Социалистическое преобразование общества и вовлечение всего народа в активное историческое творчество


М. Д. Каммари, Г. Е. Глезерман и др.
Роль народных масс и личности в истории
Государственное издательство политической литературы.
Москва, 1957 г.
OCR Biografia.Ru


Возрастание роли народных масс в развитии общества в современную эпоху выражается прежде всего в том, что всё более и более широкие слои народа вовлекаются в активное историческое творчество.
Во всех досоциалистических общественно-экономических формациях народные массы выступали в качестве силы, творившей историю, хотя и далеко не всегда сознательно. Особенность социалистической общественно-экономической формации состоит в том, что она максимально способствует пробуждению народных масс, превращению народа в субъект истории, сознательно и планомерно творящий новое общество.
Участниками исторического процесса народные массы всегда были и в прошлом. Новое при социализме состоит в создании таких условий, при которых всё более и более широкие слои народа превращаются в сознательных и активных творцов истории. Основоположники марксизма учили, что вместе с основательностью исторического действия растёт и объём массы, делом которой оно является. Чем глубже происходящий в обществе переворот, тем более широкие массы людей осуществляют его — таков один из важнейших законов развития общества. Переход от капитализма к коммунизму — это самый глубокий социальный переворот, он преобразует все стороны общественной жизни.
Вовлечение миллионных масс народа в активное историческое творчество является для социалистического строя объективной необходимостью. Без активного участия масс не может быть осуществлено преобразование капиталистического общества в социалистическое, не может ни возникнуть, ни развиваться социалистическая общественно-экономическая формация.
Из всех социальных революций пролетарская революция наиболее решительно уничтожает старые экономические отношения. В большинстве капиталистических стран и после буржуазных революций сохранились остатки феодальных отношений, которые уживаются с капиталистическими отношениями и приспосабливаются к ним. Страх перед народными массами — одна из важнейших причин, которые толкают буржуазию на сохранение остатков феодальной старины и в экономическом и в политическом строе. Социалистическая революция в корне преобразует экономический строй, ликвидирует или переделывает старые уклады хозяйства, перепахивает, подобно мощному плугу, всю социальную почву.
Буржуазные революции имели своей задачей ликвидировать феодальные отношения в экономике и привести политическую надстройку в соответствие со сложившейся в недрах феодализма капиталистической экономикой. Они не уничтожали эксплуатацию, а только заменяли одну форму эксплуатации другой.
Напротив, социалистическая революция уничтожает всякую эксплуатацию человека человеком. В отличие от капиталистического уклада социалистический уклад хозяйства не возникает в недрах старого общества. Поэтому завоёванная в результате победы социалистической революции политическая власть используется пролетариатом для строительства новой, социалистической экономики, для того, чтобы преобразовать экономику и культуру общества. Но преобразование экономики, а тем более преобразование всей культуры не может быть, в отличие от преобразования политического строя, совершено сразу, оно требует длительного времени. Социалистическая революция охватывает целую историческую эпоху, которую основоположники марксизма назвали переходным периодом от капитализма к социализму.
Необходимость вовлечения широчайших народных масс в дело социалистического преобразования общества объясняется также тем, что, в отличие от капиталистической экономики, основанной на частной собственности на средства производства и развивающейся по преимуществу стихийно, социалистическая экономика не может зарождаться и развиваться стихийно. Общественная собственность на средства производства требует объединения усилий миллионов производителей, сознательного и организованного руководства ими. Процесс развития социалистической экономики есть в полном смысле этого слова процесс её строительства. В связи с этим в социалистической революции роль народных масс не исчерпывается задачами разрушения старого строя. Как указывал Ленин, в социалистической революции главной задачей рабочего класса и руководимого им крестьянства является именно «созидательная работа налажения чрезвычайно сложной и тонкой сети новых организационных отношений, охватывающих планомерное производство и распределение продуктов, необходимых для существования десятков миллионов людей. Такая революция может быть успешно осуществлена только при самостоятельном историческом творчестве большинства населения, прежде всего большинства трудящихся»
Источник силы и жизненности социалистической революции состоит в том, что она сама вовлекает широчайшие народные массы в самостоятельное историческое творчество и тем самым создаёт условия, необходимые для разрешения стоящих перед ней грандиозных задач. Величайшее значение для подъёма активности масс имеет прежде всего политический переворот, в результате которого государственная власть перешла в руки трудящихся во главе с рабочим классом, стала орудием защиты интересов народа. Такой грандиозный политический переворот мог быть осуществлён лишь в результате активной борьбы большинства рабочих и беднейших крестьян, руководимых Коммунистической партией. Вместе с тем этот переворот способствовал приобщению сотен тысяч и миллионов людей к самостоятельной политической жизни. В. И. Ленин подчёркивал, что «без привлечения к общественному строительству новых слоев народа, без пробуждения активности широких масс, доселе спавших, ни о каком революционном преобразовании не может быть и речи».
Создание советской государственной организации потребовало выдвижения из среды рабочих и крестьян сотен тысяч политических деятелей, организаторов, способных наладить управление государством, хозяйственной жизнью. Враги народа не скрывали своего неверия в способность трудящихся управлять государством; они пытались запугать рабочих трудностями налаживания государственной и хозяйственной жизни, злобно насмехались над неграмотностью и неумелостью «простонародья», осмелившегося посягнуть на вековую привилегию имущих — управление государством. Незадолго до Октябрьского переворота реакционная газета «Новое время», предрекая неизбежную гибель государства, если к кормилу власти придут люди из народа, писала: «Допустим на минуту, что большевики победят. Кто будет управлять нами тогда? Может быть, повара, эти знатоки котлет и бифштексов? Или пожарные? Конюхи, кочегары? Или, может быть, няньки побегут на заседание государственного совета в промежутке между стиркой пелёнок? Кто же? Кто эти государственные деятели?.. Может быть, слесари будут заботиться о театрах, водопроводчики — о дипломатии, столяры — о почте и телеграфе? Может, конюхи станут губернаторами?.. Конюхи, няньки, кухарки, — вот те, кто, по мысли большевиков, призваны, очевидно, править нашей страной. Будет ли это? Нет! Возможно ли это? На такой сумасшедший вопрос большевикам властно ответит история».
Так с нескрываемой злобой и ненавистью к «простонародью» писали реакционеры за два месяца до победы революции. А коммунисты глубоко верили в творческие силы и способности народа. Ленин говорил, что марксисты не утописты и знают, что любой чернорабочий, любая кухарка «е способны сейчас же вступить в управление государством. Но Ленин требовал немедленного разрыва с мерзким предрассудком, будто управлять государством могут только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Он призывал передовых рабочих и солдат учиться управлять, взять в свои руки обучение широких масс делу государственного управления и начать эту работу немедленно.
История дала свой властный ответ на вопрос о том, способны ли народные низы управлять государством. Из конюхов, слесарей, водопроводчиков, столяров, из простых людей, о которых с такой злобой писали буржуазные газеты, Советская власть вырастила государственных деятелей. Это государственные деятели нового типа, вышедшие из народных низов и служащие интересам народа.
Приобщение широчайших масс трудящихся к решающему участию в управлении государством наглядно показало, что трудящиеся способны управлять государством без буржуазии и против буржуазии и притом несравненно успешнее последней.
Каждый шаг вперёд в развитии классовой борьбы пролетариата, в организации политической и хозяйственной жизни Советской страны был вместе с тем и ступенькой в подъёме творческой активности масс. Так, например, организация рабочего контроля в промышленности России в 1917 г., явившегося переходной ступенью к национализации промышленности, стала школой хозяйственного управления для многих тысяч передовых рабочих. В борьбе с саботажем капиталистов они брали в свои руки управление предприятиями. В деревне комитеты бедноты, созданные при помощи городских рабочих в середине 1918 г., явились организаторами классовой борьбы против кулачества. Они политически организовали бедноту и помогли очищению Советов от пробравшихся в них кулаков и других классово враждебных элементов. Через комитеты бедноты и через Советы миллионы беднейших крестьян приобщались к решению государственных дел.
Если политический переворот потребовал выдвижения из среды рабочих и трудящихся крестьян наиболее передового слоя, способного взять на себя дело управления страной, то социалистическое преобразование экономики подняло к активной деятельности значительно более широкие слои, ибо оно немыслимо без участия подавляющего большинства трудящихся.
Раньше всего перестройка экономических отношений развернулась в промышленности, где социалистическое преобразование было более подготовлено развитием производительных сил. Национализация крупной и средней промышленности, железных дорог, банков и т. д. означала замену капиталистических производственных отношений социалистическими, основанными на всенародной собственности на средства производства. Изменение условий общественного бытия основной массы рабочих, связанных теперь непосредственно с социалистическим производством, создало объективную основу для осуществления глубочайшего переворота в их отношении к труду, переворота, который В. И. Ленин рассматривал как более трудный, более коренной, более решающий, чем свержение буржуазии. Смена труда подневольного трудом на себя, на своё общество, замена капиталистической дисциплины труда социалистической дисциплиной имели своим результатом приобщение миллионов рабочих к живой, творческой работе строительства социалистического общества.
Одним из важнейших методов творческого участия рабочих масс в создании нового общества явилось социалистическое соревнование. И первые коммунистические субботники 1919 г., и ударные бригады 1929 г., и массовое движение новаторов производства, начавшееся осенью 1935 г.,— все эти формы соревнования родились снизу, как результат творческого почина самих рабочих. Каждый из этих этапов соревнования знаменовал вовлечение в строительство социалистической экономики всё более широких масс. В коммунистических субботниках участвовала передовая часть рабочих. В социалистическом соревновании и движении ударников в конце 20-х и начале 30-х годов участвовало уже большинство рабочих, а ныне в социалистическом соревновании участвует свыше 90% всех работающих.
Важнейшим результатом социалистического соревнования явилось новое отношение работников к своему труду, как к делу чести, доблести и геройства. Без такого перелома в сознании большинства рабочего класса была бы невозможна социалистическая индустриализация страны в такие короткие сроки, в какие она была осуществлена в СССР. Превратить страну из аграрной в индустриальную собственными силами, без привлечения капиталовложений извне, в условиях ожесточённого противодействия со стороны капиталистического окружения и враждебных классов внутри страны — это была труднейшая задача, осуществление которой немыслимо без мобилизации энергии миллионов рабочих, без их героических трудовых усилий.
В капиталистических странах индустриализация означала разорение массы мелких производителей, она осуществлялась вопреки интересам рабочего класса и не являлась его собственным делом. Социалистическая индустриализация СССР осуществлялась в соответствии с интересами рабочего класса и всех трудящихся; она обеспечила ликвидацию безработицы и вела не к разорению трудящихся, а к росту их материального благосостояния. Поэтому социалистическая индустриализация стала делом рабочего класса и самых широких масс трудящихся. Благодаря руководству партии широкие массы народа глубоко осознали, что только путём непрерывного мощного развития тяжёлой промышленности можно создать материальную базу социализма, обеспечить самостоятельность страны и укрепить её обороноспособность. Именно на этой почве зародились в массах и нашли своё осуществление лозунги о выполнении пятилетнего плана в четыре года.
В ходе строительства социализма расширялся социальный состав масс, активно участвовавших в созидании нового общества. Рабочий класс выступал как гегемон революции, который сплачивал и вёл за собой широкие слои трудящихся, прежде всего трудящееся крестьянство. Опираясь на поддержку трудящегося крестьянства, рабочий класс приступил к строительству социалистической экономики. В начале пути от капитализма к социализму рабочий класс был единственным классом, способным решать задачи социалистического преобразования общества. «Предполагать, что все «трудящиеся» одинаково способны на эту работу, — отмечал В. И, Ленин, — было бы пустейшей фразой или иллюзией допотопного, домарксовского, социалиста. Ибо эта способность не дана сама собой, а вырастает исторически и вырастает только из материальных условий крупного капиталистического производства».
При капитализме крестьянство поставлено в такие условия, которые крайне ограничивают его историческую самодеятельность. Противоположность между городом и деревней, до крайности углублённая капитализмом, обрекает деревню на экономическую, политическую и культурную отсталость. Мелкое товарное производство разобщает крестьян, препятствует их организации и порождает у них характерную для мелкого производителя ограниченность кругозора. Победа социалистической революции и социалистическая индустриализация страны открыли возможности для развития деревни по новому, социалистическому пути. В процессе социалистического преобразования общества под руководством рабочего класса трудящееся крестьянство принимает всё более активное участие в решении общенародных задач.
При этом изменяется и расширяется само содержание гегемонии рабочего класса: если в борьбе за диктатуру пролетариата рабочий класс выступал как политический вождь беднейшего крестьянства, то после установления своей диктатуры он стал выступать как руководитель беднейшего и среднего крестьянства и в хозяйственном строительстве. Союз рабочего класса и трудящегося крестьянства, сложившийся первоначально как политический союз, охватил и область экономических отношений между классами рабочих и крестьян, стал решающей силой строительства социалистической экономики. Под руководством рабочего класса широкие слои трудящегося крестьянства становились на путь.коллективного хозяйства и включались в ряды активных строителей социализма. Колхозный строй раздвинул духовный кругозор крестьян, сломал ограниченный строй мелкособственнических представлений и поднял к сознательному историческому действию новые миллионные пласты народа.
Строительство социалистического хозяйства в деревне потребовало выдвижения в невиданных ещё масштабах организаторских кадров, способных наладить коллективное производство. Эти кадры выделили из своей среды рабочий класс и колхозное крестьянство. Глубоко знаменателен тот факт, что значительное число талантливых организаторов, способных руководить крупным и сложным хозяйством, включающим в себя многие отрасли сельскохозяйственного производства, вышло из среды крестьян, которые веками вели своё хозяйство на мелком клочке земли. Это показывает, какие богатые творческие силы таились в народе и получили возможность проявить себя при социалистическом строе.
Великий процесс приобщения народных масс к сознательному историческому творчеству охватил все народы, населяющие СССР. В ходе социалистического строительства при братской помощи отставшим народам со стороны русского народа преодолевалось фактическое неравенство народов, доставшееся Советской власти в наследство от старого строя. Во всех союзных Советских республиках была создана мощная социалистическая промышленность, выросли многочисленные кадры национального рабочего класса. Социалистическое преобразование экономики всех республик, в том числе их сельского хозяйства, покончило с капиталистическими отношениями и с многочисленными остатками докапиталистических форм хозяйства. В условиях Советской власти 48 народов впервые создали свою письменность. Развитие единой по содержанию, социалистической культуры в многообразных национальных формах позволило приобщить в наиболее короткие исторические сроки к достижениям культуры и к активному участию в строительстве нового общества миллионные массы ранее угнетённых народов, освобождённых социалистической революцией.
Пролетарская революция и строительство социализма не только преобразовали старые, буржуазные нации в социалистические нации, но и создали условия для консолидации в социалистические нации ряда народностей, которые не могли сложиться в нации при капиталистическом строе. Расцвет социалистических наций в СССР показал, что все народы в равной мере способны к историческому развитию, что возможности их развития зависят прежде всего от общественного строя, при котором они живут. Так были практически опровергнуты домыслы реакционных буржуазных политиков и социологов, разделяющих народы на «исторические» и «неисторические», якобы неспособные к самостоятельному историческому развит тию. Ликвидация капиталистического и создание социалистического строя в СССР, преодоление фактического неравенства в политическом, экономическом и культурном положении народов открыли всем советским народам широчайшие возможности для свободного развития и неизмеримо расширили круг людей, участвующих в сознательном историческом творчестве.
От патриархально-феодальных или феодальных отношений многие народы Советского Союза перешли сразу к социалистическим отношениям, минуя промежуточные стадии развития. В среднеазиатских республиках Советского Союза, где основными орудиями сельскохозяйственного производства были до революции кетмень (мотыга) и омач (деревянная соха), теперь большая часть полевых работ выполняется сельскохозяйственными машинами. По оснащённости техникой сельское хозяйство республик Советского Востока оставило далеко позади многие капиталистические страны. В капиталистическом мире народы, отставшие в своём развитии от передовых стран, как правило, обрекаются на ещё большее отставание, ибо они становятся объектом закабаления и эксплуатации со стороны господствующих классов развитых наций. В мире социализма действует иная закономерность: здесь народы, запоздавшие в своём хозяйственном и культурном развитии, догоняют передовые при их братской помощи.
Помощь русского рабочего класса и русской интеллигенции сыграла большую роль в хозяйственном и культурном подъёме ранее отсталых народов. Выступая в 1935 г. на одной из конференций по развитию производительных сил национальных республик, президент Академии наук СССР А. П. Карпинский сказал: «...я с величайшей радостью встречаюсь с представителями тех народов, которые в прошлом были порабощены до последней степени, являлись объектом жестокой эксплоатации, а теперь процветают, ибо они сделались хозяевами своей судьбы. За каких-нибудь десять лет мы видим здесь такой расцвет, для которого раньше требовалось минимум 300 лет... Вот что значит для народа получить свободу самому распоряжаться своей судьбой, самому строить своё хозяйство и культуру»
Темпы развития хозяйства и культуры, строительства школ, роста числа учащихся в ряде республик Советского Союза намного превысили средние темпы по всей стране. Достаточно сказать, например, что в Таджикистане объём промышленного производства возрос в 1954 г. по сравнению с 1913 г. в 633 раза! На территории, которую ныне занимает эта республика, до революции число грамотных составляло всего 0,5% населения. Развитие народного образования происходило тогда так медленно, что, по подсчётам журнала «Вестник воспитания», сделанным в 1906 г., требовалось не менее 4600 лет для того, чтобы покончить с неграмотностью народов Средней Азии, Советская власть ликвидировала неграмотность в среднеазиатских республиках в течение двух десятилетий. Ныне в Таджикской ССР насчитывается более 2500 начальных, неполных средних и средних школ, имеется 9 вузов и 33 специальных средних учебных заведения, 43 научно-исследовательских учреждения, в которых работает около тысячи научных работников.
Социалистическая революция раскрепостила и подняла к сознательному участию в строительстве нового мира и такую наиболее забитую в прошлом часть населения, как трудящиеся женщины. Советский строй дал женщине равные права с мужчиной, открыл для неё доступ к образованию и ко многим профессиям, которые раньше были привилегией мужчин. Победа колхозного строя сделала женщину-крестьянку экономически самостоятельной, дала ей право на не зависимую от отца или мужа долю колхозного дохода.
Советская женщина стала активным участником строительства нового общества. Показательно, что среди советских специалистов с высшим образованием женщины составляют 53%, среди врачей - 76, среди учителей — 70, среди работников научных, учебных и культурно-просветительных учреждений — более 67%; около 10 тысяч женщин имеет учёные степени и звания.
В директивах XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану наряду с общим повышением материального благосостояния трудящихся и переходом на 7-часовой рабочий день предусмотрено улучшение условий труда и быта женщин-матерей. Уже увеличена продолжительность отпусков по беременности и родам, расширяется сеть детских яслей и садов, предприятий общественного питания, увеличивается производство пищевых полуфабрикатов и машин для обслуживания бытовых нужд. Все эти и другие мероприятия освободят женщину от многих забот по ведению домашнего хозяйства, которые ещё лежат на ней, и создадут ещё более широкие возможности для вовлечения женщин в общественное производство и для их участия во всех областях общественной жизни. Так углубление процесса преобразования общественной жизни, в частности и преобразование быта, расширяет число активных деятелей исторического процесса. А чем шире вовлекаются в общественную жизнь массы народа, тем более ускоряется ход истории.
Некоторые из представителей буржуазной социологии утверждают, будто историю нельзя ни замедлить, ни ускорить, подобно тому как нельзя изменить течение времени, переводя стрелки часов. Практика социалистического строительства опровергла эти домыслы. Социалистический строй обладает могучим средством для ускорения хода исторического развития. Этим средством является приобщение широчайших масс к активному творчеству, их просвещение и организация.
Преимущества социалистической системы хозяйства, активность и трудовой энтузиазм широчайших масс трудящихся, руководимых коммунистическими и рабочими партиями, взаимная помощь и сотрудничество стран социалистического лагеря обеспечили быстрый рост их производительных сил. За четверть века (точнее, за 26 лет — с 1929 по 1955 г.) объём промышленного производства в Советском Союзе возрос более чем в 20 раз, а в капиталистических странах — менее чем в 2 раза. Довоенный уровень промышленного производства в СССР и странах народной демократии в 1956 г. превзойдён более чем в 4 раза, а в капиталистических странах — лишь на 90%. Объём промышленной продукции в 1956 г. выше довоенного уровня в Болгарии более чем в 6 раз, в Румынии — почти в 3,3 раза, в Венгрии — в 3,2 раза, в Чехословакии — более чем в 2,7 раза, в Польше — более чем в 5 раз и т. д. За последние 5 лет темпы развития промышленности социалистических стран выше темпов развития промышленности капиталистических стран в 2,6 раза.
Об ускорении темпов исторического развития в странах, освобождённых от капиталистического гнёта, свидетельствуют и следующие факты. На индустриализацию капиталистических стран требовалось 50—100 лет. Социалистическая индустриализация в Советском Союзе была осуществлена за какие-нибудь 12—13 лет. В короткий срок превратилась из аграрной страны в индустриально-аграрную Польша. Болгария была одной из наиболее отсталых в индустриальном отношении стран Европы, а ныне в ней имеется развитое сельскохозяйственное и химическое машиностроение, построен металлургический завод. В широких масштабах осуществляется социалистическая индустриализация Китая, где при братской помощи СССР строятся сотни крупных промышленных предприятий.
Разоблачая лживое буржуазное представление, будто социализм есть нечто мёртвое, застывшее, раз навсегда данное, В. И. Ленин в книге «Государство и революция» писал: «...на самом деле только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни». Вместо тысяч и сотен тысяч людей верхних слоев, которые находились на авансцене истории в рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществах, при социалистическом строе сознательными творцами истории выступают миллионы и сотни миллионов трудящихся. В этом основная причина ускорения темпа общественного развития в социалистическом обществе.

продолжение книги ...