Заявление Совещания рабочий партий


"История экономических учений". Курс лекций.
Гос. изд-во "Высшая школа", М., 1963 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.

Как в Московской Декларации 1957 г., так и в Заявлении Совещания коммунистических и рабочих партий 1960 г. решительно подчеркивается необходимость продолжать борьбу против ревизионизма, который остается главной опасностью на пути дальнейшего развития коммунистического и рабочего движения, к против догматизма и сектантства.
В Заявлении дана следующая характеристика ревизионизма: «Извращая марксизм-ленинизм, - говорится в нем, — вытравляя его революционную душу, ревизионизм, правый оппортунизм отражает буржуазную идеологию в теории и практике, парализует революционную волю рабочего класса, разоружает и демобилизует рабочих, массы трудящихся в их борьбе против гнета империалистов и эксплуататоров, за мир, демократию, национальное освобождение, за торжество социализма».
Коммунистические партии за последние годы идейно разгромили ревизионистов в своих рядах. Однако эту борьбу нельзя считать законченной. Обострение классовых противоречий в странах капитала, рост влияния марксистских идей во всемирном масштабе неизбежно активизируют предательскую деятельность ревизионистов.
Особую опасность в настоящее время представляют попытка ревизионистов парализовать рабочее движение извращением содержания современной эпохи, соотношения сил социализма и капитализма. Совещание в своем Заявлении разбило попытки ревизионистов исказить вслед за буржуазными идеологами содержание современного капитализма, представить его как качественно новый «народный капитализм», а современные империалистические государства - как «государства всеобщего благосостояния».
Показав содержание экономики и политики стран империалистического лагеря, противоречия между и внутри этих стран, Совещание камня на камне не оставило от этих апологетических ненаучных заявлений ревизионистов.
Большую опасность для мирового рабочего движения представляют догматизм и сектантство. Марксизм-ленинизм на протяжении всей истории своего развития ведет непримиримую борьбу против этих антирабочих течений. Вождь мирового пролетариата В. И. Ленин на заре революционного рабочего движения, приступая к созданию социал-демократической революционной партии, во всеоружии выступил против догматизма и сектантства. Владимир Ильич показал, что догматизма не будет только там, «где верховным и единственным критерием доктрины ставится — соответствие ее с действительным процессом общественно-экономического развития».
Следуя заветам В. И. Ленина, коммунистические и рабочие партии ведут непримиримую борьбу с догматизмом и сектантством. В Заявлении Совещания коммунистических и рабочих партий раскрывается глубокая враждебность догматизма и сектантства мировому рабочему движению. В нем указывается, что если не вести последовательной борьбы против этих враждебных течений, они могут стать главной опасностью на том или ином этапе развития отдельных партий.
Заявление коммунистических и рабочих партий является разящим оружием против догматизма. Оно, в частности, содержит грозное предостережение против догматических трактовок содержания современной эпохи, дезорганизующих мировое коммунистическое и рабочее движение, извращающих ход мировой социалистической революции в современных исторических условиях.
Многие теоретики зарубежных стран, считая себя марксистами, продолжают утверждать, что современная эпоха — это «эпоха империализма, войн и революций». Это определение эпохи было верным для определенного периода истории человечества — начала XX в., когда империализм был всеохватывающей мировой системой, и буржуазия определяла ход международных отношений и мировой политики.
Это определение эпохи стало неверным с момента победы социалистической революции в России.
Уже в 1920 г. В. И. Ленин, творчески обобщая всемирно-историческое значение победы Октябрьской революции и ее влияние на ход мировой истории, дал совершенно четкое определение содержания новой эпохи, открывшейся победой революции в России.
«Уничтожение капитализма и его следов, введение основ коммунистического порядка составляет содержание начавшейся теперь новой эпохи всемирной истории», — писал В. И. Ленин. Ленинское определение новой эпохи, начавшейся с победой Октября, легло в основу научного анализа содержания современной эпохи, данного в Заявлении. Обобщив историю развития мировой революции более чем за 40 лет, Совещание дало предельно четкое определение современной эпохи как эпохи борьбы двух противоположных общественных систем, эпохи социалистических революций и национально-освободительных движений, эпохи крушения империализма, ликвидации колониальной системы, эпохи перехода на путь социализма все новых народов, торжества социализма и коммунизма во всемирном масштабе.