Общественная потребительная стоимость при социализме


Г. И. Раздорский. "Товарный характер социалистического производства"
Изд-во Экономика, М., 1967 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.

Товарное производство, существуя на протяжении нескольких общественно-экономических формаций и занимая более или менее значительное место в общественной жизни, меняет свою природу, как и природу экономических категорий, с переходом от одних общественных отношений к другим.
Наличие специфических свойств, присущих товарному производству при различных общественных формах, не делает его для каждой общественнокэкономической формации явлением чисто новым, потерявшим всякую связь с прежними формами.
Подобная связь товарных форм производства может быть более или менее тесной в зависимости от специфики общественных отношений, отражающихся в самой сущности товарного производства. Чем сильнее различаются общественные отношения экономических формаций, тем дальше отстоят друг от друга соответствующие формы товарного производства. Но как бы они далеко ни отстояли, между ними сохраняется определенная связь в основном по линии общих свойств.
Коренным образом отличаясь от прежних форм, товарное производство при социализме по своей природе является производством социалистического типа, в категориях которого отражается объективно существующая система производственных отношений. Однако иногда категории товарного производства трактуются произвольно. Особенно это относится к товару и стоимости, когда некоторые экономисты, ссылаясь на особенности социалистического строя, пытаются оторвать стоимость от товара, представив товар без стоимости, а стоимость без товара.
К. Маркс почти сто лет назад писал: «Товары являются на свет в форме потребительных стоимостей, или товарных тел, каковы железо, холст, пшеница и т. д. Это их доморощенная натуральная форма. Но товарами они становятся лишь в силу своего двойственного характера, лишь в силу того, что они одновременно и предметы потребления и носители стоимости. Следовательно, они являются товарами, или имеют товарную форму, лишь постольку, поскольку они обладают этой двойственной формой — натуральной формой и формой стоимости».
Однако общность категорий товарного хозяйства в различных системах общественных отношений на этом и заканчивается. Сохраняя лишь общие свойства, категории товарного производства различаются между собой внутренним содержанием. Переход от одной общественно-экономической формации к другой преобразует социально-экономическую природу товара, стоимости, денег и других экономических категорци настолько, что они становятся экономическими формами, тождественными господствующей системе производственных отношений данного общества. Поэтому нет оснований утверждать, как это делают некоторые экономисты, что в социалистическом обществе атрибуты товарного хозяйства представляют собой какие-то остатки капиталистического общества.
Новые производственные отношения наполняют товарное производство и его категории новым содержанием. Поэтому анализ общественных свойств этих экономических категорий составляет исходный пункт в исследовании характера товарного производства, его экономического содержания и роли в том или ином общественном организме.
В товарном производстве потребительная стоимость является носителем стоимости и поэтому как товар она представляет собой общественную потребительную стоимость, материализацию общественно необходимого рабочего времени и вещную форму определенных общественных отношений. Значение потребительных стоимостей в социалистическом обществе достаточно полно описано в исследованиях советских экономистов.
То, что не находит спроса со стороны общества, не представляет собой полезности и не может быть, следовательно, потребительной стоимостью. Общественная потребительная стоимость поэтому совпадает с общественной потребностью. К. Маркс писал: «.. .Условием остается, чтобы товар представлял собой потребительную стоимость. Но если потребительная стоимость отдельного товара зависит от того, удовлетворяет ли он сам по себе какую-либо потребность, то потребительная стоимость известной массы общественных продуктов зависит от того, адекватна ли она количественно определенной общественной потребности в продукте каждого особого рода и, следовательно, от того, пропорционально ли, в соответствии ли с этой общественной, количественно определенной потребностью распределен труд между различными сферами производства».
Решающее влияние общественной потребности на процесс производства обусловлено лишь тем, что потребление как личное, так и производительное всегда проявляет спрос не на стоимость, а на потребительные стоимости вещей. Чтобы его удовлетворить, необходима определенная масса и структура потребительных стоимостей на стороне предложения.
Это общее положение товарного производства реализуется в разные экономические эпохи различным образом. В докапиталистические формации при ограниченности средств производства и узких границах обмена спрос удерживал производство в правильных, или почти правильных пропорциях, производство следовало шаг за шагом за потреблением. В условиях капитализма крупная индустрия, будучи уже самым характером употребляемых ею орудий вынуждена производить постоянно все в больших и больших размерах, не может ждать спроса. Производство идет впереди спроса, предложение силой берет спрос.
В социалистическом обществе производство потребительных стоимостей осуществляется в основном на заранее определенных потребителей, ибо социалистический рынок, как и само производство, находится под регулирующим воздействием общества. Общественная потребность на потребительные стоимости разного рода в социалистическом обществе определяется заранее, выявляется раньше процесса производства и тем самым предопределяет его, влияя решающим образом на создаваемый объем, структуру и качество материальных благ.
Экономической основой такого соотношения общественных потребностей и производства потребительных стоимостей является непосредственно общественный характер конкретных видов труда, создающих полезные свойства товаров. Поскольку труд в самом производстве существует в общественной форме, постольку общество располагает возможностями непосредственного планирования и управления конкретными видами производств, а зная в определенной степени общественные потребности, оно избирает наиболее рациональные способы создания необходимых потребительных стоимостей. В таких условиях общественная потребность становится исходной основой развития социалистического производства и в этом смысле она находится впереди самого производства.
Определяющее воздействие общественной потребности на формирование потребительных стоимостей товаров в различных сферах общественного производства неодинаково. Это объясняется самим фактом формирования общественных потребностей в плановом хозяйстве. Хотя общим положением является возможность выявления и учета общественных потребностей до процесса производства, ибо на этом базируется реальное планирование социалистического производства, влияние общественной потребности по-разному сказывается в области производства средств производства и предметов потребления.
Планомерный процесс производства и расширенного социалистического воспроизводства позволяет обществу с достаточной точностью заранее выявить необходимую потребность на соответствующие средства производства и тем самым определить требуемый объем, качество и ассортимент этих видов потребительных стоимостей. При этом более короткий планируемый период дает более достоверное знание необходимых потребительных стоимостей. Производство этой группы товаров, следовательно, с наибольшей силой ощущает планомерный характер социалистического хозяйства. Поэтому как само производство, так и рынок средств производства находится под более сильным воздействием централизованного планирования. В новых условиях работы предприятий, возникающих на основе проводимой хозяйственной реформы, государство сохраняет за собой регулирующие функции в планировании объема и основных видов продукции, прежде всего средств производства.
Несколько иное положение складывается в области производства предметов потребления. Для этой группы товаров также существует определенная общественная потребность как общая, так и на потребительные стоимости разного рода, однако она в меньшей степени, чем общественная потребность на средства производства, подпадает под общественное регулирование.
Подвижность спроса населения под воздействием ряда факторов, не поддающихся достаточно точному определению, несовершенство методов выявления общественного спроса и его изменений в значительной мере обусловливают производство потребительных стоимостей этой группы товаров на основе прежнего опыта и предположительных оценок.
Однако в своей основе создание потребительных стоимостей для личного потребления и при этих условиях находится под воздействием общественного планомерного процесса. Социалистическое общество определяет общий объем потребительных стоимостей исходя из возможностей производства в каждый исторический период, руководствуясь потребностью трудящихся и неуклонным ростом материального благосостояния. Общество управляет производством потребительных стоимостей рациональной структуры на основе научно разработанной системы народного потребления. Общество, наконец, определяет наиболее эффективные пути и способы увеличения производства потребительных стоимостей. Во всех этих процессах создания потребительных стоимостей сказывается новый, социалистический характер производственных отношений, преобразующих природу потребительных стоимостей товаров. Существо этой новой природы прежде всего состоит в том, что создание потребительных стоимостей стало ведущим мотивом социалистического производства.
Таким образом, средства производства и предметы потребления как потребительные стоимости товаров должны удовлетворять общественные потребности и быть поэтому общественными потребительными стоимостями. Эта необходимость обусловлена системой товарных отношений, основывающихся на общественном разделении труда. В связи с этим неизбежно встают вопросы: каким образом осуществляется производство общественных потребительных стоимостей при социализме? Имеются ли здесь специфические явления по сравнению с подобными процессами в прежних формах товарного производства? И если имеются, в чем состоит их существо? Поставленные вопросы имеют важное значение хотя бы потому, что с ними прежде всего связаны формы и способы реализации товаров в социалистическом обществе.
Потребительные стоимости товаров создаются в процессе труда конкретными видами целесообразной деятельности людей. Многообразие потребительных стоимостей есть лишь результат функционирования разнообразных видов конкретного труда. Однако полезность вещи, созданная в процессе труда, еще не превращает ее в товар, в потребительную стоимость общественного порядка. В товарном производстве отношения более усложнены, чем в хозяйстве натурального типа, для которого сама потребительная стоимость продукта становится фактом его полезности. Безусловно, и в товарном производстве полезность вещи имеет решающее значение для превращения ее в товар, в общественную полезность. Но товарные отношения признают не всякую потребительную стоимость общественной, не всякую полезную вещь — товаром. В системе товарных отношений произведенные материальные блага должны иметь общественное значение, ибо только тогда они войдут в систему общественного потребления. Но как возникают эти общественные свойства потребительных стоимостей, на какой стадии приобретают их продукты труда?
Некоторые экономисты утверждают, что потребительные стоимости в социалистическом обществе приобретают общественные свойства непосредственно в самом процессе производства, поскольку планомерное управление производством задолго до процесса потребления определяет не только производство продуктов труда, но и потребителей. Каждая потребительная стоимость или ее определенный вид имеет заранее известное назначение. Теоретической основой этого положения является своеобразная трактовка общественного труда в социалистическом обществе. Поскольку труд обладает непосредственно общественным характером в самом процессе производства и поскольку этот характер есть его законченная общественная форма, постольку потребительные стоимости получают свое общественное признание в самом процессе производства. Но это означает, что создаваемые потребительные стоимости обязательно должны соответствовать общественным потребностям и смогут удовлетворить все запросы потребителей.
Если исходить из этой теории, то необходимо было бы отбросить рынок как ненужную стадию в движении продуктов и всю проблему реализации таким образом свести к чисто техническим операциям. Отношения между продавцами и покупателями потеряли бы свой экономический смысл, ибо все свелось бы к тому, чтобы получить заранее предназначенные потребителю необходимые потребительные стоимости и для формы оплатить их денежными средствами.
Подобные взгляды имели бы и другие отрицательные стороны в социалистическом обществе. Предприятия, поставляющие продукцию, были бы поставлены в монопольное положение относительно потребителей. Потребители вынуждены были бы приобретать даже такую продукцию, которая полностью не соответствует производительному назначению; это означает, что они не смогли бы экономическими средствами воздействовать на процесс производства материальных благ. При этом производство лишилось бы заинтересованности в повышении качества своей продукции, поскольку для нее уже определен соответствующий потребитель, а система товарно-денежных отношений превратилась бы в пустую формальность.
Подобная теория не объясняет явлений, которые наиболее ощутимо сказываются в области реализации предметов потребления. Если потребительная стоимость получает общественное признание еще до процесса производства, если для нее уже определены потребители, то как объяснить факт образования в розничной торговой сети сверхнормативных остатков товаров, залежалых, неходовых изделий?
Сторонники данной теории склонны объяснять это тем, что предприятия в погоне за выполнением плана по валовой продукции или, руководствуясь финансовыми соображениями, нарушают план по ассортименту и снижают качество товаров. Бесспорно, подобные факты могут сказаться на образовании неходовых товаров, не пользующихся спросом. Однако этот момент объясняет данный факт только отчасти. В системе розничной торговли образуется затоваривание и теми продуктами, которые произведены в полном согласии с планом, но которые теми или ными своими свойствами не удовлетворяют потребителей.
Если товары получают общественное признание до процесса реализации, то в торговой системе не должно быть подобных продуктов, поскольку потребительная стоимость приобретает общественное значение в самом производстве. Если в области реализации образуются запасы неходовых товаров, размер которых возрастает вместе с насыщением потребительского спроса населения, то напрашивается другой вывод: свой окончательный общественный характер труд приобретает не непосредственно в самом производстве, а в обращении вместе с признанием потребительной стоимости в качестве общественной. Видеть в непосредственно общественном характере труда его законченную общественную форму и признавать факт нереализуемой продукции — значит объединять положения, взаимно исключающие друг друга.
Некоторые экономисты ищут выход из такого положения на пути превращения товарно-денежных отношений, рынка в самодовлеющие факторы развития социалистического производства, подчиняющие себе всю систему планомерности. В этом случае, хотят того или нет сторонники данной концепции, неизбежным регулирующим фактором общественного производства становится прибыль. Эта концепция представляет собой другую крайность в трактовке товарно-денежных отношений социалистического общества. По нашему мнению, если исходить из социалистической природы товарного производства, то весь процесс формирования общественных свойств потребительных стоимостей протекает иначе, чем трактуется в предыдущих концепциях. Общественную значимость потребительная стоимость приобретает в самом процессе производства в той мере, в какой непосредственно общественный характер труда является формой труда всеобщего. Поэтому социалистическое государство, руководствуясь общественной потребностью, планирует производство разнообразных товаров. Тем самым утверждается факт общественного значения потребительных стоимостей. Спланированная система экономических связей между предприятиями, отраслями и сферами производства определила будущих потребителей этих продуктов. Но это лишь первый этап в образовании общественных свойств потребительных стоимостей. На этой стадии потребительные стоимости приобретают лишь относительные общественные свойства, поскольку труд в самом производстве еще не обладает всеобщим характером. Затем наступает новый этап, вытекающий из системы товарных отношений социалистического общества, где решающую роль начинает играть покупатель. Его действия как потребителя, для которого предназначены созданные продукты, окончательно определяют общественную значимость потребительных стоимостей. В этих условиях реализация и рынок становятся экономическими силами, влияющими на весь процесс создания потребительных стоимостей.
Рассмотренная связь позволяет сделать вывод о том, что потребительные стоимости товаров, помимо своего назначения как предметов потребления, проявляют свои общественные свойства в системе экономических отношений, благодаря которым затраченный труд приобретает всеобщий характер.
Лучшим средством проверки правильности той или иной теории является практика. Длительное время в нашей практике работа предприятий оценивалась по выпуску валовой продукции. Если вникнуть в суть этого метода, то окажется, что поскольку общество оценивало работу предприятий но валовой продуции, постольку оно тем самым признало ее общественную полезность. Однако длительный опыт хозяйствования показал, что такой метод общественной оценки работы социалистических предприятий таит в себе существенные негативные стороны и не отвечает экономическим потребностям развития хозяйства. По условиям хозяйственной реформы критерием общественной оценки для предприятий становится объем реализованной продукции. Экономический смысл этого метода состоит в том, что общество признает в качестве полезной только ту продукцию, которая удовлетворяет запросы потребителей.
В условиях частного товарного производства имеет место антагонистическое противоречие между потребительной стоимостью товара как таковой и потребительной стоимостью общественного значения. В социалистическом обществе этот антагонизм ликвидирован, поскольку потребительные стоимости как таковые производятся с учетом общественной потребности, их общественные свойства возникают вместе с естественными. Однако и при социализме полного тождества между ними нет. Потребительные стоимости как таковые хотя и создаются с учетом общественных потребностей, но окончательно доказывают свое общественное значение в процессе реализации в качестве товара. Поэтому здесь имеют место противоречия неантагонистического порядка.
Потребительная стоимость товара является натуральной формой материализации общественно необходимого рабочего времени. Как потребительная стоимость отдельного товара она является натуральной формой воплощения общественно необходимого рабочего времени, употребленного для производства каждого товара, величина которого определяется самими условиями производства. Как потребительная стоимость общественного значения она является количественной границей того общественного труда, который целесообразно затратить на различные сферы производства. «Ограничение проявляется здесь при посредстве потребительной стоимости».
Не только стоимостные формы, но и натуральные становятся средством выражения последнего в социалистическом товарном производстве. В системе социалистического товарного производства потребительная стоимость товара приобретает новое социально-экономическое содержание, адекватное природе общественного строя и играет важную роль в общественном производстве и в потреблении народных масс.