Попытки ревизионистов исказить природу современного капитализма


"История экономических учений". Курс лекций.
Гос. изд-во "Высшая школа", М., 1963 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.

Одним из стандартных домыслов ревизионистов является утверждение о том, что современный капитализм и буржуазное государство коренным образом отличны от капитализма и буржуазного государства эпохи свободной конкуренции. В государственно-монополистическом капитализме вместо усиления власти монополий над жизнью нации ревизионисты увидели ростки социализма. В этом вопросе, маскируясь марксистскими фразами, ревизионисты сползли на позиции правой социал-демократии.
Они повторяют реформистские и буржуазные идеи о «самостоятельности» и «нейтральности» буржуазного государства, «второй промышленной революции», «государства всеобщего благосостояния».
Американские ревизионисты Гейтс, Браудер, Биттельмэн выступили с проповедью теории «американской исключительности», представляющей одну из разновидностей ревизионистской теории «национального коммунизма». Глашатаи этой «теории» объявили, что законы марксизма неприменимы к США, где решающим, фактором являются национальные особенности страны.
«Национальные особенности» США якобы настолько существенны, что модифицируют экономические законы капитализма и приводят к развитию новой высшей стадии капитализма, в отличие от империализма. Эта уникально-американская, новая прогрессивная: стадия капитализма названа Биттельмэном «государством всеобщего благосостояния» и изображается им как промежуточная стадия между монополистическим капитализмом и социализмом. «Новый капитализм» США, по мнению ревизионистов, должен реформировать весь мир, принося свои благодетельные плоды в Азию, Африку, Латинскую Америку.
Ревизионистская утопия является карикатурой на марксистско-ленинскую теорию социального развития и социалистической революции и дезориентирует рабочее движение, отвлекает от антимонополистической борьбы. Американские коммунисты, исключая Биттельмэна из партии, справедливо назвали его ревизионистскую теорию «государства всеобщего благосостояния» идеологией государственно-монополистического капитала.