Обучение


Дж. Кендрик. "Совокупный капитал США и его формирование"
Изд-во «Прогресс», М., 1978 г.

Важной частью подготовки рабочей силы к определенной трудовой деятельности служит ее профессиональная подготовка, осуществляемая непосредственно фирмами, правительственными учреждениями и прочими организациями, применяющими наемный труд. Иногда такое обучение носит организованный характер (например, существуют программы подготовки учеников или курсы менеджеров), на него частично или полностью расходуется время рабочих и служащих в течение определенного периода. В этом случае издержки включают прямые расходы фирмы на обучение рабочей силы и выплачиваемую компенсацию затрат времени на учебу.
Различают также неорганизованное обучение, его иногда называют «обучение в процессе работы» (breaking in). К издержкам относится время, затраченное лицами, которые заняты обучением новых рабочих, а также потери за счет выпуска нестандартной продукции в период освоения новичками своих обязанностей.
Отметим, что наш подход к оценке этих инвестиций через затраты отличается от метода Д. Минсера, определяющего стоимость обучения на рабочем месте косвенным путем, то есть с помощью данных о заработках в течение жизненного цикла. В данном случае, однако, затратный метод более приемлем, так как согласуется с методологией получения других наших оценок.
В дополнение к организованному обучению в школах и на предприятиях применяются некоторые менее формальные методы образования. Имеются в виду прежде всего библиотеки и музеи (исключая библиотеки и музеи при школах), используемые людьми, стремящимися получить полезные знания или непосредственное удовольствие. Кроме того, к расходам на образование можно отнести стоимость некоторых программ радио и телевидения, а также определенную часть приписываемой им ренты. Газеты и журналы также частично обеспечивают, по терминологии Махлупа, «интеллектуальные» или «практические» знания. Некоторые применяемые в школах вспомогательные средства обучения, такие, как фильмы, пластинки и т. д., заведомо включены в прямые расходы на образование, частично их приобретают и для использования в домашних условиях.
Наконец, с образованием связаны программы лекций и семинаров на регулярных собраниях, конференциях или встречах, организуемых в различных учреждениях. Хотя определить точно величину этих «случайных» вкладов в образование не представляется возможным, некоторая надбавка на их стоимость введена в оценки инвестиций.
Реальный объем валового капитала, вложенного в образование и профессиональную подготовку, может рассматриваться как сумма произведений душевых реальных затрат на образование для различных групп населения на численность соответствующей группы. Эту величину можно перевести в текущие цены. При расчете объема чистого капитала необходимо учесть «обучение в процессе работы», то есть начинать амортизационные отчисления со стоимости образования и профессиональной подготовки через несколько лет после окончания периода обучения. Методом производственных функций можно выделить часть капитала, воплощенную в занятой рабочей силе.