.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Развитие высшей формы психики — сознания человека


Ф. Н. Гоноболин. "Психология"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.
OCR Biografia.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Мы познакомились с особенностями психики животных: инстинктами, навыками, интеллектуальным поведением. Но даже самый высокий уровень психического развития животных очень далек от психики человека.
Как же происходил процесс физического и психического развития высших представителей животного мира — обезьян и их потомков, в результате которого наиболее совершенные из них постепенно превратились в первобытных людей? Как мозг животного, развиваясь миллионы лет, стал мозгом человека?
На этот вопрос обстоятельный научный ответ дает Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Говоря о наших далеких предках, человекообразных обезьянах, Энгельс писал, что у них под влиянием образа жизни при лазании по деревьям руки должны были выполнять иные функции, чем ноги, и эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле, стали усваивать все более и более прямую походку. Благодаря этому рука стала свободной и могла теперь усваивать все новые и новые движения, а приобретенная при этом большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.
Кроме того, наши обезьяноподобные предки были общественными животными. Развитие труда способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности и стало ясней сознание пользы этой деятельности для каждого. Таким образом, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно приспосабливалась для речи, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим.
«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий — органов чувств».
Благодаря речи совместные действия подчиняются определенной задаче, согласуются, в какой-то мере планируются. Именно это характеризует подлинно разумный человеческий труд.
В процессе трудовой деятельности наши далекие предки стали изготовлять и применять орудия труда. А ими являются лишь те предметы, за которыми в коллективе закрепляется определенный способ употребления для выполнения какого-то действия.
Обезьяна тоже иногда пользуется, как мы видели в описанных выше опытах, палкой, ящиком и т. д. Но это она делает случайно, и данный предмет не становится у нее и, тем более по ее примеру, у других обезьян постоянным средством для достижения определенных целей. Поэтому обезьяны никогда не заготовляют орудия впрок и не хранят их. Что же касается трудового коллектива, то некоторые животные заняты совместной деятельностью (муравьи, бобры и др.), но их действия не могут быть названы трудом, они совершаются инстинктивно.
Высшую форму психики как отражение реального мира, свойственную только человеку и развивающуюся у него в процессе коллективной трудовой деятельности, называют сознанием.
Возникнув вместе с появлением коллективного труда и человеческой речи, сознание не оставалось неизменным у людей, а непрерывно развивалось из поколения в поколение. Кроме устной речи, этому способствовало и появление речи письменной. Благодаря ей люди, живущие далеко друг от друга, стали обмениваться опытом, а знания, приобретенные одним поколением, передавались потомкам. Проявляясь в деятельности, сознание в деятельности и формируется.
Развитие сознания отдельного человека всегда зависело от хода общеисторического процесса, определялось общественным бытием, т. е. жизнью данного общества. А важнейшим условием этой жизни является уровень развития материальных производительных сил, в том числе орудий труда. Так, например, сознание человека каменного века было много примитивнее сознания людей, научившихся изготовлять орудия из бронзы и железа и пользоваться ими.

Вопросы для повторения

1. Какие свойства приобретала материя в процессе своего развития?
2. Что такое инстинкты? Какова их физиологическая основа?
3. Что представляют собой навыки у животных?
4. Дайте краткую характеристику интеллектуального поведения животных.
5. Как описывает Ф. Энгельс процесс превращения обезьяны в человека?
6. Что мы называем сознанием человека, чем оно отличается от психики животных?
7. От чего зависит развитие сознания людей?

Задания

1. Опишите наблюдавшиеся вами инстинктивные действия животных.
2. Приведите примеры выработанных у животных навыков.
3. Поясните на примере различие между интеллектуальным поведением человека и животных.

к следующему параграфу ...