Автоматика сменяет телефонистку


Авторский коллектив: Е. Н. Агриков, З. Н. Безрукова и др.
100 лет Горьковской городской телефонной сети: 1885-1985
Волго-Вятское кн. изд-во, г. Горький, 1985 г.
OCR Biografia.Ru

Почти с начала организации ручной телефонной связи изобретатели многих стран мира работали над процессом автоматизации соединения абонентов — созданием автоматических телефонных станций (АТС).
Несмотря на то что именно русские изобретатели С. М. Апостолов и М. Ф. Фрейденберг разработали АТС с шаговыми искателями и реле, консервативные чиновники царского правительства тормозили это направление совершенствования отечественной телефонной связи.
После революции в процессе социалистического строительства стали чувствоваться недостатки системы ручной телефонной связи, особенно в крупных городах Советского Союза.
В 1923 году телефонная подсекция Госплана СССР приняла решение из-за отсутствия опыта строительства и эксплуатации больших АТС построить несколько мелких станций и изучить опыт их эксплуатации.
Первая АТС на 200 номеров релейной системы ОЛ была оборудована в 1924 году в Московском Кремле. В том же году на Московской городской телефонной сети для служебного пользования смонтировали АТС на 1000 номеров декадно-шаговой системы фирмы «Сименс и Гальске». В нее было включено только 100 номеров как опытные для наблюдения за работой станции при эксплуатации.
В связи с решением правительства о переходе всей телефонной связи страны на автоматическую необходимо было выбрать систему АТС. Обсуждались в основном две системы: машинная АТС системы «Л. М. Эриксон» и АТС декадно-шаговой системы «Сименс и Гальске».
В силу ряда причин, с учетом обязательств фирмы «Л. М. Эриксон» передать нашей стране документацию и оказать помощь в организации производства оборудования советской промышленностью, для развития в СССР была выбрана АТС машинной системы.
Первая в СССР машинная АТС емкостью 6000 номеров вступила в строй в городе Ростове-на-Дону в августе 1929 года, причем оборудование для АТС изготовлялось как фирмой «Л. М. Эриксон», так и ленинградским заводом «Красная Заря».
В октябре 1930 года в Москве были пущены в работу две АТС машинной системы завода «Красная Заря» на 7000 и 8000 номеров.
Опыт эксплуатации действующих АТС был рассмотрен на специальной комиссии, созданной Наркоматом Рабоче-крестьянской инспекции с привлечением широкого круга ИТР. Комиссия установила, что принятая к внедрению машинная система АТС фирмы «Эриксон» — «Красная Заря» не имеет каких-либо существенных недостатков, препятствующих ее широкому внедрению в крупных городах Советского Союза.

продолжение книги ...