мебель из франции

Речь и личность


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

В речи проявляются многие свойства личности, хотя наиболее полно могут охарактеризовать человека его дела. По речи можно судить, является ли человек общительным или замкнутым, в речи отражаются ум, чувства и воля человека. По высказываниям людей можно судить, есть ли у них склонность думать над фактом или явлением, о котором они говорят.
Люди, по натуре эмоциональные, сильно и глубоко переживающие события и факты, обычно и в речь вкладывают много чувства, которое передается их слушателям. Яркая, образная и эмоциональная речь хорошо воспринимается младшими школьниками.
Один учитель, рассказывая детям о горах, ледниках, настолько эмоционально и живо передал этот материал (особенно когда говорил о путешественниках), что у ребят загорелись глаза, они просили продолжать рассказ на перемене и на следующий день обращались с вопросами по теме урока. Такое увлечение детей объясняется не только яркостью и образностью изложения, но и переживаниями самого учителя, которые отразились в его речи.
Как известно, речь служит не только для передачи сведений (информации) другим людям, но и для воздействия на их взгляды, убеждения и поступки. В последнем случае большую роль играет уверенность человека в правильности того, что он говорит, и в необходимости следовать его советам и указаниям.
В речи могут быть отражены многие черты характера человека (доброта и черствость, мягкость и грубость, смелость и робость). Склонность к вспыльчивости в общении с людьми или спокойное к ним отношение, даже темп речи тесно связаны с особенностями темперамента человека.
Таким образом, речь является, наряду с другими психическими процессами, ярким выражением многих индивидуальных качеств личности.

Вопросы для повторения

1. Что называется речью?
2. В чем отличие речи от языка?
3. Какое значение имеет речь в жизни человека?
4 В каком отношении находятся речь и мышление?
5. Как происходит общение в мире животных?
6. Расскажите о физиологических основах речи.
7. Какими видами речи мы пользуемся? Кратко опишите особенности каждого из них.
8 На какие виды делится устная речь? Чем они отличаются друг от друга?
9. Укажите положительные качества речи. Какие требования предъявляются к речи учителя?
10. Как отражаются в речи особенности личности?

к следующему параграфу ...