.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Н. А. Добролюбов. Материалы для лекций и бесед (продолжение)


вернуться в оглавление брошюры...

Г. В. Краснов. "Н. А. Добролюбов. Материалы для лекций и бесед"
Горьковское издательство, 1962 г.
OCR Biografia.Ru

Брошюра приведена с некоторыми сокращениями

продолжение брошюры...

ДОБРОЛЮБОВ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ
(ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ)

У Добролюбова были друзья и враги, верные последователи и отрицатели его идей. Вокруг имени Добролюбова борьба не затихала и после его смерти. Реакционеры называли его «семинаристом», «нигилистом», «болезненным явлением русской жизни». Либералы выражались помягче. Те и другие сходились в одном: их страшила революционная деятельность Добролюбова. Один из критиков и публицистов этого лагеря Н. Страхов писал в 1890 году: «Добролюбов действительно звал к общественной деятельности, но именно к революции, к разрушению, к осуществлению социализма [...]. Не могу согласиться, чтобы Добролюбов к чему-нибудь приготовил своих читателей [...]» (1). Н. Страхов в лютой ненависти к революции не понимал, что его осуждение Добролюбова — неплохая оценка его деятельности. История посмеялась над Зариными, Протопоповыми, Страховыми и другими, не признававшими Добролюбова. Революционные идеи Добролюбова пробивали себе дорогу к интеллигенту, к мужику, к рабочему, несмотря на цензуру, репрессии, реакцию.
В 1866 году в Семеновском уезде Нижегородской губернии был раскрыт революционный кружок братьев Едуновых. Члены этого кружка были хорошо знакомы с сочинениями Чернышевского, Герцена, Писарева, Добролюбова. При обыске у членов кружка были найдены сатирические стихи Добролюбова «Наш демон»,
----------------------------------
1. Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, М/3820, лл. 56—57.
----------------------------------
«Газетная Россия». Военный губернатор докладывал министру внутренних дел: «Любимым чтением для них служит журнал «Современник» прежних лет и в нем преимущественно статьи Чернышевского и Добролюбова». (1)
Влияние революционно-демократических убеждений Добролюбова на освободительное движение изучено еще очень мало. А в истории революционной борьбы есть немало событий, которые связаны с именем Добролюбова.

1

Знаменательна история одного портрета Добролюбова.
Иконография Н. А. Добролюбова небогата. Памятно фото 18-летнего Добролюбова. Он снят вместе со своим отцом. Отец — в рясе, сын — в студенческом мундире. Молодое, похудевшее лицо Добролюбова на снимке 1857 года. Три фотографии 1860—1861 годов. Две из них изображают Добролюбова в полный рост; они сделаны во время его пребывания за границей в Париже, в Неаполе. Третья — в Петербурге, в фотографии I. Hocha — до отъезда за границу. И эта, пожалуй, самая лучшая, самая памятная. Когда видишь направленный на тебя сосредоточенный взгляд, чуть задумчивые глаза, взрослое, уставшее лицо молодого человека, говорящие губы — веришь в его необыкновенную духовную силу, в его мужество, энергию.
Это фото нравилось и Добролюбову. Он писал из Лейпцига в июне 1860 года одному из своих друзей — М. И. Шемановскому: «Не хочешь ли видеть мою физиономию? Так посылаю тебе. Это еще петербургская; теперь у меня уж настоящая борода, и — вообрази - сначала пошла совсем рыжая, а теперь темнеть начинает при дальнейшем росте» (2). Добролюбов шутил. Ему
-----------------------------------
1. Государственный архив Горьковской области (ГАГО), ф. 2, оп. 6-а, ед. хр. 73, л. 20. Этот факт сообщен мне студенткой Горьковского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Б. Смирновой.
2. Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, т. 1, М. 1890, стр. 565.
------------------------------------
и внешне поскорее хотелось быть взрослым, солидным — в хорошем смысле этого слова. Но таким ему себя не пришлось увидеть. 20 ноября 1861 года в Петербурге состоялись похороны Добролюбова, 29 ноября того же года полицейский агент доложил: «Замечено, что со времени смерти Добролюбова многие лица стали являться в книжные и эстампные лавки и требовать его портрета, которого, впрочем, еще нет в продаже [...]. Портрет Добролюбова появится в скором времени» (1). Действительно, портрет Добролюбова готовился к печати Чернышевским в связи с предполагавшимся изданием первого собрания сочинений критика-публициста. Оригиналом для портрета Чернышевский избрал свой экземпляр петербургской фотографии Добролюбова 1860 года (I. Hoch'a). Но это была только часть будущего портрета. Ему надо было дать текст, для него надо было найти революционную формулировку.
В то время наряду с прокламациями и листовками в большом ходу были портреты революционных деятелей России и Запада. Петербургский агент доносил начальству: «В городе продается самым секретным образом за 100 р[ублей] с[еребром] коллекция фотографических портретов, состоящая из 49 штук, всех замечательных революционеров, как-то: всех декабристов, Пугачева, Герцена, Огарева, Бакунина, Петра Долгорукова, Михайлова (в крепости, когда ему стригут волосы; тут же цырюльник и плац-майор), Орсини, Мадзини, Кошута и т. д., в том числе и Чернышевского...» (2) В 1862 году в Петербурге был арестован и предан суду студент Ф. Степуто, обвиняемый в «фотографическом воспроизведении революционных реликвий».
Портрет был хорошим средством революционной агитации. Таким должен был стать и портрет Добролюбова. Чернышевский подобрал к нему стихи:

И делал я благое дело
Среди царюющего зла.


Это — последние строки из стихотворения Добролюбова «Памяти отца», написанного в 1857 году. Оно рас-
-----------------------------------
1. Опубликовано в книге В. Архипова «Поэзия труда и борьбы», Ярославль, 1961, стр. 401.
2. «Красный архив», 1926, № 1 (14), стр. 116.
-----------------------------------
сказывает о переломе юношеского миросозерцания, о расставании с предрассудками, воспитанными домашней обстановкой, о твердой решимости взять свою судьбу в свои руки. Две последние строфы стихотворения — клятва верности делу во имя новой жизни:

Но без надежд и утешений
Я гордо снес мою печаль
И, без загробных обольщений
Смотря на жизненную даль,

На битву жизни вышел смело,
И жизнь свободно потекла.
И делал я благое дело
Среди царюющего зла...


В этих стихах виден Добролюбов — враг «темного царства», революционный демократ. В них — программа революционной деятельности единомышленников Добролюбова.
Эти стихи полюбились Чернышевскому и Некрасову. Чернышевский читал их 20 ноября 1861 года на похоронах Добролюбова на Волковом кладбище. Некрасов эти же стихи читал 2 января 1862 года в зале 1-й петербургской гимназии на вечере в пользу бедных студентов. Они же под его редакцией были опубликованы в 1-й книжке «Современника» за 1862 год среди других стихотворений Добролюбова.
«Макет» портрета был готов. В конце 1861 года Некрасов писал одному из своих петербургских знакомых (адресат до сих пор не установлен): «Назовите мне хорошего художника, который мог бы сделать с фотографии портрет Добролюбова — для гравировки на меди. Только чур хорошего и скорее» (1). За гравировку портрета взялся тогда еще молодой художник, вскоре ставший известным своими гравюрами к «Губернским очеркам» Салтыкова-Щедрина (по рисункам М. С. Башилова), работами для «Портретной галереи русских деятелей» А. Мюнстера, — Павел Федорович Борель. Он сохранил знакомый многим современникам облик Добролюбова. Заказ на печатание литографии был сделан у Ф. А. Брокгауза в Лейпциге. К 1-й книжке сочинений Добролюбова портрет не был готов. В предисловии,
-----------------------------------
1. Н. А. Некрасов, Полн. собр. соч. и писем, т. X, стр. 465.
-----------------------------------
опубликованном в 1-м томе и датированном 9 марта 1862 года, Чернышевский оповещал: «Портрет Добролюбова, который гравируется теперь на меди и будет готов месяца через два или три, будет приложен к 3-му или к 4-му тому». (1)
Но Чернышевскому не удалось выпустить все намеченные тома сочинений Добролюбова. 7 июля он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. 28 июля 1862 года было дано цензурное разрешение на выпуск 4-го тома сочинений Добролюбова с его портретом, но без стихов... Цензура запретила стихотворный текст, награвированный с автографа Добролюбова. На одной части тиража стихи были заклеены, на другой вырезаны. Однако цензура была бессильна вытравить добролюбовские стихи в памяти его современников и последующих поколений. О стихах знали, их искали на портрете. Известный писатель Н. Н. Златовратский учился в начале 60-х годов в гимназии во Владимире. Он оставил любопытнейшие воспоминания о популярности Добролюбова среди молодежи.
«Имя его быстро сделалось популярным и книжки «Современника» с его критическими статьями везде искались и брались нарасхват. Когда через два года я кончил курс, в наших товарищеских, преимущественно семинарских квартирах, создавшаяся о нем легенда окружила его особым ореолом. Помню, с каким напряженным вниманием мы всматривались в посмертный портрет, разосланный редакцией «Современника», с тщательно заклеенным по цензурным требованиям, его знаменитым автографом:

«И делал я благое дело
Среди царюющего зла».


Мы ухитрялись, однако, сквозь просвечивающую цензурную наклейку, при усиленном освещении прочитывать эти вещие строки, с восторгом юношеского непосредственного чувства»(2).
В 1869 году вышел 2-й том «Портретной галереи русских деятелей» в издании А. Мюнстера. В нем мож-
-------------------------------------
1. Соч. Н. А. Добролюбова, Спб. 1862, т. 1 («Предисловие»).
2. Центральный государственный архив литературы и искусства, ф. 202, оп. 1, ед. хр. 28, л. 6.
-------------------------------------
но было найти портрет Добролюбова, награвированный П. Ф. Борелем, а в биографической справке — уже процитированные нами две строфы из стихотворения «Памяти отца».
Через 10 лет после похорон Добролюбова, после выхода в свет первого собрания его сочинений, в 1871 году, петербургской полицией было заведено дело под выразительным заглавием: «О сборище студентов на Волковом кладбище для совершения панихиды в память писателя Добролюбова». В нем фигурирует справка, в которой говорится: «Чернышевский во все учебные заведения и всем лицам, известным за деятелей красной партии, разослал даром портрет Добролюбова, под которым было налитографировано двустишие:

И много делал он добра
Среди царюющего зла...»
(1)

Какой-то полицейский грамотей исказил стихи Добролюбова, но они явно не давали ему и его хозяевам покоя. Сторонники Добролюбова не всегда имели возможность выходить на демонстрацию с портретом своего любимца, читать во всеуслышание его стихи. Но Добролюбов жил в сердцах многих ему не знакомых людей, он звал их к хорошим, «благим делам» и после своей смерти.
В ноябре 1886 года по указанию помощника нижегородского полицмейстера был составлен "Список высланных из Петербурга молодых людей, прибывших из Москвы и остановившихся в Нижнем Новгороде.." В нем были перечислены 9 человек, указаны их фамилии, имена и отчества, дата выезда из Петербурга, учебное заведение, в котором они учились, место, куда они высылаются. В конце списка следовало «объяснение»: «Все эти лица в числе других 17 ноября собрались в С.-Петербурге на Волковском кладбище на панихиду известного Добролюбова. Кладбище оцепила поли-
------------------------------------
1. Шестидесятые годы, АН СССР, М.—Л. 1940, стр. 429.
------------------------------------
ция, арестовала много молодых людей, в числе коих захвачены были и названные лица, и выслала их по разным дорогам, кого в Варшаву, кого в Полтаву, Рязань и т. д.; едут они в указанные города на житье, как административно высланные, без ограничения срока высылки. Жалуются, что им голодно, хотят есть, но средств не имеют. Надо полагать, что в местах, назначенных для жительства, они будут подчинены негласному надзору» (1).
Объяснение написано со слов «молодых людей», и оно соответствовало действительности.
17 ноября 1886 года в двадцать пятую годовщину со дня смерти Н. А. Добролюбова в Петербурге состоялась большая студенческая демонстрация. Молодежь хотела устроить гражданскую панихиду на Волковом кладбище, где похоронен Добролюбов. Это сделать не удалось. Кладбище оцепили жандармы. Демонстранты повернули к Казанскому собору, чтобы там отслужить панихиду. В докладе петербургского градоначальника министру внутренних дел сообщалось: «С Растанной улицы, упирающейся в передний фасад кладбища, толпа повернула на Лиговку, где и шла во всю ширину оной» (2). Демонстрация была разогнана с помощью казаков. Многие были арестованы. По поводу этого события — запрещения и разгона демонстрации, петербургским студенческим кружком была выпущена прокламации «17-ое ноября в Петербурге». Прокламация была написана и гектографирована братом В. И. Ленина - Александром Ильичей Ульяновым. В ней отмечалась революционная роль Добролюбова: «Русскому обществу понятно значение Добролюбова. Темное царство, с которым он боролся, не потеряло своей силы и живучести до настоящего времени [...]. Он указывал обществу на мрак, невежество и деспотизм, которые царили и теперь царят в русской жизни...» (3)
28 участников демонстрации были высланы из Петербурга. Несколько человек из них оказались в Нижнем Новгороде. Большая часть из прибывших в Ниж-
--------------------------------------
1. ГАГО, ф. 2, ст. 5, ед. хр. 1549, лл. 2—3.
2. «Красный архив», 1936, № 2, стр. 162.
3. «Александр Ульянов и дело 1 марта 1887 г.», ГИЗ, 1927 стр. 335.
--------------------------------------
ний вскоре выехала в другие места. Из оставшихся в Нижегородской губернии привлекает внимание Анна Александровна Амбарова.
Дочь мастерового гранитной фабрики в Оренбургской губернии, затем — ученица Казанский земской фельдшерской школы и далее — слушательница высших женских курсов в Петербурге. Она оказалась близкой студенческому кругу народнической ориентации. И не удивительно — 17 ноября 1886 года она была в числе полутора тысяч петербургских демонстрантов.
По распоряжению Министерства внутренних дел ее выслали по месту жительства отца в Кочкарский поселок Троицкого уезда Оренбургской губернии под «самый строгий негласный надзор» полиции. В Кочкарском поселке она пробыла недолго и вернулась в декабре 1887 года в Нижний Новгород. Здесь она установила связь с бывшими студентами Казанского университета, высланными в Нижний за политическую деятельность — с Константином Кобелевым, В. И. Кларком и другими поднадзорными лицами. Трудно было что-либо сделать, когда за каждым ее шагом следила жандармерия. Она металась между Нижним, Казанью, Владимиром и Сосновкой — деревней в Нижегородской губернии; пыталась стать домашней учительницей. Многочисленные просьбы по этому поводу были бесполезны.
Вот один из выразительных документов того времени: секретное распоряжение департамента полиции нижегородскому губернатору от 5 Марта 1889 года.
«Вследствие отношения от 10-го прошлого февраля за № 91/176 Департамент полиции имеет честь уведомить ваше превосходительство, что одновременно с сим министерство внутренних дел сделало сношение с министерством народного просвещения на предмет воспрещения мещанке Анне Александровне Амбаровой всякого рода педагогической деятельности. Принимая во внимание, что по отзыву Вашему единственным источником для добывания средств в жизни Амбаровой служили уроки в частных домах, Департамент полиции имеет честь просить Ваше превосходительство наблюсти, на какие средства будет она отныне существовать, а также выяснить настоящую цель пребывания в г. Нижнем Новгороде, в котором она не имеет родных и о последующем уведомить». (1)
Просьбы Амбаровой выехать в Петербург для личного ходатайства также были отклонены. Так правительство расправлялось с участниками добролюбовской демонстрации.

3

В 1901 году 40-летняя годовщина со дня смерти Добролюбова совпала с началом общественного подъема в стране. Ленин в «Искре» в статье «Начало демонстраций» (1901 г.) писал: «...Демонстрации возобновляются по самым различным поводам и в Нижнем, и в Москве, и в Харькове. Возбуждение повсюду растет и необходимость объединить его в один поток против самодержавия, сеющего везде произвол, угнетение и насилие, становится все настоятельнее» (2).
В Нижнем Новгороде демонстрация произошла 7 ноября в связи с высылкой М. Горького. В Москве — 18 ноября, в ответ на запрещение губернскими властями вечера в память Н. А. Добролюбова. В связи с этим В. И. Ленин писал: «Представитель самодержавной власти был освистан людьми, которым, как и всей образованной и мыслящей России, дорог писатель, страстно ненавидевший произвол и страстно ждавший народного восстания против «внутренних турок» — против самодержавного правительства» (3).
В Нижнем Новгороде тоже не было вечеров и собраний в память Добролюбова. Один из публицистов газеты «Волгарь» сетовал: «Годовщина смерти Н. А. Добролюбова 17 ноября прошла мимо нижегородцев...» (4) Но это было обманчивое впечатление. Вряд ли можно было рассчитывать, что нижегородский губернатор разрешит революционное чествование памяти Добролюбова. Память Добролюбова отмечали иным путем. В декабре 1901 года в различных местах города полицией
----------------------------------
1. ГАГО, ф. 2, оп. 5, ед. хр. 1549, лл. 24, 25.
2. В. И. Ленин, Соч., т. 5, стр. 295.
3. Там же, стр. 296.
4. «Волгарь», 1901, № 320.
----------------------------------
был обнаружен «Летучий листок № 2», посвященный Добролюбову. Листок начинался стихами:

«Милый друг, я умираю
Оттого, что был я честен,
Но зато родному краю
Верно буду я известен...»


Так написал Добролюбов перед смертью. Но Добролюбов ошибся. Правительство наше принимало все силы, чтобы он не был известен родному краю [...]. 17 ноября исполнилось 40 лет со дня смерти Добролюбова. Правительство нигде не позволило публичных чествований писателя. Нигде не слышно о нем, появилось только несколько статей. Правительство боится, что широкое знакомство с сочинениями Добролюбова слишком невыгодно для рассчитанной на народную темноту правительственной деятельности». (1)
Далее в листке рассказывалось о деятельности Добролюбова, о его революционных убеждениях, о его революционных призывах. Листок заканчивался словами: «Наше время — время новой борьбы и борьбы широкой, народной. Рабочий народ начал понимать свое положение и почувствовал свою силу. Чем сильнее давит правительство, тем ярче разгорается борьба. Будем же помнить Добролюбова. Он первый призывал к борьбе за народ, за его права и свободу, за его экономическое освобождение» (2).
Прокламация была выпущена революционной группой, которая в 1902 году влилась в Нижегородский комитет РСДРП. Группа состояла главным образом из молодежи (Доброхотовы, С. Моисеев, В. Лубоцкий и др.). Она распространяла и другие листки и воззвания (например, «Открытое письмо к нижегородскому обществу» — о волнениях в механико-техническом училище). С этой группой молодежи, были близки М. Горький, Я. Свердлов.
Летучий листок № 2 разбрасывался на городских улицах, пересылался по почте, распространялся в различных людных местах. В ночь с 17 на 18 декабря по
-------------------------------------
1. Статьи о Добролюбове (общего характера) были напечатаны в «Нижегородском листке» (1901 г., № 315, 329, 332) и в «Волгаре» (1901 г.. № 325).
2. «Красный архив», 1936, № 2, стр. 169—170.
-------------------------------------
распоряжению начальника губернского жандармского управления полиция произвела тщательные обыски в 8 квартирах, где, по агентурным данным, проживали лица, связанные с социал-демократической организацией. Прокламация о Добролюбове была найдена в квартире Лисовских, где собирались учащиеся Нижегородского механико-технического училища. (1) Несколько человек было взято под стражу. Губернские власти пытаются приостановить революционную агитацию и революционное брожение введением «Правил об усиленной охране». Нижегородский комитет РСДРП выпускает ряд воззваний. Ему помогает молодежная группа. В ночь на 21 декабря по городу были разбросаны летучие листки этой группы. «Искра» (1901 г., № 15) напечатала следующее известие из Нижнего Новгорода: «Кроме комитета, здесь образовалось [...] еще одна революционная группа, которая издала листки «К народу», «К крестьянам», «О Добролюбове» и «Об усиленной охране».
Революционное движение под руководством искровцев разрасталось вширь и вглубь. Революционные идеи Добролюбова не были забыты его участниками.
«Доброе время — добрые песни», — говорил Н. А. Некрасов. Советский народ свято чтит память выдающегося революционера — Николая Александровича Добролюбова, который вместе со многими лучшими людьми прокладывал дорогу новому обществу.
-------------------------------------
1. ГАГО, ф. 342, оп. 1, ед. хр. 2567, л. 83 об.

продолжение брошюры...