 70 г. до н. э, Тигран II покорил Селевкидское царство. Границы Великой Армении теперь раскинулись от Каспийского до Средиземного моря и реки Иордан.
Начиная с 69 года, Армении пришлось обороняться от нашествий Рима, стремившегося уничтожить армянскую государственность и поработить армян. Войны велись с переменным успехом. В первые годы новой эры римлянам удалось разгромить Армянское царство. Однако в результате ряда народных восстаний римским гарнизонам в 52 г. н. э. пришлось оставить Армению. Независимость Армянского государства была восстановлена. Во II в. н. э. свободолюбивому армянскому народу снова пришлось отражать ряд нападений римлян.
В 20-х годах III в. в соседнем с Арменией Иране образовалось могущественное государство Сасанидов, поведшее захватническую политику. Но действуя в союзе с ослабевшим к этому времени Римом, армяне в 297 году нанесли сокрушительное поражение сасанидской армии и добились заключения мирного договора, подтверждавшего независимость Армянского государства.
Общественный строй Армении. К I в. до н. э. рабовладельческий уклад в Армении стал господствующим. Труд рабов широко использовался в имениях знати, в ремесленных мастерских, а также на строительстве городов и каналов. Рабы делились на четыре категории: 1} «рабы, рожденные на чужбине», то есть военнопленные; 2) «рабы, рожденные в семье», родившиеся от рабов в доме хозяина; 3) «приобретенные ценой серебра» — купленные; 4) члены армянских сельских общин, попавшие в рабство по суду за неплатеж долгов.
Свободное крестьянство, организованное в сельские общины, постепенно закабалялось, чему способствовали непомерно высокие налоги и различные повинности, которые оно несло в пользу государства.
В состав господствующего класса рабовладельцев входили бывшая родо-племенная знать, высшие должностные лица и жрецы. Последние играли видную роль в общественно-политической жизни страны. В Армении имелось довольно многочисленное городское население, которое занималось торговлей и ремеслом. Большинство горожан одновременно занималось и земледелием.
Государственный строй Армении. Во главе государства «Великая Армения» стоял царь, обладавший, подобно восточным деспотам, юридически неограниченной властью и являвшийся верховным главнокомандующим. Царь обожествлялся. Вторым лицом в государстве был верховный жрец. Он был главой языческого культа, участвовал в составлении законов, ведал землей и другим имуществом всех храмов страны.
Непосредственно за верховным жрецом на лестнице государственного управления стояли наследственные правители окраинных областей — бдешхи, облеченные всей полнотой военной и гражданской власти. За ними шли стратеги — управители центральных областей, назначавшиеся царем. Во главе военного, податного, административного и других ведомств находились высшие чиновники.
В I—II вв. н. э. армянское рабовладельческое общество потрясается крупными восстаниями рабов. Это ускоряло разложение рабовладельческого строя и побуждало рабовладельцев переводить рабов на положение колонов, то есть наделять их землей и орудиями производства. Рабовладельческий строй все более изживал себя.

ГРУЗИНСКИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА

История грузинской государственности на начальных этапах во многом сходна с историей армянского государства. Но рабовладельческие отношения в Грузии в силу исторических условий сложились несколько позднее, чем в Армении. Поэтому позже развилась и государственность.
Греческие источники, в частности историк V в. Геродот, говорят о том, что на восточном побережье Черного моря в V в. до н. э. существовало богатое Колхидское царство (или Лазика — по имени самого сильного грузинского племени — лазов), торговавшее с греками и чеканившее свою серебряную монету — «колхидку». В источниках IV в. до н. э. упоминается второе грузинское царство, находившееся в Западной Грузии, — Иберия, или Картли (Карталиния). Столицей Иберии был город Мцхета, надолго ставший основным центром грузинской государственности. В середине I тысячелетия до н. э. складываются две родственные грузинские народности: кодхская и иберийская (картлийская). Позднее они слились в единую древнегрузинскую народность. В Иберии, находившейся на перекрестке торговых путей, развитие рабовладельческой государственности шло быстрее, чем в Колхиде, почти постоянно находившейся под чужеземным гнетом.
Иберия в I в. н. э. превратилась в обширное, вполне сложившееся рабовладельческое государство, настолько сильное, что Римская империя после ряда войн вступила с ним в союзнические отношения. Царь Иберии именовался «другом цезаря и римлян». Во II в. Иберия вела победоносные войны против своих соседей. Однако в том же столетии ей пришлось уступить большую область Армянским государствам и вступить с ними в союзнические отношения, которые не были вполне равноправными.
Опустошительные римско-персидские войны III в., нанесшие неисчислимый вред Армении, почти не затронули территорию Грузии, что позволило грузинскому государству вновь окрепнуть. Однако по соглашению с Персией в 298 году Рим установил над Грузией протекторат. Внешне он выражался в обязанности царей Иберии при вступлении на престол получать знаки царской власти от римского императора. Но зависимость эта была, по существу, номинальной.
Общественный строй Грузин. Большинство советских историков считают, что Грузия с V—III вв. до н. э. по III—V вв. н. э., то есть на протяжении почти тысячи лет, была рабовладельческим обществом, где имелись, однако, сильные пережитки родовых отношений. Но этот вопрос не решен еще окончательно. Например, грузинский историк Г. К. Соселия высказал мнение, что в I в. до н. э. в Грузии существовало еще родовое общество в стадии его разложения, сменившееся к V в. до н. э. феодальным строем (1). Проф. С. В. Юшков утверждал, что Грузия, Армения. Албания и почти все государства, существовавшие на территории СССР до н. э. и в первые столетия н. э. были не рабовладельческими и не феодальными, а «дофеодальными государствами». Но такая точка зрения не получила признания в науке, так как термин «дофеодальное» не определяет классовой природы государства.
В I в, н. э. Иберия, по свидетельству Страбона, давшего о Западной Грузии наиболее обстоятельные сведения, была богатой страной, «покрытой в большей части городами и хуторами».
Страбон рассказывает, что население Иберии делилось на четыре сословно-кастовые группы. К первой из них, высшей, относился царский род; ко второй — жрецы; к третьей — воины и земледельцы; к четвертой — царские рабы, доставлявшие «все необходимое для жизни». Видимо, греческий автор именует так крестьян-об-
-------------------------
1. См. «Вопросы истории» 1956 г. Ns 10, стр. 72 и след.
-------------------------
щинников, которые, будучи юридически свободными, несли в пользу царского рода натуральные и трудовые повинности.
Имелись в Иберии и настоящие рабы, главным образом из числа военнопленных. Их труд применялся в поместьях царя и знати. Источники упоминают также о священных рабах. Но основная масса населения состояла еще из свободных крестьян-общинников. В случае войны они в обязательном порядке привлекались в войско, которое состояло из пехоты и конницы и славилось своими боевыми качествами. На наличие сильных пережитков родового строя в I в. до н. э. у иберов указывал и Страбон, отмечавший, что «имущество у них общее по родам, заведует и распоряжается им в каждом роде старейший».
Постепенно «народ-войско» («эри» по древнегрузинской терминологии) уступает место армии, отделенной от народа и полностью подчиненной царю. Господствующий класс Иберии — рабовладельческую знать — составляли военная аристократия и жрецы. Иберийское государство, как и Армения того времени, имело черты восточной деспотии.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА

В древности Северный Азербайджан назывался Албанией. В IV—III в. до н. э. здесь существовал крупный союз племен во главе с албанами. В середине I в. до н. э. он уступил место раннерабовладельческому албанскому государству. Страбон писал: «Ныне всеми правит один царь, а раньше каждым племенем, имевшим особый язык, правили отдельные «цари», было же у них 26 языков, вследствие отсутствия сношений друг с другом». В I в. до н. э. албаны, действуя в союзе с армянами и иберами, успешно отразили нашествие римлян.
Наиболее влиятельным лицом после царя являлся жрец, управлявший «священной землей». Так называлось храмовое княжество, сложившееся вокруг богатого древнего святилища в восточной части современной Кахетии. Основным занятием албанов были скотоводство, земледелие и виноградарство. Но в своем экономическом и общественном развитии они отстали от иберов. Образ жизни албанов был ближе к пастушескому, кочевому.
Албанское государство можно отнести к числу примитивных рабовладельческих государств. Не все земли Азербайджана вошли в его состав. Юг Азербайджана принадлежал персидскому царству Ахменидов. После разгрома персидской державы Александром Македонским здесь образовалось сильное рабовладельческое государство — Атропатена.

§ 3. ДРЕВНЕЙШИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА СРЕДНЕЙ АЗИИ

Рабовладельческие отношения в Средней Азии возникли в середине I тысячелетия до н. э. в связи с массовым переходом живших здесь народов к земледелию с искусственным орошением. Тогда же возникли и первые государственные объединения, о которых образно повествует «Авеста» — древний эпос народов Средней Азии. В «Авесте» говорится, что среднеазиатские общества знали кастовое деление. Существовали касты жрецов, воинов, земледельцев и ремесленников. Во главе государств стояли цари.
Важным фактором, ускорившим переход от родовой организации к государственной, была необходимость строить, поддерживать в порядке и расширять ирригационные сооружения, а также защищаться от частых и губительных нашествий кочевников.
В VII—VI вв. в районе Балха сложилось первое крупное политическое объединение Бактрия, которое «Авеста» называет «страной с высокоподнятыми знаменами».
Около VI в. до н. э. сильное рабовладельческое государство образовалось в Хорезме — «стране солнца». Это государство явилось центром складывавшейся массагетской народности.
В VI в. Средняя Азия стала добычей древне-персидской державы Ахменидов. Персидский царь Кир разбил страну на сатрапии, управлявшиеся его ставленниками. Главной задачей правителей сатрапий был сбор тяжкой дани, наложенной персидскими захватчиками. Неоднократные восстания среднеазиатских народов против персидского ига были потоплены в крови. Только Хорезму удалось в конце V или начале IV в. до н. э. освободиться. В 30-х годах IV в. до н. э. государство Ахменидов рухнуло под ударами когорт Александра Македонского. Но империя последнего, также бывшая непрочным военно-административным объединением, распалась вскоре после смерти ее основателя. Против преемников Александра в Средней Азии — Селевкидов поднимаются одно за другим мощные народные восстания.
В 250 году наместник Бактрии Диодот отложился от Селевкидской державы и объявил себя царем. Так возникло независимое рабовладельческое государство Бактрия или, как его еще называют, Греко-Бактрийское государство. Оно делилось на сатрапии, а последние на эпархии (районы). Их правители подчинялись царю, обладавшему огромной властью. В 130 году до н. э. Бактрия пала под напором кочевых племен. На рубеже нашей эры на территории Средней Азии находилось множество мелких владений.
В I в. н. э. южные области страны — Бактрия и Согда — объединились под властью главы племени кушанов. Это положило начало могущественному Кушанскому царству. Оно быстро расширило свою территорию за счет соседей и в конце I — начале II в. н. э. стало державой мирового значения, подобной Парфянскому царству или Римской империи. Кушанское царство подчинило многие народы Средней Азии. В борьбе за господство над всей страной оно столкнулось с Парфянским, а затем с Сасанидским государством. Их почти трехсотлетняя борьба окончилась полным поражением Кушанского царства, В III в. н. э. оно распалось.
Кушанское царство являлось восточной деспотией. Царь — деспот опирался на рабовладельческую аристократию. Еще до крушения этой державы от ее владычества освободились Хорезм (в начале III в. н. э.), а затем Фергана и ряд других государств, где правили свои династии.

§ 4. СКИФСКИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА

В середине V в. обширные области между низовьем Дуная и устьем Дона назывались Скифией. Здесь обитали многие племена, главную роль среди которых играли скифы, как их именовали греки. Сами себя эти племена называли сколотами.
Скифы, пришедшие в Приазовье и Северное Причерноморье из-за Волги и Дона, вытеснили живших здесь киммерийцев и образовали в VII—VI в. до н. э. сильный союз племен. Во главе каждого племени стояли свои династы — номархи и вожди — базилевсы, по терминологии античных источников.
В VI—V в. скифы находились еще в стадии разлагавшегося первобытно-общинного строя. Высшим органом правления в каждом племени было народное собрание, которому подчинялись совет старейшин и племенной вождь.
Процесс образования классов, ускоренный появлением в Причерноморье греческих колоний, завязавших со скифами оживленную торговлю, завершился в основном в IV в. до н. э. В середине этого столетия около устья Дуная возникло первое Скифское рабовладельческое государство во главе с царем Атеем, который прославился рядом побед над фракийцами, но потерпел поражение от македонского царя Филиппа и был убит. Около III в. до н. э. образовалось Скифское царство в Крыму. Его столицей был город Неаполь (вблизи современного Симферополя).
О большой власти скифских царей дает представление описанный Геродотом торжественный обряд погребения «верховного царя» скифов, то есть царя племени «царских скифов», которое — по Геродоту — занимало территорию между Днепром и Доном и главенствовало над остальными племенами. Прах царя бальзамировали, а затем возили от одного племени к другому. «Те, к которым привезут покойника, — пишет Геродот, — делают то же, что и царские скифы: отрезают себе часть уха, обстригают кругом волосы, надрезают руки, расцарапывают лоб и нос, протыкают стрелы сквозь левую руку. Оттуда везут труп к другому подвластному племени, причем те, к которым приезжали раньше, следуют за ними...» Вместе с царем хоронили множество лучших его слуг из числа скифов, а не рабов, «ибо, — как свидетельствует Геродот, — царю служат те, которым он сам прикажет».
Через год после смерти царя из оставшихся царских слуг «выбирают самых способных 50 человек, а также 50 отборнейших коней; и тех и других предают удушению...». Пышными, хотя и более скромными, обрядами, сопровождались также похороны скифских знатных лиц.
Скифы были разбиты сарматами, которые еще в начале IV в. до н. э. стали проникать на Дон из приволжских и южноуральских степей. Во II в. до н. э. сарматы начали теснить скифов и завоевали основные скифские земли, Диодор Сицилийский пишет, что сарматы «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню».
У сарматов тоже складывалась государственность. Во главе каждого их племени стоял царь, обладавший большой властью. Части племен возглавлялись "скипетроносцами". Царь и «скипетроносцы» опирались на вооруженные дружины. Сарматы господствовали в Северном Причерноморье до середины III в. н. э.
Остатки разбитых скифских и сарматских племен были ассимилированы славянами.

§ 5. БОСПОРСКОЕ ГОСУДАРСТВО

На северных и восточных берегах Черного моря во второй половине VII в. до н. э. были основаны греческие колонии. Колонисты пришли сюда в погоне за хлебом, скотом и рзбами. В VI—IV вв. многие из колоний превратились в рабовладельческие государства-города (полисы). В начале VI в. на правом берегу Бугского лимана была основана милетская колония Ольвия. Немного позднее в восточном Крыму возникли Пантикапея, Феодосия, Нимфей, на Таманском полуострове — Фанагория и др. В конце V в. в юго-западной части Крыма был построен Херсонес. Это были типичные рабовладельческие города-государства, в своем большинстве демократические республики. В 480 году для успешной борьбы с местными племенами греческие города, расположенные по берегам Керченского пролива, объединились под верховенством Пантикапеи-Боспора (ныне Керчь), положив начало сильному Боспорскому царству, быстро расширившему свои границы.
В первой половине III в. до н. э. боспорские властители стали именоваться «архонтами Боспора и Феодосии». Но архонтами, то есть выборными правителями, они называли себя лишь по отношению к греческому населению, хотя на деле обладали наследственной властью. По отношению же к местным племенам, которых греки называли скифами, правители Боспора открыто выступали как цари.
В IV в. — первой половине III в. Боспорское царство пережило период наивысшего экономического и политического подъема. Однако со второй половины III в., когда боспорский хлеб стал вытесняться на греческих рынках дешевым египетским хлебом, началось экономическое, а в результате и политическое ослабление этого царства. В конце II в. н. э. произошло мощное восстание рабов под водительством царского раба, скифа по происхождению, Савмака. Оно приняло большой размах. Восставшие убили последнего царя Боспора Перйсада и провозгласили царем Савмака, Только в результате длительных операций с участием большой армии и флота соседнего Понтийского государства господствующий класс сумел разгромить повстанцев. В первой половине I в. до н. э. ослабленный Боспор был подчинен Понтийским государством Митридата Евпаторского.

§ 6. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Предки славян населяли бассейны Днепра, Вислы и Одра (Одера) еще в бронзовом веке. В I тысячелетии до н. э. многочисленные племена славян занимали огромную территорию от Карпат на юге до Балтийского моря на севере, от Эльбы на Западе до Оки на востоке. При расселении по восточной Европе славяне ассимилировали многие соседние народности и племена.
В сочинениях античных авторов первых столетий новой эры славяне именуются антами, славянами, но чаще всего венедами. Характерно, что Балтийское море именовалось греками Венедским заливом.
В I—IV вв. н. э. особенно интенсивно развивались славянские племена, жившие в Среднем Приднепровье. Археологические, лингвистические и другие данные свидетельствуют о сравнительно высоком уровне развития производительных сил восточного славянства. Родовая община здесь перерастает в территориальную (соседскую). Создаются предпосылки для появления классовых отношений. В исторической литературе высказано предположение, что в наиболее передовых районах восточнославянской территории уже в первые столетия новой эры складывались рабовладельческие отношения.
Во II и III вв. н. э. славянские племена участвовали в войнах против Рима. Победоносные походы приносили «бесчисленное множество сокровищ и пленных». Это способствовало углублению имущественного неравенства и ускоряло разложение первобытно-общинного строя у славян.

перейти к следующей главе...