.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Некоторые общие условия развития психических процессов младших школьников


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

В предыдущих параграфах был указан ряд условий и приемов, способствующих развитию ощущений, восприятий, внимания, памяти, мышления, речи и воображения у детей младшего школьного возраста. В заключение укажем на некоторые общие закономерности, которые необходимо знать учителю, работая над развитием любого из этих психических процессов.
Очень важно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Так, при воспитании внимания пассивных детей надо больше их подбадривать, активизировать их работу; очень подвижных школьников следует нагружать достаточно разнообразными учебными занятиями и все время держать их в поле зрения. Более способным рекомендуется давать дополнительные задания, чтобы они не скучали на уроке и не отвлекались посторонними делами.
Занимаясь развитием мышления и речи, детям, более развитым в умственном отношении, необходимо давать повышенной трудности задания, чтобы не замедлялся их интеллектуальный рост. Перед слабыми школьниками следует ставить более легкие задачи, однако такие, которые требовали бы от них достаточных интеллектуальных усилий, так как без интенсивного труда не может быть и умственного развития.
В учебной и воспитательной работе немалую роль играет требовательность учителя, постоянная проверка исполнения данных им указаний. У строгих, но справедливых педагогов ученики всегда бывают более внимательны на уроках, чем у тех, кто не отличается требовательностью, забывает о поручениях, данных учащимся. Но, будучи строгим и требовательным, надо всегда соблюдать педагогический такт, т. е. чувство меры и умение найти правильный подход к каждому ученику. Этот такт вырабатывается у учителя на основе приобретенных им знаний в области психологии и педагогики при очень внимательном отношении к детям. Кроме того, учитель должен умело использовать педагогические приемы и методы воздействия на ребенка.
Успех обучения и воспитания детей зависит не только от учителя, но и от всего стиля работы школы. Порядок и дисциплина в ней, четкая организация всей ее жизни, правильно составленное расписание, где трудные уроки чередуются с более легкими, слаженная, дружная работа всего педагогического коллектива единые требования к детям, предъявляемые школой и семьей, постоянный контакт с родителями, разумные советы им — все это имеет большое значение для воспитания и развития у ученика психических процессов, а вместе с этим и необходимых качеств личности.

Вопросы для повторения

1. Какие особенности характеризуют ощущения детей младшего школьного возраста?
2. Что способствует их развитию?
3. Дайте краткую характеристику детских восприятий.
4. Что помогает развивать восприятия младших школьников?
5. Расскажите об особенностях внимания младших школьников.
6. Как воспитывать внимание учащихся?
7. Дайте краткую характеристику памяти младшего школьника.
8. В чем заключаются целесообразные приемы усвоения?
9. Какими особенностями отличается мышление младшего школьника?
10. Как развивать мышление детей?
11. Расскажите об особенности речи учащихся.
12. Что вы будете делать для развития речи младших школьников?
13. Дайте краткую характеристику воображения учащихся.
14. Укажите пути развития детского воображения.

Задания

1. Проследите, как ученик готовит уроки, запоминает учебный материал. Какие советы можно ему дать?
2. Прочитайте младшим школьникам какую-либо незнакомую им басню и сравните, как понимают ее смысл ученики I, II и III классов.
3. Понаблюдайте за речью младших школьников и укажите, какие речевые ошибки они допускают.

к следующему параграфу ...