Учение об империализме - идейное оружие в борьбе против современного ревизионизма и реформизма


"История экономических учений". Курс лекций.
Гос. изд-во "Высшая школа", М., 1963 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями.

Современные реформисты и ревизионисты являются идейными преемниками тех ренегатов марксизма, которых в лице Каутского разоблачил В. И. Ленин. Они представлены правосоциалистическими партиями и различными раскольническими группировками в компартиях капиталистических стран, как, например, Дании и США. Во многих вопросах грань между ревизионизмом и буржуазной политической экономией и философией исчезает и ревизионизм прямо смыкается с буржуазной апологетикой.
На современном этапе ревизионизм является главной опасностью для международного рабочего движения, подрывая его единство и служа проводником буржуазной идеологии.
Генеральная линия нашей партии предполагает решительную, последовательную и беспощадную борьбу против ревизионизма и оппортунизма во всех его проявлениях. Необходимость непримиримой борьбы с ревизионизмом и оппортунизмом подчеркивается в Программе КПСС: «В современных условиях главную опасность в коммунистическом движении представляет ревизионизм, правый оппортунизм, как отражение буржуазного влияния». Теоретическим фундаментом нашей борьбы является теория марксизма-ленинизма, в частности, ленинское учение об империализме, пересмотр и фальсификация которого лежат в основе всех современных течений ревизионизма.
Водораздел между ревизионизмом и реформизмом, с одной стороны, и марксизмом — с другой, идет по основному вопросу: могут ли в недрах капитализма созревать готовые формы социалистического уклада. Марксизм, опираясь на ленинское учение об империализме, категорически отрицает эту возможность и утверждает, что необходима коренная ломка отношений собственности, лежащих в основе капиталистического общества, и что она может быть совершена лишь диктатурой пролетариата.
Ревизионизм направляет свои атаки на это основное положение марксизма. Его ревизия совершается под флагом того, что новые явления в экономике современного капитализма - возросшее вмешательство государства в экономическую жизнь и дальнейшее распространение акционерной формы предприятий — приводят к образованию нового социально-экономического строя, автоматически уничтожающего господство капитала и представляющего уже не капитализм, а нечто новое. Неправильное, немарксистское истолкование и оценка этих новых явлений приводит к реформизму — признается возможность мирного, реформистского изменения природы капитализма. Разоблачение классово враждебной сути этих концепций, которых придерживаются некоторые социалистические партии (Социалистическая партия Австрии, Социал-демократическая партия Западной Германии), возможно лишь на основе ленинской теории империализма, дающей четкое истолкование и правильную оценку государственно-монополистического капитализма и акционерной формы.
Государственно-монополистический капитализм приводит, с одной стороны, к еще большему обобществлению производства, а с другой, — к перераспределению национального дохода в пользу монополий (за счет ограбления государственного бюджета). Следовательно, частный характер присвоения еще более усиливается. Таким образом, цель, которую ставят себе монополии,— укрепить капитализм — не только не достигается, а отдаляется: происходит дальнейшее обобществление производства, а следовательно, растут материальные предпосылки социализма. Противоречие между производственными отношениями и производительными силами еще более углубляется.
За последние годы позиции ревизионизма и в политическом и в теоретическом отношении подорваны. Но компартии не прекращают борьбы за чистоту марксистско-ленинской теории, «Коммунистическая партия Советского Союза исходит из того, что непримиримая борьба с ревизионизмом, догматизмом и сектантством, со всякими отступлениями от ленинизма — необходимое условие дальнейшего укрепления единства международного» коммунистического движения, упрочения социалистического лагеря»,— говорится в Программе КПСС.
Современный догматизм подменяет изучение конкретной обстановки цитатами и начетничеством, что ведет к сектантству, отрыву от широких масс. Догматизм отказывается от тех новых, выводов, которые заключены в решениях XX, XXI и XXII съездов КПСС и знаменуют собой творческое развитие марксизма. Речь идет об оценке характера и содержания нашей эпохи, о возможности предотвращения войн в современных условиях, о мирном: сосуществовании государств с различным общественным строем, о формах перехода к социализму. Эти положения мобилизуют народы на борьбу за мир, за социализм, против империализма.
Идейным оружием в борьбе с современным ревизионизмом и реформизмом, а также догматизмом является ленинская теория империализма, как и 40—50 лет тому назад, когда Ленин с позиций творческого марксизма вел беспощадную борьбу со всяческими проявлениями буржуазной апологетики, ревизионизма и догматического истолкования марксистской теории.