Активный помощник партийной организации


Р. И. Орлова, В. М. Марченко и др.
Университет, рожденный Октябрем
Волго-Вятское книжное издательство, г. Горький, 1978 г.
OCR Biografia.Ru

Первые комсомольцы пришли в университет в 1918 году, и с тех пор комсомольская организация становится боевым отрядом студенческой молодежи, проводником политики партии в ее среду.
Однако процесс организационного оформления комсомольской ячейки затянулся до 1919 года. К этому времени на учете оказалось более 300 комсомольцев. На всех факультетах были созданы комсомольские ячейки, в группах избраны комсорги. Секретарем комсомольской организации стал студент Ф. Ф. Бородин.
Постоянную помощь комсомольская организация получала со стороны коммунистов. Повседневное руководство комсомольской организацией осуществлялось через партийное ядро в комсомоле, а также через специально партприкрепленных.
Важнейшей задачей комсомола высшей школы было идейно-политическое воспитание студенчества, формирование у них марксистско-ленинского мировоззрения. В резолюции VI съезда РКСМ записано: «Комсомол должен вести неустанную борьбу за коммунистическую идеологию». Важное место в идейно-политическом воспитании студентов занимало изучение общественно-политических дисциплин, таких как «Политический строй РСФСР», «История революционного движения», «История РКП(б) и ленинизма» и других. В феврале 1927 года было создано для комсомольцев 8 школ политобразования, в которых занималось 800 человек.
Много сил и внимания комсомольская ячейка вместе с партийной организацией уделяла улучшению изучения общественных наук: создавались совместные предметные комиссии по этим дисциплинам, устраивались периодические проверки успеваемости с обсуждением на собраниях, систематически проводились консультации по отдельным сложным теоретическим вопросам.
Заметную роль в идейном воспитании студенчества стала играть стенная печать. Она остро бичевала пропуски занятий, поверхностное изучение учебного материала, критиковала отстающих, боролась за улучшение быта и отдыха студентов.
Повышение академической успеваемости создало условия для развертывания научной работы студенчества. Начали создаваться и расти научные студенческие кружки. В 1927-28 учебном году их было уже 13, в них участвовало около 300 студентов.
Важным средством укрепления дисциплины и улучшения учебно-воспитательной работы явилось широко развернувшееся социалистическое соревнование. На всех факультетах создавались ударные бригады, доски показателей, коллектив постоянно информировался о ходе социалистического соревнования.
В 30-х годах комсомольская организация ГГУ особое внимание уделяла военно-патриотической и оборонно-массовой работе. «Мы всегда должны быть начеку, всегда быть на боевом посту»,— говорил М. И. Калинин. В это время комсомольская организация Горьковского университета в своем составе насчитывала 419 человек. За короткий срок было подготовлено 1123 значкиста, из них «ворошиловских стрелков» I ступени — 448, «ворошиловских всадников» — 49 человек и т. д. Широко развернулась оборонно-массовая работа. Ежегодно в университете нормы ГТО сдавали около 300 человек, т. е. практически каждый шестой студент. За период с 1938 года по июнь 1941 года университет подготовил более 1000 юношей и девушек, с гордостью носивших на груди значок «Готов к труду и обороне СССР».
Комитет комсомола университета практиковал и другие разнообразные формы военно-политической и идейно-массовой работы. Это и создание агитколлективов, и отрядов «легкой кавалерии», «шефской помощи» и других.
Много славных дел и героических подвигов совершили комсомольцы университета в годы Великой Отечественной войны. Свыше 70% комсомольцев добровольно и по призыву ушли на фронт, чтобы с оружием в руках громить врага. Оставшиеся в тылу подчинили всю свою жизнь интересам защиты отечества, трудились с огромным напряжением сил, как подобает истинным патриотам социалистической Отчизны.
В суровые годы военных испытаний комсомольская организация с честью выполнила свой священный патриотический долг перед Родиной.
В послевоенный период, начиная с 1946 года, комсомольская организация ГГУ выдвинула задачу: «Ни одного неуспевающего по социально-экономическим дисциплинам, ни одной посредственной оценки». Развернулась борьба за повышение успеваемости студентов по марксизму-ленинизму.
Начало 50-х годов было периодом дальнейшего подъема в деятельности комсомольской организации. Больше студентов стало привлекаться к общественно-политической жизни, к пропагандистской и культурно-массовой работе на промышленных предприятиях, в школах, колхозах. Число членов лекторской группы возросло с 110 до 180. Молодые лекторы вели работу в 20 постоянных лекториях молодежных общежитий, в ремесленных училищах и войсковых частях.
Идейно-воспитательная деятельность комсомольских организаций в эти годы характеризовалась большим разнообразием форм и глубиной содержания. Широкое развитие получили общественные начала их деятельности. Все активнее включались комсомольцы университета в работу студенческих строительных отрядов. Студенты выезжали на строительство домов, школ, производственных помещений в совхозы Целиноградской и Кокчетавской областей.
Горячо отозвались комсомольцы ГГУ на призыв ЦК ВЛКСМ принять участие в 100-тысячном студенческом отряде имени 50-летия Советской власти. Бойцы трудились в зоне затопления Усть-Илимской ГЭС. Трудными были условия жизни и быта студентов. Только самоотверженность коммунистов и комсомольцев, высокая дисциплина каждого члена отряда позволили с честью справиться с производственной задачей и провести большую агитационную и пропагандистскую, культурно-массовую, спортивную и санитарно-просветительную работу среди населения. Студенты выступили перед жителями Иркутской области с докладами о международном положении, о 50-летии Советской власти, о Кубе, о городе Горьком, о традициях ССО. Строители проводили вечера поэзии, дали несколько концертов, организовали с местными комсомольцами диспут «Активность и пассивность».
В поселке Брусничном студенты соорудили памятник «Героям гражданской войны Илимского края от студентов города Горького».
Студенты ГГУ приняли активное участие в митинге солидарности со странами, борющимися за мир.
Массовое участие в ССО принимали студенты на всем протяжении 60-х годов. В 1968 году в состав строительных отрядов вошли 2000 человек. Работали под девизом «Наши трудовые подарки — 50-летию Ленинского комсомола» на стройках Иркутской, Читинской, Горьковской областей, Бурятской АССР, на реконструкции Горьковского автозавода. Было освоено более миллиона рублей капиталовложений. В годы девятой пятилетки третий семестр стал уже традицией.
Широким развитием социалистического соревнования между отрядами характеризуется начало 70-х годов. «Пятилетке — ударный труд, мастерство и поиск молодых» — девиз соревнования 1971 года. «50-летию СССР — пятьдесят дней ударного труда», «Решающему году пятилетки — ударный труд студентов» — лозунги 1973 года, «50-летию присвоения комсомолу имени В. И. Ленина — 50 дней ударного труда» — 1974 года. В этом же году была прб-ведена «вахта Корчагина». Трудовое лето 1975 года студенты посвятили 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Широко развернулось патриотическое движение под девизами «За себя и за того парня...», «XXV съезду КПСС — ударный труд и отличная учеба студентов».
Значительно выросли масштабы общественной работы. В 1974 году 446 бойцов ССО прочитали 1807 лекций. За пятилетку агитбригадами областного ССО дано 3092 концерта. Шефство над семьями погибших воинов, встречи с ветеранами войны и труда,— зачисление их в почетные члены ССО, шефство над памятниками участникам и героям войны — вот далеко не полный перечень конкретных дел комсомольских студенческих строительных отрядов.
Трудно переоценить значение ССО в развитии общественно-политической деятельности студенческих коллективов. Студенты не только создают материальные ценности, но «они строят себя», как говорил Л. И. Брежнев.
За активное участие в организации строительных отрядов орденом «Знак Почета» был награжден секретарь комитета ВЛКСМ Е. В. Чупрунов, медалью «За трудовую доблесть» — Ю. А. Скотников и другие.
В завершающем году девятой пятилетки сводный отряд университета занял первое место в трудовом состязании бойцов ССО вузов Горьковской области. Решением бюро областного штаба студенческих стройотрядов от 1 декабря 1975 года он был признан лучшим и награжден Почетной грамотой Совета Министров РСФСР, Президиума ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. «Поздравляем отважных бойцов ГГУ с отличной победой... Так держать!» — писала газета «Горьковский университет» 12 декабря 1975 года.
Совершенствованию форм и методов комсомольской работы в 70-х годах во многом содействовали ленинские уроки и зачеты. Огромное мобилизующее значение их в том, что они ориентировали комсомольские организации на соединение глубокого изучения произведений В. И. Ленина с практической деятельностью по претворению ленинских заветов в жизнь. В ходе ленинских зачетов стали обязательными аттестация каждого члена ВЛКСМ на политическую зрелость, определение новых рубежей комсомольской группы.
Решения XXIV съезда КПСС воодушевили комсомолию страны на новые славные дела. В комсомольской организации ГГУ был проведен ленинский зачет под девизом «Решения XXIV съезда КПСС — в жизнь!». Ежегодно в общественно-политической аттестации принимали участие более 6 тысяч членов ВЛКСМ, а общественные поручения в 1975 году выполнили более 5 тысяч студентов-комсомольцев.
Другой итог: за девятую пятилетку успеваемость в ГГУ возросла почти на 8%. 105 отличников ГГУ были награждены значками ЦК ВЛКСМ и МВССО РСФСР за отличную учебу.
В 1974 году в университете был создан совет отличников. Основными направлениями его работы определены повышение общественно-политической активности отличников и шефство над первокурсниками.
В 1975 году в ГГУ введена система общественно-политической практики. Она предусматривает два этапа: теоретическую подготовку (лекции, семинары, ленинские уроки, школы комсомольского актива) и практическую деятельность (ССО, агитпоходы, шефская работа). Годом ранее в университете был создан факультет общественных профессий, на отделениях которого занимается 900 студентов. Свыше 12 лет действует общеуниверситетская школа молодого лектора. Наиболее активно работают ее филиалы на историко-филологическом и промышленно-экономическом факультетах. За это время они подготовили около тысячи лекторов-общественников. На базе музея трудовой и боевой славы ГГУ возникла группа «Поиск». Около 200 студентов принимали участие в сборе материалов для музея.
Еще более поднялся уровень организаторской и политико-воспитательной работы комсомолии университета после исторического XXV съезда КПСС. За два года десятой пятилетки в ГГУ подготовлено 2500 молодых специалистов, на 6% повысился уровень успеваемости, студенческими стройотрядами освоено 9,5 млн. рублей капиталовложений, отремонтированы 23 сельские школы.
Комсомольская организация развернула большую работу за качество знаний. Требование «Ни одного отстающего рядом» стало девизом всех комсомольцев.
Под руководством партийной организации совместно с профессорско-преподавательским составом комсомол оказывает действенную помощь в подготовке высококвалифицированных специалистов, строителей, борцов и защитников великого дела коммунизма.

продолжение книги ...