Развитие воображения


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Первая задача педагога — развить репродуктивное, воссоздающее воображение ученика, чтобы он достаточно ярко и точно представлял себе то, о чем говорит учитель. Для этого рассказ педагога должен быть красочным, в меру эмоциональным, богатым конкретными фактами; его следует сопровождать картинами, показом диапозитивов, наглядных пособий и т. п. Однако эти средства должны быть только вспомогательными в развитии воображения. Они полезны особенно тогда, когда ребенок не может сам мысленно представить то, о чем идет речь. Злоупотребление наглядностью, излишнее ее применение не ускорит, а затормозит развитие воображения.
Полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Так, хорошо показать картину, а потом предложить детям по памяти вести рассказ без опоры на наглядный образ, или сначала провести объяснение, потом предъявить наглядное пособие. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т. е. помогает развитию воображения.
Задача учителя в начальных классах — создавать у детей богатый запас представлений памяти и воображения. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность.
Чтобы лучше уяснить, насколько верно это отражение, полезно спросить ученика, как он представляет тот или-иной предмет или явление. Известны случаи, когда школьник правильно пересказал заданное, но те образы и представления, которые возникли у ребенка на основе прочитанного, совершенно не соответствовали тому, о чем говорилось в книге. Так, один ученик правильно рассказал о границах поясов Земли: тропиках Рака и Козерога. Учитель хотел уже перейти к следующему вопросу, как мальчик неожиданно спросил: «А что за животное козерог?» Из дальнейшей беседы выяснилось: школьник считал, что тропик Рака называется так потому, что в местах, где он пролегает, много водится раков, а кто такой козерог, который живет у другого тропика, ребенку было неясно.
Очень пометает развитию у детей воображения чтение художественной литературы, устные и письменные пересказы прочитанного.
Прекрасным средством формирования творческого воображения являются сочинения на заданную и особенно на свободную тему. С первых лет обучения необходимо стимулировать всякого рода творческие работы школьников по литературе, рисованию, ручному труду и др. Хорошо поставленное эстетическое воспитание школьников также помогает развитию у них воображения.

к следующему параграфу ...