Подготовка и распределение молодых специалистов


А. С. Кудрявцев и др. "Экономика труда"
Изд-во ВЦСПС Профиздат, 1957 г.

План подготовки специалистов составляется как государственное задание тем министерствам и ведомствам, в ведении которых находятся высшие и средние специальные учебные заведения. Он разрабатывается по типам учебных заведений, отдельно по вузам и по техникумам, а в каждой группе учебных заведений — по основным специальностям или по группам однородных специальностей.
В плане указывается по каждому типу учебных заведений и каждой группе их: число вузов или техникумов, количество учащихся, размеры приема учащихся на первый курс и выпуска специалистов из вузов или техникумов в плановом году. Прием по каждой группе специальностей устанавливается таким образом, чтобы размер их выпуска более или менее точно соответствовал определенной ранее потребности в специалистах этого профиля, рассчитанной на год окончания студентами всего срока обучения. Размеры выпуска специалистов по каждой группе специальностей определяются расчетным путем, так как они зависят от числа учащихся па соответствующих курсах. Так, если к моменту составления плана известно число учащихся в вузах или техникумах в текущем году по курсам, то выпуск будущего года будет равен числу учащихся на предпоследнем курсе и т. д.
Количество учащихся на начало каждого учебного года определяется расчетом: число учащихся на конец предыдущего года плюс намеченный планом их прием, а количество учащихся на конец года равняется числу учащихся на начало года минус выпуск и возможный отсев учащихся.
Особое значение имеет план выпуска учащихся из вузов и техникумов, так как на основе его составляется государственный план распределения молодых специалистов. Все молодые специалисты, окончившие вузы и техникумы (кроме обучавшихся без отрыва от производства в заочных и вечерних учебных заведениях), распределяются на работу по своим специальностям в соответствии с потребностью в них народного хозяйства и культуры.
Все молодые специалисты, обучавшиеся за счет государства, обязаны проработать не менее трех лет на производстве по назначению министерств, в ведении которых находится соответствующее учебное заведение.
В соответствии с постановлением правительства все молодые специалисты, окончившие высшие и средние учебные заведения, должны обязательно пройти школу низшего административно-технического персонала (мастер, подмастер, сменный инженер и т. п.). В этих целях выпускники направляются на работу по своей специальности непосредственно на производство (в цехи, на участки, в железнодорожные депо, станции, совхозы, колхозы, на врачебные пункты и т. п.) в качестве рядовых специалистов. Министерствам, в ведении которых находятся высшие учебные заведения и техникумы, запрещается оставлять молодых специалистов на работе в управленческом аппарате.
План распределения специалистов составляется Государственными плановыми органами на основе заявок министерств и других ведомств на требующееся им количество специалистов. Эти заявки тщательно проверяются по ранее составленным расчетам текущей и перспективной потребности в специалистах по каждой отрасли народного хозяйства, возглавляемой тем или иным министерством.
Персональное распределение молодых специалистов в соответствии с этим планом проводится комиссией в составе директора учебного заведения, представителя хозоргана, в ведение которого направляются специалисты, и представителя общественных организаций учебного заведения. Молодым специалистам, выпускаемым из вузов и техникумов, вручается путевка с указанием места работы, должности, размера заработной платы и предоставляемой жилищной площади.
Уже самый порядок распределения оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения свидетельствует об исключительной заботе партии и правительства о молодых специалистах.
Эта забота выражается и в ряде мероприятий, обеспечивающих молодым специалистам широкую возможность систематического повышения их квалификации. В каждой отрасли народного хозяйства и культуры существуют различные системы повышения квалификации, усовершенствования и переподготовки специалистов (с отрывом и без отрыва от производства), организуются кружки самообразования, научно-технические конференции и т. п. Таким образом, молодым специалистам, включившимся в число работников на том или ином участке хозяйственного и культурного строительства, предоставляется реальная возможность плодотворно трудиться и систематически повышать свои теоретические знания и производственную квалификацию.