Глава VII. Продолжение...


Н. В. Павлов. Владимир Леонтьевич Комаров
Изд-во Академии Наук СССР, М., 1951 г.
Библиотека естествознания
Приведено с некоторыми сокращениями.
OCR Biografia.Ru


В. Л. Комаров читал курс «Введение в ботанику» с необычайной энергией и живостью, постоянно общаясь с аудиторией и ведя продолжительные беседы с слушателями после лекций. Этот курс ассистенты слушали из года в год, ибо В. Л. Комаров никогда не повторялся. Приходили его слушать и представители иных факультетов: историки, экономисты. О. Н. Радкевич сообщает, что его прослушал - при этом тщательно записав лекции - известный физик, позднее академик Д. С. Рождественский (1).
То обстоятельство, что В. Л. Комаров занимал ведущее положение и в высшем учебном заведении - Ленинградском университете, и в научно-исследовательском учреждении - Ботаническом саду, чрезвычайно способствовало успешному разрешению им трудной задачи создания синтеза учебной и научной работы как для своих сотрудников по кафедре, так и для интересующихся ботанической наукой студентов. Большую роль в создании этого синтеза сыграла упомянутая выше, созданная В. Л. Комаровым в Ботаническом саду оранжерея-лаборатория, в которой все работы осуществлялись под его непосредственным наблюдением и руководством. С другой стороны, кафедра В. Л. Комарова в университете обеспечивала Ботанический сад новыми кадрами; многие ее сотрудники являлись одновременно постоянными сотрудниками сада, а студенты часто были одновременно экскурсоводами по саду и оранжереям.
Уже с первого курса, а в особенности со второго, В. Л. Комаров старался приучать своих учеников к самостоятельной научной работе. Он организовал специальные студенческие семинары, на которых сами студенты выступали докладчиками по тематике, расширявшей и дополнявшей обязательные курсы. В. Л. Комаров помогал студентам, работавшим в этих семинарах, в выборе тем для докладов, снабжал их литературой, часто из собственной библиотеки, помогал им и в составлении докладов. На заседаниях семинара, после доклада и прений, он всегда выступал с заключительным словом, в котором
---------------------------
1. Курс лекций В. Л. Комарова «Введение в ботанику», застенографированный его ближайшими сотрудниками, готовился им к печати. Но он не успел обработать всех разделов курса. Курс этот издан в 1949 г. под тем же названием - «Введение в ботанику» (М., «Советская наука», 1949).
---------------------------
указывал недочеты доклада, если таковые были, а также его положительные стороны, и блестяще резюмировал прения. Докладчики тщательно готовились к своим выступлениям, стремясь заслужить похвалу любимого профессора. Заседания этих семинаров собирали полную аудиторию, напряженно следившую за происходящим.
Как вспоминает О. Н. Радкевич, свои лекции В. Л. Комаров обязательно связывал с показом слушателям живой природы.
Демонстрируя во время лекций множество иллюстраций (я сам наблюдал в 1923 г., с какими огромными кипами книг, а иногда великолепными снимками из своих путешествий, он отправлялся на лекции), он затем непременно сам водил студентов на экскурсии в оранжереи или в природу. С этим связано и любовное отношение его к летней практике студентов. Он ее чрезвычайно поощрял, давая студентам задания на лето, принимая от них отчеты и организуя для них со своим личным участием массовые экскурсии в поле.
Бросалась также в глаза его постоянная забота о материале для практических занятий. Как на кафедре в университете, так и в кабинете Ботанического сада на столах и на окнах всегда стояли банки и чашки с растениями, необходимыми для демонстрации. Во время своих путешествий он тщательно фиксировал специальный материал для практических занятий. Даже в 1934 и 1935 гг., когда, тяжело больной, он находился на излечении во Франции, он собирал водоросли на средиземноморском побережье, ни на минуту не забывая о своем курсе.
«Эта неустанная, упорная и трогательная забота об учениках,- пишет О. Н. Радкевич еще при жизни В. Л. Комарова,- приносит свои плоды: наряду с известной школой систематики, созданной В. Л. Комаровым, вокруг него разрастается школа ботаников в широком смысле слова. Это географы, систематики низших, физиологи, анатомы - люди, которые считают себя прежде всего ботаниками, а затем уже специалистами той или иной отрасли ботанической науки, люди, которые, несмотря на различные специальности, с радостной гордостью называют себя учениками Комарова».
В. Л. Комаров воспитал множество больших и малых ботаников, повседневно двигающих вперед эту отрасль науки. Даже в глухих углах нашей страны можно найти людей, которые учились у него в университете или на женских курсах, или воспитывались на его научных докладах и содержательных популярных лекциях.
В 30-х годах руководимая В. Л. Комаровым кафедра ботаники значительно расширяется, так как к ней переходят систематика высших растений и анатомия их. В годы первых сталинских пятилеток В. Л. Комаров включает в тематику исследовательской работы кафедры отдельные темы прикладного, практического характера. Так, в 1932 г. Ленинградский университет заключает договор с Новосибирской бумажной фабрикой об организации исследования сырьевых запасов пресноводных водорослей в озерах Барабинской степи. В. Л. Комаров направляет специальную экспедицию в Западную Сибирь, а по окончании ее принимает самое деятельное участие в комплексной обработке материалов совместно с Н. В. Комаровой-Старк и др. В результате им публикуется очень содержательная статья (Водоросли Западно-Сибирского края как промышленное сырье. «Учен. зап. ЛГУ», 1941, № 62, сер. биол. наук, вып. 14, стр. 12-17). В этот же период кафедра В. Л. Комарова работает над созданием «Флоры Ленинградской области» в связи с тем, что «Flora ingrica» Ф. Рупрехта чрезвычайно устарела.
Год от году увеличивается объем работы кафедры. В связи с этим отдельные разделы ее работы специализируются, и соответствующие дисциплины возглавляют высококвалифицированные руководители: систематику высших - С. В. Юзепчук, микологию - Н. А. Наумов, анатомию растений - О. Н. Радкевич и др. Позднее эта специализация становится особенно необходимой, так как избранный вице-президентом Академии Наук СССР В. Л. Комаров в 1934 г. вместе с руководящими органами Академии переезжает в Москву и теряет возможность повседневного руководства кафедрой. Однако в свои наезды в Ленинград он продолжает чтение лекций по новому курсу «Учение о виде». Еще в 1940 г., по сообщению О. Н. Радкевич, в один из своих приездов он принимал курсовые работы у студентов-систематиков. Только в 1941 г., когда началась Великая Отечественная война, в ходе которой связь с блокированным немцами Ленинградом нарушилась, прерывается связь В. Л. Комарова с Ленинградским университетом. По окончании войны она уже не смогла восстановиться из-за тяжелой и все усиливавшейся болезни Владимира Леонтьевича.
Почти полувековую педагогическую, научную и общественную деятельность В. Л. Комарова в стенах Ленинградского университета последний в 1944 г. отметил созданием наилучшего памятника бывшему своему студенту, приват-доценту и профессору, учредив на кафедре ботаники специальную лабораторию морфологии и систематики растений имени В. Л. Комарова.
В заключение этой главы следует отметить, что в 1918 г. В. Л. Комаров был избран также ученым секретарем Русского географического общества на место ушедшего А. А. Достоевского. Президентом общества был в это время Ю. М. Шокальский, с которым В. Л. Комарова связывала многолетняя и прочная дружба. Он пробыл ученым секретарем Географического общества до 1930 г.

продолжение книги ...