удивительное Химическое шоу для детей разного возраста на день рождения на сайте 1animator.ru

Общее понятие о речи


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Процесс общения людей между собой посредством языка называется речью.
Не следует отождествлять понятия «речь» и «язык». Речь — это деятельность, в которой человек пользуется языком в целях общения с другими людьми. Каждый человек по-своему осуществляет это общение, но при помощи одних и тех же языковых средств, которыми пользуется данная нация. А язык представляет собой систему этих средств (звуки, слова, предложения, связи между ними), т. е. звуковой и словарный запас, а также грамматические формы. Язык возникает в ходе развития общественного производства в процессе речевого общения между людьми и усваивается человеком в готовом виде.
Речь возникла в процессе совместного труда в коллективе, когда у людей «появилась потребность что-то сказать друг другу». С помощью речи люди не только сообщают современникам о том, что происходит в данное время, но и передают из поколения в поколение все богатство знаний, накопленных человечеством. Ребенок, овладевая речью, приобщается к жизни общества, в котором он родился. Если бы в силу каких-то причин ребенок не овладел речью, то его умственное развитие оказалось бы на крайне низком уровне.
Наблюдались случаи (правда, очень редкие), когда дети в первые годы жизни совершенно не слышали человеческой речи и были изолированы от человеческого общества. Так, в Индии в разное время было найдено несколько детей, оказавшихся еще в младенческом возрасте среди обезьян, которые их выкормили. По своему умственному развитию эти дети стояли на том же уровне, как и их воспитатели — обезьяны. В дальнейшем, живя уже среди людей, такой ребенок крайне медленно развивался. Эти факты говорят о том, какое значение имеет речь (и вообще социальная среда) для интеллектуального развития человека именно в первые годы жизни.
Как уже говорилось, мышление и речь тесно связаны друг с другом. Когда человек думает, он обычно про себя выражает мысли словами и фразами в виде так называемой внутренней речи. В самом деле, попробуйте о чем-нибудь подумать, не произнося про себя хотя бы одного-двух слов. Это вам не удастся.
Однако бывает, что человек не в состоянии выразить мысль словами. Это не значит, что мысль существует без словесного оформления. В данном случае человеку трудно перейти от внутренней речи к ее внешнему выражению и высказать мысль другим людям в развернутом виде, так чтобы ее поняли.
Речевая деятельность присуща только человеку. У животных есть звуковые сигналы, при помощи которых они тоже информируют друг друга о событиях, имеющих для них жизненно важное значение (сигналы об опасности, о наличии пищи), а также выражают эмоции (страх, боевое возбуждение, гнев). Но эти сигналы относятся к первой сигнальной системе.
Современная наука считает, что в мире животных наиболее полно развита сигнальная система, т. е. система общения при помощи сигналов, у дельфинов. Например, дельфины, находясь под водой, общаются посредством разнообразных звуков (вроде стука, свиста, кряканья), а в воздухе издают пронзительные крики и вопли. На эти звуки дельфины чутко реагируют.
Довольно развита звуковая система общения и у обезьян. За последнее гфемя даже у низших представителей животного мира обнаружено много звуковых сигналов. Так, у ворон их зафиксировано около 300. Даже, кузнечик издает много различных звуков, когда он, как смычком, «пилит» зазубринами задних ног по надкрыльям.
Дальнейшее изучение животных еще больше раскроет особенности звукового общения их между собой. Но как бы велико ни было число сигналов, издаваемых животными, эти сигналы принципиально отличны от человеческой речи: язык животных при всем своем разнообразии остается лишь первой сигнальной системой.

к следующему параграфу ...