Военно-морской флот СССР накануне Великой Отечественной войны. Строительство и развитие военно-морских сил


перейти в начало книги...

А.В.Басов "Флот в Великой Отечественной войне 1941-1945"
Издательство "Наука", Москва, 1980 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава 1. Военно-морской флот СССР накануне Великой Отечественной войны. Строительство и развитие военно-морских сил

После окончания гражданской войны Республика Советов фактически не имела военно-морского флота. Большая часть кораблей была уничтожена в боях или уведена интервентами, а оставшиеся, главным образом корабли Балтийского флота, требовали ремонта. Коммунистическая партия и Советское правительство придавали большое значение военно-морскому флоту в вооруженной защите государства. В 1921 г. Х съезд РКП (б) постановил: «... в соответствии с общим положением и материальными ресурсами Советской республики принять меры к возрождению и укреплению Красного военного Флота».
Перед Советской страной вставала задача создания сильного флота, способного надежно защищать интересы первой в мире страны социализма.
Советское военное судостроение прошло три этапа: с 1922 по 1927 г. — этап восстановления, капитального ремонта и окончания строительства кораблей, заложенных еще до революции; с 1927 по 1937 г. — этап развернутого строительства подводного флота и малых надводных кораблей; с 1938 г. до начала войны — этап начала строительства большого морского и океанского флота.
К 1928 г. были восстановлены 3 линейных корабля, достроены 3 крейсера, 17 эскадренных миноносцев, 7 мониторов (для Амура), 13 подводных лодок и другие корабли.
В мае 1928 г. Реввоенсовет СССР поставил перед Военно-Морским Флотом на случай войны следующие основные задачи: содействие сухопутным войскам на приморских направлениях; оборона совместно с сухопутными войсками берегов, баз и политико-экономических центров на побережье; нарушение морских сообщений противника. Встал вопрос о строительстве новых кораблей. На этом же заседании было решено: «При развитии ВМС стремиться к сочетанию надводного и подводного флотов, береговой и миннопозиционной обороны и морской авиации, отвечающему характеру ведения боевых операций на наших морских театрах в обстановке вероятной войны».
Строительство новых боевых кораблей в Советском Флоте началось с подводных лодок и малых надводных кораблей. Это объяснялось возможностями нашей судостроительной промышленности и задачами флота. В соответствии со взглядами на роль флота в системе вооруженных сил страны было решено, что вражеским эскадрам линейных кораблей и крейсеров с их тяжелой артиллерией в прибрежной зоне с успехом могут быть противопоставлены носители торпедного оружия; подводные лодки, торпедные катера и самолеты-торпедоносцы.
Ведущая роль подводных лодок в Советском Флоте получила обоснование и признание в начале 30-х годов. Строительство подводных лодок типа «Д» («Декабрист») было начато в 1927 г., в 1929 г. — подводных минных заградителей типа «Л» («Ленинец»), в начале 30-х годов — средних и малых подводных лодок типов «Щ», «С», «М» и перед самой войной больших океанских — типа «К».
В годы первой пятилетки был отремонтирован весь корабельный состав, произведена частичная модернизация линейных кораблей и эскадренных миноносцев. В ноябре 1930 г. вступил в строй первый новый сторожевой корабль «Ураган» и затем первые шесть подводных лодок.
В 1932 г. был заложен лидер эскадренных миноносцев «Ленинград». Успехи социалистической промышленности в строительстве боевых кораблей дали возможность значительно увеличить составы флотов. Во второй пятилетке продолжалось гармоничное развитие разнородных сил флота при некотором опережающем росте подводных лодок и авиации. В 1933—1937 гг. Военно-Морской Флот получил от промышленности 25 надводных кораблей, 137 подводных лодок и 137 торпедных катеров.
Выполнение второго пятилетнего плана сделало нашу промышленность достаточно мощной, так, что уже можно было ставить задачу постройки кораблей любых классов. С этого времени встал вопрос о разработке кораблестроительных программ на более длительный срок. Не теоретически, а практически решалось, какие военно-морские силы и к какому времени мы хотим иметь на наших морских театрах. Но прежде чем рассмотреть последнюю предвоенную кораблестроительную программу, целесообразно привести и проанализировать данные о ВМФ в годы, предшествовавшие войне.
Рост флота шел по линии увеличения в основном подводных лодок (на 130), эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей (на 22), торпедных катеров (на 186), самолетов (на 1178), береговой и зенитной артиллерии (на 532 орудия). Большая часть вступивших в строй подводных лодок относилась к малым лодкам, предназначенным для действия в своей прибрежной зоне. Самолеты того времени обладали сравнительно небольшой дальностью полета и поэтому могли быть использованы против вражеских кораблей при их приближении к нашему побережью. Стремление сделать авиацию помощником кораблей в любом морском бою привело к увлечению гидросамолетами, которые составляли около 40% всей численности военно-воздушных сил флота. В то же время бурное развитие авиации и угроза нападения противника с воздуха на базы и корабли вызвали быстрое увеличение истребительной авиации и зенитной артиллерии.
В связи с обострением международной обстановки, актами агрессии фашистских государств Коммунистическая партия и Советское правительство приняли меры для ускорения строительства Военно-морского Флота. Во второй половине 30-х годов шла разработка программ военного судостроения с целью создания мощных флотов на Тихоокеанском и Балтийском театрах, которые могли бы противостоять военно-морским силам вероятных противников, значительного усиления Северного флота и создания на Черном море превосходящих сил, способных удерживать господство на этом театре. Признавалось необходимым иметь мощные Военно-Воздушные Силы в составе Балтийского флота для подавления вражеской авиации и обеспечения базирования своих сил, а также в составе Тихоокеанского флота для усиления корабельных соединений в борьбе с превосходящим флотом противника.
В соответствии с расчетами требовалось построить большое число линейных кораблей и крейсеров, средних и малых боевых кораблей и вспомогательных судов, что представляло значительную трудность для нашей промышленности. Поэтому программа неоднократно пересматривалась в сторону ее сокращения. Шли поиски наиболее оптимального варианта состава флотов.
Провозглашенная в 1938 г. партией и правительством программа — создать мощный морской и океанский флот — отражала объективную потребность государства. XVIII съезд ВКП(б) считал всемерное усиление боевой мощи Красной Армии и Военно-Морского Флота одной из основных задач партии.
И. Т. Тевосян в своем выступлении говорил на съезде о том, что в первой пятилетке судостроительная промышленность нашей страны строила в основном транспортные и промысловые суда, за годы второй пятилетки построен мощный подводный флот. Теперь «перед работниками судостроительной промышленности, — сказал он, — стоит трудная, но весьма почетная задача — в кратчайший срок построить мощный морской и океанский флот, достойный Страны советов».
На съезде выступил командующий Тихоокеанским флотом Н. Г. Кузнецов, который отметил, что «мы должны строить различные классы кораблей применительно к нашим морским театрам и применительно к возможному противнику». Он поставил также вопрос о необходимости теоретических разработок по использованию мощного флота в войне.
В целях дальнейшего ускоренного развития Военно-морского Флота Коммунистическая партия и Советское правительство признали целесообразным создать самостоятельный общесоюзный Народный комиссариат Военно-морского Флота. Постановление о его образовании было принято ЦИК и СНК СССР 30 декабря 1937 г. 13 марта 1938 г. был образован Главный Военный совет Военно-Морского Флота СССР. Наркомат ВМФ имел свои бюджет, фонды заготовок материальных средств, план заказов промышленности.
На основе курса партии на развитие армии и флота в это время разрабатывалась судостроительная программа, нацеленная на создание крупных надводных кораблей, пригодных для защиты государственных интересов в открытых морях и океанах. Курс на строительство линкоров, крейсеров и авианосцев казался правильным, так как, несмотря на бурное развитие авиации и совершенствование подводных лодок, их возможности в борьбе на море считались ограниченными. Однако потребовалось бы два десятилетия напряженного строительства, чтобы наши флоты могли сравняться с наиболее мощными морскими державами в количестве крупных надводных кораблей.
Поэтому программа не получила официального утверждения и была откорректирована в соответствии с реальными возможностями промышленности. В то же время партия и правительство приняли меры по совершенствованию и усилению судостроительной промышленности и смежных отраслей производства. В систему Наркомата судостроительной промышленности входил 21 завод, с которыми кооперировались более 200 заводов других отраслей. Промышленность располагала развитой сетью конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов.
Мероприятия улучшили распределение судостроительной промышленности по морским театрам, но оно еще не отвечало требованиям обороны страны. Одним из недостатков военного судостроения являлась одновременная постройка на одном заводе большего числа кораблей. В постройке находились сразу несколько типов кораблей, что приводило к распылению усилий заводов на многих объектах, затягивались сроки сдачи кораблей.
В эти годы правительство предприняло попытки построить серии боевых кораблей в капиталистических странах. По различным причинам они не дали положительных результатов. В Италии был построен один лидер эскадренных миноносцев («Ташкент»); Германия продала недостроенный крейсер «Лютцов» («Петропавловск»), который так и не был введен в строй; США вообще отказались от размещения заказов на постройку кораблей.
Полностью оправдывались слова С. Орджоникидзе, сказанные им на борту крейсера «Червона Украина» в 1935г.: «Теперь мы строим неплохие подводные лодки, а скоро появятся и более крупные корабли. Подождите немного, и наши судостроители смогут строить суда любого класса... Вообще нам надо рассчитывать только на свои силы...»
В проектах плана военного судостроения считалось необходимым иметь на каждом театре равное или несколько превосходящее количество кораблей основных классов по сравнению с вероятным противником (одним государством или коалицией государств). Учитывался также возможный рост флотов вероятных противников, которые могли стремиться не допустить изменения соотношения в морских силах.
Создать необходимые для обороны государства силы в кратчайшие сроки в соответствии с принципом количественного равенства было очень трудно. В течение 1940 г. и в начале 1941 г. судостроительная программа продолжала корректироваться: уменьшилось число линейных кораблей, но увеличилось число крейсеров; в плане появились два авианосца (для Северного и Тихоокеанского флотов) . Было увеличено число боевых кораблей специального назначения: сторожевых кораблей, тральщиков и особенно охотников за подводными лодками. Это объяснялось влиянием начавшейся второй мировой войны. К сожалению, ни теория, ни опыт войны не поставили задачу постройки специальных десантных судов. К концу 1942 г. на каждом театре в среднем предполагалось иметь по 3 крейсера, 16 эскадренных миноносцев, 15 тральщиков, 60 подводных лодок. Было признано целесообразным построить основные классы кораблей (которые невозможно строить в ходе войны), а сторожевые корабли, тральщики и другие вспомогательные корабли восполнить в случае необходимости за счет мобилизации и переоборудования судов гражданских ведомств.
В связи с возрастанием угрозы нападения фашистской Германии на СССР 19 октября 1940 г. правительство пересмотрело план военного судостроения: постановило новых закладок линейных кораблей и тяжелых крейсеров не производить; предусматривалось продолжение работ на кораблях с большей степенью готовности, прекращалось строительство кораблей с большими сроками постройки. Изменение плана судостроения было продиктовано самой жизнью — через восемь месяцев началась Великая Отечественная война. Это помешало выполнению судостроительной программы, но за три с половиной года судостроители значительно пополнили корабельный состав Военно-Морского Флота.
Общий тоннаж боевых кораблей с начала 1939 по 1941 г. возрос за счет вступления в строй новых единиц почти на 160 тыс. т. В конце 1940 г. в постройке находилось еще 269 кораблей, из которых часть была закончена в первой половине 1941 г. и приняла участие в войне.
В результате выполнения планов судостроения флоты были усилены новыми кораблями, самолетами, береговой артиллерией. Новые боевые единицы и новые средства к началу войны составляли основу ударной силы флотов. Недостаточное строительство кораблей специального боевого назначения — тральных, противолодочных — объясняется не просчетами кораблестроительной программы, а ограниченными возможностями промышленности и незавершенностью разработки новых тральных и противолодочных средств.
Распределение боевых кораблей по театрам или стратегическое развертывание военно-морских сил зависело от необходимости защиты в первую очередь жизненно важных районов страны, примыкающих к Черному и Балтийскому морям. В начале 30-х годов потребовались военно-морские силы для обороны Севера и Дальнего Востока. Там начали спешно создавать флот, строить базы, аэродромы и одновременно переводить туда корабли с других театров. К началу войны эта задача не была полностью решена.
Вновь построенные корабли направлялись в первую очередь для усиления Краснознаменного Балтийского и Черноморского флотов. Тихоокеанский флот пополнялся главным образом за счет подводных лодок и авиации. История показала целесообразность таких мер.
В 1940 г. было принято решение о срочном укреплении и Северного флота, но на завершение намеченных мероприятий не хватило времени. К началу Великой Отечественной войны Северный флот имел сравнительно небольшие силы: бригаду подводных лодок и по одному дивизиону эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей, тральщиков, минных заградителей и сторожевых катеров.
Береговая оборона находилась в стадии строительства, и к началу войны было еще далеко до его завершения. Противовоздушная оборона состояла из нескольких зенитных дивизионов. Главной базой флота был Полярный, вполне обеспечивающий базирование легких сил и подводных лодок. Корабли базировались также и на Мурманск. В Архангельске располагалась Беломорская военно-морская база. Аэродромная сеть флота была чрезвычайно ограниченной — авиация фактически могла эксплуатировать только один сухопутный и два морских аэродрома.
Северный флот располагал только тремя ударными группами: подводной, артиллерийско-торпедной (миноносной) и авиационной (11 бомбардировщиков СБ), а также незначительным числом кораблей, предназначавшихся для выполнения специальных боевых задач и обеспечения основных сил. Как показала война, этих сил было недостаточно для решения задач, возникших на обширном заполярном театре.
Краснознаменный Балтийский флот к началу войны имел в своем составе более 200 кораблей различных классов, а также свыше 650 самолетов. Он располагал развитой сетью военно-морских баз и аэродромов. Строившиеся артиллерийские батареи на островах Найссар, Осмуссар, Даго, Эзель, Руссарё, Гогланд , а также на Ханко и в районе Таллина должны были усилить береговую артиллерию на 103 орудия крупного и среднего калибра. В сочетании с минными заграждениями они могли создать значительное препятствие для вражеского флота.
Черноморский флот к началу Великой Отечественной войны насчитывал более 200 кораблей различных классов, свыше 620 самолетов. Многочисленные военно-морские базы и наиболее важные участки побережья были прикрыты артиллерией береговой обороны.
Краснознаменный Балтийский и Черноморский флоты могли сформировать по нескольку артиллерийских, артиллерийско-торпедных, торпедных, подводных и авиационных ударных групп. В состав этих флотов входило значительное число боевых кораблей специального назначения (минных заградителей, тральщиков, противолодочных, сторожевых). При этом подводные лодки и артиллерийские корабли могли действовать на всю глубину театра. Достаточно «дальнобойными» силами были самолеты-торпедоносцы и бомбардировщики.
Тихоокеанский флот располагал многочисленными соединениями подводных лодок, торпедных катеров и авиации, которые могли действовать в своей прибрежной зоне. У берегов вероятного противника и в океане борьбу могли вести лишь большие и средние подводные лодки.
Географические условия затрудняли маневр силами между морскими театрами. Возможность маневра ограничивалась внутренними водными системами и железными дорогами, т. е. позволяла перебрасывать главным образом малые корабли.
На Балтийском море в начале войны соотношение корабельных сил сторон было примерно равным. На Черном море наш флот превосходил военно-морские силы противника, который мог создать превосходство лишь в авиации за счет немецкого 4-го воздушного флота. Северный флот с начала 1942 г. уступал мощным силам Германии, сосредоточенным в Северной Норвегии.
Накануне Великой Отечественной войны в составе ВМФ имелись Амурская Краснознаменная военная флотилия (база Хабаровск), Каспийская военная флотилия (база Баку), Пинская военная флотилия (база Пинск) и Дунайская военная флотилия (база Измаил), которые в разные периоды принимали участие в войне.
Быстрый рост Военно-Морского Флота потребовал развития и укрепления его тыла. Центральным органом управления тылом являлось Главное управление портов. На каждом флоте имелись службы снабжения материальными средствами, технического обеспечения, медицинская, инженерная, квартирно-эксплуатационная службы, а также вспомогательный флот и автомобильный транспорт, которые были подчинены начальнику тыла. Основу тыла флота составляли военно-морские базы, в которых размещались запасы, судоремонтные заводы, технические комплексы — все необходимое для обеспечения боевой деятельности кораблей, авиации и береговых частей.
В связи с тем, что силы флота были в основном прибрежного действия, материально-техническое обеспечение их осуществлялось на береговых базах. Плавучего тыла для снабжения кораблей в море и в удаленных необорудованных пунктах фактически не было. Несмотря на это, органы тыла в целом были подготовлены к обеспечению боевых действий флотов и флотилий.
Перед Великой Отечественной войной произошли некоторые изменения в организации и базировании флота вследствие советско-финляндского вооруженного конфликта и вступления в Советский Союз Прибалтийских республик. Балтийский и Северный флоты приступили к освоению новых районов базирования (Выборг, Ханко, западное побережье полуостровов Рыбачий и Средний). Вновь организованная Дунайская флотилия Черноморского флота осваивала базирование сил на нижнем течении р. Дунай. Пинская военная флотилия свой район базирования переместила из Киева на запад в г. Пинск.
Начавшаяся вторая мировая война вызвала необходимость углубленного изучения опыта боевых действий. Выявился недостаточный уровень оперативно-тактической подготовки командного состава. Организация системы ПВО военно-морских баз и эскадр не соответствовала требованиям, так как не гарантировала отражения внезапных ударов противника с воздуха и не исключала ошибочной стрельбы по своим самолетам. Из-за несовершенства технических (гидроакустических) средств наблюдения за подводными лодками серьезно отставала противолодочная оборона. Командование флотов было обеспокоено отсутствием на вооружении неконтактных тралов и недостаточным числом тральщиков специальной постройки, противолодочных кораблей, десантных кораблей и высадочных средств.
Несмотря на неполное соответствие состава флотов сложившимся в ходе войны на театрах условиям их использования и отдельные недостатки, Советский Военно-Морской Флот находился на высоком техническом уровне.
Личный состав экипажей кораблей, самолетов и береговых частей представлял собой лучшую часть советской молодежи, преданной идеям коммунизма и Советской власти. Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 сентября 1939 г. был принят закон о всеобщей воинской обязанности и о пятилетнем сроке службы краснофлотцев на кораблях, четырехлетнем — в частях связи и береговой артиллерии. С каждым годом на флот приходила молодежь, которая имела более высокий уровень общей и технической подготовки. В 1939 г. произошли изменения в подготовке командного состава и прохождении им службы. Командные военно-морские училища были преобразованы в высшие учебные заведения, что позволило повысить уровень будущих командиров флота. Партия воспитывала флотскую молодежь на героических традициях гражданской войны и социалистического строительства первых пятилеток. Накануне войны на флоте насчитывалось 41400 членов партии и 15300 кандидатов. Флотские экипажи и части представляли собой политически закаленные коллективы, до конца преданные социалистической Родине.
Заботами Коммунистической партии и Советского правительства, усилиями тысяч трудящихся к началу войны был создан сильный Военно-Морской Флот, способный решать оперативно-стратегические задачи на закрытых морях и в прибрежной зоне открытых морей. Н. Г. Кузнецов так оценивал боеспособность флота: «В общем, хотя мы и не успели создать крупный флот, оснастить наши морские силы всеми новейшими средствами борьбы, все же это был флот боеспособный, полный решимости защищать Родину вместе со всеми ее Вооруженными Силами. Мы готовились встретить врага согласованными ударами подводных и надводных кораблей, авиации и береговой обороны. Стремление использовать совместно разнородные силы сказалось и на самой организации флота. У нас были созданы маневренные соединения — эскадры и отряды, состоявшие из кораблей различных классов. Мы уже тогда формировали соединения не по классам кораблей, как раньше, а в зависимости от оперативных и тактических задач, которые им предстояло решать».
Перед войной по мере укрепления экономического могущества нашего государства росла боевая мощь Военно-Морского Флота. Он пополнялся современными подводными лодками, сторожевыми и другими надводными кораблями. Многие из них по тактико-техническим показателям не уступали лучшим образцам зарубежного кораблестроения. Исходя из состава сил и их боевых возможностей Военно-Морскому Флоту ставились в оперативно-стратегическом плане оборонительные задачи в основном в прибрежной зоне по защите страны от вторжения с моря. «В военно-морском искусстве преобладала точка зрения на использование сил флота в оборонительных целях, а сам флот рассматривался в качестве оборонительного фактора, хотя его задачи в оперативном и тактических планах решались наступательными методами».
Одновременно со строительством кораблей, авиации, береговой обороны и развитием системы базирования Военно-Морского Флота велась усиленная работа по созданию наиболее совершенных образцов оружия и боевой техники флота. Особое внимание обращалось на качество подготовки всех категорий личного состава.
Строительство Советского Военно-Морского Флота в период между гражданской и Великой Отечественной войнами под руководством Коммунистической партии и Советского правительства шло успешно. Оно велось с учетом стоявших перед флотом задач, боевого опыта первой мировой и гражданской войн, послевоенного развития боевых сил и средств борьбы на море и взглядов на их использование.

продолжение книги...