Государственное нормирование оплаты труда руководящих, инженерно-технических работников, специалистов и служащих в СССР


А. С. Кудрявцев и др. "Экономика труда"
Изд-во ВЦСПС Профиздат, 1957 г.

В различных отраслях народного хозяйства нашей страны занято много работников умственного труда, представителей новой, советской интеллигенции. Вместе с рабочими и колхозным крестьянством они под руководством Коммунистической партии плодотворно трудятся на всех участках коммунистического строительства: одни — в области просвещения, здравоохранения, искусства; другие — в сфере материального производства: в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и т. д. Эффективность работы интеллигенции во многом зависит от ее материальной заинтересованности в результатах труда. Поэтому материальное стимулирование труда руководящих, инженерно-технических работников и служащих социалистических предприятий и учреждений, правильная организация их зарплаты имеют важнейшее значение.
Организация заработной платы этих работников отличается рядом особенностей, которые вызываются прежде всего тем, что они непосредственно не создают материальных ценностей, а обеспечивают административное, техническое и экономическое руководство процессом их создания. Поэтому труд этой категории работников учитывается обычно во времени, а плодотворность его определяется по конечным результатам работы возглавляемых ими предприятий, цехов, участков.
Отсутствие непосредственных показателей затрат труда интеллигенции (за исключением некоторых работников: конструкторов, копировщиков, машинисток и др.) не позволяет установить оплату труда в прямой зависимости от его количества и качества. Поэтому для этой части трудящихся характерна повременная форма заработной платы, при которой величина общего заработка зависит от размера месячного должностного оклада, отработанного времени и премирования за достижение определенных результатов в работе.
Должностные оклады руководящим, инженерно-техническим и другим работникам умственного труда, а также служащим определяются государственными органами в централизованном порядке по схеме должностных окладов, установленных на основе соответствующих постановлений правительства. Эти схемы содержат перечень должностей с указанием размера месячной оплаты по каждой из них. Оклады устанавливаются или в неизменной сумме или указывается минимум и максимум. В последнем случае руководитель предприятия или хозяйства получает возможность дифференцировать оплату инженерно-технических работников и служащих в зависимости от их квалификации, производственного опыта, знания особенностей технологии данного производства и т. д. Оклады работников учреждений и предприятий, должности которых не предусмотрены в утвержденных схемах и в типовых штатах, устанавливаются в штатных расписаниях данного учреждения или предприятия на том уровне, который был ранее зарегистрирован в финансовых органах. Перерегистрация проводится только в том случае, если в зарегистрированное штатное расписание вносятся какие-нибудь изменения.
Структура и численность административно-управленческого персонала предприятий и учреждений, определяемая установленными лимитами по фонду заработной платы, утверждаются вышестоящей организацией и регистрируются в органах Министерства финансов. Должностные оклады руководящих, инженерно-технических работников и служащих зависят от значения данной отрасли народного хозяйства или сферы деятельности, объема производства и местонахождения предприятия или учреждения, условий труда, сложности и ответственности работ. В ведущих отраслях народного хозяйства для руководящих и инженерно-технических работников установлены повышенные оклады.
В тридцатых годах на отдельных предприятиях и даже в некоторых учреждениях (главки, тресты) делались попытки внедрить сдельные системы оплаты труда ИТР. Однако они не получили широкого распространения и были отменены.
Работники, занятые непосредственно на производстве, получают более высокие должностные оклады. Это повышает интерес к работе на производстве.
Дифференциацию должностных окладов в соответствии с объемом производства можно показать на примере должностных окладов руководящих и инженерно-технических работников строительных организаций Министерства путей сообщения.
Оклады руководящих и инженерно-технических работников угольной промышленности Донбасса дифференцированы не только с учетом суточной добычи шахт, но и влияния объема добычи на труд того или иного работника. Для начальников и главных инженеров в соответствии с этим установлено семь групп окладов, а для заместителя главного инженера, главного механика и некоторых других работников — четыре группы окладов. Все шахты по объему добычи разбиты на семь категорий.
Должностные оклады внутри отрасли промышленности дифференцируются по предприятиям и цехам. Это создает преимущества для работающих на ведущих участках.
Так, например, на заводах тракторной промышленности установлены следующие должностные оклады по категориям цехов. К I категории обычно относятся литейные, кузнечные, прессовые, механические, механосборочные и другие ведущие цехи; ко II категории — модельные, деревообделочные, энергоцехи и др.; к III категории — ремонтные, ремонтно-строительные, ширпотреба и др.; к IV категории — транспортные, электролитные, лакокрасочные (мастерская), связи и др.; к V категории — цехи благоустройства. Во вспомогательных цехах размер окладов в среднем на 20—25 процентов меньше, чем в основных.
Оклады инженерно-технических работников сочетаются определенным образом со ставками рабочих. Так, например, по Донбассу, где для рабочих установлены твердые дневные ставки, должностные оклады мастеров несколько выше месячной ставки рабочих наиболее высокой квалификации, подчиненных данному мастеру.
Должностные оклады служащих также дифференцируются. В качестве примера приведем таблицу должностных окладов работников совхозов и конных заводов системы Министерства совхозов СССР.
Для того чтобы заинтересовать квалифицированных работников и закрепить их за предприятием, Советское правительство разработало порядок установления персональных должностных окладов. В постановлении Совета Народных Комиссаров СССР от 5 апреля 1945 года указывается, что персональный оклад назначается определенному работнику и выплачивается до тех пор, пока он занимает данную должность.
Персональные оклады назначаются министрами общесоюзных министерств и советами министров союзных республик по ходатайству предприятий, главных управлений и отделов министерства. Персональный оклад может превышать соответствующий должностной оклад не более чем в полтора раза. Установление персональных окладов сверх лимита или в размерах, превышающих предельный уровень, производится Советом Министров СССР по представлению соответствующего министра.
Установление персональных окладов дает возможность привлечь на производство работников, имеющих большую теоретическую подготовку и богатый производственный опыт. В отдельных случаях персональные оклады могут превышать должностной оклад более чем в полтора раза. Необходимость такого мероприятия объясняется тем, что в связи с заниженностью показателей, по которым производится отнесение предприятий и цехов к той или иной категории, и постоянным увеличением объемов производства устанавливалась некоторая уравнительность в оплате руководителей крупнейших предприятий и предприятий с значительно меньшим объемом производства. Однако это повышение персональных окладов является временной мерой, применяемой впредь до пересмотра схем должностных окладов и показателей отнесения предприятий и цехов к соответствующим категориям.
Для некоторых категорий работников в послевоенные годы должностные оклады устанавливаются не только в соответствии с объемом, условиями, характером выполняемых работ, но и с учетом некоторых других факторов. Так, оклады медицинским работникам, работникам начальной и средней школы, финансово-банковским работникам устанавливаются в соответствии с образованием и стажем работы.
Размеры должностных окладов других медицинских работников зависят от занимаемой должности, образования, наличия ученой степени, стажа медицинской работы, местонахождения учреждения (город, село, отдаленная местность), условий работы (повышенные оклады при вредных или опасных для здоровья условиях работы) и выработки (у аптечных работников).
При определении должностных окладов учителям начальной и средней школ учитываются: образование; стаж работы (установлены четыре группы стажа — до 5 лет, с 5 до 10 лет, свыше 10 лет, 25 лет и более); местонахождение школы (город, рабочий поселок или сельская местность); группа классов (1—4-е, 5—7-е, и 8—10-е классы); значение преподаваемого предмета (учителя русского, родного языков, математики и других ведущих предметов имеют более высокие оклады, чем учителя рисования, музыки, пения); категория школы (массовая или спецшкола); наличие звания или ученой степени.
При установлении должностных окладов руководящему составу школы (директору, заведующему учебной частью) принимается во внимание также количество учащихся, число классов в школе и стаж руководящей работы.
В целях закрепления в МТС квалифицированных работников с высшим и средним специальным образованием и поощрения их плодотворной долголетной работы в сельскохозяйственном производстве специалистам сельского хозяйства были установлены в зависимости от образования дифференцированные оклады. Главные агрономы, главные механики, агрономы всех специальностей, инженеры и механики всех специальностей, имеющие высшее образование, получают должностные оклады на 10 процентов выше, чем специалисты со средним и незаконченным средним образованием, а лица, не имеющие среднего специального образования, — на 30 процентов меньше, чем работники, имеющие высшее образование.
К существующим должностным окладам специалистов сельского хозяйства установлены надбавки за стаж работы по специальности. Стаж учитывается также и в некоторых других ведущих отраслях народного хозяйства. Надбавка устанавливается в процентах к месячному или годовому должностному окладу.
Повременная система оплаты труда недостаточно заинтересовывает руководящих, инженерно-технических работников и служащих промышленности, а также специалистов сельского хозяйства в результатах труда. Для них введены премии за достижение определенных показателей в работе руководимых ими предприятий или участков.