Первое десятилетие


Р. И. Орлова, В. М. Марченко и др.
Университет, рожденный Октябрем
Волго-Вятское книжное издательство, г. Горький, 1978 г.
OCR Biografia.Ru

С окончанием гражданской войны молодая Советская Республика стала уделять еще больше внимания подготовке кадров специалистов, у которых марксистско-ленинское мировоззрение должно было сочетаться с высоким уровнем профессиональных знаний. В число основных задач, стоящих перед вузами, входило и «распространение научных знаний среди широких пролетарских масс, интересы которых во всей деятельности высшего учебного заведения должны стоять на первом плане».
Это положение сыграло большую роль в общем подъеме работы вузов страны. Нижегородский университет с начала 20-х годов стал одним из важнейших очагов подготовки кадров в Поволжье. В 1920-21 учебном году на все его факультеты пришла в основном молодежь, сменившая винтовку на учебник.
На 1 января 1921 года число студентов достигло почти 4 тысяч человек. Прием 1921 года ярко характеризовал тягу рабочей и крестьянской молодежи к знаниям. Так, например, на рабфак было подано 450 заявлений, смогли принять только 220 человек, но к концу 1921-22 учебного года число рабфаковцев возросло до 46039. Помимо рабфака, на котором обучение продолжалось 3 года, при Нижегородском университете были организозаны двухгодичные курсы элементарной математики и физики, на которых было около двухсот слушателей.
Заметно повышался уровень работы партийной ячейки. Активно работали в ее составе профессор кафедры общей патологии М. М. Покровский, преподаватель астрономии А. Г. Цеханович и др. Партийная организация уделяла неослабное внимание политическому воспитанию преподавателей и студентов, коммунистов и беспартийных. В ноябре 1920 года начала работу партийная школа, посещать которую могли все желающие. Программой обучения предусматривался цикл лекций и дискуссий по важнейшим социально-политическим, экономическим и идеологическим вопросам.
Среди них: «Основы коммунистической идеологии», «Материализм и идеализм», «Марксизм», «Учение о государстве», «Основы общественного развития», «Значение экономики в общественной жизни», «Экономика капитализма и империализма», «Переходный революционный период», «Октябрьская революция», «Экономика переходного периода», «Идеология пролетариата» и др. На факультетах, особенно на рабфаке, хорошо был налажен выпуск стенной печати. В декабре 1920 года партячейка приняла решение об организации выпуска общеуниверситетской стенной газеты. В 1923 году для студенческого издательства был приобретен литографический станок. Продолжала расти комсомольская организация. Коммунисты и комсомольцы большое внимание уделяли работе студенческих организаций: студкома, землячеств. В 1922 году партийная ячейка предложила всем членам партии и комсомольцам войти в состав землячеств и принять активное участие в их работе, придавая их деятельности партийное направление. Секретарь партячейки И. А. Марченко одновременно стал и председателем студкома.
В 1920-21 учебном году на различных кафедрах университета работало 60 профессоров, 239 преподавателей и 35 человек обслуживающего персонала. В апреле 1921 года профессором кафедры радиотехники был избран видный советский ученый М. А. Бонч-Бруевич. Было открыто 27 новых кафедр и 22 учебно-вспомогательных учреждения. Все факультеты имели наиболее важные для учебного процесса лаборатории, кабинеты, опытные станции. Так, например, агрономический факультет с двумя своими отделениями — агрономическим и лесным — имел 7 лабораторий и 10 кабинетов. Биологический факультет — 8 лабораторий, в их числе зоологический музей и ботанический сад. Медицинский факультет имел 5 лабораторий и три клиники. Аналогичное положение было и на других факультетах.
В 1920—1921 годах университет добился некоторого улучшения своих материальных условий. Химический и инженерно-строительный факультеты были переведены в более удобное помещение. Это дало возможность впервые собрать вместе свои лаборатории, разбросанные по всему городу. Для медицинского факультета было выделено здание на Ошарской площади, где разместился ряд лабораторий. Для физико-математического факультета была выделена метеорологическая станция с полным оборудованием, на ее основе возникла астрономическая обсерватория. Ценное пополнение книжного фонда получил историко-филологический факультет: профессор Заболотный из Нежина подарил ему библиотеку, оцененную в 250 000 рублей. И все же общее материальное положение университета продолжало оставаться нелегким, что было вполне естественным в условиях разрухи. В отчетах всех факультетов за 1920-21 учебный год отмечалась нехватка учебных и вспомогательных помещений, кадров, оборудования, неравномерная выдача продовольственных пайков и т. д. Все это заметно осложняло организацию и ход учебного процесса.
Несмотря на отмеченные трудности, коллектив университета горячо откликнулся на призыв В. И. Ленина о помощи голодающим Поволжья. Специальная комиссия организовала платные общественные мероприятия, денежные средства от которых поступали в фонд голодающих. Только в мае — июне 1922 года поступило 1687 миллионов рублей.
Важную роль в развитии Нижегородского университета сыграло Положение о вузах. Оно сменило Устав НГУ, принятый в 1919 году. По новому положению во главе университета стояло правление и совет. В правление входили ректор и проректоры (ректорат) и по два представителя от преподавателей и студентов. Право совещательного голоса предоставлялось в правлении деканам. Совет университета включал в свой состав правление, представителей общественных организаций, профессоров и преподавателей. Треть мест в нем принадлежала студентам. Факультеты возглавлялись факультетскими советами и президиумами. Вопросами преподавания отдельных дисциплин ведали предметные комиссии. Учебные программы создавались преподавателями, согласовывались на заседаниях предметных комиссий и утверждались на факультетских советах.
В связи с заменой Устава Положением о вузах в университете состоялись перевыборы ректората, которые проходили в острой борьбе мнений. В результате совет отдал предпочтение профессору А. А. Завадскому. Проректором по учебным делам был избран профессор И. И. Бевад, сменивший на этом посту профессора Б. И. Лебединского, а проректором по административно-хозяйственной работе оставался профессор И. Ф. Чорба.
В условиях перехода Советской Республики к мирному строительству и подъема творческой активности масс университет строил планы своего дальнейшего развития. Так, физико-математический факультет предполагал организацию новых циклов по геодезии и статистике, факультет профессиональных знаний готовил организацию курсов иностранных языков и инструкторов по кустарно-художественной деревообрабатывающей промышленности. Летом 1921 года правление университета, учитывая острую потребность страны в учительских кадрах в условиях начавшейся культурной революции, высказалось за открытие педагогического факультета.
В 1921 году историко-филологические факультеты всех вузов страны реорганизовывались в факультеты общественных наук, готовящие работников идеологического фронта широкого профиля. В связи с этим ректорат и общественность Нижегородского университета весной 1921 года подготовили реорганизацию историко-филологического факультета. Однако в тяжелейших условиях разрухи и голода в Поволжье в то время этим планам не суждено было осуществиться. Советское правительство было вынуждено временно пойти на сокращение сети вузов страны, некоторых факультетов. Этот процесс затронул и Нижегородский университет. В 1921-22 учебном году была ликвидирована часть его факультетов. Закрытый в порядке преобразования в июне 1921 года историко-филологический факультет прервал свое существование до 1946 года. В августе — октябре 1921 года был расформирован биологический факультет (почти все его кафедры были переданы медицинскому факультету, где студенты-биологи получали право завершить образование), закрыты электротехнический факультет (он влился в состав механического факультета в качестве его отделения), факультет профессиональных знаний. С 1 февраля 1922 года закрылся физико-математический факультет, а инженерно-строительный и механический были объединены в один инженерно-механический факультет.
Так в течение первой половины 1921-22 учебного года шел процесс вынужденного сокращения факультетов университета. Но первые годы деятельности убедительно доказали целесообразность его существования. НГУ был необходим не только краю, но республике в целом, он отвечал объективным потребностям в подготовке кадров многонационального региона. Но несмотря на это, 29 марта 1922 года коллегия Главпрофобра приняла решение о полном закрытии Нижегородского университета с 1 мая, не дожидаясь конца учебного года. Все оборудование предлагалось перевести в Пермь. Ректорат, партийная организация университета не могли согласиться с решением Главпрофобра. Они принимали частичное сокращение университета как вынужденную для страны меру, однако полное его закрытие расценивали как ошибочное. Общественность Нижнего Новгорода была озабочена судьбой университета. Партячейка университета вошла с ходатайством в губком РКП(б) о сохранении вуза. Энергично выступило за сохранение университета правление Сормовских заводов. Губком создал специальную комиссию, которая совместно с ректоратом и губернскими организациями обратилась в Наркомпрос и ВЦИК с мотивированным ходатайством о сохранении университета. В этом документе говорилось, что «решение о закрытии Нижегородского университета — результат недостаточной осведомленности о положении на местах, ибо наш университет — это вполне сложившееся высшее учебное заведение, обеспечен профессурой и преподавателями, имеет учебное оборудование и лаборатории. Он остро необходим для края во всех отношениях: его химический факультет является главным центром кожевенной промышленности в России, направляет деятельность кислотных и нефтяных заводов, организацию производства целлюлозы.
Инженерно-механический факультет базируется на заводах «Красное Сормово», «Двигатель революции», «Красная Этна» и др. Студенты НГУ проходят производственную практику на перечисленных предприятиях и туда же направляются на работу в качестве инженеров. Агрономический факультет ведет большую работу по улучшению плодородия Нечерноземья. Эпидемиологическая обстановка в крае требует сотни врачей. Откуда же взять их, если будет ликвидирован медицинский факультет?
Из сказанного видно, что Нижегородский университет должен быть сохранен».
Настойчивость партийных и советских органов, общественности увенчалась успехом. Сначала закрытие университета отложили до окончания учебного года, а потом было решено его сохранить, но с условием, что содержание его целиком, кроме рабфака, будет взято на местный бюджет. Губисполком пошел на это и 27 июля 1922 года вынес постановление «включить в местный бюджет содержание университета».
Так общими усилиями университет был сохранен, правда, в составе всего 4 факультетов: агрономического, медицинского, химического и нженерно-механического.
По курсу 1922 года университету требовалось 15 миллиардов рублей в месяц, выделить такие средства из местного бюджета было очень трудно, тогда было принято такое решение:
1. 25% расходов университета покрывать из губернского бюджета.
2. 25% расходов распределить по предприятиям и учреждениям.
3. 25% расходов по содержанию Нижегородского университета и такое же число учебных мест в нем передать соседним губерниям.
4. Остальные 25% расходов покрывать платой за обучение (ее университет вынужден был ввести в 1922 году).
В этих условиях плата за обучение стала важным источником жизни университета, освобождение от нее только в крайних случаях могла дать специальная коллегия из представителей губоно, студкома, партячейки. Представитель ректората присутствовал лишь с совещательным голосом.
Однако перечисленные источники средств далеко не всегда могли обеспечить университет, и он вынужден был периодически обращаться к различным организациям с просьбами о помощи. Многие из них поддерживали университет в меру своих возможностей. Так, в 1922 году губсоюз выделил 300 000 рублей. Коммунальный отдел губисполкома освободил университет от платы за аренду помещений и выделил бесплатно 900 саженей дров. Губернские земельные управления взяли шефство над агрономическим факультетом. Сормовский завод взял на содержание большую группу студентов. Лысковское уездное экономическое совещание прислало 50 пудов муки. Значительную помощь университету оказали Ярмарочный и Биржевой комитеты: они ассигновали ему 3000 золотых рублей.
Но и этой помощи было недостаточно. 1923 год был особенно трудным для университета в материальном отношении, это неизбежно сказалось и на учебном процессе, и на положении преподавателей. Ради сокращения расходов университет освободил 9 помещений и сконцентрировал работу в 4 зданиях. Лаборатории работали с перебоями из-за недостатка реактивов. Нередко средства на оборудование лабораторий изыскивали сами студенты путем организации платных вечеров, а иногда собирали необходимые средства путем самообложения.
Профессора университета в эти трудные годы получали мизерные оклады (по 60 рублей в месяц), но продолжали трудиться с энтузиазмом. Тяжело было и студентам. Социальное обеспечение (стипендии) получали далеко не все, и на дверях университета часто висели объявления об организации артели грузчиков, о приемке обуви в починку и т. п.
Сокращение числа факультетов и трудности финансирования заставили часть профессоров и преподавателей уйти из университета: только за первый квартал 1922 года их число сократилось с 235 до 156. В результате в 1922 году незамещенными оказались 36 кафедр. Сужался круг специализации. На химическом факультете дело дошло до ограничения всего двумя специальностями: технологии жиров и масел и технологии животного покрова.
В 1923 году университету пришлось пережить еще одну трудность. По условиям Рижского мирного договора 1921 года Польша настаивала на возвращении специальной библиотеки химического факультета, представлявшей, по заключению экспертов, особую ценность. Это было наиболее полное собрание химической литературы в России. Чтобы сохранить оборудование, университет обратился в СНК с просьбой оплатить Польше стоимость требуемого имущества бывшего Варшавского политехнического института. Особенно важно было сохранить химическую библиотеку. И Советское правительство оплатило ее стоимость золотой валютой, несмотря на то, что дорог был каждый рубль. Остальное имущество бывшего Варшавского политехнического института в количестве 81 багажного места (74 ящика, 1 сундук, 5 тюков, 1 ящичек с платиновыми пробками) в августе 1923 года было отправлено в Польшу.
1923-24 учебный год принес некоторое облегчение. Восстанавливалось хозяйство республики, голод был преодолен, вузы стали лучше финансироваться. В 1923 году губисполком смог регулярно выделять средства для университета. В обзоре состояния Нижегородского университета в 1923-24 учебном году, подготовленном правлением, отмечалось, что с началом учебного 1923-24 года НГУ смог приступить к планомерной деятельности как в области приобретения оборудования, так и в учебной и хозяйственной жизни. Были введены учебные планы, основная особенность которых заключалась в перемещении большей части занятий из аудиторий в лаборатории (лабораторный метод). Предметные комиссии занялись разработкой новых программ, большое внимание уделялось производственной практике.
В условиях нэпа и известной активизации мелкобуржуазной стихии возникла необходимость усилить влияние коммунистической идеологии на студенческие массы. Для этого была создана специальная организация рабоче-крестьянского студенчества — пролетстуд. В ноябре 1922 года партийная ячейка Нижегородского университета приняла решение о создании на всех факультетах секций пролетстуда, куда принимались только члены профсоюзов. Эти секции были призваны объединить вокруг коммунистов рабоче-крестьянское студенчество и создать опору для усиления воспитательной работы ячейки РКП(б). Для организации секций пролетстуда на все факультеты были выделены специально уполномоченные коммунисты. Работа предстояла нелегкая, тем более что в 1923 году среди студентов Нижегородского университета было всего 35% рабочих и крестьян. Однако к этому времени ряды коммунистов и комсомольцев университета значительно выросли. Коммунистов было 96, комсомольцев — 156 из общего числа студентов (2157). Благодаря упорной работе коммунистов и комсомольцев 24 февраля 1923 года бюро партячейки констатировало перелом среди студенчества в пользу партийного влияния. На выборах 1924 года почти во всех академических группах беспартийная молодежь поставила во главе общественных организаций коммунистов и комсомольцев.
К этому времени университет сумел преодолеть основные трудности, и в 1923 году ревизионная комиссия Главпрофобра нашла его лучшим среди периферийных университетов.
С 1923-24 учебного года начался более планомерный выпуск инженеров, врачей, агрономов и других специалистов. В сентябре 1925 года Нижегородский университет был переведен на государственный бюджет. Это решение создавало прочную материальную базу для дальнейшего развития университета, а отчисления промышленных предприятий и губисполкома еще больше укрепляли его материальное положение.
В середине 20-х годов факультеты и отделения НГУ располагали 75 учебно-вспомогательными учреждениями. Однако в отчетах за эти годы правление постоянно указывало на недостаточность их числа и бедность оборудования. На протяжении последующих лет шел неуклонный процесс расширения учебной и учебно-вспомогательной базы, улучшилось учебное и научно-исследовательское оборудование. Так, в 1926-27 году для химфака был построен газовый завод (пущен в ход в марте 1928 года). Тогда же закончилось строительство нового здания механико-математического факультета и началось его оборудование. На агрономическом факультете устанавливался газопровод для его лабораторий. Всего в 1926-27 году площадь учебно-вспомогательных помещений была расширена на 684 кв. м, были отремонтированы здания НГУ, открыто студенческое общежитие на 30 человек, для организации опытных полей агрономического факультета отведен участок земли в 30 га. Было приобретено новое учебное оборудование на сумму в 47 000 рублей по госбюджету и 18 500 рублей по специальным средствам (что составило 20% от того, что уже имелось). Постоянно совершенствовалась система лекционных курсов и практических занятий. При этом особое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, которые позволяли студентам более прочно усваивать теоретические знания. Учебные планы и программы по-прежнему вырабатывались факультетами и утверждались Главпрофобром, при составлении этих планов учитывались нужды и интересы народного хозяйства.
В центре внимания руководства университета и факультетов стоял вопрос повышения качества, углубления знаний студентов. С этой целью в середине 20-х годов был увеличен срок обучения на факультетах с 4 до 5 лет. Проводилась большая работа по улучшению подбора кадров профессорско-преподавательского состава, наиболее полному развертыванию учебно-воспитательной и исследовательской работы преподавателей и студентов, по обеспечению лабораторий и кабинетов оборудованием и специальными помещениями, по сокращению числа студентов в академических группах. Большое внимание уделялось подъему материального положения студенчества, особенно по линии увеличения стипендий студентам за счет бюджета горисполкома. В 1926-27 учебном году стипендию из этого фонда получала третья часть студентов. Меры, принимаемые ректоратом и партийной организацией, принесли свои плоды: повысилась посещаемость занятий, особенно практических и лабораторных, сократился отсев студентов, улучшилась успеваемость. Многие положительные явления были связаны и с постоянным ростом комсомольской и рабоче-крестьянской прослойки среди студенчества НГУ и большой кропотливой работой партийной организации. Так, если на 1 декабря 1926 года из 2438 студентов было 137 членов ВКП(б) и столько же комсомольцев, то на 1 декабря 1927 года из 2367 студентов 188 были коммунистами и 487 комсомольцами; рабоче-крестьянская прослойка в 1926 году составляла 203 человека, а в 1927-м — 942.
В ноябре 1926 года по докладу правления университета губисполком вынес специальное решение, в котором давалась высокая оценка его работы, констатировалось достаточно устойчивое положение и общее укрепление НГУ. Также указывалось, что на очереди должен стоять основной вопрос о дальнейшем укреплении университета. Для этой цели губисполком предлагал шире использовать помощь местных хозяйственных, плановых и других организаций и предприятий, а также профсоюзов. Отмечалась большая помощь университета народному хозяйству области и подчеркивалось: «Считать необходимым в дальнейшем усиление роли вуза в местном хозяйстве». Решение намечало ряд мер по дальнейшему развитию университета. Учитывая материальное положение пролетарского студенчества, губисполком признавал необходимым увеличить размер и число местных стипендий и обращал внимание советских и общественных организаций на оказание материальной помощи студентам. В частности, число стипендий, выплачиваемых из средств губисполкома, увеличилось наполовину, а размер их вырос с 10 до 20 рублей в месяц. Кроме того, утверждалось 5 губисполкомовских стипендий для аспирантов по 30 рублей.
Забота партийных и советских органов вдохновляла коллектив на еще более активное участие в развитии производительных сил Нижегородского края. Особенно эта работа усилилась во второй половине 20-х годов. Не было сколько-нибудь значительного участка хозяйственного и культурного строительства в 20-е годы, где не применялся бы высококвалифицированный труд ученых университета. В это же время активизировались научные исследования студентов. Работало 5 кружков, в которых насчитывалось около 400 человек. Именно в это время закладывались прочные основы научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, традиции тесной связи науки с жизнью, с практикой социалистического строительства.
Подъем в учебной и научной жизни университета в середине и во второй половине 20-х годов был обусловлен общим развитием страны, созидательным процессом социалистического строительства. XIV съезд ВКП(б), принявший в декабре 1925 года грандиозную программу социалистической индустриализации, отмечал и необходимость расширения дела подготовки кадров в вузах, повышения требований к студентам и систематического качественного улучшения их знаний. Съезд поставил задачу усиления учебной дисциплины, создания надлежащих материальных условий жизни и быта для обучающихся и как можно более активного привлечения в вузы рабочей и крестьянской молодежи. Эти решения партии явились руководством для всех вузов страны на длительный период.
В июле 1926 года к университету на правах факультета был присоединен педагогический институт. В 1929 году в НГУ открылся строительный факультет. Сложившаяся в 1925-26 учебном году система факультетов и отделений в основном сохранилась до начала 30-х годов. Всего в НГУ стало пять факультетов: механический (с отделениями: теплохимическим, электрохимическим, текстильным, судостроительным, домостроительным, гидротехническим, металлургическим); химический (с отделениями: технологии животного покрова, технологии жиров и масел, технологии органических веществ, технологии электрохимии и металлургии, технологии сухой перегонки дерева, технологии взрывчатых веществ, технологии силикатов); агрономический (с отделениями: растениеводства, животноводства, экологии, пчеловодства, сельскохозяйственной экономики, бактериологии, сельскохозяйственного машиностроения, почвоведения); медицинский (на отделения не делился); педагогический (с отделениями: преподавания обществоведения, преподавания естествознания, преподавания математики, преподавания физики, преподавания литературы, школьно-лекционным); положение шестого факультета занимал рабфак.
Ректором университета в те годы был А. Г. Балахонов (1926—1930). В марте 1928 года университету исполнилось 10 лет. Благодаря исключительной поддержке со стороны партийных и советских органов результаты его деятельности были весьма значительны. Окрепла материальная база, которая позволила развивать и в дальнейшем еще более энергичную работу по организованному и планомерному изучению производительных сил губернии.
Университет дал возможность открыть при плановой комиссии губисполкома научную ассоциацию, которая осуществляла связь с жизнью и производством. Ассоциация опубликовала ряд ценных исследований, среди них особое значение имеет труд «Производительные силы Нижегородской губернии» в пяти выпусках. За 10 лет НГУ выпустил 135 агрономов 88 инженеров-механиков, 58 инженеров-строителей, 74 инженера-химика, 411 врачей, 110 учителей — всего 876 специалистов. Это составляло внушительную цифру, если учесть, что во всех отраслях народного хозяйства, особенно просвещения, здравоохранения, в то время ощущалась острая нехватка специалистов.
Празднование десятилетия НГУ вылилось в яркую демонстрацию достижений нижегородцев в научном, культурном и хозяйственном развитии за годы Советской власти.

продолжение книги ...