Кузница починов


Авторский коллектив: В. В. Князев, Г. А. Кузьмин, В. В. Потапов, В. А. Шамшурин
"Труд и подвиг историю пишут"
Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981 г.
OCR Biografia.Ru

На Горьковском автомобильном не прерывается эстафета рекордов — от Александра Бусыгина к Степану Фаустову, Федору Великжанину, Тимофею Казаринову, Владимиру Приказчикову, Анне Генераловой, Анастасии Стрюковой и до наших современников Героев Социалистического Труда Арефия Огнева, Дмитрия Карцева, Веры Сипатовой, Марфы Шебаловой.
Не прерывается эстафета починов — бусыгинское движение за высокую производительность труда, снижение трудоемкости на каждой операции, пересмотр норм выработки, соревнование под лозунгом «Больше продукции — меньше затрат», личные планы повышения производительности труда...
Бригада Александра Бусыгина намного перекрыла выработку американских кузнецов, и откованные ею коленчатые валы, сложенные в одно место, напоминали степной курган, но через два года ученик Бусыгина Иван Повеликин за одну смену сложил уже два таких кургана. В пятидесятые годы страну облетела весть о новой инициативе, с которой выступили кузнецы автозавода А. Загорный, Е. Куратов, Т. Казаринов, Ф. Катаев,— они на своем рабочем месте внедрили ряд технических усовершенствований и положили начало соревнованию за снижение трудоемкости на каждой производственной операции, за сокращение трудовых и материальных затрат на единицу готовой продукции. Родилось патриотическое движение под лозунгом «Больше продукции — меньше затрат».
На автомобильном любят эстафеты. В начале шестидесятых годов на Горьковском автомобильном заводе начальник кузнечного корпуса Борис Сергеевич Алешин принимал гостя из Липецка. Тот равнодушно повертел в руках еще пахнущий типографской краской бланк с надписью: «Личный план повышения производительности труда». И скептически покачал головой:
— Еще одна бумажка. Подмахнет рабочий не глядя.
— Ну уж нет,— усмехнулся в ответ на замечания гостя Алешин.— Лично я не позавидую тому, кто хотел бы заставить нашего кузнеца высказаться против совести.
И он рассказал, как еще в тридцатых годах кузнец Александр Харитонович Бусыгин ездил на Всесоюзное совещание стахановцев. Дела тогда на автозаводе не ладились. Но ему отстучали на машинке гладкую речь: побольше о собственном рекорде и вскользь — о заводских упущениях.
В Москве встретил Бусыгина писатель Михаил Кольцов. Поинтересовался:
— Будете выступать?
— Если по этой бумажке,— помрачнел Бусыгин,— то не буду!
Кузнец поделился с писателем, о чем болело сердце у рабочих автозавода. Кольцов усадил Бусыгина в автомашину и увез в редакцию газеты «Правда». Потом они вместе с редактором поехали в Кремль.
Сталин взял листы с заготовленной речью, прочитал и строго спросил:
— Вы твердо уверены, товарищ Бусыгин, что написанное здесь неправда?
— Да, товарищ Сталин,— ответил кузнец.— Твердо знаю, что это неправда.
— Тогда поезжайте на совещание и выступайте без бумажки. Расскажите правду о заводе. Я поговорю с Серго.
Не всем на автозаводе пришлась по душе та речь Бусыгина. Но таковы уж автозаводские кузнецы — не смогут промолчать при виде недостатков.
Нет, не в канцелярии зародились личные планы, ставшие потом главным организующим началом социалистического соревнования в Горьковской области. В свое время стремление к высшим трудовым достижениям завершалось рекордами стахановцев. Героический подвиг совершили «фронтовые бригады» в годы Великой Отечественной. Рабочие ценою предельного напряжения всех своих сил добивались невероятной выработки ради победы над врагом. В личных планах, воплощенных в жизнь новым поколением автозаводских кузнецов, тоже выражается стремление к высшим достижениям. Но рассчитаны они не на одиночек, а на массовое повышение производительности труда. И достигается оно за счет технических усовершенствований, освоения передового опыта, роста культуры производства. Представляя собой взаимные обязательства рабочего и администрации, личные планы позволяют каждому труженику выступить полноправным хозяином производства.
Личные планы охватили большой круг деятельности автозаводцев, отражая их кровную заинтересованность в техническом и социальном прогрессе. Более разносторонними стали обязательства. Наряду с деловыми качествами в личные планы все более прочно закладывался основной принцип, прекрасно характеризующий нравственные устремления советского рабочего: сам умеешь хорошо работать, экономить средства, снижать трудовые и материальные затраты — научи этому и своего товарища, посоветуй ему, подскажи, поделись опытом, подтяни до своего уровня.
30 апреля 1971 года делегат XXIV съезда КПСС, Герой Социалистического Труда кузнец А. И. Огнев через газету «Правда» обратился ко всем трудящимся страны с письмом «Моя пятилетка». В нем он предложил разработать на пятилетку личные планы повышения эффективности производства, чтобы полнее использовать внутренние резервы на каждом рабочем месте. Поддерживая почин своего товарища, передовые кузнецы Д. Г. Карцев, Б. Н. Нестеров, Г. А. Шурганов, В. И. Милютин, Б. И. Насонов, В. И. Лалыкин, В. Н. Рубцов и другие призвали рабочих, инженеров, техников и служащих включиться в борьбу за досрочное выполнение пятилетнего плана на основе бригадных и личных планов повышения эффективности труда и максимального использования резервов производства. И вновь зазвучал лозунг тридцатых годов: «Даешь пятилетку в четыре года!» Новое патриотическое начинание автозаводцев было одобрено Центральным Комитетом КПСС в постановлении «О работе по повышению эффективности производства на предприятиях автомобильной и химической промышленности Горьковской области в свете решений XXIV съезда КПСС».
В чем же отличие этих планов от планов повышения производительности труда, которые давно уже стали на автозаводе испытанной формой социалистического соревнования? Прежде всего в том, что новые планы раскрывали перед рабочими четкую перспективу на всю пятилетку, а не на один год, как было прежде.
И это — не единственное отличие. Соревнование поличным планам повышения эффективности труда уже не стало сводиться только к перекрытию норм выработкиг как опять же это было раньше. Тут учитываются качественные показатели. Так, например, бригада А. И. Огнева записала такой пункт на первый год девятой пятилетки: «За счет применения дополнительного охлаждения и смазки штампов сэкономить инструмента на сумму 3,5 тысячи рублей». В результате строгого соблюдения этого пункта повысилась стойкость инструмента по сравнению с расчетной. Бригада добилась экономии штампов на сумму 4 тысячи рублей.
Но главное в плане — это изыскание резервов непосредственно в самой бригаде. Тут главным резервом была, и осталась хозяйская рачительность каждого рабочего.
И еще одна немаловажная особенность. Планы эти комплексные, но не только по совокупности всех годов пятилетки, а и по тому, что они составляются в расчете на активное участие инженерно-технических работников. В планы закладываются резервы, которые могут принести немедленный эффект, и те, использование которых принесет отдачу лишь в последующее время.
Планы повышения эффективности труда, требующие творческого подхода к порученному делу, полюбились автозаводцам и нашли широкую поддержку. «Пятилетка завода, как большая река из ручейков, образуется из наших личных пятилеток. Чем полнее будет каждый ручеек, тем полноводнее и вся река!» — так писал А. И. Огнев.
На автозаводе активно поддерживают каждый дельный почин. И, словно по эстафете, передаются опыт, знания, традиции — от Владимира Приказчикова к Арефию Огневу, от Огнева — к Дмитрию Карцеву, от Карцева — к Георгию Ремизову... В каждой бригаде автомобилестроители стремятся освоить все смежные операции — добиться полной взаимозаменяемости. И если у кого-то возникнет трудность — на выручку всегда придет товарищ. Не прерывается эстафета, продолжается поиск.

продолжение книги ...