Невещественные инвестиции, не воплощенные в людях


Дж. Кендрик. "Совокупный капитал США и его формирование"
Изд-во «Прогресс», М., 1978 г.

Невещественные инвестиции, не воплощенные в людях (исследования и разработки). Результат затрат на исследования и разработки — производство новых знаний и их практическое использование в виде создания новых или улучшенных предметов потребления, средств производства и технологии.
Хотя фундаментальные исследования, составляющие около 10% всех исследований и разработок, не направлены непосредственно на практическое применение, они неуклонно увеличивают запас научных знаний, усваиваемых (а также пополняемых) благодаря прикладным исследованиям, изобретениям и конструкторским разработкам.
Представляется правильным считать фундаментальные исследования, как и разработки, инвестициями, относя стоимость «бесполезных» исследований на счет тех, которые дают экономический эффект.
Мы учитываем лишь организованные исследования и разработки в различных секторах экономики, неорганизованная же деятельность (например, достижения изобретателей-одиночек) не принималась во внимание. Увеличение сведений о затратах на исследования и разработки, престижность которых возрастает, обусловило некоторое завышение оценок этих затрат. Однако такое завышение компенсируется завышенным значением дефляторов — индексов цен, которые базируются на стоимости затрат, поскольку определить и измерить результаты исследований и разработок нелегко.
При определении затрат на исследования и разработки для периода после 1953 г. были использованы оценки Национального научного фонда по фундаментальным, а также прикладным исследованиям и разработкам. (Разделить последнюю категорию не представляется возможным.) Имеются, кроме того, оценки Национального научного фонда по финансирующим секторам, соответствующее принятому в настоящем исследовании разделению экономики на сектора.
Оценки капитала строились на основе данных по исследованиям и разработкам, распределенных по широкому кругу продуктов.
Невещественные инвестиции, воплощенные в людях. Ряды данных по образованию и профессиональной подготовке охватывают расходы на организованное, неорганизованное и специальное (религиозное) обучение, а также расходы на профессиональную подготовку.
При определении расходов личного сектора на организованное обучение использовались данные о рассчитанных БЭА расходах частных лиц на личное потребление, в том числе на образование, наши оценки чистой ренты на учебный инвентарь и оборудование. Расходы студентов на проживание и рента на книги и учебный инвентарь оценивались как процент начисленного вознаграждения студентов, или их потерь в доходах. Последний составляет значительную долю расходов населения на образование, и оценка его производилась по ступеням образования с уменьшающейся поправкой на безработицу.
Финансируемые правительственным сектором расходы на образование представлены в основном данными БЭА о федеральных закупках, закупках штатов и местных властей с целью расширения и улучшения образования. Была начислена также валовая рента на государственные учебные здания и оборудование.