.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Особенности эмоций у детей младшего школьного возраста


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Чувства имеют большое значение в психической жизни учащихся начальных классов. Как правило, у здорового ребенка 7—10 лет преобладают положительные эмоции, жизнерадостное, веселое, бодрое настроение. Дети по самой природе своей — большие оптимисты. Многое в окружающей действительности вызывает у них интерес, радостное чувство, доходящее часто до восторженного состояния, ликования, иногда даже по сравнительно незначительному поводу, который не может вызвать соответствующих эмоций у взрослых в даже у старших школьников. Но эта сила переживаний связана у детей младшего школьного возраста с большой неустойчивостью чувств. Потерпев какую-либо неудачу или почувствовав обиду, младший школьник может очень расстроиться, но его печаль так же быстро и легко проходит, как и возникла, обычно не оставляя особого следа в памяти ребенка. Однако быстрая сменяемость чувств еще не говорит о полном отсутствии необходимой уравновешенности. Младший школьник нередко проявляет больше спокойствия и выдержки, чем подросток, у которого часто бывает более неустойчивое эмоциональное состояние. Но все-таки характерным для младшего школьного возраста является недостаточное умение управлять своими чувствами, сдерживать или не показывать их. Чувства обычно ярко проявляются в речи ребенка, мимике и пантомимике, в плаче или смехе.
Большое влияние на развитие эмоциональной жизни детей оказывает школьное обучение. С приходом в школу ребенок получает много новых впечатлений, вызывающих у него немало различных чувств. В первые дни обучения у детей появляется, с одной стороны, чувство удовлетворения, гордости, что и они стали большими, ходят с книжками и тетрадями, выполняют свои обязанности, как взрослые. С другой стороны, дети довольно часто испытывают чувство смущения, а временами и робости, от незнания новых для них правил взаимоотношения с учителем и неумения выполнять его указания и установленные в школе порядки. Однако довольно скоро эти чувства неловкости, а порой и растерянности проходят, и ребенок осваивается с условиями школьной жизни. Теперь его переживания связаны главным образом с успехами или неуспехами в учебе, с похвалой или неодобрением учителя. Плохо, если с первых лет учения у школьника появляется безразличное отношение к оценкам, которые он получает. Однако нехорошо и такое положение, когда сильные эмоции, связанные с отметками, вытесняют все другие положительные чувства, которые может дать учение. В этих случаях ученик не интересуется знаниями, а думает только о том, как оценивается его успеваемость.
Опытный учитель, опираясь на чувства учащихся, добивается больших успехов в работе: дети лучше понимают, усваивают материал и прочнее сохраняют его в памяти. Проводили следующий эксперимент. В трех параллельных начальных классах рассказывали об Отечественной войне 1812 года. В классе А материал был прочитан по тексту учебника. В классе Б к тексту добавили несколько интересных поговорок и пословиц, в классе В, кроме этого, дали яркий эмоциональный рассказ об исторических личностях, связанных с событиями 1812 года. Знания учащихся проверили сразу же после чтения и беседы, а затем через 35 дней. Оказалось, что усвоение материала в классе В было значительно выше, чем в классе Б. Слабее был усвоен материал в классе А.
Среди чувств, возникающих у школьников младших классов в процессе обучения, важное место занимают чувства, выражающие его отношение к учителю. Чаще всего это бывает любовь, связанная с глубоким уважением. Чувство, испытываемое ребенком к своему первому наставнику, нередко сохраняется на долгие годы и после окончания школы, а иногда а в течение всей жизни. Конечно, не всегда учителю удается заслужить такую любовь своих маленьких воспитанников, но психология детей младшего школьного возраста такова, что каждый учитель, любящий свое дело, вправе рассчитывать на их глубокую привязанность. Это дает большое удовлетворение и намного облегчает весь процесс учебно-воспитательной работы.
В процессе обучения у младших школьников все более и более развиваются высшие чувства. Яркий, красочный рассказ учителя, желание узнать, о чем пойдет речь дальше, впечатление, какое производят наглядные пособия, опыты, проводимые в классе, наблюдения во время экскурсии — все это вызывает у ребенка радость, представляющую определенный вид интеллектуального чувства.
Значительно развиваются у школьника и моральные чувства, которые в дошкольном возрасте были еще недостаточно глубоки и сильны. В первые годы обучения у детей-формируется такое чувство, как любовь к Родине. Еще до школы это переживание возникает как чувство близости к людям, к тому, что окружает ребенка, что радует его, является для него родным, делает жизнь счастливой (любовь к родителям, к своей семье, к товарищам по играм, к животным и растениям: деревьям, цветам и др.). В процессе учения расширяется понятие о родном, близком. Ребенок начинает понимать, что такое Родина. Он узнает, что он живет в большой стране, в Советской стране, где особенно заботятся о детях, о трудящихся. Узнавая многое о своей Родине из рассказов учителя, из книг, наблюдая жизнь, ребенок постепенно становится патриотом, чувство любви к Отчизне в доступной для него форме растет и становится более сознательным.
В тесной связи с этим чувством возникает и растет сочувствие к угнетенным, любовь к трудящимся и ненависть к угнетателям, поработителям, развивается острое чувство справедливости, свойственное вообще нашим детям.
У младших школьников быстро развивается также чувство дружбы. В I и II классах это чувство еще имеет малоустойчивый характер. Симпатии ребят быстро меняются иногда из-за незначительного повода.
В дневнике одной матери записана следующая беседа с сыном, которому 7 лет 11 месяцев: «Сегодня говорит: «Я больше с Борей не вожусь» (4 дня назад называл его другом), «Почему?» — спрашиваю. «Я его звал к себе играть, а он не пришел,—отвечает Саша и продолжает:— мой самый большой друг— Саня...»
Через 2 дня в дневнике такая запись: «Опять говорит о том, что он дружит с Саней, просит его позвать на свой день рождения.
Еще через 4 дня спрашиваю Сашу, дружит ли он с Саней. Слышу ответ «Нет, уже не дружу. Он меня толкнул, я упал в снег, я ему дал сдачи, ои мне сказал: «Я с тобой не вожусь».
Но постепенно такая неустойчивость в чувстве дружбы исчезает. Благодаря совместной учебе у детей возникают более прочные взаимоотношения с товарищами, появляется желание помогать им в учебных занятиях, проявлять о них заботу. У детей вырабатывается ценное чувство коллективизма, развитию которого очень способствует то обстоятельство, что они становятся октябрятами, а затем вступают в пионерскую организацию.
В школьном возрасте развиваются и эстетические чувства детей. Они с интересом рассматривают картины, любят слушать музыку, декламировать стихи. В I классе у них возникают чувства, вызванные содержанием произведения. Форма как художественная сторона творчества им еще мало доступна.

к следующему параграфу ...