Новая роль народных масс в экономической, политической и культурной жизни социалистического общества


М. Д. Каммари, Г. Е. Глезерман и др.
Роль народных масс и личности в истории
Государственное издательство политической литературы.
Москва, 1957 г.
OCR Biografia.Ru


Творческая роль народных масс в условиях социализма не только возрастает, но и проявляется по-новому во всех сферах жизни общества — в экономике, политике, культуре. Это объясняется прежде всего тем, что трудящиеся стали работать не на эксплуататоров, а на себя, стали хозяевами своей судьбы.
В освобождении трудового народа от классового и национального гнёта — источник невиданного в истории массового героизма, характерного для эпохи социализма. Рождение нового, социалистического общества связано с преодолением величайших трудностей, с упорной борьбой против сил старого, капиталистического общества. Чтобы одержать победу в этой борьбе, нужны героические усилия не одиночек, а широчайших масс народа, возглавляемых передовой партией. В летописях истории навеки запечатлены героические деяния советского народа — народа-строителя, который первым проложил путь к социализму, создал в нашей стране социалистическое общество и отстоял её независимость в борьбе с империалистическими хищниками. Героическая борьба китайского народа и других народов, строящих социализм, вновь показывает, на какие великие дела способны люди, ставшие хозяевами своей судьбы.
В области производства народные массы всегда были решающей силой. На всём протяжении многовековой истории человечества народ творил историю, созидая материальные блага, необходимые для существования общества и развития культуры. Однако исторический прогресс до перехода к социализму совершался в антагонистической форме. Трудящиеся массы, усилиями которых осуществлялся прогресс, не могли воспользоваться его плодами. Развитие производительных сил достигалось путём эксплуатации непосредственных производителей, ценой их бесчисленных страданий.
Антагонистичность исторического прогресса была в конечном счёте результатом относительной неразвитости производительных сил, вследствие которой развитие производства было возможно лишь при условии разделения общества на господствующее меньшинство, освобождённое от непосредственного участия в производительном труде, и угнетённое трудящееся большинство. Социализм, опираясь на значительное развитие производительных сил, достигнутое при капитализме, кладёт конец разделению общества на антагонистические классы, и дальнейший исторический прогресс теряет свой антагонистический харжтер. В социалистическом обществе развитие общественного производства не только достигается усилиями трудящихся масс, но и осуществляется в интересах этих масс, трудящиеся массы пользуются всеми благами исторического прогресса.
Социалистический строй, ликвидировав эксплуататорские классы, впервые после тысячелетий классового гнёта воссоединил непосредственных производителей со средствами производства. Средства производства превратились в общественное достояние, и труд из подневольного стал свободным от эксплуатации. Социалистические производственные отношения создают могучие стимулы к развитию производительных сил у всей массы трудящихся. Каждый шаг вперёд в развитии социалистического производства означает вместе с тем и дальнейший подъём материального благосостояния народа, что способствует непрерывному повышению трудовой активности масс. Развитие социалистического хозяйства в СССР и в странах народной демократии наглядно показывает, насколько ускоряется рост производства в обществе, где трудящиеся массы стали хозяевами производства, где они не только созидают все богатства общества, но и являются их коллективными владельцами.
Б классово антагонистических формациях трудящиеся массы, созидая материальные блата, двигали вперёд развитие производительных сил, но они не были по-настоящему заинтересованы в развитии производства, которое обогащало лишь их угнетателей. Правда, при переходе от одной классовой формации к другой, более прогрессивной, заинтересованностъ трудящихся масс несколько возрастала, и в этом, между прочим, выражался исторический прогресс в развитии производственных отношений: крепостной крестьянин был более заинтересован в своём труде, чем раб, а таёжный рабочий — более, чем крепостной. Но, поскольку средства производства оставались в руках эксплуататоров, прогресс в раскрепощении непосредственных производителей, в освобождении их от личной зависимости, имел своей оборотной стороной усиление их экономической зависимости от владельцев средств производства.
Целью производства в антагонистических общественных формациях, было присвоение прибавочного продукта рабовладельцами или феодалами, присвоение прибавочной стоимости капиталистами. Эта цель на определённых этапах истории двигала вперёд развитие производительных сил, но она никогда не являлась целью самих трудящихся масс. В социалистическом обществе цель производства — максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества — полностью совпадает с интересами непосредственных производителей.
В досоциалистических формациях трудящиеся массы, производя материальные блага, выступали объективно в качестве творцов истории, но большей частью не сознавали себя таковыми. В условиях социализма трудящиеся массы выступают как сознательные творцы истории, планомерно, сознательно и активно созидают новое, коммунистическое общество.
В социалистическом обществе труд приобрёл непосредственно общественное значение. Участие в труде является для каждого работника, не частным делом, как при капитализме, а его общественным делом. На этой почве рождается новое отношение к труду, которое и проявляется в социалистическом соревновании, в инициативе масс в труде, в трудовом героизме.
Эпоха социализма породила новую форму героизма — трудовой героизм. Повседневный, будничный труд, который в классовых обществах был средством порабощения масс, стал ареной массового героизма. Этот героизм проявился как в годы мирного социалистического строительства, так и в годы Великой Отечественной войны. Советский Союз смог одержать в этой войне военную и экономическую победу над врагом благодаря преимуществам социалистической системы хозяйства, которая пробуждает трудовую активность масс. Ярким примером трудового героизма советских людей является проведённая в последние годы гигантская работа по освоению целинных и залежных земель. Советская молодёжь горячо откликнулась на призыв партии освоить эти земли; сотни тысяч рабочих, колхозников, специалистов добровольно выехали на освоение целинных земель и показали там подлинные образцы трудовой доблести.
Труд в социалистическом обществе всё более и более приобретает творческий характер; широкий круг работников становится новаторами производства, совершенствует методы производства. По сообщению Центрального статистического управления, в 1949 г. в производство принято свыше 450 тысяч, в 1950 г. — свыше 600 тысяч, в 1951 г. — около 700 тысяч, в 1952 г. — около 800 тысяч, в 1953 г.— свыше 850 тысяч, в 1954 г.— 900 тысяч, в 1955 г. — около 1 млн. и в 1956 г. свыше 1.200 тысяч изобретений и рационализаторских предложений. Творческое участие масс в развитии техники ускоряет рост производительности труда.
Творческая инициатива масс является могучим двигателем технического прогресса. В конструкциях новых советских машин воплощаются не только результаты работы инженеров и учёных, но и практический опыт рабочих-новаторов. Так, например, освоением первых образцов комбайна «Донбасс» занималось около 25 тысяч горняков, многие из которых внесли свои ценные предложения по усовершенствованию конструкции машины. На ленинградском заводе «Электрик» по предложению рабочих, собиравших машину для стыковой сварки, было внесено 66 изменений в чертежи и 18 изменений в технологический процесс. Экскаваторщики «Куйбышевгидростроя» внесли ряд ценных предложений по усовершенствованию землеройной машины — экскаватора. На основе этих предложений конструкторы Уралмашзавода модернизировали машину.
Подобные факты типичны для социалистического общества, так как здесь, в противоположность капитализму, работники производства кровно заинтересованы в усовершенствовании машин. Машины при социализме облегчают труд работников и сберегают живой труд обществу; высвобождающаяся, вследствие механизации и автоматизации производства рабочая сила находит себе применение на других участках производства, ввиду чего внедрение машин не угрожает рабочим безработицей.
Сознавая себя при социализме хозяевами производства, рабочие стремятся усовершенствовать машины, чтобы облегчить свой труд и принести пользу обществу. На социалистических предприятиях выросло немало изобретателей и рационализаторов, чьи предложения уже дали производству значительный экономический эффект. Так, например, токарь киевского завода «Красный экскаватор» Виталий Семинский создал за последние годы более 50 конструкций различных инструментов и приспособлений, благодаря которым вспомогательное время, затрачиваемое рабочим на установку, крепление и измерение деталей, сократилось в 5—15 раз. Слесарь-сборщик Ленинградского завода имени С. М. Кирова Михаил Розанов внёс важное изменение в конструкцию высоких портальных кранов, что дало возможность перенести монтаж кранов из неудобных котлованов в цех и сократить вдвое потребное для этого время. В дальнейшем М. Розанов внёс новое изменение в технологию сборки и монтажа металлических конструкций подъёмных сооружений: он первым стал собирать многопудовые громоздкие детали узлами. Слесарь Горьковского автозавода Александр Золин внёс за годы пятой пятилетки около 70 рационализаторских предложений, создал 17 автоматических штампов и станков. Разработанный Золиным в содружестве с техником Аркадием Сизовым автоматический станок для механической обработки вкладышей полностью устранил ручные операции, высвободил десять единиц оборудования и заменил труд 25 квалифицированных рабочих.
Изобретательское и рационализаторское движение в СССР представляет собою могучий резерв для повышения производительности труда и ускорения технического прогресса. Дело лишь в том, чтобы полностью использовать этот резерв, устранить бюрократические препоны, мешающие осуществлению ценных предложений изобретателей и рационализаторов, по-настоящему руководить этим движением, чего у нас ещё часто недостаёт.
Творческий почин работников производства обогащает новыми формами социалистическое соревнование. Соревнование служит улучшению всех сторон социалистического производства: повышению качества и снижению себестоимости продукции, экономии сырья и материалов, внедрению новой техники, максимальному использованию внутренних резервов производства, ускорению оборачиваемости оборотных средств и т. д. На предприятиях СССР развернулось соревнование за увеличение выпуска продукции на существующих производственных площадях, за более производительное использование машин и оборудования.
Социалистическое соревнование стало могучим фактором развития производительных сил и в странах народной демократии. Всё шире развёртывается обмен опытом новаторов производства между странами социалистического лагеря.
В социалистическом обществе народные массы не только осуществляют своими руками производство, но и сами управляют им. Важной формой участия трудящихся в управлении производством являются производственные совещания, на которых обсуждаются важнейшие вопросы работы предприятия. Производственные совещания способствуют повышению активности масс в социалистическом производстве. Чтобы ускорить развитие социалистического производства, необходимо заботиться об ещё более широком и действенном привлечении рабочих, инженеров и служащих к непосредственной работе по управлению предприятиями и хозяйственными организациями.
До недавнего времени к составлению государственных планов недостаточно привлекались работники предприятий, проектных и научно-исследовательских организаций. Планы составлялись главным образом на основе отчётно-статистических данных о работе предприятий; при этом не учитывались все резервы производства. Теперь государственные планы по развитию промышленности составляются с учётом планов, разработанных на предприятиях, а в обсуждение планов вовлекаются рабочие и служащие. Так, например, коллективы более 9 тысяч предприятий активно участвовали в разработке шестого пятилетнего плана. Творческая инициатива трудящихся, внёсших много ценных предложений, дала возможность уточнить предварительные намётки многих министерств по использованию действующих производственных мощностей, повышению производительности труда и снижению себестоимости. Сочетание планирования сверху и снизу способствует выявлению резервов производства, даёт возможность значительно увеличить производство на существующих предприятиях и в ряде случаев обойтись без строительства новых предприятий.
Насколько велики эти резервы, не всегда учитываемые хозяйственными руководителями, можно судить по следующим примерам. Когда намечался план на 1955 г., Министерство чёрной металлургии СССР предлагало установить плановые задания по стали и по прокату на несколько сот тысяч тонн ниже, чем это было намечено правительством. Но после того как на предприятиях при широком участии масс были выявлены резервы производства, оказалось, что чёрная металлургия может не только выполнить, но и значительно превысить намеченное задание. На деле план выплавки стали перевыполнен на 570 тысяч тонн, а выпуска проката — более чем на 200 тысяч тонн.
Большие резервы для увеличения производства вскрывает творческая инициатива масс и в сельском хозяйстве. В 1955 г. по постановлению январского Пленума ЦК, КПСС в областях, краях и республиках были разработаны мероприятия по крутому подъёму животноводства на 1955—1960 гг., причём в основу этих мероприятий положены предложения колхозов, МТС и совхозов, составленные при участии колхозников, рабочих и специалистов. О значении этих предложений можно судить по тому, что во многих колхозах и совхозах выявилась возможность значительно увеличить производство и обеспечить выполнение заданий январского Пленума ЦК КПСС не в 5—6 лет, а в 2—3 года.
При разработке проекта директив по шестому пятилетнему плану, принятых XX съездом партии, ЦК КПСС учёл предложения рабочих, колхозников, специалистов промышленности и сельского хозяйства. «Их патриотическая инициатива и разносторонний производственный опыт помогли Центральному Комитету полнее определить задачи развития отдельных отраслей народного хозяйства в шестой пятилетке, выявить огромные внутренние возможности, которыми располагают социалистическая промышленность, сельское хозяйство, транспорт».
Творческая активность масс играет важную роль в развитии не только производительных сил социалистического общества, но и его экономических отношений. В социалистическом обществе народные массы играют совершенно иную роль в развитии производственных отношений, чем в предшествующих обществах.
В прошлом народные массы, чьими руками осуществлялось развитие производительных сил, объективно подготовляли переход к новым, более высоким производственным отношениям, а своей революционной борьбой против отжившего строя расчищали почву для их развития. Но, поскольку установление новых производственных отношений означало лишь изменение формы эксплуатации трудящихся, народные массы стремились сбросить с себя новое ярмо. Достаточно, например, напомнить, какое сопротивление встречал со стороны крестьян аграрный переворот в Англии в XV—XVI веках, как упорно боролись в конце XVIII и в начале XIX века английские ткачи и прядильщики против капиталистической фабрики.
При переходе к социалистическим производственным отношениям народные массы впервые в истории выступают в качестве сознательных строителей новой экономики, которая создаётся их руками и в их собственных интересах. Установление социалистических производственных отношений означает освобождение трудящихся от всякой эксплуатации.
Творческий почин масс играет огромную роль в выработке форм новых экономических отношений. Строительство социалистической экономики есть сознательный процесс, осуществляемый массами трудящихся под руководством Коммунистической партии и социалистического государства на основе использования объективных законов экономического развития. Партия, опираясь на революционную теорию, указывает основные пути строительства социализма, но она не может предусмотреть всё то новое, что даст опыт миллионов людей, творящих свободную жизнь. В 1917 г., накануне Октябрьской революции, когда перед партией практически вставал вопрос о том, как строить новую экономику после завоевания пролетариатом власти, Ленин писал: «Мы не претендуем на то, что Маркс или марксисты знают путь к социализму во всей его конкретности. Это вздор. Мы знаем направление этого пути, мы знаем, какие классовые силы ведут по нему, а конкретно, практически, это покажет лишь опыт миллионов, когда они возьмутся за дело». Когда обсуждался проект программы партии, Ленин возражал против попыток заранее определить все формы будущей организации производства и распределения. «После основных мер нового типа, после национализации банков, после приступа к рабочему контролю многое будет виднее, и опыт подскажет массу нового, ибо это будет опыт миллионов, опыт строительства новых порядков экономики сознательным участием миллионов».
Как и предвидел Ленин, практический опыт миллионов людей дал возможность определить конкретные формы социалистических экономических отношений, ранее не виданных в истории.
Возьмём для примера строительство социалистических экономических отношений в сельском хозяйстве. Основоположники марксизма предвидели необходимость кооперации для социалистического преобразования хозяйства мелких товаропроизводителей. Но только практический опыт миллионов дал возможность найти наиболее целесообразные формы новых экономических отношений в деревне. Известно, например, какую огромную роль в создании и развитии колхозного строя сыграло правильное решение вопроса о формах использования тракторов и сложных машин в сельском хозяйстве, о соотношении государственных и колхозных средств производства. Благодаря созданию такой формы экономических отношений, как машинно-тракторные станции, эти вопросы .нашли своё практическое разрешение. В 1927 г. совхоз имени Тараса Шевченко организовал первую тракторную колонну для помощи бедняцко-середняцким крестьянским хозяйствам. Этот почин был одобрен в отчётном докладе ЦК на XV съезде партии, и примеру совхоза имени Шевченко последовали другие совхозы. Подготовкой к созданию МТС послужили не только тракторные колонны совхозов, но и машинопрокатные пункты и тракторные колонны сельскохозяйственной кооперации и кустовых объединений колхозов. МТС не сразу приняли свою современную форму, не сразу сложились как крупные государственные предприятия. Вначале для руководства строительством А1ТС предполагалось создать акционерное общество с привлечением средств крестьян путём продажи акций. Но вскоре, обобщив опыт, партия определила пути строительства МТС как государственных организаций, как новой формы государственного руководства колхозным движением, новой формы производственной смычки между социалистической индустрией и сельским хозяйством.
Большое значение в развитии колхозного строя имела также выработка правильных форм организации хозяйства внутри колхоза, организации труда колхозников, его оплаты и т. д. И в решении этих вопросов ярко проявилось значение практического опыта и творческого почина масс. Методы и формы осуществления в колхозах: социалистического принципа распределения по труду могли быть выработаны только на основе практики миллионов тружеников деревни. Трудодень как новая экономическая категория не был ранее известен. Сначала в колхозах применялись такие формы оплаты труда, как распределение «по едокам», «по работникам», денежная заработная пллта и т. д. Практика заставила колхозы отказаться от всех этих: форм распределения, так как они либо противоречили социалистическому принципу распределения и порождали мелкобуржуазную уравниловку, либо не учитывали особенностей колхоза как кооперативного предприятия. Передовые колхозы перешли к измерению труда колхозников в трудовых единицах. В колхозах начали устанавливать нормы дневной выработки на различных работах, а распределение доходив между колхозниками производить в зависимости от количества выработанных трудодней.
Открытие трудодня как меры труда и распределения в колхозах явилось, таким образом, результатом творчества крестьян, плодом их коллективного опыта строительства новых экономических отношений. Этот опыт был обобщён Коммунистической партией и Советской властью и закреплён в решении VI съезда Советов СССР «О колхозном строительстве» в 1931 г. и в Примерном уставе сельскохозяйственной артели.
На протяжении всего последующего развития колхозного строя партия и правительство совершенствовали формы осуществления социалистического принципа распределения в колхозах, опираясь при этом на опыт самих масс. Жизнь показывает необходимость дальнейшего улучшения форм, распределения доходов в колхозах, порядка дополнительной оплаты труда за перевыполнение плана урожайности и продуктивности животноводства, форм авансирования: колхозников по выработанным трудодням и т. д. В решении атих задач, первостепенное значение имеет и опыт самих колхозов. Так, например, учитывая опыт передовых колхозов, ЦК КПСС и Совет Министров СССР рекомендовали колхозам выдавать колхозникам ежемесячно денежные авансы и устанавливать самим порядок и размер выдачи дополнительной оплаты. Совершенствование форм распределения доходов в колхозах будет способствовать привлечению к труду всего трудоспособного населения, повышению заинтересованности колхозников в результатах своего труда. Творческая инициатива масс отражает новые процессы, возникающие в самых глубинах жизни общества. Трудящиеся массы, сталкивающиеся в своей повседневной жизни с теми или иными задачами хозяйственного строительства, проявляют свой почин в решении этих задач. Ростки нового, возникающие в результате почина масс, зарождаются самопроизвольно, вырастают снизу. Но это обстоятельство свидетельствует не о слабости, а, наоборот, о силе и жизненности ростков нового, о том, что они выражают потребности развития общества, которые уже дают себя знать, хотя ещё не осознаны и не отражены в общегосударственном титане. Поэтому было бы неправильным полагать, что сознательное руководство развитием социалистического общества означает, будто всё новое, прогрессивное должно насаждаться сверху. Наоборот, руководство возможно лишь при опоре на инициативу масс. Учёт опыта масс помогает партии во-время обнаруживать противоречия и отрицательные явления, зарождающиеся в жизни и тормозящие развитие экономики, находить пути разрешения этих противоречий. Партия опирается на творческий почин и инициативу масс, нередко подсказывающих ей правильное решение вопросов, и вырабатывает общегосударственные мероприятия, осуществление которых требует руководства партии и государства.
Как ни велико значение почина масс, он сам нуждается в обобщении, поддержке, руководстве со стороны партии.
Работники социалистического производства, внося усовершенстшования в процесс общественного труда, руководствуются не только своими ближайшими, будничными интересами, но имеют в виду и общие цели, за которые борется весь народ, сознательно служат интересам общества. И тем не менее всех общественных последствий своего почина каждый отдельный производитель обычно не сознаёт. Но кроме разума отдельного работника есть коллективный разум народа, воплощённый в Коммунистической партии, её Центральном Комитете, в руководящих органах социалистического государства, которые внимательно изучают ростки нового, рождённые народным творчеством, содействуют их развитию, учитывают их общественное значение и помогают массам осознать его. Поэтому при социализме, в отличие от предшествующих формаций, всё более и более широкие массы народа осознают перспективы развития общества и действуют всё более сознательно и планомерно.
Соединение творческой деятельности масс и сознательного руководства Коммунистической партии придаёт непреоборимую силу народному творчеству в строительстве новой жизни.
По-новому проявляется роль народных масс в социалистическом обществе и в области политической жизни.
Своей героической борьбой народные массы всегда оказывали значительное влияние на политическую жизнь общества. Это влияние не ограничивалось тем, что народные массы выступали в периоды революций в качестве решающей ударной силы в борьбе против отживших политических режимов. Широта размаха народной борьбы е значительной, а часто и в решающей мере определяла степень демократизма новых режимов, устанавливавшихся в результате победы революции. Ленин отмечал, что во Франции демократическая республика была установлена в итоге долгой борьбы демократических элементов во главе с рабочим классом, вопреки колебаниям, изменам и контрреволюционным стремлениям буржуазии. «В начале эпохи буржуазных революций либеральная французская буржуазия была монархической; в конце долгого периода буржуазных революций — по мере увеличивающейся решительности и самостоятельности выступлений пролетариата и демократически буржуазных... элементов — французская буржуазия вся была переделана в республиканскую, перевоспитана, переобучена, перерождена... Во Франции гегемонию раза этак четыре за все восьмидесятилетие буржуазных революций отвоевал себе пролетариат в разных сочетаниях с «левоблокистскими» элементами мелкой буржуазии, и в результате буржуазия должна была создать такой политический строй, который более угоден ее антиподу».
Этот пример показывает, как в период буржуазных революций народные массы, выступая в качестве активной силы на арене политической борьбы, вынуждали господствующий класс вопреки его враждебности демократии устанавливать такой политический режим, который хотя бы частично предоставлял массам известные демократические права.
Но и в этих случаях народные массы, оказывая значительное влияние на характер политического строя, не были его создателями. Народные массы становятся строителями государственной власти только тогда, когда она переходит в их собственные руки. Свергнув власть помещиков и капиталистов, трудящиеся начали самостоятельно вершить все государственные дела, перед ними впервые открылось новое поприще исторической деятельности: народ — творец истории стал строителем своего государства. Политической основой советского общества являются Советы депутатов трудящихся, которые созданы творческим почином русских рабочих, возникли как организация революционной борьбы самих масс. Создание Советов представляет один из ярких примеров исторического творчества масс.
Политические формы власти пролетариата не изобретаются вождями партии и теоретиками социализма. В книге «Государство и революция» Ленин подчёркивал, например, что после 1851 г., когда Маркс пришёл к выводу о необходимости слома старой государственной машины, он, вплоть до 1871 г., оставлял открытым «вопрос о том, чем заменить разбитую буржуазную государственную машину. Не вдаваясь в утопии, Маркс ждал ответа на этот вопрос от опыта массового движения пролетариата. И только тогда, когда Парижская Коммуна дала этот опыт, Маркс извлёк из него практические уроки, придя к выводу о том, что Коммуна — это «открытая -наконец» пролетарской революцией политическая форма, при которой может произойти экономическое освобождение труда. Таким же путём — на основе обобщения практического опыта революционной борьбы — пришёл Ленин к выводу о Советах как новой политической форме диктатуры пролетариата.
Как известно, Советы возникли ещё в период первой русской революции, в 1905 г. В борьбе с царизмом трудящиеся революционным путём, не считаясь с законом, устанавливали самочинно новые порядки, осуществляли 8-часовой рабочий день в городе, а в деревне проводили демократические преобразования, вплоть до захвата помещичьих земель. В ходе этой борьбы создавались революционные стачечные комитеты в городе, из которых потом развились Советы рабочих депутатов, и революционные крестьянские комитеты в деревне, из которых образовались Советы крестьянских депутатов. Советы возникли как проявление революционной самодеятельности народа, поднимавшегося на борьбу против царизма. Конечно, петербургские, московские, ивановские рабочие, создававшие в 1905 г. Советы, не могли предвидеть, что Советы станут политической основой нового строя, новой политической формой диктатуры пролетариата. Создавая Советы, рабочие преследовали свои непосредственные цели борьбы с царизмом и буржуазией. Но это не умаляет исторического значения их почина, а лишь показывает значение и необходимость руководства партии.
Созданные творчеством рабочих Советы могли одержать победу и утвердиться только под руководством Коммунистической партии. Партия во главе с Лениным прозорливо оценила историческое значение творческого почина русских рабочих. После второй русской революции, в 1917 г., когда Советы в России возродились на более широкой основе, Ленин сделал гениальное открытие: он показал, что Советы являются новой формой политической организации общества в период перехода от капитализма к социализму, новой формой диктатуры пролетариата.
Громадное значение имела практика борьбы трудящихся масс и для открытия такой формы диктатуры пролетариата, как народная демократия. Ещё до победы Великой Октябрьской социалистической революции Ленин предвидел, что формы диктатуры пролетариата в различных странах будут различны. Но Ленин, разумеется, не брался указывать конкретно, каковы будут эти формы. Опыт борьбы трудящихся масс ряда стран за своё освобождение, при братской поддержке Советского Союза, привёл к тому, что на базе народного фронта, сложившегося в борьбе против фашизма, стали возникать народные комитеты, стал складываться строй народной демократии.
Многообразие форм перехода к социализму объясняется не только различием конкретно-исторических условий развития разных стран, но и тем, что эти формы вырабатываются на основе опыта борьбы народных масс. А в каждой стране — в соответствии с условиями её развития, национальными особенностями, историческими традициями и т. д. — эта борьба приобретает своеобразные черты. Чем большее число стран втягивается в борьбу за социализм, тем больше нового вносит опыт народов в политические и экономические формы перехода к социализму. Вот почему XX съезд Коммунистической партии Советского Союза отметил, что формы перехода к социализму, вполне вероятно, будут становиться всё более разнообразными.
И в одной и той же стране в различные периоды её исторического, развития формы социалистического государства не остаются неизменными; они изменяются в зависимости от изменения экономического строя общества, от изменения внутренней и внешней обстановки. Своевременное приспособление форм социалистического государства и организационного строения его аппарата к условиям этой обстановки необходимо для успешного обслуживания им потребностей развития страны. Заботясь о совершенствовании форм государства и его аппарата, Коммунистическая партия опирается на опыт масс, внимательно учитывает их предложения. Так, например, принятию Конституции СССР 1936 г. предшествовало всенародное обсуждение её проекта, длившееся более 5 месяцев. В результате этого обсуждения ряд предложений и поправок вошёл в окончательный текст Основного закона Советского социалистического государства. Таким же демократическим порядком вырабатывались и конституции народно-демократических государств, например Конституция Китайской Народной Республики, принятая в 1954 г. Первоначальный проект Конституции, составленный специальной комиссией, обсуждался два месяца представителями демократических партий и групп, народных организаций и всех слоев населения. Затем исправленный проект был опубликован для всенародного обсуждения, продолжавшегося свыше двух месяцев; в обсуждении приняло участие более 150 миллионов человек. Принятая Всекитайским Собранием народных представителей Конституция КНР явилась обобщением исторического опыта китайского народа. Такая практика выработки основных законов государства незнакома капиталистическому миру, хотя обычно конституции буржуазных государств и прикрываются именем народа. Конституция США начинается торжественными словами: «Мы, народ Соединённых Штатов...» Однако делегаты конгресса США, собравшегося в 1787 г. для принятия конституции, заседали в строжайшей тайне, боясь народа, от имени которого принималась конституция. Среди членов конгресса было 24 ростовщика и банкира, 11 судовладельцев, 14 земельных спекулянтов, 15 рабовладельцев и не было ни одного рабочего, ни одного ремесленника, ни одного мелкого фермера. Ныне, как известно, даже ограниченная буржуазная демократия становится слишком тесной для империалистов, и они стремятся растоптать все буржуазно-демократические свободы.
Социалистическая демократия, в противоположность буржуазной, впервые открыла трудящимся массам возможность применить свои силы на поприще государственного строительства. В противоположность буржуазному строю, который всеми средствами препятствует трудящимся участвовать в управлении государством, советский и народно-демократический строй создают условия для привлечения трудящихся к постоянному, и притом решающему участию в управлении государством, в решении государственных и общественных дел.
Социалистическая демократия кладёт конец существующему в капиталистических странах разрыву между провозглашением демократических свобод и прав и их реальным осуществлением. Она гарантирует народу реальные права на труд, образование и отдых, на управление государственными делами, свободу слова, собраний, печати, свободу совести, а также возможность развития личных способностей для всех граждан. В отличие от формальной буржуазной демократии, которая по существу является демократией лишь для богатых, для имущего меньшинства, социалистическая демократия является демократией для трудящегося большинства, для народа, в интересах народа.
Пробуждаемая социалистической демократией политическая активность народных масс играет величайшую роль не только в строительстве нового общества, но и в его защите от империалистических агрессоров. Социалистический строй воспитывает в трудящихся сознание того, что они являются хозяевами страны, что от них самих зависят судьбы их родины.
Великая историческая роль советского народа — творца новой жизни, творца своей истории — ярко проявилась как на поприще мирного социалистического строительства, так и в защите Родины. Великая Отечественная война Советского Союза непреложно доказала, какой могучей силой является народ, проникнутый глубоким сознанием и решимостью отстоять свои социалистические завоевания. В массовом героизме советских людей проявилось высокое патриотическое сознание нашего народа, его горячая любовь к своей социалистической отчизне. Патриотизм и политическая активность народов социалистических стран наряду с материальной силой являются весомейшим фактором военной мощи этих стран, в чём уже не раз приходилось убедиться империалистическим хищникам.
Социалистическое государство черпает свои силы в поддержке народных масс и поэтому стремится всемерно вовлечь трудящиеся массы в управление государством. Эта задача решается через целую систему общественно-политических организаций, объединяющих миллионы людей. В Советы депутатов трудящихся избрано около полутора миллионов рабочих, колхозников, интеллигентов.
Миллионы трудящихся участвуют в постоянных комиссиях Советов, в деятельности профсоюзов, кооперации, комсомола и других организаций. В широком развитии критики снизу проявляется забота трудящихся масс о совершенствовании государственного аппарата, об улучшении работы всех государственных и общественных организаций.
Коммунистическая партия Советского Союза ставит своей задачей развивать социалистическую демократию, добиваться ещё более активного участия миллионов трудящихся в управлении государством. «Живое творчество масс — вот основной фактор новой общественности...
Социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс».
Пробуждая творческие силы широчайших народных масс, привлекая их на арену самостоятельной исторической деятельности, социалистическая демократия способствует ускорению развития общества.
Социалистический строй широко раздвнжул рамки исторического творчества народных масс и в культурной жизни общества. Социалистическая революция покончила с монополией имущего меньшинства жа образование и превратила все знания, все культурные богатства, накопленные человечеством, в достояние трудящихся. Перед трудящимися открылись двери ее только библиотек и музеев, но и высших учебных заведений, научных и художественных обществ. Всё это существенно изменило, повысило роль народных масс в развитей духовной культуры.
Глубокая пропасть отделяет в классово-антагонистических обществах интеллигенцию от народа. Уделом народных масс в этих обществах является только физический труд, тогда как умственный труд составляет привилегию эксплуататорских классов и обслуживающей их интеллигенции. И хотя народ всегда питал своими жизненными соками всё лучшее, что создавалось в мировой культуре, хотя стремления, настроения и чувства народа всегда находили то или иное отражение в литературе и искусстве, в публицистике (передовые представители интеллигенции стремились выразить в своём творчестве интересы народа), угнетённые массы трудящихся могли создать лишь элементы своей культуры, каковыми являются, например, при капитализме элементы демократической и социалистической культуры. Рабочий класс получает возможность овладеть всеми достижениями культуры прошлого и создать свою, социалистическую культуру в целом лишь после завоевания политической власти.
При социализме впервые после тысячелетий классового гнёта культура становится общенародной. Если при капитализме в каждой национальной культуре имеются всегда две культуры — культура господствующих классов и элементы культуры угнетённых классов, — то при социализме складывается единая для всего общества культура, которая по своему содержанию и по своим функциям является от начала и до конца народной.
При социализме становится возможным и необходимым культурный подъём всего общества. Из достояния немногих культура превращается в достояние всех. Ликвидировав противоположность между городом и деревней, между умственным трудом и трудом физическим, социалистический строй создал условия для приобщения к культуре миллионов рабочих и крестьян, для культурного подъёма деревни, ранее обречённой на «идиотизм деревенской жизни». Ликвидировав национальный гнёт, социалистический строй приобщил к культуре миллионы трудящихся ранее угнетённых наций и народностей. В противоположность капитализму, который подавляет и душит национальную культуру зависимых и угнетённых народов, сковывает их творческие силы и тем самым обедняет, задерживает культурное развитие общества, социализм открывает простор развитию национальной по форме и социалистической по содержанию культуры всех народов и тем самым ускоряет культурное развитие общества.
Для создания новой, социалистической культуры рабочий класс не только использовал культурные силы, взращённые капитализмом, лучшую часть старой интеллигенции, но и сформировал свою, рабоче-крестьянскую интеллигенцию. За годы социалистического строительства в СССР выросла новая, социалистическая интеллигенция из рабочего класса, крестьянства и других слоев трудящихся. Формирование этой интеллигенции явилось одним из самых важных результатов культурной революции.
Известно, что в прошлом трудящимся приходилось с величайшим трудом пробивать себе дорогу к духовному творчеству, и выходцы из народа, подобные М. В. Ломоносову среди учёных и И. Е. Репину среди творцов искусства, были скорее исключением, чем правилом. Только социализм снял все рогатки на пути талантливых людей, дал возможность трудящимся получать образование и применять свои способности. Капитализм губит таланты, убивает в людях способности художников, творцов. Но стоило только рабочим и крестьянам сбросить с хребтов своих гнёт собственников, как «тотчас оказалось, что «маленькие» люди, люди будничного, «мелкого» труда могут быть вождями армий, организаторами героических отрядов партизан, талантливыми администраторами, директорами фабрик, изобретателями, поэтами, литераторами». Если раньше интеллигенция пополнялась преимущественно из сравнительно малочисленных слоев имущих, то теперь она вбирает в себя цвет всего народа. Постоянный и беспрепятственный приток новых сил в среду интеллигенции ускоряет развитие науки, искусства и всех отраслей духовной культуры.
Созидателем и носителем достижений науки, искусства и других областей духовной культуры при социализме выступает не только интеллигенция. Всё больше и больше непосредственное участие в развитии науки и искусства принимают рабочие и крестьяне. Советское искусство непрерывно пополняется молодыми силами, которые воспитываются бесчисленными кружками художественной самодеятельности как в городе, так и в деревне. Если в 1951 г. в СССР было 114 тысяч драматических, хоровых, музыкальных, хореографических коллективов и бригад, в которых участвовало два миллиона человек, то в настоящее время их насчитывается свыше 180 тысяч, причём число участников кружков художественной самодеятельности выросло до трёх миллионов. Систематически проводятся всесоюзные и республиканские смотры художественной самодеятельности, организуются выставки произведений художников-любителей. В смотрах художественной самодеятельности, проходивших в течение 1955 г., только в Москве и Подмосковье приняло участие около 300 тысяч любителей музыкального и театрального искусства.
Социалистический строй даёт возможность разносторонне развивать способности людей. Так, например, наладчик Московского подшипникового завода А. Козлов занимается рационализаторской деятельностью на своём заводе и вместе с тем он — художник, учится в студии; несколько написанных им этюдов выставлено в заводском доме культуры.
Развитие художественной самодеятельности способствует выявлению народных талантов, приобщению широких масс к художественному творчеству. Благодаря развитию народного творчества профессиональное искусство не только пополняется свежими силами, но и находит необычайно многочисленную квалифицированную аудиторию, способную оценить произведения деятелей искусства и помочь их дальнейшему творческому росту.
Для искусства социалистического общества характерны новые взаимоотношения между читателем и писателем, зрителем и актёром, слушателем и композиторам. Советский читатель, зритель, слушатель — это не просто потребители искусства, но нередко и вдохновители художественного творчества.
Поэт А. Твардовский — создатель популярнейшего в народе образа солдата Василия Тёркина — рассказывает, что в 1943 г. он решил в соответствии со своим первоначальным замыслом завершить историю своего героя (Тёркин воюет, ранен, возвращается в строй). «Но по письмам читателей я понял, что этого делать нельзя. В одном из таких писем сержант Шершнёв и красноармеец Соловьёв писали: «Очень огорчены Вашим заключительным словом, после чего не трудно догадаться, что Ваша поэма закончена, а война продолжается. Просим Вас продолжить поэму, ибо Тёркин будет продолжать войну до победного конца». Получалось, что я, рассказчик, поощряемый моими слушателями-фронтовиками, вдруг покидаю их, как будто чего-то не досказав. И, кроме того, я не видел возможности для себя перейти к какой-то другой работе, которая бы так захватила меня. И вот из этих чувств и многих размышлений явилось решение продолжать «Книгу про бойца». Я ещё раз пренебрёг литературной условностью...». Читателя-фронтовика поэт называет своим соавтором: во многих письмах, полученных автором, «читательское участие в судьбе героя книги перерастает в причастность к самому делу написания этой книги».
Такое активное отношение народных масс к искусству, служащему народу, создаёт весьма благоприятную для расцвета художественного творчества духовную атмосферу, о которой могли только мечтать художники в прошлом. И чем теснее будут связаны деятели искусства с жизнью народа, чем глубже они осознают свою ответственность перед народом, тем больших творческих успехов они смогут достигнуть.
Нередко творчество новаторов производства подсказывает принципиально новые пути решения научных и технических проблем. В предисловии к брошюре рабочего Воронежского кирпичного завода Павла Дуванова член-корреспондент Академии наук СССР П. Будников пишет:
«Почти сто лет прошло с тех пор, как появилась первая кольцевая печь для обжига строительного кирпича. За это время она подвергалась многим конструктивным изменениям, однако производительность ее оставалась почти на одном и том же уровне. Не раз специалисты-исследователи, инженеры и производственники пытались улучшить работу кольцевых печей и поднять съёмы кирпича с кубометра обжигательного канала, но коренных успехов в этом деле им не удавалось добиться. Эту задачу решил стахановец, новатор кирпичного производства Павел Антонович Дуванов. Он создал совершенно новый режим обжига кирпича».
Вместо того чтобы как только можно плотнее размещать сырой кирпич в канале печи, как делали раньше, Дуванов решил снизить плотность садки с 250—260 кирпичей на кубометр до 185—190. И оказалось, что производительность печи возросла чуть ли не вдвое. Это результат ускорения движения огня и воздуха в печи, а следовательно, сокращения времени обжига. Такое принципиально новое решение проблемы увеличения производительности кольцевых печей ведёт к пересмотру установившихся и изложенных в учебниках норм их проектирования.
Развитие советской науки — будь то биологическая наука или наука о резании металлов —невозможно представить себе без опыта новаторов производства. Практический опыт, на который опирается наша наука, накапливается не только в стенах лабораторий, но и в стенах заводских цехов, на необозримых совхозных и колхозных полях. Многообразными путями осуществляется содружество работников науки и производства: путём установления шефства научных учреждений над предприятиями, создания комплексных бригад для совместной разработки учёными и практиками технических проблем, путём вовлечения новаторов производства в число корреспондентов научных учреждений, в работу учёных советов и т. д. Как правильно заметил прогрессивный итальянский учёный Э. Серени, связь советской науки с практикой социалистического строительства не только увеличивает степень господства человека над природой, но и расширяет методологическую и теоретико-познавательную основу науки: «Она всё в большей степени преодолевает тот разрыв между теорией и практикой, между наукой и народом, который, как проклятье, тяготеет над наукой в буржуазном мире, душит её и не даёт ей возможности прийти к травильному объективному мировоззрению».
Необходима ещё большая и настойчивая работа, чтобы преодолеть все остатки былого разрыва между теорией и практикой. Остатки этого разрыва продолжают сказываться на развитии советской науки. Некоторые научные учреждения занимаются разработкой тем, далёких от потребностей производства, работают замкнуто и не занимаются обобщением практики. Преодоление этих недостатков, подвергнутых резкой критике Центральным Комитетом КПСС, ещё более повысит роль советской науки в строительстве коммунизма. Возрастанию роли народных масс в развитии духовной культуры в огромной мере способствует непрерывный рост культурного уровня народа при социализме. Давно снята с повестки дня советского народа проблема ликвидации неграмотности, а ведь ещё в 1920 г. в стране было 60% неграмотных! От всеобщего обязательного начального образования, введённого в 1930 г., страна перешла к всеобщему семилетнему, а ныне переходит и к десятилетнему образованию. Директивы XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану предусматривают осуществление в основном в течение ближайшего пятилетия всеобщего среднего Образования. Решение этой задачи явится новым громадным шагом вперёд в культурном подъёме общества, будет способствовать стиранию граней между людьми умственного и физического труда.
«В старые времена, — заметил старейший армянский писатель Дереник Демирчян, — особенно в работах буржуазных историков и литераторов, можно было часто встретить «выражение «толпа», «простонародье», под которым подразумевались рабочие, крестьяне, ремесленники, т. е. люди физического труда. Физический труд считался делом грязным, грубым, прозаическим. Воздвигалась непроходимая стена между физическим и умственным трудом. Но теперь, в условиях социалистического общества, так называемое многомиллионное «простонародье» превратилось в активную творческую силу, которая — от колхозника до академика — двигает вперёд жизнь, постепенно стирает различие между физическим и умственным трудом».
На предприятиях и в колхозах появился новый тип работников: они заняты физическим трудом, но по своему культурному уровню всё больше приближаются к работникам умственного труда. Технический прогресс социалистического производства изменяет самый характер физического труда, требует от работников больших знаний. Поэтому для социалистического общества становится жизненной необходимостью постоянный рост культурно-технического уровня работников. Свыше 9 миллионов рабочих и колхозников в СССР ежегодно повышает свою квалификацию на различных курсах, в школах, путём индивидуально-бригадного ученичества и т. д. Имеются предприятия — вроде Купавинской тонкосуконной фабрики, — где практически решается задача дать всем рабочим среднее образование. На Магнитогорском металлургическом комбинате учится каждый третий рабочий; средний общеобразовательный уровень металлургов на комбинате равнялся в 1940 г. трём классам, а ныне превышает семь классов; все горновые, сталевары, вальцовщики имеют общее образование в объёме девяти-десяти классов. К концу 1955 г. на Уралмашзаводе среди рабочих и инженерно-технических работников в возрасте до 25 лет было 64% людей с семилетним, средним и высшим образованием, на Кузнецком металлургическом комбинате — 55%, на фабрике Большая Ивановская мануфактура — 58%. Показателем роста культурно-технического уровня рабочего класса является также увеличение числа рационализаторов и изобретателей. Если в 1929 г. на каждые 100 работников промышленности СССР приходилось 2,7, то в 1952 г. — 24 рационализаторских предложения.
В Советском Союзе и в странах народной демократии стало доступно широким массам трудящихся не только среднее, но и высшее образование. Показательно, например, что в Польше один студент приходится на 196 жителей, в Болгарии — на 244, тогда как в Англии — на 500 и в Турции — на 820 жителей.
В деле подъёма культурного уровня народа ещё имеется много нерешённых задач. Предстоит проделать громадную работу, чтобы сделать всех рабочих и крестьян культурными и образованными людьми.
В беседе с Кларой Цеткин Ленин говорил: «Подъём общего культурного-уровня масс создаст ту твёрдую, здоровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки и техники».
Решение этой задачи ещё более повысит роль народных масс в строительстве духовной культуры, в развитии всего общества. Как видно из всего сказанного, при социализме творческая деятельность народных масс получила невиданный в истории размах во всех сферах жизни общества. Активность и инициатива масс, освобождённых от эксплуатации, представляет величайший источник силы социалистического общества. Великая созидательная роль народных масс в странах социалистического лагеря ещё раз показывает, что «рабочие и крестьяне, без шума и треска строящие заводы и фабрики, шахты и железные дороги, колхозы и совхозы, создающие все блага жизни, кормящие и одевающие весь мир, — вот кто настоящие герои и творцы новой жизни». Их скромный и часто незаметный труд является на самом деле трудом великим и творческим, решающим судьбы истории.

продолжение книги ...