Организация подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве


А. С. Кудрявцев и др. "Экономика труда"
Изд-во ВЦСПС Профиздат, 1957 г.

Общее руководство подготовкой и повышением квалификации рабочих на производстве осуществляется отделами подготовки кадров министерств, отраслевых управлений и трестов. Непосредственно на предприятиях этим обучением руководят отделы подготовки кадров. В соответствии с планом подготовки и повышения квалификации рабочих они составляют графики работы курсов по различным видам обучения, проводят комплектование их кадрами, подбирают преподавателей и инструкторов, контролируют ход учебного процесса, обеспечивают его учебными пособиями, следят за правильным использованием на производстве рабочих, окончивших обучение.
В ряде экономических районов существуют институты технического обучения рабочих с сетью филиалов в крупнейших центрах сосредоточения предприятий.
В улучшении качества технического обучения и повышения квалификации рабочих на производстве большая роль принадлежит Главному управлению трудовых резервов при Совете Министров СССР. На это управление возложены следующие задачи:
а) разрабатывать и издавать программы теоретического и производственного цикла по индивидуально-бригадному обучению рабочих сквозных профессий;
б) подготавливать и выпускать инструктивно-методические письма по наиболее актуальным вопросам производственного обучения;
в) изучать и обобщать с целью распространения лучший опыт обучения и повышения квалификации рабочих на производстве;
г) оказывать организационно-методическую помощь отделам подготовки кадров министерств и предприятий в налаживании учебного процесса.
Обучение рабочих в школах и на курсах подготовки и повышения квалификации является бесплатным, то есть осуществляется за счет государства. Согласно Конституции СССР (статья 121) организация на предприятиях, строительствах, в МТС, совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся является одной из гарантий, обеспечивающих право граждан СССР на образование. Учащиеся с отрывом от производства за все время обучения получают государственную стипендию или заработную плату, если о«и до поступления на учебу где-либо работали.
Государство ежегодно выделяет на производственно-техническое обучение рабочих с отрывом от производства большие средства. Только из государственного бюджета на эти цели ежегодно ассигнуется около 1 миллиарда рублей. Еще больше средств расходуется предприятиями на подготовку и повышение квалификации рабочих без отрыва от производства за счет зкономии от снижения себестоимости выпускаемой продукции, плановых накоплений и других статей.
На предприятиях всем принятым для обучения индивидуальным или бригадным методом устанавливается оплата из расчета повременной ставки подсобных рабочих I разряда, а затем в процессе обучения наиболее успевающих переводят на оплату по II тарифному разряду. В строительстве принятые на обучение зачисляются в штат рабочих стройки и получают содержание за счет общего фонда заработной платы из расчета повременной ставки рабочих соответствующих профессий II разряда с переводом в процессе обучения в III разряд.
Внедрение новой и новейшей техники в промышленности, на строительстве, транспорте и в сельском хозяйстве значительно увеличивает потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах и вызывает необходимость постоянно совершенствовать формы и методы повышения квалификации рабочих на производстве. Для дальнейшего улучшения подготовки квалифицированных рабочих требуется следующее:
1) ликвидировать элементы кустарщины в организации производственно-технического обучения;
2) поднять уровень методического руководства учебным процессом со стороны министерств и отраслевых управлений;
3) систематически совершенствовать учебные планы и программы;
4) обеспечить разработку и издание учебников и учебных пособий для обучающихся и методической литературы для инструкторов и преподавателей;
5) организовать обобщение и распространение опыта работы лучших учебных комбинатов, инструкторов и преподавателей.