Подъем культурно-технического уровня трудящихся СССР и его значение для роста производительности труда


А. С. Кудрявцев и др. "Экономика труда"
Изд-во ВЦСПС Профиздат, 1957 г.

Учитывая решающее значение кадров для роста и совершенствования производства, Коммунистическая партия и Советское правительство на всех этапах социалистического строительства уделяли огромное внимание вопросам обеспечения всех отраслей народного хозяйства и культуры квалифицированными кадрами.
По мере развития промышленности и других отраслей хозяйства расширялись и мероприятия по подготовке и повышению квалификации работников. В годы восстановления народного хозяйства подготовка рабочих кадров была в зачаточном состоянии. До первой пятилетки из школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) было выпущено только 80 тысяч человек. В соответствии с ростом потребности в квалифицированных рабочих увеличивались подготовка и выпуск окончивших школы ФЗУ: в течение первой пятилетки было выпущено 450 тысяч, в годы второй пятилетки 1 400 тысяч, за годы войны системой государственных трудовых резервов было подготовлено 2 250 тысяч человек, за четвертую пятилетку ремесленные училища, школы ФЗО и ФЗУ и другие учебные заведения по подготовке рабочих кадров выпустили около 3,5 миллиона человек.
В еще больших размерах подготавливаются рабочие кадры непосредственно на производстве. Так, за годы второй пятилетки непосредственно на производстве было подготовлено не менее 75 процентов из числа вновь обученных, то же примерно и в годы третьей пятилетки. Только за три года Великой Отечественной войны (1941—1943) на производстве было обучено в порядке подготовки и повышения квалификации 11,7 миллиона человек.
В послевоенные годы не только увеличивается количество подготавливаемых работников, но, что еще важнее, в соответствии с дальнейшим развитием техники и усложнением технологии производства повышается уровень подготовки работников, увеличивается длительность подготовки. Во многих ремесленных училищах введен вместо двухлетнего трехлетний срок обучения, а в некоторых школах ФЗО срок обучения увеличен с шести до десяти месяцев.
Большое внимание в последние годы уделялось подготовке кадров механизаторов для сельского хозяйства, которая проводилась в системе Министерства совхозов, Министерства сельского хозяйства и Главного управления трудовых резервов. Всего за пятую пятилетку подготовлено механизаторских кадров для сельского хозяйства 3 251 тысяча человек, в том числе 1 764 тысячи трактористов, остальные — комбайнеры, механики и др. Перед этой системой подготовки кадров стоит задача путем увеличения срока обучения механизаторов до двух лет готовить специалистов широкого профиля, которые могли бы обслуживать все многостороннее хозяйство колхозов: растениеводство, животноводство, строительство.
Внедрение новой техники, механизация труда и автоматизация производства сопровождаются непрерывным повышением удельного веса квалифицированных кадров и снижением малоквалифицированных.
Несмотря на некоторую условность определения квалификационного состава рабочих по разрядам в связи с тем, что в последнее время очень мало рабочих тарифицируется по первому и второму разрядам, приведенные данные достаточно показательны для суждения о значительном повышении квалификационного состава рабочих по мере технического прогресса и совершенствования производства.
Одновременно с повышением технического уровня рабочих происходит неуклонный подъем их общеобразовательного и культурного уровня. Этому способствовали успехи культурного строительства в СССР.
К началу 1952 года свыше половины всех промышленных рабочих имели образование не ниже 5—6 классов. В угольной промышленности половина рабочих имеет семилетнее и среднее образование или окончили школы ФЗО и ремесленные училища. На Московском автомобильном заводе имени Лихачева более 70 процентов рабочих имеет семилетнее или среднее образование. Из года в год увеличивается число рабочих, совмещающих работу на производстве с учебой в вечерних и заочных вузах и техникумах, в школах рабочей молодежи, на различного рода курсах. В Ленинграде за последние годы более половины всех рабочих окончили те или иные школы или курсы, а в заочных вузах и техникумах в 1952/53 учебном году обучалось около 40 тысяч рабочих.
Некоторые предприятия разработали и осуществляют планы повышения технических и общеобразовательных знаний своих работников, рассчитанные на несколько лет. Так, на Купавинской тонкосуконной фабрике был составлен план, согласно которому каждый рабочий наряду с повышением своей производственно-технической квалификации должен получить и общее образование не ниже 7 классов, а средний инженерно-технический персонал (техники, мастера и др.) — образование в объеме техникума. На фабрике были открыты школа рабочей молодежи, различные курсы, вечерний техникум.
Всего в СССР к концу пятой пятилетки обучалось (взрослых и детей) во всех системах обучения и образования свыше 50 миллионов человек.
Повышение культурно-технического уровня работников создает возможность для полного и эффективного использования техники производства и неуклонного повышения производительности труда.
Исследование, проведенное на одном крупном заводе, показывает, как влияет уровень общего образования на производственную квалификацию рабочих.
Оказывается, что рабочие с общим образованием не ниже семилетнего имеют средний разряд в полтора-два раза выше, чем рабочие с начальным образованием, причем чем выше производственный стаж, тем этот разрыв больше.
В соответствии с повышением культурно-технического уровня работников растет и их производственная активность, укрепляется их социалистическое отношение к труду. Это находит свое выражение в развитии социалистического соревнования, в массовом рационализаторстве и изобретательстве.
Наряду с ростом образовательного уровня рабочих кадров непрерывно увеличивается удельный вес производственно-технической интеллигенции и повышается уровень ее квалификации.
Развитие промышленности на основе высшей техники, механизации труда, рост квалифицированных рабочих кадров — все это предъявляет большие требования к качеству технического руководства и усиливает значение производственно-технической интеллигенции.
Из года в год растет прослойка инженерно-технических работников и специалистов среди рабочих промышленности и других отраслей народного хозяйства. Если в 1913 году в промышленности на тысячу рабочих было 18 инженерно-технических работников, в том числе только 3 человека с высшим образованием, то в 1955 году на тысячу рабочих их приходилось уже около 110, в том числе больше 30 человек с высшим образованием.
За годы четвертой пятилетки в ряды советской интеллигенции влилась почти двухмиллионная армия специалистов. В 1955 году общее число специалистов с высшим и средним образованием, работающих в народном хозяйстве, превысило 5,5 миллиона, а в 1913 году в России их было менее 200 тысяч.
Подготовка специалистов в СССР увеличивается из года в год. В 1955 году вузы и техникумы выпустили свыше 560 тысяч молодых специалистов и приняли более 1 миллиона человек. Общее число студентов в вузах и техникумах в 1956/57 учебном году составляет около 4 миллионов человек. В шестой пятилетке общий выпуск специалистов увеличится примерно в полтора раза, а для отраслей тяжелой промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства — примерно в два раза по сравнению с пятой пятилеткой.
Такого количества студентов нет ни в одной другой стране. Как по числу студентов, так и по насыщенности специалистами народного хозяйства СССР занимает первое место в мире. Это является важнейшим преимуществом нашей социалистической системы и мощным фактором непрерывного роста и совершенствования производства на базе высшей техники.
Непрерывное пополнение народного хозяйства кадрами специалистов и увеличение их удельного веса в общем составе работников всех отраслей народного хозяйства создает возможность постепенного улучшения организации общественного труда, дальнейшего развития и использования науки и техники, неуклонного роста производительности труда.
Повышение культурного уровня и производственной квалификации трудящихся обеспечивает всестороннее развитие их физических и умственных способностей и ведет к постепенной ликвидации существенного различия между умственным и физическим трудом. Если бы большинство рабочих подняло свой культурно-технический уровень до уровня инженерно-технического персонала, производительность труда и все наше производство поднялись бы на недосягаемую высоту.
В современных условиях выполнение задачи подъема культурно-технического уровня трудящихся идет одновременно двумя путями: во-первых, по мере развития новой техники, электрификации, механизации и автоматизации производства соответственно повышается и техническая подготовка рабочих; во-вторых, повышение производственной квалификации сопровождается неуклонным подъемом культурного уровня трудящихся. Этот процесс обеспечивается введением обязательного для всех семилетнего обучения, переходом в дальнейшем на всеобщее среднее образование с постепенным осуществлением всеобщего политехнического обучения. Всеобщее семилетнее обучение дает возможность перевода на базу семилетней школы всей системы подготовки рабочих кадров. Уже в настоящее время большинство ремесленных училищ перешло на прием молодежи с семилетним образованием, а в недалеком будущем не только ремесленные училища, но и вся система государственных трудовых резервов будет комплектоваться окончившими семилетнюю и среднюю школу.
Кроме того, в настоящее время наблюдается закономерный процесс постепенного увеличения сроков обучения в ремесленных училищах и в школах ФЗО. В силу этого все рабочие, имеющие семилетнее образование и получающие подготовку в системе государственных трудовых резервов, будут по уровню своих знаний мало чем отличаться от техников, которые обучаются в техникумах в течение 3—4 лет тоже на базе семилетней школы.
По мере развития среднего образования все большее количество молодежи, оканчивающей школы-десятилетки, поступает на предприятия непосредственно или пройдя одно-двухгодичный срок обучения в технических училищах. В шестой пятилетке технические училища закончат 550 тысяч юношей и девушек.
В шестом пятилетнем плане предусматривается дальнейшее повышение культурно-технического уровня советского народа. Будет осуществлено в основном всеобщее среднее образование как в городах, так и в сельской местности, широкое развитие получат формы внешкольного образования, а также обучения в высших и средних учебных заведениях без отрыва от производства.