Наш фронт - наш труд


Авторский коллектив: В. В. Князев, Г. А. Кузьмин, В. В. Потапов, В. А. Шамшурин
"Труд и подвиг историю пишут"
Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981 г.
OCR Biografia.Ru

Воскресное утро 22 июня 1941 года. Бомбовыми разрывами перечеркнута мирная жизнь Страны Советов. Как клятву, как смертный приговор фашизму, повторяли автозаводцы гордые слова из Обращения партии и правительства к советскому народу: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Вчерашние строители автогиганта, ударники и стахановцы, рабочие и инженеры надели солдатские шинели.
В парткоме автозавода состоялось экстренное совещание секретарей парторганизаций цехов и отделов, хозяйственных руководителей. Мнение всех в короткой речи выразил секретарь партийного комитета И. В. Маркин: «Родина в опасности. Она требует от нас самоотверженной работы. И наша главная задача — дать больше продукции для фронта, для победы. Необходимо максимально использовать все имеющиеся резервы!»
23 сентябре 1941 года Советское информбюро сообщило о трудовых успехах Елены Боряковой, а на другой день в цехах автозавода появился плакат: «Шире развернем движение за совмещение профессий! Стахановка прессового цеха Горьковского автозавода Елена Борякова изучила четыре специальностей может теперь выполнять работу электросварщицы, прессовщицы, сверловщицы и наждачницы. Товарищи автозаводцы, следуйте ее примеру! Овладевайте несколькими профессиями! Заменяйте товарищей, ушедших на фронт!»
Передовики производства со страниц газеты «Автогигант» обратились ко всем автозаводцам с призывом: «Пусть каждый рабочий, инженерно-технический работник, служащий нашего завода ищет на своем участке возможности для увеличения производительности труда, совмещения профессий, высвобождения дополнительной рабочей силы... Помните, что трудовой подвиг, инициатива в работе — удар по врагу».
«Коль война, так по-военному!» — призывал В. И. Ленин в суровые годы гражданской. В июньские дни 1941-го эти слова зазвучали с той же призывной силой. За огромным огневым фронтом железно и яростно трудился советский тыл. Фронт проходил через автозавод, через каждый цех, через душу и сердце каждого работника. Красноречивее всего об этом свидетельствует ставшее историческим письмо автозаводцев своим товарищам, отправившимся бить врага:
«Дорогие товарищи!
По призыву нашего правительства вы идете защищать любимую Родину от ненавистного врага, вероломно напавшего на советские рубежи... Провожая вас в Красную Армию, мы обещаем работать так, чтобы дать нашей армии в избыточном количестве снарядов, пулеметов, танков, самолетов, автомобилей, чтобы вы смогли стальной лавиной раздавить гитлеровскую сволочь. Не считаясь со временем и отдыхом, коллектив автозавода будет стоять у станков и конвейеров столько времени, сколько потребуется для полного разгрома врага... А если завтра страна призовет нас в ряды Красной Армии, мы так же, как и все, с оружием в руках пойдем беспощадно бить врага. У станков нас заменят жены, матери и сестры» («Горьковский автомобильный», М., Профиздат, 1964, с. 103).
По указанию Государственного Комитета Обороны СССР автозавод приступил к массовому производству танков и танковых моторов. Коммунисты вынесли на повестку дня общезаводского партийного собрания один вопрор: «Задачи партийной, профсоюзной, комсомольской организаций и всего коллектива в связи с военным положением». Принятое постановление было ясным для всех: сегодня нельзя работать по-старому, нельзя мириться с темпами и нормами довоенного времени. И автомобилестроители показывали образцы трудового героизма. Тысячи людей не отходили от рабочих мест до тех пор, пока не выполняли задания. По две-три смены стояли почти все рабочие. Обработка самых важных и трудоемких деталей была поручена лучшим производственникам — коммунистам, комсомольцам, профсоюзным активистам. В кузнечном цехе для выполнения фронтового заказа требовалось 12 дней. Но кузнецы и нагревальщики решили выполнить его по-фронтовому. Они работали две смены подряд, с завода не ушли — прикорнули тут же, в кузнице, а через два часа снова встали к молотам и ковали еще две смены, и к вечеру третьего дня заказ был готов.
Получив очередной заказ для фронта, коммунисты по установившейся традиции собирались вместе, порой — всего на несколько минут, чтобы лучше уяснить задачу, посоветоваться, наметить кратчайшие пути для ее выполнения.
Руководство завода — директор И. К. Лоскутов, секретарь парткома И. В. Маркин, главный технолог К. В. Власов, начальник конструкторского бюро В. А. Дедков, начальники цехов Г. К. Парышев, Е. Я. Глинер, А. Н. Сомов, В. И. Черепенников, Н. В. Сазонов, А. П. Троицкий, М. М. Акимов, секретари цеховых парторганизаций Н. И. Гурьев, Д. Н. Малков, П. Т. Мирошкин, у Г. И. Немыкин и другие перешли на казарменное положение, жили в цехах, вместе с рабочими. И непрерывным потоком шли на фронт грозные машины. В октябрьские дни 1941 года, когда враг рвался к Москве, автозавод дал боевых машин в два раза больше, чем в предыдущие месяцы.
В ходе соревнования появились новые термины: «двухсотники», «трехсотники», «пятисотники», «тысячники» — синонимы стахановцев и ударников первых пятилеток. Они ломали старые нормы, совершенствовали технологические процессы, вносили в производство новое, передовое, прогрессивное. «Настоящим тысячником,— говорил М. И. Калинин,— может быть только тот, кто ввел в процесс своей работы какое-либо усовершенствование, техническое улучшение».
Фрезеровщик Иосиф Крацер, выполняя в 1942 году фронтовой заказ, совместил две профессии — долбежку и фрезеровку — и выполнил сменное задание на 1898 процентов; ему поручили обработать срочный штамп, состоящий из 36 деталей,— он справился с работой, выполнив сменную норму на 2700 процентов. Награда за этот труд — боевой орден Красной Звезды, который И. Г. Крацеру торжественно вручили в 1943 году.
Молодежь автозавода бросила клич: «Работать на заводе так, как дерутся бойцы на фронте!» Началось соревнование за право называться фронтовой бригадой. Первыми этого права добились комсомольско-молодежные бригады В. Шубина, В. Тихомирова, Ф. Любавина, И. Якименко, Н. Галаниной. Они мерили каждый свой шаг, каждый поступок, каждую отработанную смену по фронту. Бригада Федора Любавина, решив работать за себя и за ушедших на фронт товарищей, 24 октября выполнила сменное задание на 218 процентов. Но, как и все, считала, что этого мало, и 25 октября дала 225 процентов. Все члены бригады поклялись: никогда «не опускаться» ниже 200 процентов. Но совесть, боль за отечество твердили: мало! И тогда со страниц «Комсомольской правды» (30 декабря 1941 г.) вожаки фронтовых бригад В. Шубин, И. Якименко, А. Давыдова, Ф. Любавин, В. Фролов, В. Красавин обратились к молодым рабочим страны: «Вся молодежь должна сейчас трудиться по-фронтовому. Мы призываем: создавайте, комсомольцы, на своих предприятиях фронтовые бригады! Пусть они будут образцом для всех рабочих, пусть они покажут всем, что значит работать по-военному».
От автозавода фронтовые бригады зашагали по всей стране. Замечательный почин автозаводцев высоко оценил орган Центрального Комитета партии журнал «Большевик»: «Стремление советских патриотов в тылу работать по-фронтовому нашло организационное выражение в создании фронтовых бригад. Инициаторами этого замечательного движения явились комсомольцы Горьковского автозавода» (Большевик, 1942, №4, с. 27).
События суровых военных лет. Летом 1943 года на автозавод было совершено 25 налетов вражеской авиации. Под жуткий вой падающих бомб автозаводцы мужественно боролись с пожарами. Не обошлось без тяжелых утрат. Обезвреживая зажигательные бомбы, локализуя пожары, героически погибли директор филиала автозавода Герасим Кузьмич Парышев, начальник кузнечного цеха Иван Васильевич Китаев, прославленные передовики производства Григорий Иванович Масленников, Иван Леонтьевич Лыжнов... Они посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.
Но не сломлен был дух автозаводцев. Восстанавливая завод, они трудились действительно по-фронтовому. Выполнив производственное задание, домой не уходили — работали рука об руку со строителями и монтажниками: все стремились скорее ликвидировать последствия пиратских налетов и пустить завод на полную мощность. Общая беда еще более сплотила коллектив. 28 октября 1943 года, через 100 дней и ночей непрерывной трудовой вахты, автозаводцы рапортовали Государственному Комитету Обороны: завод восстановлен! В обычных условиях для этого потребовалось бы не менее года. Автогигант заработал в полную мощь, а коллектив заверил партию и правительство, что годовая программа будет завершена досрочно, 20 декабря; сверх плана будут изготовлены сотни автомобилей, моторов, автоприцепов, десятки танков и самоходных установок. И слово свое сдержали.
Все это было — и радость побед, и горечь утрат. Автомашины, танки и самоходки автозаводцев дошли до Берлина. За выдающиеся работы в области танкостроения и оборонной техники были дважды удостоены Государственной премии главный конструктор автозавода А. А. Липгарт и конструктор Н. А. Астров, а также автозаводцы В. А. Грачев, В. А. Дедков, А. М. Кригер, Ю. Н. Сорочкин, Л. В. Косткин, Н. Ф. Денисюк, В. К Рубцов, H. И. Ефимов, Ф. Т. Тимофеев. В историю Великой Отечественной войны занесены имена А. X. Бусыгина, И. И. Кардашина, А. С. Кузьмина, В. Ф. Шубина, А. А. Липгарта, И. К. Лоскутова, А. Ф. Проскурина и А. Н. Сомова. На знамени завода — три боевых ордена. Они — как личная награда гвардейцам тыла. Тем, кто в суровые годы войны на станке или конвейере, у печи или молота ковал победу над врагом. И новые поколения автозаводцев, равняясь на подвиг отцов, стали достойными преемниками этой высокой славы и доблести.
Когда горьковская молодежь готовилась к встрече 50-летия ВЛКСМ, создатель первой фронтовой бригады Шубин обратился к ней с открытым письмом: «...Обещаю в честь славного юбилея Ленинского комсомола отработать бесплатно и в нерабочее время 50 рабочих часов на производстве... Меня вдохновляет та мысль, что и сегодня, как это было в суровые дни 41 года, я не останусь один, что моему примеру последуют все ветераны комсомола... Я верю, что меня поддержит трехсотдвадцатитысячная армия комсомолии области». Шубинское движение получило широкий размах. И прежде всего знатного ветерана поддержала молодежь автозавода.

продолжение книги ...