.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Качества речи


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Чтобы речь была надежным средством общения, она должна отвечать определенным требованиям, обладать необходимыми качествами. Эти качества можно разделить на две группы.
К первой относятся те, которые делают речь правильной с точки зрения лексики (словарного состава), фонетики (звуков, из которых состоят слова), произношения, построения фраз, отсутствия неточных, неправильных и ненужных слов, например слов-паразитов, провинциализмов (малоизвестных слов, употребляемых только в данной местности) и вульгаризмов (грубых, неприятных для собеседника слов и выражений).
Ко второй группе относятся те качества речи, благодаря которым она без искажений доносит до сознания слушателя мысли говорящего и оказывает на слушателя желаемое действие, убеждает его. Сюда относятся содержательность речи, ее ясность, понятность, правильная форма изложения, логичность, выразительность, образность, эмоциональность, убедительность. Понятно, что форма изложения зависит также и от соблюдения требований первой группы.
Если речь правильно выражает мысли и чувства человека, она будет легко восприниматься слушателем. Если же говорящему самому не ясны свои мысли или он безразлично относится к ним, то они и восприняты будут так же.
М. И. Калинин, прослушав как-то выступления учащихся VIII—X классов, сказал, что их речь, построенная грамотно, в которой абсолютно не к чему придраться, никого не заденет за живое, потому что она совсем не оригинальна, учащиеся говорят не своими словами, а чужими, уже готовыми фразами. В выступлениях учеников не пробивается собственная, живая мысль. М. И. Калинин сравнивал выступления учащихся со светом луны, который не греет.
К речи учителя предъявляются особенно высокие требования. Она должна отличаться доходчивостью, ясностью, живостью, убедительностью, правильностью и т. д.; плохо, если в ней много трафаретов, штампов. С болью К. Чуковский писал об уроках, где автоматизм речи учителя доведен до предела, но нет ни одного свежего, небанального слова.
Для действенной речи, для ее влияния на детей большое значение имеет интонация. А. С. Макаренко говорил, что простую фразу «Можешь идти» — опытный педагог может сказать 50 способами, вкладывая в нее различное отношение к собеседнику.

к следующему параграфу ...