Особенности организации и оплаты труда на транспорте


А. С. Кудрявцев и др. "Экономика труда"
Изд-во ВЦСПС Профиздат, 1957 г.

Транспорт СССР занимает одно из важнейших мест в народном хозяйстве страны. Он является необходимым звеном общественного производства, ибо без установления определенных хозяйственных связей между отдельными отраслями промышленности и сельским хозяйством, а также и внутри каждой отрасли невозможно нормальное функционирование промышленных предприятий, строек, колхозов и совхозов.
Организация труда на транспорте существенно отличается от организации труда в промышленности СССР. Это обусловливается прежде всего тем, что транспортные хозяйства рассредоточены по всей необъятной территории нашей страны. В силу этого большая часть работников транспорта не объединена в большие коллективы, как на промышленных предприятиях, а работает небольшими группами, а иногда и в одиночку. Несмотря на это, необходимо так организовать их труд, чтобы обеспечить работу по единому графику и плану.
В то же время организация труда на транспорте имеет и определенное сходство с организацией труда на промышленном предприятии. Оно заключается в том, что рабочее место исполнителя постоянно и организацию его можно все время улучшать. Правда, это рабочее место может быть подвижно (машинист паровоза, шофер) или иметь большую пространственную протяженность (обходчик на железной дороге), но тем не менее оно постоянно, и это позволяет устранить обезличку и установить ответственность каждого работника за порученную ему работу.
Рабочие места бывают как индивидуальные (стрелочник), так и коллективные (паровозные бригады, эксплуатационный состав работников морских и речных судов). Меняющееся рабочее место характерно только для грузчиков, работающих обычно бригадами. Особенности в организации труда на транспорте, а также чрезвычайное разнообразие транспортных предприятий обусловливают особенности в организации заработной платы работников транспорта.
Транспорт СССР, как отрасль народного хозяйства, включает железнодорожный транспорт, речной, морской и воздушный флот, автомобильный транспорт. В состав каждого подразделения транспорта входят самые различные хозяйства. Так, железнодорожный транспорт имеет машиностроительные предприятия (машиностроительные, локомотиворемонтные и вагоноремонтные заводы), ремонтные (локомотивные и вагонные депо и мастерские железных дорог), пункты технического осмотра и безотцепочного ремонта вагонов, локомотивные и поездные бригады, бригады по текущему содержанию пути и производству погрузочно-разгрузочных работ. Оплата труда работников железнодорожного транспорта по принципам построения мало чем отличается от оплаты труда работников промышленных предприятий (особенно в машиностроении). Однако она имеет ряд особенностей, связанных со спецификой работы проводников вагонов, поездных бригад и т. д. Так, работники локомотивных депо, занятые текущим, подъемочным и средним ремонтом паровозов, тепловозов и электровозов, кроме оплаты по основным сдельным расценкам, получают премии за каждый локомотиво-километр. Эта система оплаты была введена в 1953 году. Размер премии колеблется от 4,5 до 6 коп. за каждый километр пробега локомотива от одного до другого периодического ремонта (в соответствии с установленными нормами).
Локомотивные и поездные бригады (кондукторы и вагонные мастера) с 1947 года оплачиваются сдельно за километр пробега. Эта система повышает заинтересованность работников в росте пробега и ускорении передвижения поездов. Так, с 1946 по 1954 год средний пробег на одного машиниста грузового движения возрос почти в полтора раза. Однако эта система недостаточно заинтересовывает локомотивные и поездные бригады в увеличении веса поездов, так как они ничего не получают за тонна-километры брутто.
Работники пунктов технического осмотра и безотцепочного ремонта оплачиваются по сдельной системе с выплатой премиального покилометрового вознаграждения за отличный технический осмотр и ремонт вагонов. Но учет работы (из-за краткости срока стоянки) затруднен, поэтому более правильным было бы установление повременной оплаты с премированием за высокое качество осмотра и текущего безотцепочного ремонта. При этом качество работ может определяться проследованием поездов по гарантийному участку без отцепок вагонов и задержек по техническим неисправностям.
Работники текущего содержания пути с 1936 года находятся на аккордной оплате. По укрупненным нормам, дифференцированно в зависимости от верхнего строения пути и грузоподъемности участка, устанавливается стоимость работ по содержанию всего закрепленного участка пути. Эта сумма выплачивается бригаде независимо от ее численного состава при выполнении полумесячного графика работ и удовлетворительном содержании пути. Недостаток этой системы заключается в том, что она не предусматривает поощрения за хорошее и отличное содержание пути.
Таким образом, оплата работников железнодорожного транспорта имеет ряд особенностей, вызываемых особенностями организации труда. Для примера рассмотрим более подробно оплату некоторых групп работников.
Всем работникам пассажирской службы на станциях (от начальника станции до перронного контролера), а также работникам городских станций по предварительной продаже билетов установлены твердые месячные ставки, которые дифференцируются в зависимости от тарифного пояса и от класса станции (внеклассная, I, II и III классов).
Оплата технических конторщиков, операторов, стрелочников, сигналистов, а также работников, занятых эксплуатацией вокзальных зданий и ремонтом вокзального инвентаря и оборудования, производится по месячным ставкам восьмиразрядной сетки для холодных или горячих работ.
Для рабочих, занятых на погрузке и выгрузке багажа и товаро-багажа, установлены дневные тарифные ставки, высота которых определяется тарифным поясом, формой оплаты и некоторыми другими факторами.
На маневровых работах применяется сдельно-прогрессивная система оплаты труда, которая распространяется на составителей поездов, сцепщиков и скрутчиков вагонов, маневровых машинистов и их помощников. Учет выработки производится в физических вагонах, а сдельная расценка определяется делением тарифной ставки (оклада) за дежурство на установленную норму выработки. При небольшом объеме маневровой работы вместо сдельно-прогрессивной применяется повременно-премиальная оплата. Премия выплачивается в размере до 50 процентов месячной ставки (оклада).
С августа 1949 года установлено премирование руководящих и инженерно-технических работников пассажирских станций и вокзалов за стопроцентное отправление пассажирских поездов по расписанию при соблюдении полной сохранности провозимого багажа. Шкала премирования аналогична применяемой на промышленных предприятиях.
Кроме того, руководящие, инженерно-технические работники и служащие премируются за выполнение и перевыполнение плана местных доходов, за улучшение обслуживания и благоустройство вокзалов, за обнаружение безбилетного проезда, провоза излишней ручной клади и установление нарушений обязательных постановлений министерства.
Оплата начальников поездов, проводников вагонов и весовщиков — раздатчиков багажа и грузов производится по повременной системе с выплатой суточных за каждый день нахождения в поездке (от одной шестидесятой до одной тридцатой их месячной ставки).
Помесячная оплата применяется для проводников, продолжительность поездки которых не превышает четырех суток в оба конца. В других случаях действует потурная система учета рабочего времени.
Учетным периодом (туром) считается время с момента явки на работу для одной поездки до момента явки после отдыха в место постоянной работы для следующей поездки. При помесячной оплате за сверхурочную работу платят на общих основаниях, а при потурной — только в том случае, если работник был вызван на работу досрочно.
Проводникам и их бригадиру установлено комиссионное вознаграждение за сбор, учет и сдачу денежных сумм, поступивших за пользование постельными принадлежностями, от продажи чая, кондитерских изделий и т. д.
Для рабочих ведущих профессий, а также высшего, старшего и среднего начальствующего состава железнодорожного транспорта введена ежемесячная выплата надбавок к заработной плате за выслугу лет в процентах к получаемому окладу (тарифной ставке). Особенность организации труда работников морского и речного транспорта состоит в том, что рабочее время плавсостава распределяется неравномерно в течение определенного периода, а также в том, что эти работники имеют сокращенное число выходных дней. Например, морякам транспортного и технического флотов в период навигации предоставляются два выходных дня в месяц. При отсутствии возможности предоставления выходных дней они могут быть суммированы и причислены к очередному отпуску с оплатой из расчета должностного оклада, включая надбавку за выслугу лет.
Оплата подавляющей части работников морского и речного транспорта, за исключением тех, которые работают в доках на судоремонтных заводах и погрузочно-разгрузочных работах, производится по повременной и повременно-премиальной системам. Должностные оклады моряков транспортного флота дифференцируются в зависимости от: а) группы судов в соответствии с регистровой вместимостью в тоннах или мощностью в лошадиных силах (для транспортных буксиров); б) от вида плавания (заграничное, каботажное); в) от тарифного пояса; г) от выполняемой работы.
У моряков транспортного нефтеналивного флота должностные оклады несколько выше, чем у моряков сухогрузных судов. На судах, перевозящих нефтепродукты первой категории, оплата примерно на 20 процентов выше, чем на остальных.
Плавсостав грузовых, грузопассажирских и пассажирских судов, а также члены экипажей технического (дноуглубительного), рейдового и маневрового флотов премируются за выполнение и перевыполнение плана перевозок и производственных заданий за содержание судов в исправном техническом состоянии, за спасение судов на море. Кроме того, премирование производится и из фонда капитана судна.
Моряки всех судов, помимо заработной платы, получают бесплатное питание. В заграничном и каботажном плавании отпускается твердый рацион питания. Во время пребывания на берегу (отпуск, служебная-командировка, резерв и т. д.) столовое довольствие не выдается и стоимость рациона питания деньгами не компенсируется.
Для оплаты грузчиков морских и речных портов применяются повременно-премиальная и сдельно-прогрессивная системы. Расчет заработка по данной системе производится в обычном порядке, только расчетным периодом для начисления прогрессивки является не месяц, а час работы. Бригадиры (неосвобожденные) получают за руководство бригадой грузчиков доплату в размере 20 процентов среднего заработка грузчика своей бригады (в речном транспорте — 20 процентов от своего сдельного заработка). Оплата труда на речном транспорте построена так же, как на морском.
Среди работников транспорта большой удельный вес занимают работники автомобильного транспорта — шоферы и грузчики. Поэтому правильная организация оплаты труда указанных категорий работников является насущной народнохозяйственной задачей. Единые месячные ставки шоферов, кондукторов автобусов, грузчиков, прикрепленных к автомобилям, и стажеров устанавливаются для каждой республики отдельно и дифференцируются в зависимости от группы машин и форм оплаты. Ставки шоферов, работающих на грузовых автомобилях, зависят от грузоподъемности автомобилей, а шоферов легковых машин от вместимости машин.
Основной формой оплаты труда шоферов является сдельно-премиальная система. На легковых автомобилях персонального пользования, автомобилях внутрихозяйственного обслуживания и т. д. оплата производится по повременно-премиальной системе. Для шоферов установлены также надбавки: за работу на специальных машинах, классность (квалификацию), ненормированный рабочий день (при работе на легковых машинах). Надбавки за работу на специальных машинах устанавливаются в определенном проценте к фактическому заработку по сдельным расценкам или к заработку по тарифу (для повременщиков). Например, за работу на газогенераторных автомобилях доплачивается 30 процентов, на дизельных — 20 процентов, с двухосным прицепом — 25 процентов и т. д.
За классность (квалификацию) установлена твердая надбавка к ставке шофера III класса в размере: шоферу II класса 15 процентов, шоферу I класса 35 процентов. Шоферам I класса, работающим на автобусах, установлена твердая надбавка в 20 процентов к ставке шофера II класса. При повременных работах надбавка исчисляется к ставке повременщика, при сдельной — к ставке сдельщика. За ненормированный рабочий день доплата устанавливается в размере от 25 до 50 процентов месячной ставки. Сдельные расценки для шоферов грузовых автомобилей устанавливаются по тонна-километрам или отдельно за километраж и тонну перевезенного груза. Для шоферов грузовых автомобилей введена (на важнейших участках перевозок) прогрессивно-сдельная оплата. Шоферы получают также доплату за перевозку попутных грузов транспортно-экспедиционных контор: на внутригородских дорогах — 20 коп. за тонна-километр, на остальных трактах— 10 коп.
Кондукторы автобусов получают повременный тариф (в зависимости от вместимости автобуса) и определенную надбавку в процентах к месячной ставке за каждый процент перевыполнения месячного плана выручки.
В 1956 году в Москве и Ленинграде введены повышенные ставки для кондукторов и увеличены размеры отчислений от плановой и сверхплановой выручки. Месячные ставки уже не дифференцируются в зависимости от вместимости автобуса, а установлены по классам: для кондуктора I класса—460 руб. и II класса — 410 руб. в месяц. Кроме того, кондуктору выплачивается вознаграждение в размере 2,5 коп. за каждый рубль плановой выручки и по 5 коп. за каждый рубль сверхплановой выручки. Шоферы таксомоторов оплачиваются по сдельной системе за каждый километр платного пробега и также получают определенную надбавку к месячной ставке за каждый процент перевыполнения месячного плана выручки.
За время работы шофера по ремонту автомобиля оплата его труда производится по выполняемой работе как ремонтному рабочему. Мойка автомобилей и мелкий профилактический ремонт отдельно не оплачиваются.
Шоферы и другие работники автохозяйств премируются за отличную работу без аварий, за перевыполнение плана, экономию бензина и других видов жидкого топлива, экономию резины (шин) и за перевыполнение норм межремонтных пробегов автомобилей.
Ремонтные рабочие автохозяйств оплачиваются по сдельным расценкам за произведенные ремонтные работы. Кроме того, они премируются (от 50 до 150 руб.) за каждый автомобиль, полностью выработавший в течение месяца установленные по планам машино-часы. Бригадирам ремонтных бригад ежемесячно доплачивается за руководство бригадой 15—20 процентов их тарифной ставки.
Оплата труда стажеров производится из расчета двух третей повременной ставки шоферов III класса, работающих на автомобилях грузоподъемностью до 2,5 тонны, независимо от типа и марки автомобиля, на котором проходит стажировка.
Грузчики, обслуживающие конечные пункты, оплачиваются по действующим расценкам за тонну груза. Грузчики, совершающие поездку с машиной, кроме оплаты за погрузку и выгрузку, получают оплату за километр пробега.
Оплата труда инженерно-технических работников и служащих автохозяйств ничем не отличается от оплаты труда этих категорий на промышленных предприятиях. Премирование за выполнение и перевыполнение плана, снижение себестоимости перевозок построено так же, как и в промышленности.