Раннефеодальные государства на территории СССР


вернуться в оглавление книги...

"История государства и права СССР", под ред. С.А.Покровского, часть I, Москва, 1959 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

РАЗДЕЛ II
ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ
Глава вторая
РАННЕФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ СССР (IV—IX вв.)

§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ


Кризис рабовладельческой системы. В рабовладельческом обществе шло дальнейшее развитие производительных сил; улучшалась плавка и обработка железа, получили распространение железный плуг и ткацкий станок, повысилась техника земледелия, огородничества, маслоделия, виноделия и т. п. Новые производительные силы требовали, чтобы непосредственный производитель был инициативен, заинтересован в результатах своего труда. Полуголодный, работавший из-под плети раб не только не берег орудий труда, а, напротив, умышленно портил и ломал их, хоть этим мстя своему господину.
Таким образом, производительные силы к началу новой эры пришли в противоречие с рабовладельческой формой производственных отношений, ставшей оковами для дальнейшего развития производства. В результате в первые столетия новой эры рабовладельческая система вступила в период неодолимого кризиса, Это был общий кризис рабовладельческой общественно-экономической формации, который проявлялся, в частности, в запустении латифундий, переставших давать доход, в начавшемся упадке всей хозяйственной жизни. Попытки рабовладельцев найти выход путем усиления и без того жестокой эксплуатации рабов вызвали рост сопротивления последних; побеги, убийства своих хозяев, массовые восстания стали частыми явлениями.
Выход из кризиса мог быть только один: перейти к новой форме производственных отношений, которая соответствовала бы изменившемуся характеру производительных сил, их выросшему уровню.
Плуг с железным лемехом позволял каждой семье отдельно заниматься сельским хозяйством. Многие рабовладельцы уже в I—II вв. н. э. дробят свои латифундии, наделяют рабов и вольноотпущенников мелкими участками, дают им орудия производства, необходимые для самостоятельного ведения хозяйства, с тем, чтобы они отдавали своему господину определенную часть урожая. И хотя получивший такой участок юридически оставался рабом, эксплуатировался он уже как крепостной. Имея во владении средства производства и заведя свое хозяйство, он стал заинтересован в результатах своего труда. Так в силу экономической необходимости в недрах рабовладельческого общества повсеместно зарождались элементы новой, более прогрессивной формации — феодализма.
Экономической основой феодализма являлась феодальная собственность на землю. Для него характерно соединение мелкого хозяйства непосредственного производителя с крупной феодальной земельной собственностью. Право собственности на землю феодал экономически реализовывал тем, что заставлял крестьян платить ему земельную ренту, то есть безвозмездно отдавать часть полученного ими продукта. Рента имела или вид отработок, когда крестьянин со своими орудиями безвозмездно работал на полях помещика (отработочная рента — барщина), или вид оброка продуктами (натуральная рента), или уплачивалась деньгами (денежная рента). Для того чтобы крестьянин, наделенный землей и владевший орудиями производства, платил ренту, нужна была та или иная степень внеэкономического принуждения, ибо без прямой власти над личностью производителя феодал не смог бы заставить его работать на себя.
Специфической чертой феодальной земельной собственности являлась ее иерархическая структура, с которой была связана система вооруженных дружин, дававшая феодалам власть над крестьянами. Земельные собственники составляли особую корпорацию, направленную против крестьянства. Ее целью было держать крестьян в личной зависимости от феодала и в повиновении ему. Внутри корпорации собственники делились на ранги в зависимости от количества имевшейся у них земли. Так образовывалась феодальная иерархия, получившая вид лестницы, на верхней ступени которой находился монарх (царь, король, великий князь), считавшийся верховным собственником всей земли в государстве. Остальные феодалы получали («держали») землю от монарха и потому были его вассалами, обязанными в той или иной форме служить ему как своему сюзерену — господину. Обычно они несли военную службу. Крупные землевладельцы в свою очередь раздавали земельные держания средним, становившимся их вассалами, средние — более мелким и т. д.
Различные пути возникновения феодализма. В Древнем Риме, Византии, Закавказье феодальное общество возникло как закономерное следствие кризиса рабовладельческой формации и восстаний рабов. У славян, германцев, кельтов, у ряда азиатских народов, не знавших рабовладельческой формации, феодализм возникал в ходе разложения первобытнообщинного строя. Каждая страна имела те или иные особенности перехода к новой формации. Но независимо от пути возникновения для феодального строя всюду были характерны следующие общие черты: 1) господство натурального хозяйства; 2) наделение непосредственного производителя средствами производства, в частности, землей; 3) прикрепление крестьянина к земле; 4) личная зависимость крестьянина от помещика, внеэкономическое принуждение непосредственных производителей господствующим классом (1). Главной функцией феодального государства являлось подавление эксплуатируемых крестьян и ремесленников, поддержание господства землевладельца, помещика над крепостным крестьянином.
В феодальном государстве, как и в рабовладельческом, юридически устанавливалось особое место для каждого класса, то есть царило не только фактическое, но и формальное неравенство, закрепленное правом.
Феодальное право было правом — привилегией. Оно открыто защищало и освящало преимущества феодалов
--------------------------------
1. См. В. И. Ленин, Соч., т. 3, стр. 158—159.
---------------------------------
и закрепляло зависимое, приниженное положение эксплуатируемых масс. Это было «кулачное право», выражавшее и оправдывавшее произвол феодалов и внеэкономическое принуждение зависимого населения.

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАКАВКАЗЬЕ

На территории СССР первые феодальные государства возникли в Закавказье.
В III—IV вв. в Закавказье, как закономерный результат разложения рабовладельческой общественно-экономической формации, устои которой были подточены рядом восстаний рабов, происходивших в I-—III столетиях, образовались феодальные общества.
Процесс возникновения феодализма здесь протекал несколько иначе, чем в античных обществах, например, в Древнем Риме. Это объясняется тем, что в Закавказье рабовладельческое хозяйство не имело столь глубокого развития, как в Риме, рабство еще не утратило полностью патриархального, домашнего характера. Большинство населения состояло из свободных производителей, долго сохранявших свободу и после возникновения феодальных отношений. Здесь были очень сильны и живучи пережитки родового быта.
Эти обстоятельства, а также частые и губительные нашествия кочевых народов Востока, уничтожавшие складывавшиеся раннефеодальные государства, не могли не определить известного своеобразия в развитии феодальных отношений и феодальной государственности в Армении, Грузии, Азербайджане.

АРМЯНСКОЕ ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Образование феодального общественного строя в Армении. Феодальные отношения в Армении сложились в IV в. Образование класса феодальнозависимого крестьянства шло там двумя путями: 1) рабов сажали на землю, наделяя их необходимыми орудиями, и эксплуатировали как крепостных; 2) аристократы, захватив земли сельских общин, потом на кабальных условиях сдавали эти земли в аренду крестьянам-общинникам и постепенно увеличивали зависимость последних от земельного собственника.
В результате экспроприации общинных земель крупные землевладельцы резко увеличивают размеры своих владений. В руки таких землевладельцев попадают целые районы и даже области. Эти колоссальные земельные владения становятся наследственными и получают название «айреник». Тогда же, в IV в., сложилась в Армении и вторая основная форма феодального землевладения — земли «паргевакан», то есть дарственные. Так назывались имения, которые царь дарил в пожизненное владение тому или иному должностному лицу за службу и под условием службы. В связи с тем, что должности в Армении были наследственными, вместе с ними от отцов к сыновьям переходили и дарственные земли. Таким образом, «паргевакан» со временем тоже превращался в «айреник», то есть в наследственное владение.
Феодальные производственные отношения, победившие в Армении, потребовали изменения всей надстройки, в частности, идеологии. Уже в период кризиса рабовладельческого строя, пережитого Арменией в III в., получили распространение христианские общины. В 301 году христианство, отвечавшее интересам феодалов, ибо оно призывало эксплуатируемых беспрекословно подчиняться своим господам и утверждало, что всякая власть от бога, было провозглашено государственной религией Армении. Христианская церковь, унаследовавшая большую часть земель языческих храмов, получавшая по разным поводам большие земельные угодья, не брезговавшая и захватом земель сельских общин, скоро стала одним из крупнейших землевладельцев.
По мере развития феодальных отношений менялась классовая структура армянского общества. Деление на рабовладельцев и рабов уступило место новой классовой структуре — феодальному сословному строю.
В Армении образовались три сословия: 1) азаты — светские феодалы, 2) духовное сословие, 3) аназаты (или рамики), к которым относились крестьяне, находившиеся на различных ступенях феодальной зависимости, и городское население. Внутри каждого сословия имелась своя иерархия.
Верхушку сословия азатов составляли нахарары — крупные феодалы, владельцы наследственных феодальных княжеств (нахарарств). Нахарары имели собственные военные отряды и были вассалами самого царя, который как крупнейший землевладелец являлся верховным сюзереном.
От количества земли, имевшейся у нахарара, зависела численность его вассалов, а тем самым и число всадников, находившихся под его властью. Нахарары делились на десятитысячников, обладавших конницей в 10 000 всадников, тысячников, сотников и пятидесятников. Феодальная иерархия была юридически закреплена в специальных «разрядных списках». Каждый феодал был обязан даже одеваться строго в соответствии с местом в этих списках, то есть в зависимости от своего служебного положения и наследственных прав. Самым многочисленным слоем феодалов являлись мелкие азаты, имевшие небольшие земельные владения и лично несшие военную службу.
Духовное сословие делилось на высшее духовенство (епископы, настоятели монастырей), располагавшее большими земельными угодьями, и священников. Сельские священники, занимавшие низшие ступени в церковной иерархии, обладали такими же правами, как мелкие азаты.
Во главе духовного сословия стоял глава армянской церкви — католикос, должность которого была наследственной. По своим земельным богатствам он находился в ряду крупнейших нахараров.
Основную массу аназатов составляли крестьяне, называвшиеся шинаканами. Они делились на ряд групп в соответствии со степенью феодальной зависимости. В IV в. большинство шинаканов были лично свободны. К их числу относились члены сельской общины, имевшие на правах собственности не только дом, скот и орудия, ко и земельный «подымный» участок, а также пользовавшиеся лесами и пастбищами, принадлежавшими общине. Но и шинаканы большую часть продуктов своего труда безвозмездно отдавали феодалу, в состав владений которого входила территория общины, и выполняли в пользу феодала ряд повинностей. Помимо этого, шинаканы платили тяжелый налог государству и бесплатно работали на строительстве каналов, мостов, крепостей, дорог и других государственных объектов. Одну десятую урожая (десятину) шинакан отдавал церкви. Не довольствуясь этим, церковь за малейшую провинность налагала на крестьянина эпитемию (покаяние), заключавшуюся в обязанности несколько месяцев и даже лет безвозмездно трудиться в церковном хозяйстве.
Тройная эксплуатация — со стороны феодала, государства и церкви — приводила к разорению маломощных шинаканов. Они влезали в долги и все более закабалялись. Многие лишались земли. По мере углубления и расширения процесса феодализации непрерывно сокращалось число лично свободных шинаканов и росло количество безземельных, мало чем отличавшихся от рабов, посаженных на землю.
В IV—V вв. рабы еще не исчезли полностью. Их труд продолжал применяться как в хозяйстве феодалов, так и на государственных работах. Однако основными производителями были уже феодальнозависимые шинаканы.
Городское население — торговцы и ремесленники, нередко продолжавшие заниматься и земледелием, — имело ряд льгот по сравнению с шинаканами.
Попытки феодалов захватить в безраздельную собственность пастбища и леса, принадлежавшие сельским общинам, и полностью подчинить последние, вызывали сопротивление шинаканов. Оно принимало разные формы: от бегства из родных мест до народных восстаний. Уже в IV в. среди шинаканов и других трудящихся появились религиозные секты, которые выступали против официальной церкви, ставшей сильной феодальной организацией. Эти секты осуждали частную собственность, экономическое неравенство и эксплуатацию.
В зависимости от сословного положения определялись подати и другие обязанности перед государством, а также меры уголовного наказания. За убийство азата платилась в два раза большая сумма, чем за убийство шинакана. За ряд преступлений аназаты подвергались тяжким телесным наказаниям, тогда как священнослужители и азаты за такие же преступления — только штрафу. Крупные феодалы и высшее духовенство были изъяты из подсудности общих судов и подлежали суду царя или католикоса.
Раннефеодальная монархия. Восточная деспотия в Армении, бывшая политической надстройкой над рабовладельческим базисом, с феодализацией общества превратилась в раннефеодальную монархию, являвшуюся первой в истории формой феодального государства. Для нее характерны непрочные связи почти самостоятельных крупных феодальных областей (сеньерий). Владельцы сеньерий, будучи вассалами монарха, сами имели вассалов, то есть являлись сюзеренами нижестоящих земельных собственников. Отношения сюзеренитета-вассалитета, связывавшие всю феодальную иерархию, оформлялись специальными договорами, но фактически прочность таких отношений зависела от реального соотношения сил.
Во главе армянского государства по-прежнему стоял царь. Но это был уже не деспот с юридически неограниченной властью, а феодальный монарх. Все важные государственные вопросы он должен был решать только с согласия феодалов. В противном случае феодалы могли отказаться подчиниться решению царя и восстать против него, что нередко и случалось.
Вслед за царем на феодальной лестнице стояли правители окраинных областей, главы военного и финансового ведомств. Верховный суд принадлежал каталикосу.
Борьба за централизацию и независимость страны. Политический строй Армении, сложившийся в IV в., претерпевал серьезные изменения на протяжении всей эпохи раннего феодализма (IV—IX в.) вследствие дальнейшего развития армянского феодального общества и в силу иноземных завоеваний.
Цари, опираясь на свою конницу, азатов и свободных шинаканов, стремились укрепить свою власть, подавить своеволие нахараров. Но все эти попытки оказались безуспешными из-за своекорыстия нахараров и агрессивных вожделений Персии и Рима.
В 387 году Рим и Персия, после векового соперничества, заключили договор о разделе Великой Армении, по которому Восточная Армения отошла к Персии, а Западная — к Римской империи. Через несколько лет византийцы уничтожили царскую власть на отошедшей к ним территории Армении. В 428 году то же самое сделали персы в Восточной Армении.
На протяжении V и VI вв. армяне много раз поднималась против иноземного владычества. Иногда их восстания бывали успешными. Так, в 485 году после длившегося несколько лет всенародного восстания, когда бок о бок сражались армянские и грузинские отряды, было восстановлено внутреннее самоуправление Восточной Армении. Но в начале VI в. персы снова утвердили там свое господство. В 571 году после удачного восстания, охватившего Армению, Грузию и Албанию, большая часть Армении и Грузия смогли отложиться от Персии. Однако в конце VI в. произошел второй раздел Армении между Персией и Византией.
К началу VIII в. Арабский халифат, овладевший всей Персией, после тяжелой борьбы установил свое владычество и над Арменией. Только в IX в. длительная самоотверженная борьба армянского народа против арабов увенчалась успехом, и независимость Армении была восстановлена. Наиболее ярким моментом этой борьбы явился разгром многочисленного арабского войска народным ополчением горной области Сасун (Южная Армения), о чем рассказывает знаменитый армянский эпос «Давид Сасунский». В 875 году собор армянских духовных и светских феодалов провозгласил Ашота Багратуни, героя освободительного движения против арабов, царем Армении. Арабский эмир был с позором изгнан из страны.

ГРУЗИНСКИЕ ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА

На протяжении III—VI вв. феодальные отношения утвердились в обеих основных частях Грузии — в Лазике, находившейся в сфере влияния Византии, и в Иберии (Карталинии), которая с V в. была в вассальной зависимости от Сасанидской Персии (Ирана). Около 337 года государственной религией Иберии стало христианство, отвечавшее интересам класса феодалов.
Грузинские феодалы назывались азнаурами. Из их среды выделилась землевладельческая знать. Уже к IV в. феодалы экспроприировали большую часть земель сельских общин, а к VI в., по свидетельству грузинских источников, захватили даже необитаемые места и непроходимые дебри.
Основную массу крестьян составляли еще лично свободные общинники — «цврили эри». Но они не могли оставить обрабатываемую ими землю, не рассчитавшись с феодалом. Трудности ухода систематически возрастали. Все большее число свободных общинников теряли свободу и переходили в разряд несвободных — «уазно». Сасаниды не раз пытались полностью уничтожить самостоятельность Иберии и в этих целях старались искоренить христианство и насильственно насадить свою религию — зароастризм. Но это каждый раз вызывало мужественное сопротивление грузинского народа, которое в конце V в. переросло в освободительную войну под водительством царя Вахтанга Горгасара («Волчья голова»). В войне против общих поработителей вместе сражались грузины, армяне и албанцы. Но восставшие потерпели поражение вследствие предательства группы грузинских и армянских феодалов.
В конце первой четверти VI в. грузины снова поднялись против иноземных захватчиков. Сасаниды жестоко подавили восстание и, обескровив грузинский народ, покончили с самостоятельностью Восточно-грузинского государства. Царская власть в Иберии была упразднена. В столице Иберии — Картли сел персидский наместник. В середине VII в. Грузия перешла под власть Византии, нанесшей тяжелое поражение Персии.
К началу VIII в. Грузия, как и все Закавказье, стала добычей арабских завоевателей. Около двух столетий грузинский народ в тяжелейших условиях вел напряженную борьбу за свержение арабского ига. В ходе борьбы против арабов на территории Грузии возникли три независимые феодальные государства: княжество Кахети — в восточной Грузии, Абхазское и Тао-Кларджетское царства в Западной Грузии.

ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

В III в. н. э. оба государства, находившиеся на территории современного Азербайджана, — Албания и Атропатена подпали под власть Сасанидской Персии. Но иноземное завоевание не приостановило развития производительных сил. В стране возникает ряд новых городов: Байлакан, Барда, Шемаха, Нахичевань и другие. Народы Албании и Атропатены в результате ряда восстаний завоевали относительную политическую самостоятельность.
В III—V вв. в Азербайджане развиваются феодальные отношения. Крупные феодалы всячески противодействовали централизации власти в стране, стремясь к полной самостоятельности. На территории Азербайджана образовалось много мелких феодальных княжеств. Политическая раздробленность, явившаяся следствием непрочности экономических связей, облегчила персидскому «царю царей» фактически полное подчинение страны. Ко времени разгрома империи Сасанидов арабами на месте бывшего крупного Албанского государства образовались десятки мелких. Среди них выделялось одно сравнительно большое полусамостоятельное государство — княжество Гардманское.
При арабах, щедро раздававших в наследственное владение за службу и под условием службы захваченные земли (такое владение называлось «икта»), процесс феодализации усилился.
Рост феодальной эксплуатации и тяжелый иноземный гнет не раз вызывали народные восстания, подрывавшие силы Арабского халифата. Расширение в VIII—IX вв. торговых связей со странами Восточной Европы и Переднего Востока, дальнейшее развитие ремесла укрепили экономическое положение народов Азербайджана. В результате взаимодействия двух факторов: внутреннего (упрочение экономики) и внешнего (ослабление халифата) зависимость феодальных владений на территорий Севера и Юга Азербайджана от арабов в IX в. все более принимала номинальный характер.

РАННЕФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА В СРЕДНЕЙ АЗИИ

В IV—VII вв. население Средней Азии разделялось на коренных, местных жителей и на кочевников, волна за волной набегавших с Севера на богатые среднеазиатские земли.
Кочевники создавали свои государства. Но их огромные империи, не имея экономической базы, оставались непрочными военно-административными образованиями и падали под ударами других пришельцев или сильных соседних государств.
Государство Эфталитов. После распада в III в. империи кушанов господствовала политическая раздробленность. На территории между Сыр-Дарьей и Каспийским морем образовалось до 30 независимых «царств» и «княжеств». Большинство из них были так малы, что не выходили за границы одного оазиса. Между этими «царствами» велись непрерывные войны, что тяжело отражалось на состоянии ирригации и разоряло народ. В результате приходят в упадок города. Ремесленное производство постепенно замирает. Все это резко подорвало силы среднеазиатских народов, ставших в IV в. жертвой ряда нашествий полукочевых племен. Наиболее могущественные из захватчиков — эфталиты («белые гунны») подчинили Среднюю Азию и основали здесь свою империю.
Сведений о государственном строе эфталитов крайне мало. Главное — это свидетельство византийского историка Прокопия, жившего в VI в., который сообщает, что эфталиты управлялись одним царем и имели «законную государственность».
При эфталитах продолжался упадок городской жизни, усиливалась зависимость крестьян от местной аристократии. Последняя, получая все меньше дохода от эксплуатации рабов, усиливала закабаление свободных крестьян—общинников, захватывала общинные земли, заставляя крестьянство нести в свою пользу разные повинности. Результатом этого были длительные конфликты между знатью и крестьянами, перераставшие в такие широкие народные движения, как, например, восстание Маздака в начале VI в. Под религиозной оболочкой народного движения скрывались требования закабаляемого крестьянства.
Обострение внутренних социально-политических противоречий ослабило мощь государства эфталитов, что усилило тенденции к децентрализации. Распадом империи, начавшимся к середине VI в., воспользовалось молодое соседнее государство — Тюркский каганат. В 563— 567 гг. оно нанесло сокрушительные поражения государству эфталитов и сделало его своим вассалом.
Тюркский каганат. В середине VI в. на громадном пространстве Алтая, Семиречья и Центральной Азии образовалось мощное государственное объединение кочевников — тюрков. Первый глава нового государства принял титул «каган». После разгрома державы эфталитов тюрки установили свою власть над большинством стран Средней Азии. В 70-х годах VI в. Тюркский каганат достиг своего наивысшего расцвета.
Однако в 80-х годах тюркам нанес страшные поражения Китай, что усугубило хозяйственный кризис, назревавший в странах каганата, и обострило противоречия между знатью и обедневшими народными массами. Источники рассказывают, что во многих селениях и городах каганата люди «вместо хлеба употребляли растертые в порошок кости». На этой почве происходят массовые народные восстания. Так, обреченная на голод беднота приняла участие в большом восстании под водительством Абруя, охватившем в 80-х годах VI в. район Бухары. Повстанцы избрали Абруя своим правителем. Богачи бежали. В 585 году войска кагана подавили восстание, схватили и замучили Абруя. Но каганат уже не мог вернуть себе былого могущества. В конце 80-х годов он распался на два государства: Западный каганат (центр в Семиречье) и Восточный каганат (центр в долине реки Орхон). К середине VIII в. оба эти государства пали под ударами иноземных завоевателей.
Развитие феодальных отношений у народов Средней Азии. Общественный строй кочевых народов-завоевателей находился на более низкой ступени развития, чем у оседлых земледельческих народов Средней Азии. Поэтому нашествия кочевников не могли играть прогрессивной роли и не способствовали переходу от рабовладельческой формации к феодализму.
Феодальные отношения в Средней Азии развиваются в период некоторого ослабления натиска кочевников — к VII в. Основой структуры среднеазиатских обществ становится деление на два класса: дехканство (феодалы) и кедиверы (феодальнозависимое крестьянство).
Процесс образования классов в каждой среднеазиатской стране имел свои особенности. Так, в Хорезме, где земледельцы жили большими патриархальными семьями в отдельных укрепленных усадьбах, началось расслоение на верхушку семьи и зависимых членов-кедиверов. Число кедивеоов в хорезмском обществе неуклонно увеличивалось. Завоевание Средней Азии в начале VIII в. арабами ускорило процесс расслоения свободных. Завоеватели проводили традиционную политику захватчиков: «разделяй и властвуй». За частью дехканства, пошедшей к ним на службу, они сохранили землю и прочие богатства. Дехкане, не соглашавшиеся стать изменниками, лишались привилегий и богатств. Опираясь на помощь предателей, арабы принуждали население платить тяжелую подушную подать и земельный налог, равный половине урожая, а также выполнять многие натуральные повинности. Взимание податей сопровождалось насилиями и издевательствами. Современники свидетельствуют, что сборщики налогов «печатали на их (свободных земледельцев) шеях свинцовые пломбы». Количество феодально-зависимого населения быстро росло.
Трудящиеся массы активно боролись против захватчиков. В 776 году в большой области, лежащей между Сыр-Дарьей и Аму-Дарьей (Мавераннахр или «Междуречье») разгорелось грандиозное восстание — «движение Муканны». Муканна («закрытый одеялом») — прозвище вождя восстания ремесленника Хашима ибн Хакима. Народная война развернулась под антиарабскими и антифеодальными лозунгами. Восставшие требовали передачи всей земли общинам, ликвидации имущественного неравенства и т. п. Только через семь лет арабские войска с помощью местной согдийской знати смогли разгромить повстанцев. Когда силы халифата были подорваны непрерывными и мощными народными восстаниями, местная феодальная знать воспользовалась этим для постепенного проникновения во все органы управления. С целью предотвратить народное движение халифат поручает наиболее надежным и опытным в политическом управлении местным крупным феодалам управление среднеазиатскими областями. Таким путем в начале IX в. утвердилась, например, таджикская династия Саманидов (819—999). В IX—X вв. Средняя Азия отпала от Арабского халифата. На ее территории образовался ряд самостоятельных феодальных государств.

ГОСУДАРСТВА ТЮРКОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ СССР

Хазарский каганат. В результате распада Тюркского каганата в середине VII в. на обширной территории, включавшей прикаспийскую часть Северного Кавказа, Нижнее Поволжье и Нижний Дон, тюркский племенной союз — хазары — создал самостоятельное независимое государство. Хазарский каганат представлял собой полуоседлое, полуземледельческое государственное образование. Его столицей был первое время город Семендер (Дагестан), а затем — Итиль, расположенный на Волге, неподалеку от современной Астрахани. К IX в. хазары подчинили себе Крым, Приазовье, Таманский полуостров и некоторые болгарские и славянские племена.
Главой хазарского государства был каган, обладавший юридически неограниченной властью, передававшейся по наследству. Особа кагана считалась священной. Ему воздавались почести пoчти как богу. Доступ к кагану имели только три высших сановника. Главный из них — каганбег был заместителем кагана и командовал войском. В его руках фактически находилась вся полнота власти в государстве.
В Хазарии шел процесс образования феодальных классов. Каган и каганбег опирались на хазарскую знать — бегов (князей) и тарханов, — которая постепенно феодализировалась. Источники сообщают, что, каган «возложил на зажиточных и богатых из них поставлять всадников, сколько могут они по количеству имущества своего».
Раздираемый внутренними противоречиями и сопротивлением закабаленных народов Хазарский каганат пал в X в. Решающий удар нанесли ему походы русских князей Игоря и Святослава.
Болгарское государство. Родственные хазарам тюркские племена болгар в VII в, перекочевали под нажимом хазар из Приазовья в Среднее Поволжье. Эта группа племен носила название «Серебряные болгары». Существовали и другие болгарские племенные союзы. Например, один из них из Приазовья перекочевал на Дунай, где, подчинив себе местные славянские племена, положил начало Дунайской Болгарии.
«Серебряные болгары» образовали Волжско-Камское болгарское государство. Его столицей был город Булгар на Волге (южнее устья Камы). В VIII—IX вв. в Болгарии складываются феодальные отношения. Главой государства был царь. Все крупные посты занимали царские родственники. Во главе отдельных частей Болгарии стояли свои цари. Между ними и царем Болгарии постепенно установились отношения вассалитета-сюзеренитета. В источнике, сообщающем о приеме царем посольства арабского халифа, отмечается, что царь Болгарии специально дожидался, когда съедутся местные цари, а до этого не принимал послов.
Болгарское царство прекратило свое существование в XIII в.

СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА

Славяне и Византия. IV—IX вв. — период непрерывного роста производительных сил на всей славянской территории. Это вело к стиранию граней между передовым Югом и отстававшим Севером. Плуг с железным лемехом, известный в первые столетия нашей эры антам, все дальше продвигается на Север. Вместе с плугом на северные славянские земли распространяется и пашенное земледелие. Развитие ремесла привело к образованию многих ремесленных поселков. С ростом числа ремесленников и торговцев расширяются и крепнут древние городища, которые становятся базой постепенного образования феодальних городов.
Непрерывно раздвигаются границы расселения славян. Движение славян на восток, север и юг, начавшееся в VI в., особенно усилилось в первые десятилетия VII в. Оно привело к разделению славянства на три ветви: западную, южную и восточную — русскую. Русские cлавяне, помимо территории, искони занимаемой ими в Восточной Европе, постепенно заселяют Верхнюю Волгу, Приладожье, донские и кубанские просторы.
Большие успехи в развитии ремесла и сельского хозяйства, позволившие отдельным семьям самостоятельно вести хозяйство, обусловили смену родовой общины, основанной на кровном родстве, территориальной. В рамках общины появляется имущественное неравенство. Общинные старосты, жрецы, военачальники, вожди племен все более богатеют. Славянская знать с жадностью смотрит на богатства соседней Византии, которая после падения в V в. Западной Римской империи стала самым сильным рабовладельческим государством, имеющим громадную территорию, многочисленное население, сильную, хорошо обученную и оснащенную армию и большой военно-морской флот. Нуждаясь в непрерывном пополнении контингента рабов, Византия проводила захватническую политику по отношению к славянству. Но если отдельные славянские племена были беспомощны перед таким грозным и опасным врагом, то союзы племен противопоставили византийской армии свое не менее сильное войско и сами стали крайне опасны для правителей Византии. Византийские источники VI в. со страхом сообщают, что славяне, действуя организованными силами, «почти ежегодно опустошают империю». Славяне отвоевывают у Византии область за областью в Прикарпатье, на Балканском полуострове и других местах и создают там ряд своих княжеств. Византийский трудовой народ, изнемогая под гнетом бесчисленных податей и повинностей, нередко переходил на сторону славянских завоевателей, не изживших еще общинных порядков.
Своими победоносными походами славяне ускорили крушение рабовладельческого строя в Византии и переход ее к феодализму. В то же время взаимодействие с развитым византийским классовым обществом, а также обогащение в походах славянской знати — бояр и князей — ускорили завершение процесса образования классов в славянском обществе.
В древности число восточно-славянских племен доходило до 200, а к IX в. на колоссальной территории, где складывалось Древнерусское государство, их имелось всего 15: поляне, древляне, кривичи, северяне и др. Летопись не только перечисляет их, но и указывает земли, которые они занимали. Исследования советских историков показали, что каждое из таких «племен» было союзом группы мелких племен и занимало весьма большое пространство. Например, область кривичей была не меньше территории всей Англии XI в.
Во главе каждого племени, входившего в союз, стоял князь, власть которого росла по мере углубления имущественного неравенства. Более значительной и еще более оторванной от народа была власть князя всего племенного союза. Племенные союзы в ходе общей борьбы с Византией и другими внешними врагами упрочивались. Систематически крепли связи между входившими в союзы племенами.
С усилением расслоения сельских общин, с ростом зависимости обедневших общинников от знати, последняя становилась все более заинтересованной в укреплении власти князя, могущего со своей дружиной защитить ее богатства. Эти процессы способствовали превращению племенных союзов в государства. Образование же государственности помогало формированию древнерусской народности.

перейти к следующей главе...