Значение, задачи и содержание государственного плана по труду


А. С. Кудрявцев и др. "Экономика труда"
Изд-во ВЦСПС Профиздат, 1957 г.

Планомерное, пропорциональное развитие народного хозяйства — один из экономических законов социализма. Этот закон требует обеспечения необходимой пропорциональности и наиболее рационального и экономного расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в развитии всех составных частей общественного производства.
Действие при социализме закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства дает возможность государству правильно планировать и рационально вести общественное производство. Но для превращения этой возможности в действительность надо глубоко познать данный закон и научиться его применять для конкретных целей планирования, которое может успешно осуществляться лишь в том случае, если оно правильно отражает требования этого закона и сообразуется во всем с требованиями основного экономического закона социализма.
Главнейшая задача планирования при социализме состоит в том, чтобы обеспечить построение коммунистического общества. На решение этой задачи, в конечном итоге, направлены все народнохозяйственные планы, предусматривающие непрерывный рост общественного производства, неуклонное совершенствование техники и рост производительности труда, создание изобилия материальных благ, укрепление общественной собственности, подъем культурно-технического уровня трудящихся. Государственные народнохозяйственные планы направляют хозяйственную деятельность всего народного хозяйства, отдельных его отраслей, экономических районов, а также отдельных предприятий, колхозов, совхозов и МТС.
Декабрьский (1956 год) и февральский (1957 год) Пленумы ЦК КПСС отметили серьезные недостатки в планировании народного хозяйства и определили основные направления в улучшении планирования и организации управления промышленностью и строительством.
Как отмечалось в постановлениях Пленумов, планирующие органы должны обеспечить наиболее рациональное и эффективное использование производственных фондов, трудовых, сырьевых и денежных ресурсов.
Особо была подчеркнута необходимость непрерывного повышения производительности труда, как главного условия увеличения выпуска, улучшения качества и снижения себестоимости продукции и подъема на этой основе материального благосостояния народа.
Наряду с улучшением работы центральных планирующих органов признано целесообразным расширить еще права союзных республик, местных советских и партийных органов в хозяйственном строительстве, а также создать планирующие органы в экономических районах.
Учитывая, что важнейшую роль в улучшении руководства хозяйством призваны играть профсоюзы, Пленумы в постановлениях указали на необходимость повысить их роль в разработке и выполнении промфинплана предприятий, в решении вопросов организации труда и заработной платы, в улучшении материально-бытовых условий рабочих и служащих.
Осуществление этих постановлений обеспечит значительное улучшение разработки как народнохозяйственных планов, так и планов развития отдельных отраслей, районов и предприятий.
Одним из важнейших разделов народнохозяйственного плана является план по труду. Его значение в общем народнохозяйственном плане определяется тем, что он связан с планированием рабочих кадров — решающей производительной силы общества.
Основными задачами народнохозяйственного планирования труда являются:
а) обеспечение неуклонного повышения производительности труда во всех отраслях народного хозяйства на основе тщательного изучения и использования имеющихся резервов;
б) рациональное распределение трудовых ресурсов между отраслями народного хозяйства и сферами деятельности и их правильное использование, устранение излишков рабочей силы, ликвидация текучести рабочих кадров и повышение их квалификации;
в) правильное расходование заработной платы, организация ее в интересах развития производства, повышения производительности труда и роста материального благосостояния трудящихся.
Народнохозяйственный план по труду состоит из следующих основных разделов:
1) план по производительности труда;
2) план по численности работающих;
3) план по фондам заработной платы и средней заработной плате.
План по производительности труда включает в себя показатели как по народному хозяйству в целом, так и по важнейшим его отраслям (промышленность, строительство, транспорт, совхозы, торговля). Показатели по производительности труда устанавливаются на год с поквартальной разбивкой.
В планах по труду рост производительности труда определяется по эффективности затрат только живого труда, то есть по выработке валовой продукции, приходящейся в среднем на одного рабочего или одного трудящегося, исчисленной в тех же показателях, что и объем производства, причем при планировании устанавливается как относительный рост выработки в процентах к предыдущему периоду, так и абсолютные размеры выработки.
В промышленности план по производительности труда определяется в виде выработки на одного рабочего в оптовых ценах предприятия и устанавливается по министерствам и ведомствам в целом с выделением основных отраслей. Для некоторых отраслей (угольная, нефтяная, торфяная, леснаяу сахарная и другие), кроме того, устанавливается показатель производительности труда в натуральном выражении. Так как оптовые цены изменяются, то планирование и сопоставление роста производительности труда требуют выражения выработки в ценах одного определенного года. В настоящее время продукция и производительность труда определяются в ценах на 1 июля 1955 года.
В строительстве план производительности труда определяется по выработке на одного рабочего, занятого на строительно-монтажных работах; в различных видах транспорта — в тонна-километрах на одного работника по эксплуатации, на погрузочно-разгрузочных работах — в тонна-операциях на одного работника, занятого на погрузочно-разгрузочных работах. В торговле и общественном питании производительность труда выражается в рублях товарооборота и оборота общественного питания, приходящегося на одного работника.
Выработка на одного рабочего в денежном выражении не одинакова в различных отраслях промышленности. В отраслях добывающей промышленности (угольной, торфяной, нефтяной и т. и ) она значительно меньше, чем в обрабатывающей промышленности. Поэтому при планировании производительности труда, особенно в целом по промышленности или отрасли, надо обязательно учитывать изменения в отраслевой структуре производства, в номенклатуре и ассортименте изделии, а также районные сдвиги в размещении производства той или иной отрасли. Последнее особенно важно при планировании производительности труда в угольной, рыбной и некоторых других отраслях промышленности.
Вторым разделом плана по труду, как отмечалось выше, является план по численности работающих. До 1955 года численность персонала в народнохозяйственном плане по труду устанавливалась по всем категориям работников: рабочим, инженерно-техническим работникам (ИТР), служащим, ученикам и младшему обслуживающему персоналу (МОП). С 1955 года в связи с сокращением перечня показателей плана по труду в народнохозяйственном плане стали указывать наряду с общей численностью только численность рабочих и административно-управленческого персонала. По министерствам численность работающих в народнохозяйственном плане устанавливается в целом, с выделением лишь минимального количества основных отраслей. Эта численность устанавливается как среднесписочная на плановый период.
В плане по труду численность рабочих определяется двумя основными показателями: планом выпуска продукции (объемом строительных работ, объемом перевозок и т. п.) и планом повышения производительности труда.
План по численности рабочих должен предусматривать ликвидацию излишков рабочей силы и улучшение использования рабочих на производстве.
Важное значение в планировании труда имеет распределение кадров по отраслям народного хозяйства и сферам деятельности (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, просвещение, здравоохранение, государственный аппарат и т. п.). При планировании распределения кадров между отраслями и сферами народного хозяйства необходимо стремиться к повышению удельного веса работников, занятых в материальном производстве. Конкретные народнохозяйственные задачи требуют не только правильного распределения, но и перераспределения рабочей силы между отраслями народного хозяйства.
Важной задачей народнохозяйственного плана по труду является упорядочение административно-управленческого аппарата, ликвидация излишних промежуточных административных звеньев и упрощение структуры управления. В соответствии с указаниями ЦК КПСС и Совета Министров СССР за последнее время осуществлен ряд мер по упрощению структуры управления, сокращению численности административно-управленческого аппарата и улучшению его работы, в результате чего удельный вес расходов на управление уменьшился в общесоюзном бюджете с 3,1 процента в 1952 году до 2,2 процента в 1955 году. В целях усиления государственного контроля за численностью административно-управленческого аппарата с 1955 года в план по труду дополнительно включены показатели по численности и фонду заработной платы административно-управленческого аппарата.
Народнохозяйственный план по труду устанавливает не только общую численность рабочей силы по всему народному хозяйству, отдельным отраслям и т. п., но и дополнительную потребность в рабочей силе, необходимую в связи с увеличением производства, а также для замены работников, выходящих на пенсию, уходящих в Советскую Армию, на учебу и т. п.
Народнохозяйственный план разрабатывается балансовым методом. Важнейшее значение для обоснования народнохозяйственного плана имеет баланс труда, который и определяет дополнительную потребность в рабочей силе и источники ее обеспечения.
Исходя из дополнительной потребности в рабочей силе, определяют задание по подготовке кадров в системе трудовых резервов, а также непосредственно на производстве. С 1955 года из народнохозяйственного плана исключены показатели подготовки рабочих на производстве по отдельным профессиям или группам профессий. Эти показатели устанавливаются теперь непосредственно самими министерствами.
Планирование заработной платы должно обеспечить неуклонный рост материального благосостояния трудящихся. Оно включает в себя определение заданий по средней заработной плате и фонду заработной платы, которые устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Среднегодовая и среднеквартальная заработная плата и фонд заработной платы устанавливаются в плане по труду по тем же отраслям хозяйства, что и численность работников. Средняя заработная плата определяется только для работников списочного состава.
В фонд заработной платы работников включаются все виды оплаты, предусмотренные инструкцией ЦСУ о составе этого фонда. С 1955 года в народнохозяйственном плане по труду планируется только общий фонд заработной платы с выделением фонда заработной платы рабочих и административно-управленческого персонала. По остальным категориям фонд заработной платы определяется самими министерствами в пределах общих лимитов.
При планировании фондов заработной платы необходимо предусмотреть ликвидацию излишеств в их расходовании, связанных с неправильным применением премиальных систем оплаты труда, наличием простоев, сверхурочных работ, использованием квалифицированных рабочих не по специальности, а также с расходованием средств по внесписочному фонду заработной платы. Перерасходы фонда заработной платы могут привести к повышению себестоимости продукции, вызвать несоответствие между фондами заработной платы, с одной стороны, и товарооборотом и денежным обращением, с другой — и создать трудности при исполнении бюджета. Поэтому необходимо строго выполнять план по фонду заработной платы и систематически осуществлять контроль за правильным его расходованием.
Все показатели плана по труду взаимосвязаны между собой и с другими разделами народнохозяйственного плана. Основой для составления плана по труду являются установленные на плановый период производственные задания. Ведущее значение в плане по труду имеет задание по росту производительности труда, так как оно при установленном объеме производственной программы определяет необходимое число рабочих и всего персонала, а также фонд заработной платы.
Нарушение плановых заданий по труду может вызвать диспропорции и невыполнение других плановых заданий. Так, например, невыполнение плана по производительности труда приводит или к невыполнению плана выпуска продукции или к набору излишней рабочей силы, к перерасходу фонда заработной платы, что отражается по себестоимости продукции, на накоплениях и т. д.