Содержание и задачи советской тарифной системы оплаты труда


А. С. Кудрявцев и др. "Экономика труда"
Изд-во ВЦСПС Профиздат, 1957 г.

В условиях многоотраслевого хозяйства, которое ведется и развивается по единому общегосударственному плану, огромную роль приобретает правильное регулирование заработной платы.
Государственное регулирование заработной платы в СССР заключается в установлении необходимых соотношений между общим фондом потребления и той его частью, которая выделяется для распределения в соответствии с количеством и качеством труда, а также между размерами оплаты труда работников отдельных отраслей общественного производства. Проводится оно не только внутри каждой отрасли, но и между отраслями, а также между различными экономическими районами.
Внутриотраслевое регулирование устанавливает правильное соотношение между основными и вспомогательными предприятиями, выделяет в высшую группу по оплате рабочих тех предприятий, где наиболее тяжелые условия труда, и устанавливает различия в зарплате по квалификационным и профессиональным группам. При этом учитываются как условия труда (холодные, горячие, тяжелые работы) и виды организации производственного процесса (поток, мелкосерийное производство), так и формы оплаты (сдельная, повременная).
Межотраслевое регулирование заработной платы предусматривает установление правильных соотношений в соответствии с ролью данной отрасли в совершенствовании и развитии всего общественного производства. Кроме того, учитываются особенности осуществления процесса производства (подземные, открытые работы, горячие цехи и т. д.), уровень квалификации работников, особенности организации производства и труда, перспективы развития отрасли.
В результате районного регулирования оплата труда дифференцируется в соответствии с важностью экономического района и перспективами его развития, климатическими условиями, обеспеченностью рабочей силой и условиями, необходимыми для жизни (снабжение, жилье и т. д.).
Планирование труда и его организация неразрывно связаны с тарификацией работ и установлением разрядов рабочим. Правильная организация труда требует, чтобы разряды рабочих соответствовали разрядам работ. Если средний разряд рабочих превышает средний разряд работ, то неизбежны непроизводительное использование оборудования и квалифицированных рабочих, а также перерасход фонда заработной платы, связанный с выплатой межразрядной разницы. Невозможно планировать труд без установления определенной структуры рабочей силы, потребной для выполнения планового задания.
Регулирование заработной платы, неразрывно связанное с организацией общественного труда, осуществляется прежде всего через тарифную систему оплаты труда рабочих и систему должностных окладов руководящих, инженерно-технических работников и служащих.
Тарифная система — не только важнейшее практическое средство регулирования заработной платы, но и необходимый элемент правильной ее организации, так как в ней отражены основные принципы дифференциации оплаты в зависимости от характера, качества и условий труда.
Основные принципы построения тарифной системы в СССР разработаны В. И. Лениным. Как уже указывалось в предыдущей главе, они были сформулированы в первых ленинских декретах по тарифному вопросу. Эти принципы исключали уравнительность в оплате труда. Высмеивая оппортунистические утверждения о том, что уравниловка в оплате труда не противоречит ударности в работе, В. И. Ленин подчеркивал, что создание материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда является ключом к всемерному повышению его производительности и бурному росту на этой основе общественного производства.
Правильно построенная тарифная система должна учитывать разницу между трудом квалифицированным и неквалифицированным, тяжелым и легким. Она должна закреплять за производством ведущие группы квалифицированных рабочих путем повышения их заработной платы, предоставления условий для продвижения вверх — из разряда неквалифицированных рабочих в разряд квалифицированных. Заинтересованность в повышении эффективности труда и работе в ведущих отраслях общественного производства должна достигаться также посредством применения разнообразных поощрительных систем, установления льгот и преимуществ определенным категориям работников. Именно эти принципы и были положены в основу тарифной реформы 1931— 1932 годов. Ими руководствовались при упорядочении заработной платы в 1939 году, а также при введении систем тарификации на новых предприятиях и в новых отраслях общественного производства. Они являются основными и в настоящее время.
Система установления должностных окладов инженерно-техническим работникам и служащим наряду с факторами, которые действуют при определении разрядов рабочих, учитывает стаж работы, общее и специальное образование, объем работы и степень ее ответственности. Должностные оклады (месячные ставки) этим группам работников устанавливаются не только в зависимости от качества, но и от количества труда, определяемого объемом работы (суточная добыча шахт, количество скота в совхозах, число классов в школах, количество врачебных должностей в лечебных учреждениях и т. д.) и продолжительностью рабочего времени (ненормированный, сокращенный рабочий день). Последнее относится к работникам не только умственного, но и физического труда, для которых также устанавливается размер оплаты за определенный промежуток времени (час, день, месяц).
До 1932 года тарифные системы разрабатывались и утверждались Наркомтрудом, а затем, после его ликвидации, отраслевыми профсоюзами и соответствующими народными комиссариатами. Для того чтобы избежать разнобоя в тарифах, 4 июня 1938 года СНК СССР передал эти функции Экономическому Совету при СНК Союза ССР. При этом речь шла не только о тарификации работ и рабочих, но также и об установлении должностных окладов административному персоналу, инженерно-техническим работникам и служащим.
В постановлении говорилось, что «Народные комиссариаты и центральные учреждения СССР, а также Советы народных комиссаров союзных республик не могут без разрешения Экономического Совета при СНК Союза ССР издавать приказы по вопросам заработной платы, предусматривающие введение новых тарифных сеток, ставок, должностных окладов, тарифно-квалификационных справочников, проведение существенного пересмотра норм выработки и расценок».
Наличие тарифной системы еще не дает возможности оплачивать труд в соответствии с его количеством и качеством, так как тарифная ставка не устанавливает, какое количество труда данного качества необходимо затратить на определенное изделие. Правильная организация заработной платы может быть обеспечена только при условии определения норм труда методами технического нормирования, тарификации работ и присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также введения системы тарифов и наличия определенных форм и систем заработной платы.
Тарифная система является связующим звеном между нормами труда и системами заработной платы. Неправильное ее построение отражается на всей организации заработной платы.
Вскрывая имеющиеся недостатки в заработной плате и нормировании труда, июльский Пленум ЦК КПСС (1955 год) отмечал: «В связи с тем, что тарифные сетки и ставки устарели и отстают от возросшего уровня заработной платы, нормы выработки устанавливаются не на основе достижений техники и опыта передовых рабочих, а искусственно подгоняются под достигнутый уровень заработной платы».
Из этого следует, что устранение недостатков в организации заработной платы рабочих требует прежде всего устранения недостатков в тарифной системе.
Тарифная система в народном хозяйстве СССР (за исключением некоторых отраслей производства) состоит из трех элементов: 1) тарифных ставок, 2) тарифных сеток и 3) тарифно-квалификационных справочников. Эти элементы взаимосвязаны, но каждый из них имеет и свое самостоятельное значение.